Само определение понятия «функциональный стиль» обнаруживает разночтение в теоретических источниках. Основная часть исследований функционального стиля выполнена с использованием многочисленных положений научных школ и с привлечением обширного материала. Лингвистикой не выявлено точное количество функциональных стилей, не определен также чёткий онтологический статус: их относят к проявлениям и речи, и языка. Функциональная стилистика является неотъемлемой частью лингвостилистики, т. к. имеет общий объект со стилистикой. Функциональные стили рассматриватся в социальном контексте, в рамках общественных функций языка.
На практических занятиях вам будет предложено, используя компонентно-квантитативный метод (установление интегральных и дифференциальных признаков функционального стиля) 1) составить перечень компонентов, с помощью которых определяется термин; 2) выявить сходства и различия в компонентном составе дефиниции; 3) определить частотность компонентов и, соответственно, их значимость.
Я остановлюсь на признаках функциональных стилей, акцентируя внимание на накапливающихся изменениях в пространстве каждого из основных стилей.
Официально-деловой стиль обслуживает деловые отношения людей и сохраняет базовую функцию ‒ информативную. Языковые средства в письменных документах являются носителями долженствующе-предписывающей модальности, обеспечивают точность и однозначность, стереотипность и стандартизованность языковых ресурсов.
В зависимости от типовых ситуаций в официально-деловой речи могут быть выделены разные жанры: заявление, постановление, экспертное заключение, инструкция, закон, указ, коммюнике, договор, ультиматум и т.д. Эти жанры долгое время остаются стабильными, что делает справедливым перечень «уровневых» особенностей этих жанров: употребление слов в прямом значении, использование номенклатурной терминологии, нейтральных и книжных средств; обилие слов с отвлеченными суффиксами, сложносокращенных слов и аббревиатур; соблюдение норм гендерной картины мира (выбор в пользу наименования мужского рода); обилие сложных союзов и отыменных предлогов; частое использование конструкций с родительным при имени в именительном падеже; прямой порядок слов; большое количество причастных и деепричастных оборотов; отказ от образности в любой форме, от форм экспрессивного синтаксиса.
|
Другая функция ‒ воздействующая проявляет себя в условиях расширения жанрового регистра этого стиля, включения в его сферу устных форм деловой коммуникации. В устной деловой речи степень официальности снижается, и выбор вариантных средств зависит от жанра, условий общения, от целевого адресата и всё больше ‒ от креативности авторов проектов деловых коммуникаций.
Описание изменений в официально деловом стиле естественным образом потребуют перехода от стиля к дискурсу, то есть смены методологии. О дискурсе речь будет идти в следующем учебном году. Пока же приведу показательные примеры заглавий нескольких разделов из книги О. Северской и Л. Селезневой «Эффективная бизнес-коммуникация. «Волшебные таблетки» для деловых людей» (М.: Эксмо, 2019. 416 с.): «Барьеры общения и коммуникативные неудачи», «Комплимент ‒ наше тайное оружие», «Как вежливо «вытащить» из собеседника информацию», «Самопрезентация в стиле «твит», «18 приемов, стимулирующих внимание аудитории», «Тип адресата ‒ тип письма» и мн. др.
|
Деловая беседа, деловой спор, переговоры, электронные деловые письма, презентации, круглые столы, собеседования, деловой тост, телефонный разговор, деловое интервью и др. ‒ такова палитра современной деловой коммуникации, каждый вид (тип, формат) которой имеет свою специфику и далеко не всегда соответствует традиционной норме официально-делового стиля, а то и вовсе ей не соответствует. Интердискурсивность (взаимодействие дискурсов) ‒ один из значимых признаков новой деловой коммуникации.
Научный стиль представляет научную сферу общения и речевой деятельности, связанную с реализацией науки как формы общественного сознания. Конструктивный принцип научного стиля ‒ обобщенно-отвлеченность в сочетании с подчеркнутой логичностью и терминированностью речи, а основные стилевые черты ‒ отвлеченно-обобщенность, подчеркнутая логичность, точность, ясность и объективность изложения, его последовательность, логизированная оценочность. В целом научному стилю свойствен книжный характер речи, предполагающий строгое соблюдение литературных норм.
Трансформация научного стиля в условиях меняющейся коммуникационной среды очевидна. Положение о нежелательности разговорных и эмотивных средств не отменяется. Но не отменяется и тезис о том, что эмоция сопровождает творческую научно-познавательную деятельность. Другое дело, в каких жанрах научной речи и в каких формах она должна присутствовать (научная монография, научно-популярная книга, обзорная аналитическая статья и т.д.).
|
Говоря об изменениях научного стиля, целесообразно ориентироваться на свойства научного дискурса – последовательности речемыслительных действий как отражения поиска ответа на познавательный вопрос, составляющий основу проблемной ситуации. Два конститутивных (составляющих основу) начала определяют свойства научного дискурса: особенности научного мышления и их реализация в коммуникативных действиях. Диалогичность – неотъемлемое свойство творческого научного мышления с его когнитивной установкой на коммуникацию в условиях познавательной ситуации. Текст, организуемый как научный функциональный стиль, включает диалог, осуществляемый в цепочке: автор – текст – адресат.
Автор научного текста – субъект познания, носитель дисциплинарного знания и инициатор диалога с адресатом. Читатель всегда присутствует в речи автора как субъект восприятия. Отсюда ‒ толкование терминов, аргументация позиций (например, краткая для подготовленной аудитории и развёрнутая для не подготовленной; полемическая в споре с оппонентом и безусловно принимаемая в учебном пособии).
Маршруты индивидуализации научного текста: согласие/несогласие, оценка, вопрос/ответ, уточнение, дополнение, пояснение, доказательство, предположение, допущение и др. Цель – создать общее с адресатом ментальное пространство:
присмотримся повнимательней, как видим, здесь необходимо разобраться, аналогичное понимание находим, вернёмся к высказыванию и т.д.
Риторика актуальности заявленного исследования (значимость на данном этапе развития научного знания).
Пример: Современные учителя столкнулись с новыми вызовами, в том числе– с нарушением баланса между обучением и воспитанием…
Риторика новизны (заполнение научных лакун, применение новых методов исследования).
Пример: Педагогика как фундаментальная теоретическая и вместе с тем практическая дисциплина, будучи живым и перспективным гуманитарным направлением, не стоит на месте…
Риторика рассуждения. Языковые средства рассуждения как познавательной деятельности – в проекции на восприятие читателем:
обозначим, определим, рассмотрим, приведём пример, проанализируем результаты эксперимента, сделаем вывод.
Активный речемыслительный процесс через внимание к слову: лучше сказать, неточное выражение, поверхностное рассуждение, проясним мысль, мы использовали этот термин потому что…
Риторика мнения.
Пример: Эффекты аттракции, проявленные в небольшой группе ответственных, профессионально состоятельных и увлечённых проблемой людей, могут оказаться значимыми для широкого круга исследователей, в том числе в научной перспективе.
Риторика проблемной ситуации (вопросы, на которые нет ответа; есть разные ответы; ответы, полученные на другом материале и (или) с применением другого инструментария).
Пример: В условиях далеко не всегда оправданной методологической гетерогенности увеличение объёма опубликованных материалов не способствует уменьшению количества бесспорных фактов в области стилистики, текстологии и дискурсологии.
Риторика обобщения.
Пример: Если попытаться всё объяснить, можно всё испортить. При всей странности этого суждения есть основание отнести его посыл к языковой и концептуальной картинам мира. Но если не пытаться, можно потерять чувство реальности и тоже всё испортить. Будем продолжать заниматься текстом во всех его аспектах, думать и заботиться о стиле, но в конечном итоге только дискурс откроет возможность перехода на новый концептуальный уровень, имя которого – конвергентность.
Риторика интертекстуальных включений (взаимодействия цитат).
Риторика выводов.
Примеры: Апробированные мировой публичной практикой, риторические средства способны снизить уровень травмогенности современной политической журналистики. Но, учитывая современные политические условия, здесь целесообразно применить риторическую фигуру умолчания.
Процесс и результаты научного познания должны быть изложены определённым образом для того, чтобы обрести научную ценность и общественную значимость.
Замечательная мысль ученого о значимости эмоционального фактора в научном познании: «Я ощущаю как нечто благодетельное, когда из-под холодного панциря объективности на меня веет тёплым дыханием личности, что в конце концов мы ощущаем в большей или меньшей степени всегда. В таких случаях мой соисследователь становится мне ближе, понятнее» (Г. Шухардт, Личность автора в лингвистическом исследовании).
Публицистический стиль обслуживает сферу общественно-политических, экономических и культурных отношений. Основные функции – информативная и воздействующая. Общая черта стиля – сочетание экспрессивности и стандарта. Экспрессивность обусловлена требованием осуществления воздействия на массового адресата, стандарт – требованием быстроты передачи информации.
Тенденция к стандартности означает стремление публицистики к строгости (документальности) информации, тенденция к экспрессивности – стремление к доступности и яркости формы выражения. В публицистике могут переплетаться и вступать во взаимодействие многие особенности научного и официально-делового стилей, с одной стороны, и разговорной речи и языка художественной литературы, с другой. Наряду с действием тенденций к стандарту и экспрессивности одной из характерных черт публицистического стиля является полистилизм, т.е. сочетание резко контрастных стилистических элементов.
В публицистическом стиле выделяются подстили: газетно-публицистический, радио-тележурналистский. Подстили членятся на жанры. К жанрам, например,газетно-публицистического подстиля относятся эссе, очерк, фельетон, интервью и др. В наше время рождается много новых жанров (разнообразные беседы, дискуссии, новые виды интервью и т.д.).
О содержательной (концептуально значимой) смене номинаций. «Развитие публицистического стиля отражено через смену его номинаций. <> Номинации публицистический стиль и публицистический текст перестали отражать сложившуюся в средствах массовой коммуникации ситуацию…» (Клушина Н.И., Николаева А.В. Стилистика интернет-текста: учебник. ‒ М.: Эдитус, 2019. ‒ С. 14-15). Определим (кратко) содержание новых номинаций.
Новые медиа (New media) — термин, который обозначает компьютерные, цифровые технологии и сетевые коммуникаций. Их массовость и доступность напрямую связаны с компьютеризацией общества и последующей цифровой грамотностью. С развитием технологий и появлением интернета наблюдается стремительная трансформация медиа. Результатом таких перемен стала конвергентная журналистика и конвергентные редакции. Традиционные СМИ превращаются в мультимедийные и повсеместно используют различные современные технологии в своей работе: цифровая обработка изображений, социальные медиа, каналы в мессенджерах, прямые трансляции в Интернет, лонгриды, мобильные приложения и многие другие.
Новые медиа — новый формат существования средств массовой информации, постоянно доступных на цифровых устройствах и подразумевающих активное участие пользователей в создании и распространении контента.
Медиастиль ‒ определённый (уникальный или стереотипный) способ производства текстов в медиакоммуникации.
Медиатекст ‒ разновидность текста, функционирующего в массовой коммуникации и имеющего стилистические особенности, связанные как с реализацией в нём интенции информирования, убеждения и/или развлечения массовой аудитории (интралингвистические особенности), так и с технологическими особенностями медийной платформы, на которой он существует (экстралингвистические особенности)
Интернет-текст ‒ текст, бытующий в интернете, разновидность медиатекста, который распространяется по каналу интернет и имеет особенности, связанные с технологическими возможностями данного канала. Интернет-текст является принципиально новым типом текста и имеет специфические текстовые параметры, отличающие его от классического линейного текста доинтернетовской эпохи.
Классический текст | Медиатекст |
завершённость | незавершённость |
линейность | нелинейность |
отграниченность | подвижность |
вербальный код | мультимедиальность |
векторность (направленность на адресата) | выраженная интерактивнось |
Понятно, каким стилистическим многообразием насыщены новые медиа и какие характеристики может получит современная стилистическая норма. Эта проблема требует специального изучения, но она должна быть знакома магистрантам.
Разговорный стиль.
В нижеследующей таблице представлены классические характеристики разговорного стиля:
«Новая разговорность» ‒ это факт расширения диапазона письменных реализаций разговорного стиля. Изучается проблема «Письменная разговорная речь». Некоторые признаки: увеличилась степень спонтанности и непринужденности в «неразговорных» («книжных») сферах коммуникации (например, в онлайн-конференциях). Книжные слова, заимствования, связанные с техническим прогрессом и формами интернет-коммуникаций, без ограничения используются в бытовом общении (правда, словообразовательные, грамматические преобразования соответствуют нормам разговорной речи: комп – компьютер, дейлик – короткие встречи команды, коммиться – обещать выполнить задание в оговоренный срок, зуммиться – общаться в Zoom и мн. др).
Для любящих поразмышлять над проблемой: Можно ли считать приведенный ниже пример эталоном разговорного стиля. Найдите аргументы для выбранного ответа.
Проблема выделения и художественного стиля и аргументов его включения/невключения в число функциональных стилей будет рассмотрена на семинарском занятии. Мнение автора лекции: стиль художественной литературы не может стоять в одном ряду с другими функциональными стилями, поскольку художественность основывается на эстетической функции языка и образной организации смысла. Сопротивление встроенности художественного стиля в общую логическую последовательность функциональных стилей оказывают жанры, сопряженные с поэзией, иносказанием и другими жанрами, представляющими «возможный» (альтернативный) мир.
Литература к блоку «Стилистика»
(названа литература, поддерживающая концепцию автора лекции)
1. Болотнова Н.С. Об основных тенденциях развития стилистики и статусе когнитивной стилистики // Вопросы когнитивной лингвистики. ‒ 2012. ‒ №3. ‒ С. 5-11.
2. Варгина Е.И. Научный текст: функция воздействия. – СПб.: СПбГУ, 2004. – 212 с.
3. Клушина Н.И. Стилистика публицистического текста. ‒ М.: Флинта, 2019. ‒ 241 с.
4. Клушина Н.И., Николаева А.В. Стилистика интернет-текста: учебник. ‒ М.: Эдитус, 2019. ‒ 176 с.
5. Клушина Н.И., Николаева А.В. Введение в интернет-стилистику: учебник. – М.: Флинта, 2020. ‒ 240 с.
6. Колокольцева Т.Н. Стилистика русского языка: учебное пособие ‒ М.: Флинта, 2016. ‒ 196 с.
7. Котюрова М. П., Тихомирова Л. С., Соловьёва Н. В. Идиостилистика научной речи. Наши представления о речевой индивидуальности учёного. – Пермь, 2011. – 304 с.
8. Купина Н.А. Креативная стилистика: учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2014. – 184 с.
9. Литневская Е.И. Письменные формы русской разговорной речи (к постановке проблемы): монография. – М.: МАКС ПРЕСС, 2011. – 304 с.
10. Северская О., Селезнева Л. Эффективная бизнес-коммуникация. «Волшебные таблетки» для деловых людей. ‒ М.: Эксмо, 2019. ‒ 416 с.
11. Сапожникова О.С. Современное состояние стилистики: интер- и трансдисциплинарные тенденции // Вестник нижегородского государственного лингвистического университета имени. Н.А. Добролюбова. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. ‒ 2008. ‒ Вып. 3. ‒ С. 43-50.
12. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: учебное пособие для бакалавров. ‒ М.: Флинта: Наука, 2016. ‒ 248 с.
13. Чернявская В. Е. Интерпретация научного текста: учебное пособие для вузов. – М.: КомКнига, 2009. – 128 с.