Состояние композиции, когда все элементы сбалансированы между собой. Композиционное равновесие зависит от распределения основных масс композиции относительно ее центра и связано с характером организации пространства, с пропорциями, с расположением главной и второстепенных осей, с пластикой (гаммы, с цветовым и тональным соотношением отельных частей целого.
КОНСТРУКТИВИЗМ
Направление в искусстве, провозгласившее основой художественного образа не композицию, а конструкцию. Характеризуется сопоставлением простых лаконичных объемов и форм с абстрактным геометризмом. Конструктивизм выдвигает на передний план конструктивно-техническую сторону художественного творчества. Для конструктивизма характерна критика станковизма и созерцательности в искусстве, стремление реализовать в художественном творчестве требования конструктивной целесообразности, рациональности, функциональной оправданности и экономии.
КОНТРАСТ
Композиционный прием резкого противопоставления определенных элементов художественного произведения (пропорций, цвета и так далее). Степень тонового различия между областями изображения. Широко используемое средство гармонизации композиции, основанное на противопоставлении и борьбе разных начал.
КОНЦЕПТУАЛИЗМ
Направление авангардизма, отвергающее традиционные формы художественной выразительности, обосновывая свою позицию тем, что их использование может отвлечь зрителя от восприятия и понимания самого концепта, идеи. Концептуализм фиксирует внимание зрителя на самом процессе формирования замысла, закрепляя ее с помощью различного рода знаковых средств.
КУРСИВ
Наборный шрифт, основанный на характерных признаках изящного письма от руки. Курсив не воспроизводит сопряжения букв в слове. Традиционный курсив обладает наклоном, а также контрастом, сближающим его с антиквой.
ЛЕНТОЧНАЯ АНТИКВА
Антиква без засечек или гротеск с заметным контрастом. Шрифты с «едва наметившимися засечками». Наиболее яркий пример такого шрифта - Optima, разработанная Германом Цапфом в 1958 году.
ЛИТОГРАФИЯ
Вид тиражной графики, основанный на технике плоской печати. Черным жировым карандашем рисунок наносится на отшливованную зернистую поверхность камня (известняка). После травления камня кислотой, воздействующую на непокрытую жиром поверхность, рисунок смывают, взамен которого валиком наносится типографская краска, пристающая только к непро-травленным частям камня и в точности соответствующая рисунку. С камня делается оттиск на бумаге.
МАССОВОЕ ИСКУССТВО
Понятие противоположное элитарному искусству, к которому относят произведения высокой культуры прошлого и современности. Массовое искусство рассчитано на самый широкий круг зрителей, общедоступное, простое по форме, не требующее специальной подготовки для понимания. Массовое искусство рассчитано на усредненный вкус, широко тиражируемо, не обладает высокой художественной ценностью.
МИНИМАЛИЗМ
Простота и лаконичность это основа минимализма. Этот стиль зародился в искусстве в 1960-х годах в Америке и был на тот момент противопоставлен экспрессионизму. Минимализм это освобождение композиции от всех незначительных, второстепенных деталей и акцент на самом главном. Освобождаемое при этом пространство работает как линза высвечивая всё самое важное. Колористика минимализма скупа как впрочем и образы. Чаще всего используют 2-3 цвета.
МОДЕРНИЗМ
Собирательное обозначение всех новейших течений, направлений, школ искусства, порывающих с традицией, реализмом и считающих эксперимент основой творческого метода. Модернизм близок по значению к авангардизму и противоположен академизму.
МОДУЛЬНАЯ СЕТКА
Пересекающиеся вертикальные и горизонтальные линии, образующие сетку, по которой ведется макетирование и верстка текстов и изобразительных материалов для различных видов печатной продукции.
ОП-АРТ
Оп-арт - сокращенное название оптического искусства. Художники оп-арта используют в своем творчестве различные зрительные иллюзии, опираясь на особенности восприятия плоских и пространственных фигур. Эффекты пространственного перемещения, слияния, парения форм достигаются введением ритмических повторов, резких цветовых и тональных контрастов, пересечением спиралевидных и решетчатых конфигураций, извивающихся линий. Иллюзии струящегося движения, последовательной смены образов, неустойчивой, непрерывно перестраивающейся формы возникают в оп-арте только в ощущениях зрителей.
ОРНАМЕНТ
Узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов. В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный и антропоморфный. Орнамент может быть рисованным или наборным (политипаж).
ПЛАКАТ
Вид тиражной графики. Лаконичное и броское изображение, рассчитанное на всеобщее внимание и сопровождаемое текстом. Специфика художественного языка плаката определяется тем, что он должен восприниматься на достаточно большом расстоянии. В плакате огромная роль принадлежит символике цвета и силе его эмоционального воздействия. Плакаты подразделяются на рекламные, политические, агитационные, учебные, театрально-зрелищные, социальные, шрифтовые.
ПОП-АРТ
Поп-арт (сокращение от popular art — популярное искусство) — направление в изобразительном искусстве возникшее в 1950-1960 годах. Основоположник этого графического стиля Энди Уорхол заставил нас запомнить наиболее яркие образы поп-арта: Эрнесто Че Гевара, Мерилин Монро. Характерные черты поп-арта это:яркие цветавыразительные, мягкие силуетынеожиданные и динамичные композиционные решенияиспользуется техника коллажа и осознанная китчёвость - неотъемлемая черта поп-арта это использование ярких образов звёзд политики, шоу-бизнеса и кино. Поп-арт ориентирован на молодёжь отсюда берётся его несерьёзность и пропагандируемое потребительское отношение. Направление в искусстве, для которого характерно использование и переработка образов массовой культуры. Эстетика поп-арта направлена на утверждение культа вещи. Основной категорией поп-арта является не художественный образ, а его обозначение, избавляющее автора от рукотворного процесса его создания.
ПОСТМОДЕРНИЗМ
Термин, обозначающий то, что не лежит в русле ортодоксального модернизма с его строгими, но во многом надуманными эстетикой, этикой и философией. Постмодернизм отличается большей терпимостью к неясному и противоречивому, вниманием к особенностям контекста, свободой в обращении с историческими заимствованиями, диалогом с заказчиками и потребителями.
ПРОМ ГРАФИКА
Вид прикладной графики, произведения которого относятся к сфере производства и торговли.
ПРОПОРЦИИ
Гармоническое соотношение размеров между различными элементами, составляющими произведение, и между каждым из них и целым. Пропорциональная система пытается достичь единства видения, стремясь к иерархическому единству, в котором части и целое, а также их взаимные связи располагаются по мере их взаимодействия в совокупности формы. Правильно найденные пропорции придают объекту проектирования эстетическую выразительность и гармоническую завершенность.
ПРОТОТИП
Существующий объект, имеющий назначение сходное с проектируемым объектом, используемый дизайнером как предмет предпроектного анализа с целью выработки или уточнения проектной идеи.
ПСИХОДЕЛИКА
Психоделик (psyche — душа, delicious — расширять). Название возникло среди молодёжи 1960-1975 гг. Этот стиль использует яркие, кричащие цвета, неразборчивость и хаос в дизайн-макетах. Плавные линии заимствованы у арт-нуво, но добавлены контрастные формы и цвета, неразборчивые и кривые шрифты. Психоделический дизайн чаще не притягивает, а отталкивает.
РАППОРТ
Ритмически повторяющаяся часть орнамента.
РАСТР
В прикладной графике изображение получаемое с помощью точек или линий различной плотности. Растр возник как технический прием полиграфии, но затем стал использоваться художниками и дизайнерами в оформлении печатных изданий, плакатах, иллюстрациях, рекламе.
РЕТРО
Стиль, основу которого составляет нарочитая имитация форм, характерных для стилей прошедших эпох.
РИТМ
Универсальный структурный принцип, действенный для любого эстетического объекта, природного или созданного человеком — закономерное чередование соизмеримых и чувственно ощутимых элементов: звуковых, речевых или изобразительных. Одно из важнейших проявлений ритма — повторяемость элементов, мерность их чередования, на основе которой и складывается все многообразие ритмических соотношений. Постепенное количественное изменение в ряде чередующихся элементов - нарастание или убывание чередований, объема или площади, в сгущениях или разряжениях структуры.
СЕТКА
Система вертикалей и диагоналей, образующих своего рода каркас типографической композиции в масштабе листа, страницы разворота. Степень ее упорядочности и выразительности зависит от соответствия сетки материалу издания, от соблюдения композиционной схемы и размера ячеек относительно формата полосы. Сетки бывают различной дробности и регулярности. Одни задают только геометрическую схему, другие предписывают позицию для тех или иных элементов. Введение сетки ужесточает правила композиции.
СТАЙЛИНГ
Направление дизайна, выражающееся во внешнем, не затрагивающем конструктивную и функциональную основу, изменении промышленного изделия в соответствии с господствующим стилем. Стайлинг обусловлен необходимостью модернизации формы функционально-стабильных изделий в соответствии с требованиями стилевого единства предметной среды. Сущность стайлинга заключается в повышении самоценности и выразительности внешнего вида и броскости оформления изделия.
СТИЛЬ
Исторически сложившаяся и социально обусловленная, относительно устойчивая общность организации формы предметов и явлений. Стиль характеризует предметы материального творчества, поведение и образ человека. Художественный стиль характеризует как отдельные произведения искусства, так и все искусство определенной эпохи.
СЮРРЕАЛИЗМ
Направление в искусстве, опирающееся на философию интуитивизма, призывающее к освобождению от материализма и логики.
ТИПОГРАФИКА
Графическое оформление печатного текста посредством набора и верстки, проектирование и непосредственное моделирование облика произведения печати. Как область графического дизайна типографика автономна по отношению к иллюстрированию.
УКРАШАТЕЛЬСТВО
Неоправданно обильное, неуместное, бессмысленное применение декоративных элементов, не раскрывающих содержания произведения, а напротив, искажающих его образ и придающих ему черты помпезности, внешней парадности, напыщенности, ложного блеска.
УТИЛИТАРНОСТЬ
Свойство вещи, означающее ее полезность для практической деятельности человека.
ФОТОГРАФИКА
Вид графики, применяемый в типографике, рекламе, плакате, иллюстрации, с использованием специфических фототехнических средств: уменьшение контрастности, придание объемности, стереоскопичности, трансформация цвета, наложение изображения, изменение масштаба и многих других.
ФОТОМОНТАЖ
Процесс и результат монтирования нескольких фотоизображений в сложную иллюстрацию или иное изображение.
ФУНКЦИОНАЛИЗМ
Социально-эстетическое движение в архитектуре, дизайне, прикладном искусстве, выступающее за подчинение предметно-художественного формообразования требованиям технического и общественного прогресса. Функционализм имел интернациональный характер и был представлен как отдельными архитекторами - Ф. Л. Райт, Ле Корбюзье, так и целыми школами - немецкий Баухауз, голландский Де стийл, советский конструктивизм. Функционализму свойственно неприятие эклектизма и украшательства, стремление добиваться художественной выразительности путем эстетического освоения материалов и конструкций, требование создавать не просто отвлеченные формы, а предметно-эстетическую среду для жизнедеятельности людей.
ФУТУРИЗМ
Авангардное течение в искусстве начала XX века, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом XX века. Формальные новшества конструктивистов отразились в конструктивизме. В творчестве футуристов были сильны черты примитивизма, а также проявлялся интерес к иконописи, лубку и восточному искусству.
ХИПСТЕР (HYPSTER STYLE)
Хипстеры (инди-киды) появились в 40-х годах ХХ-го века Соединённых штатах Америки. Понятие возникло от английского выражения «tobehip» — «быть в теме». Отсюда возникло родственное «хиппи». На данный момент это актуальная молодёжная субкультура, которую объединяет одежда, аксессуары, потребительский образ жизни, желание быть в тренде.тилю свойственны тренды графического дизайна. Как однотонные контрастные иллюстрации с отсылкой в винтажный стиль, так и яркие, контрастные аляпистые цветовые сочетания. Подобная цветовая контрастность перекладывается и на шрифтовую составляющую этого направления. В одном знаке в «стиле хипстер» могут использоваться от 3 до 5 различных гарнитур, от рукописных до акцидентных. Активно используются фотографии, как правило они служат «подложкой» для оригинальных шрифтовых решений. Логотипы в стиле «хипстер» однотонны и насыщенны ленточками, линиями, крестиками и прочими несложными элементами.