Трудности определения понятия «функциональный стиль»




Само определение понятия «функциональный стиль» обнаруживает разночтение в теоретических источниках. Основная часть исследований функционального стиля выполнена с использованием многочисленных положений научных школ и с привлечением обширного материала. Лингвистикой не выявлено точное количество функциональных стилей, не определен также чёткий онтологический статус: их относят к проявлениям и речи, и языка. Функциональная стилистика является неотъемлемой частью лингвостилистики, т. к. имеет общий объект со стилистикой. Функциональные стили рассматриватся в социальном контексте, в рамках общественных функций языка.

На практических занятиях вам будет предложено, используя компонентно-квантитативный метод (установление интегральных и дифференциальных признаков функционального стиля) 1) составить перечень компонентов, с помощью которых определяется термин; 2) выявить сходства и различия в компонентном составе дефиниции; 3) определить частотность компонентов и, соответственно, их значимость.

Я остановлюсь на признаках функциональных стилей, акцентируя внимание на накапливающихся изменениях в пространстве каждого из основных стилей.

Официально-деловой стиль обслуживает деловые отношения людей и сохраняет базовую функцию ‒ информативную. Языковые средства в письменных документах являются носителями долженствующе-предписывающей модальности, обеспечивают точность и однозначность, стереотипность и стандартизованность языковых ресурсов.

В зависимости от типовых ситуаций в официально-деловой речи могут быть выделены разные жанры: заявление, постановление, экспертное заключение, инструкция, закон, указ, коммюнике, договор, ультиматум и т.д. Эти жанры долгое время остаются стабильными, что делает справедливым перечень «уровневых» особенностей этих жанров: употребление слов в прямом значении, использование номенклатурной терминологии, нейтральных и книжных средств; обилие слов с отвлеченными суффиксами, сложносокращенных слов и аббревиатур; соблюдение норм гендерной картины мира (выбор в пользу наименования мужского рода); обилие сложных союзов и отыменных предлогов; частое использование конструкций с родительным при имени в именительном падеже; прямой порядок слов; большое количество причастных и деепричастных оборотов; отказ от образности в любой форме, от форм экспрессивного синтаксиса.

Другая функция ‒ воздействующая проявляет себя в условиях расширения жанрового регистра этого стиля, включения в его сферу устных форм деловой коммуникации. В устной деловой речи степень официальности снижается, и выбор вариантных средств зависит от жанра, условий общения, от целевого адресата и всё больше ‒ от креативности авторов проектов деловых коммуникаций.

Описание изменений в официально деловом стиле естественным образом потребуют перехода от стиля к дискурсу, то есть смены методологии. О дискурсе речь будет идти в следующем учебном году. Пока же приведу показательные примеры заглавий нескольких разделов из книги О. Северской и Л. Селезневой «Эффективная бизнес-коммуникация. «Волшебные таблетки» для деловых людей» (М.: Эксмо, 2019. 416 с.): «Барьеры общения и коммуникативные неудачи», «Комплимент ‒ наше тайное оружие», «Как вежливо «вытащить» из собеседника информацию», «Самопрезентация в стиле «твит», «18 приемов, стимулирующих внимание аудитории», «Тип адресата ‒ тип письма» и мн. др.

Деловая беседа, деловой спор, переговоры, электронные деловые письма, презентации, круглые столы, собеседования, деловой тост, телефонный разговор, деловое интервью и др. ‒ такова палитра современной деловой коммуникации, каждый вид (тип, формат) которой имеет свою специфику и далеко не всегда соответствует традиционной норме официально-делового стиля, а то и вовсе ей не соответствует. Интердискурсивность (взаимодействие дискурсов) ‒ один из значимых признаков новой деловой коммуникации.

Научный стиль представляет научную сферу общения и речевой деятельности, связанную с реализацией науки как формы общественного сознания. Конструктивный принцип научного стиля ‒ обобщенно-отвлеченность в сочетании с подчеркнутой логичностью и терминированностью речи, а основные стилевые черты ‒ отвлеченно-обобщенность, подчеркнутая логичность, точность, ясность и объективность изложения, его последовательность, логизированная оценочность. В целом научному стилю свойствен книжный характер речи, предполагающий строгое соблюдение литературных норм.

Трансформация научного стиля в условиях меняющейся коммуникационной среды очевидна. Положение о нежелательности разговорных и эмотивных средств не отменяется. Но не отменяется и тезис о том, что эмоция сопровождает творческую научно-познавательную деятельность. Другое дело, в каких жанрах научной речи и в каких формах она должна присутствовать (научная монография, научно-популярная книга, обзорная аналитическая статья и т.д.).

Говоря об изменениях научного стиля, целесообразно ориентироваться на свойства научного дискурса – последовательности речемыслительных действий как отражения поиска ответа на познавательный вопрос, составляющий основу проблемной ситуации. Два конститутивных (составляющих основу) начала определяют свойства научного дискурса: особенности научного мышления и их реализация в коммуникативных действиях. Диалогичность – неотъемлемое свойство творческого научного мышления с его когнитивной установкой на коммуникацию в условиях познавательной ситуации. Текст, организуемый как научный функциональный стиль, включает диалог, осуществляемый в цепочке: автор – текст – адресат.

Автор научного текста – субъект познания, носитель дисциплинарного знания и инициатор диалога с адресатом. Читатель всегда присутствует в речи автора как субъект восприятия. Отсюда ‒ толкование терминов, аргументация позиций (например, краткая для подготовленной аудитории и развёрнутая для не подготовленной; полемическая в споре с оппонентом и безусловно принимаемая в учебном пособии).

Маршруты индивидуализации научного текста: согласие/несогласие, оценка, вопрос/ответ, уточнение, дополнение, пояснение, доказательство, предположение, допущение и др. Цель – создать общее с адресатом ментальное пространство:

присмотримся повнимательней, как видим, здесь необходимо разобраться, аналогичное понимание находим, вернёмся к высказыванию и т.д.

Риторика актуальности заявленного исследования (значимость на данном этапе развития научного знания).

Пример: Современные учителя столкнулись с новыми вызовами, в том числе– с нарушением баланса между обучением и воспитанием…

Риторика новизны (заполнение научных лакун, применение новых методов исследования).

Пример: Педагогика как фундаментальная теоретическая и вместе с тем практическая дисциплина, будучи живым и перспективным гуманитарным направлением, не стоит на месте…

Риторика рассуждения. Языковые средства рассуждения как познавательной деятельности – в проекции на восприятие читателем:

обозначим, определим, рассмотрим, приведём пример, проанализируем результаты эксперимента, сделаем вывод.

Активный речемыслительный процесс через внимание к слову: лучше сказать, неточное выражение, поверхностное рассуждение, проясним мысль, мы использовали этот термин потому что…

Риторика мнения.

Пример: Эффекты аттракции, проявленные в небольшой группе ответственных, профессионально состоятельных и увлечённых проблемой людей, могут оказаться значимыми для широкого круга исследователей, в том числе в научной перспективе.

Риторика проблемной ситуации (вопросы, на которые нет ответа; есть разные ответы; ответы, полученные на другом материале и (или) с применением другого инструментария).

Пример: В условиях далеко не всегда оправданной методологической гетерогенности увеличение объёма опубликованных материалов не способствует уменьшению количества бесспорных фактов в области стилистики, текстологии и дискурсологии.

Риторика обобщения.

Пример: Если попытаться всё объяснить, можно всё испортить. При всей странности этого суждения есть основание отнести его посыл к языковой и концептуальной картинам мира. Но если не пытаться, можно потерять чувство реальности и тоже всё испортить. Будем продолжать заниматься текстом во всех его аспектах, думать и заботиться о стиле, но в конечном итоге только дискурс откроет возможность перехода на новый концептуальный уровень, имя которого – конвергентность.

Риторика интертекстуальных включений (взаимодействия цитат).

Риторика выводов.

Примеры: Апробированные мировой публичной практикой, риторические средства способны снизить уровень травмогенности современной политической журналистики. Но, учитывая современные политические условия, здесь целесообразно применить риторическую фигуру умолчания.

Процесс и результаты научного познания должны быть изложены определённым образом для того, чтобы обрести научную ценность и общественную значимость.

Замечательная мысль ученого о значимости эмоционального фактора в научном познании: «Я ощущаю как нечто благодетельное, когда из-под холодного панциря объективности на меня веет тёплым дыханием личности, что в конце концов мы ощущаем в большей или меньшей степени всегда. В таких случаях мой соисследователь становится мне ближе, понятнее» (Г. Шухардт, Личность автора в лингвистическом исследовании).

Публицистический стиль обслуживает сферу общественно-политических, экономических и культурных отношений. Основные функции – информативная и воздействующая. Общая черта стиля – сочетание экспрессивности и стандарта. Экспрессивность обусловлена требованием осуществления воздействия на массового адресата, стандарт – требованием быстроты передачи информации.

Тенденция к стандартности означает стремление публицистики к строгости (документальности) информации, тенденция к экспрессивности – стремление к доступности и яркости формы выражения. В публицистике могут переплетаться и вступать во взаимодействие многие особенности научного и официально-делового стилей, с одной стороны, и разговорной речи и языка художественной литературы, с другой. Наряду с действием тенденций к стандарту и экспрессивности одной из характерных черт публицистического стиля является полистилизм, т.е. сочетание резко контрастных стилистических элементов.

В публицистическом стиле выделяются подстили: газетно-публицистический, радио-тележурналистский. Подстили членятся на жанры. К жанрам, например,газетно-публицистического подстиля относятся эссе, очерк, фельетон, интервью и др. В наше время рождается много новых жанров (разнообразные беседы, дискуссии, новые виды интервью и т.д.).

О содержательной (концептуально значимой) смене номинаций. «Развитие публицистического стиля отражено через смену его номинаций. <> Номинации публицистический стиль и публицистический текст перестали отражать сложившуюся в средствах массовой коммуникации ситуацию…» (Клушина Н.И., Николаева А.В. Стилистика интернет-текста: учебник. ‒ М.: Эдитус, 2019. ‒ С. 14-15). Определим (кратко) содержание новых номинаций.

Новые медиа (New media) — термин, который обозначает компьютерные, цифровые технологии и сетевые коммуникаций. Их массовость и доступность напрямую связаны с компьютеризацией общества и последующей цифровой грамотностью. С развитием технологий и появлением интернета наблюдается стремительная трансформация медиа. Результатом таких перемен стала конвергентная журналистика и конвергентные редакции. Традиционные СМИ превращаются в мультимедийные и повсеместно используют различные современные технологии в своей работе: цифровая обработка изображений, социальные медиа, каналы в мессенджерах, прямые трансляции в Интернет, лонгриды, мобильные приложения и многие другие.

Новые медиа — новый формат существования средств массовой информации, постоянно доступных на цифровых устройствах и подразумевающих активное участие пользователей в создании и распространении контента.

Медиастиль ‒ определённый (уникальный или стереотипный) способ производства текстов в медиакоммуникации.

Медиатекст ‒ разновидность текста, функционирующего в массовой коммуникации и имеющего стилистические особенности, связанные как с реализацией в нём интенции информирования, убеждения и/или развлечения массовой аудитории (интралингвистические особенности), так и с технологическими особенностями медийной платформы, на которой он существует (экстралингвистические особенности)

Интернет-текст ‒ текст, бытующий в интернете, разновидность медиатекста, который распространяется по каналу интернет и имеет особенности, связанные с технологическими возможностями данного канала. Интернет-текст является принципиально новым типом текста и имеет специфические текстовые параметры, отличающие его от классического линейного текста доинтернетовской эпохи.

Классический текст Медиатекст
завершённость незавершённость
линейность нелинейность
отграниченность подвижность
вербальный код мультимедиальность
векторность (направленность на адресата) выраженная интерактивнось

Понятно, каким стилистическим многообразием насыщены новые медиа и какие характеристики может получит современная стилистическая норма. Эта проблема требует специального изучения, но она должна быть знакома магистрантам.

Разговорный стиль.

В нижеследующей таблице представлены классические характеристики разговорного стиля:

«Новая разговорность» ‒ это факт расширения диапазона письменных реализаций разговорного стиля. Изучается проблема «Письменная разговорная речь». Некоторые признаки: увеличилась степень спонтанности и непринужденности в «неразговорных» («книжных») сферах коммуникации (например, в онлайн-конференциях). Книжные слова, заимствования, связанные с техническим прогрессом и формами интернет-коммуникаций, без ограничения используются в бытовом общении (правда, словообразовательные, грамматические преобразования соответствуют нормам разговорной речи: комп – компьютер, дейлик – короткие встречи команды, коммиться – обещать выполнить задание в оговоренный срок, зуммиться – общаться в Zoom и мн. др).

Для любящих поразмышлять над проблемой: Можно ли считать приведенный ниже пример эталоном разговорного стиля. Найдите аргументы для выбранного ответа.

Проблема выделения и художественного стиля и аргументов его включения/невключения в число функциональных стилей будет рассмотрена на семинарском занятии. Мнение автора лекции: стиль художественной литературы не может стоять в одном ряду с другими функциональными стилями, поскольку художественность основывается на эстетической функции языка и образной организации смысла. Сопротивление встроенности художественного стиля в общую логическую последовательность функциональных стилей оказывают жанры, сопряженные с поэзией, иносказанием и другими жанрами, представляющими «возможный» (альтернативный) мир.

Литература к блоку «Стилистика»

(названа литература, поддерживающая концепцию автора лекции)

1. Болотнова Н.С. Об основных тенденциях развития стилистики и статусе когнитивной стилистики // Вопросы когнитивной лингвистики. ‒ 2012. ‒ №3. ‒ С. 5-11.

2. Варгина Е.И. Научный текст: функция воздействия. – СПб.: СПбГУ, 2004. – 212 с.

3. Клушина Н.И. Стилистика публицистического текста. ‒ М.: Флинта, 2019. ‒ 241 с.

4. Клушина Н.И., Николаева А.В. Стилистика интернет-текста: учебник. ‒ М.: Эдитус, 2019. ‒ 176 с.

5. Клушина Н.И., Николаева А.В. Введение в интернет-стилистику: учебник. – М.: Флинта, 2020. ‒ 240 с.

6. Колокольцева Т.Н. Стилистика русского языка: учебное пособие ‒ М.: Флинта, 2016. ‒ 196 с.

7. Котюрова М. П., Тихомирова Л. С., Соловьёва Н. В. Идиостилистика научной речи. Наши представления о речевой индивидуальности учёного. – Пермь, 2011. – 304 с.

8. Купина Н.А. Креативная стилистика: учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2014. – 184 с.

9. Литневская Е.И. Письменные формы русской разговорной речи (к постановке проблемы): монография. – М.: МАКС ПРЕСС, 2011. – 304 с.

10. Северская О., Селезнева Л. Эффективная бизнес-коммуникация. «Волшебные таблетки» для деловых людей. ‒ М.: Эксмо, 2019. ‒ 416 с.

11. Сапожникова О.С. Современное состояние стилистики: интер- и трансдисциплинарные тенденции // Вестник нижегородского государственного лингвистического университета имени. Н.А. Добролюбова. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. ‒ 2008. ‒ Вып. 3. ‒ С. 43-50.

12. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: учебное пособие для бакалавров. ‒ М.: Флинта: Наука, 2016. ‒ 248 с.

13. Чернявская В. Е. Интерпретация научного текста: учебное пособие для вузов. – М.: КомКнига, 2009. – 128 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: