2) Предложение не согласовано: «Обработка … может осуществляться … в случаях … уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации …». Для приведения в соответствие с нормами русского языка нужно было бы использовать знак «;».
Статья 12. Трансграничная передача персональных данных
1. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, являющихся сторонами Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, а также иных иностранных государств, обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и может быть запрещена или ограничена в целях защиты основ конституционного строя Российской Федерации, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Комментарий:
Опять тавтология: «трансграничная передача персональных данных» по определению, данному в ч.11 ст.3 настоящего закона, есть «передача персональных данных на территорию иностранного государства».
2. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных утверждает перечень иностранных государств, не являющихся сторонами Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных и обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных. Государство, не являющееся стороной Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, может быть включено в перечень иностранных государств, обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных, при условии соответствия положениям указанной Конвенции действующих в соответствующем государстве норм права и применяемых мер безопасности персональных данных.
3. Оператор обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого осуществляется передача персональных данных, обеспечивается адекватная защита прав субъектов персональных данных, до начала осуществления трансграничной передачи персональных данных.
Комментарий:
Интересно, как оператор может убедиться в том, что обеспечивается адекватная защита прав субъектов персональных данных, да еще государством? И почему необходимо убеждаться именно в том, что адекватная защита обеспечивается государством, а не оператором, которому передаются данные?
4. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не обеспечивающих адекватной защиты прав субъектов персональных данных, может осуществляться в случаях:
1) наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных на трансграничную передачу его персональных данных;
2) предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
3) предусмотренных федеральными законами, если это необходимо в целях защиты основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также обеспечения безопасности устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства;
4) исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных;
5) защиты жизни, здоровья, иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных или других лиц при невозможности получения согласия в письменной форме субъекта персональных данных.
Статья 13. Особенности обработки персональных данных в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных
Комментарий:
По сути, эта статья вводит два новых понятия: «государственные информационные системы персональных данных» и «муниципальные информационные системы персональных данных». Что они обозначают? Все государственные информационные системы – это информационные системы персональных данных? А все муниципальные информационные системы – информационные системы персональных данных? В них, так или иначе, обрабатываются персональные данные граждан России и лиц без гражданства. Государство одно, а государственных информационных систем персональных данных может быть много? Примеры?
1. Государственные органы, муниципальные органы создают в пределах своих полномочий, установленных в соответствии с федеральными законами, государственные или муниципальные информационные системы персональных данных.
Комментарий:
Вообще-то они создают информационные системы, в которых обрабатываются, в том числе, и персональные данные субъектов. Никто нигде еще не создавал, и вряд ли будет создавать, информационные системы персональных данных. Информационными системами персональных данных информационные системы сделал настоящий закон и породил таким образом массу недоразумений.
2. Федеральными законами могут быть установлены особенности учета персональных данных в государственных и муниципальных информационных системах персональных данных, в том числе использование различных способов обозначения принадлежности персональных данных, содержащихся в соответствующей государственной или муниципальной информационной системе персональных данных, конкретному субъекту персональных данных.
Комментарий:
О каких особенностях учета здесь идет речь? Что такое «учет персональных данных в государственных и муниципальных информационных системах персональных данных»? Персональные данные нужно учитывать? Об этом в законе ни слова до этого пункта.
Зачем необходимо использовать различные способы обозначения принадлежности персональных данных субъекту? Для обезличивания? А зачем их обезличивать в государственных системах? Во-первых, они и так, как правило, там обезличены, а во-вторых, чтобы стало вообще невозможно найти жуликов, воров, убийц и прочих нарушителей законов?
3. Права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены по мотивам, связанным с использованием различных способов обработки персональных данных или обозначения принадлежности персональных данных, содержащихся в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных, конкретному субъекту персональных данных. Не допускается использование оскорбляющих чувства граждан или унижающих человеческое достоинство способов обозначения принадлежности персональных данных, содержащихся в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных, конкретному субъекту персональных данных.
Комментарий:
1) По настоящему закону не могут быть ограничены права и свободы «человека и гражданина», т.е. тех, кто является одновременно и человеком, и гражданином. Поэтому, если человек не является гражданином или гражданин не является человеком (!?), то их права и свободы могут быть ограничены!
Способы обработки персональных данных никак не влияют на права и свободы субъектов. А вот «мотивы» у чиновников могут быть какие угодно. И закон этот дает им массу возможностей для вольной трактовки «мотивов».
4. В целях обеспечения реализации прав субъектов персональных данных в связи с обработкой их персональных данных в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных может быть создан государственный регистр населения, правовой статус которого и порядок работы с которым устанавливаются федеральным законом.
Комментарий: