Преподаватель Анна Витальевна Бондаренко
Домашние задания по слушанию музыки (последние в апреле месяце)
Класс
Задание 1. Прочитать материал о новой музыкальной форме ВАРИАЦИИ, записать в тетрадь определения теоретических понятий.
ТЕМА – в переводе с греческого языка – «то, что лежит в основе».
МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕМА – это построение, которое выражает законченную музыкальную мысль и служит основой всего произведения или его части.
ВАРИАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ТЕМЫ– повторение темы с различными изменениями.
ВАРЬИРОВАНИЕ – приём развития темы. Он связан с изменениями различных выразительных средств музыки при повторении темы. Изменяться могут мелодия, регистр, ритм, лад, гармония, темп, фактура.
ВАРИАЦИИ – музыкальная форма, которая состоит из темы и её изменённых повторений.
ВАРИАЦИЯ – в переводе с латинского языка – «изменение, разнообразие», какое-либо одно изменение темы.
Задание 2. Зарисуйте в тетради схему формы ВАРИАЦИИ. Сделайте карточку из плотной бумаги со схемой этой музыкальной формы:
AA1A2A3A4
Тема 1 вариация2 вариация 3 вариация 4 вариация
Задание3. Петь мелодию русской народной песни «Во саду ли, в огороде». Определить и записать в тетрадь:
а) В каком темпе звучит мелодия?
б) Тональность мелодии.
в) Какой размер стоит при ключе, и с какой доли начинается мелодия?
г) В какой музыкальной форме строится мелодия? Мелодия песни дана на следующей странице настоящих заданий.
Задание 4. Прочитать с листа, сыграть на своем инструменте (полностью, или по голосам, или только мелодию) Вариации на русскую народную песню «Во саду ли, в огороде» И. Берковича. Обратите внимание: форма темы сохраняется во всех вариациях.
|
Ноты произведения даны на третьей странице настоящих заданий.
Задание 5. Письменно ответить на вопросы:
1) В теме вариаций:
а) Каким итальянским термином обозначен темп?
б) Какой динамический оттенок указывает громкость звучания?
в) Что означает штрих nonlegato?
г) В какой фактуре строится основа произведения (одноголосной, или двухголосной, или трехголосной)?
д) Какими длительностями звуков записано сопровождение мелодии?
2) Первая вариация. Что изменяется по сравнению с темой? Фактура стала аккордовой. Это гармоническая фигурация.
а) Какими длительностями звуков происходит движение по звукам аккордов?
б) Какие паузы подчёркивают лёгкость и грациозность плясового характера «шагов» в музыке?
в) Какой вид минора использован?
г) Какой способ извлечения звуков показан волнистыми дугами?
3) Вторая вариация. Что изменяется по сравнению с темой? «Вернулась» мелодия русской песни. Она изложена и в двухголосной, и в гомофонно-гармонической фактуре (мелодия с аккомпанементом). Как и в первой вариации, светло, мягко, любовно, с ласковой грустью переливаются минорные краски ля-минора и ми-минора. В четвертом, восьмом и последнем такте звучат аккорды.
а) Каким итальянским термином обозначен темп?
б) Какой новый динамический оттенок указывает громкость звучания?
в) Что обозначают сокращенный термин rit.?
г) Как называетсяи что обозначает знак над последней нотой в мелодии (дуга с точкой внутри)?
д) Знак повтора исчез. Почему? Как изменяются окончания второго предложения при его изменённом повторении?
|
4) Третья вариация. Мелодия русской песни сохраняется. Что изменяется по сравнению с темой? Она изложена в гомофонно-гармонической фактуре (мелодия с аккомпанементом). Плавность, связность, хороводность движения предыдущей вариациисменилась на осторожные, невесомые, аккуратные «шаги». Сопоставляются тональности ля-минор и ми-минор.
а) Каким итальянским термином обозначен темп?
б) Как в сопровождении мелодии создается осторожность, невесомость, аккуратность «шагов» девичьего хоровода?
5) Докажите, что данное произведение композитора И. Берковича строится в форме вариаций.
Все задания выполнить на отдельном листе, на котором указать имя и фамилию ученика!