КОМПОЗИЦИОННОЕ РАВНОВЕСИЕ




Состояние композиции, когда все элементы сбалансированы между собой. Композиционное равновесие зависит от распределения основных масс композиции относительно ее центра и связано с характером орга­низации пространства, с пропорциями, с расположе­нием главной и второстепенных осей, с пластикой (гаммы, с цветовым и тональным соотношением от­ельных частей целого.

 

КОНСТРУКТИВИЗМ

Направление в искусстве, провозгласившее основой художественного образа не композицию, а конструк­цию. Характеризуется сопоставлением простых лако­ничных объемов и форм с абстрактным геометризмом. Конструктивизм выдвигает на передний план конст­руктивно-техническую сторону художественного творчества. Для конструктивизма характерна критика станковизма и созерцательности в искусстве, стремле­ние реализовать в художественном творчестве требо­вания конструктивной целесообразности, рациональ­ности, функциональной оправданности и экономии.

 

КОНТРАСТ

Композиционный прием резкого противопоставления определенных элементов художественного произведе­ния (пропорций, цвета и так далее). Степень тонового различия между областями изображения. Широко ис­пользуемое средство гармонизации композиции, осно­ванное на противопоставлении и борьбе разных начал.

КОНЦЕПТУАЛИЗМ

Направление авангардизма, отвергающее традици­онные формы художественной выразительности, обосновывая свою позицию тем, что их использова­ние может отвлечь зрителя от восприятия и понима­ния самого концепта, идеи. Концептуализм фиксиру­ет внимание зрителя на самом процессе формирова­ния замысла, закрепляя ее с помощью различного рода знаковых средств.

 

КУРСИВ

Наборный шрифт, основанный на характерных при­знаках изящного письма от руки. Курсив не воспроиз­водит сопряжения букв в слове. Традиционный курсив обладает наклоном, а также контрастом, сближающим его с антиквой.

 

ЛЕНТОЧНАЯ АНТИКВА

Антиква без засечек или гротеск с заметным контрас­том. Шрифты с «едва наметившимися засечками». Наиболее яркий пример такого шрифта - Optima, раз­работанная Германом Цапфом в 1958 году.

 

ЛИТОГРАФИЯ

Вид тиражной графики, основанный на технике плос­кой печати. Черным жировым карандашем рисунок наносится на отшливованную зернистую поверхность камня (известняка). После травления камня кислотой, воздействующую на непокрытую жиром поверхность, рисунок смывают, взамен которого валиком наносит­ся типографская краска, пристающая только к непро-травленным частям камня и в точности соответствую­щая рисунку. С камня делается оттиск на бумаге.

 

МАССОВОЕ ИСКУССТВО

Понятие противоположное элитарному искусству, к которому относят произведения высокой культуры прошлого и современности. Массовое искусство рассчитано на самый широкий круг зрителей, об­щедоступное, простое по форме, не требующее спе­циальной подготовки для понимания. Массовое ис­кусство рассчитано на усредненный вкус, широко тиражируемо, не обладает высокой художествен­ной ценностью.

 

МИНИМАЛИЗМ

Простота и лаконичность это основа минимализма. Этот стиль зародился в искусстве в 1960-х годах в Америке и был на тот момент противопоставлен экспрессионизму. Минимализм это освобождение композиции от всех незначительных, второстепенных деталей и акцент на самом главном. Освобождаемое при этом пространство работает как линза высвечивая всё самое важное. Колористика минимализма скупа как впрочем и образы. Чаще всего используют 2-3 цвета.

 

МОДЕРНИЗМ

Собирательное обозначение всех новейших течений, направлений, школ искусства, порывающих с традици­ей, реализмом и считающих эксперимент основой творческого метода. Модернизм близок по значению к авангардизму и противоположен академизму.

 

МОДУЛЬНАЯ СЕТКА

Пересекающиеся вертикальные и горизонтальные ли­нии, образующие сетку, по которой ведется макетиро­вание и верстка текстов и изобразительных материа­лов для различных видов печатной продукции.

 

ОП-АРТ

Оп-арт - сокращенное название оптического искус­ства. Художники оп-арта используют в своем твор­честве различные зрительные иллюзии, опираясь на особенности восприятия плоских и пространствен­ных фигур. Эффекты пространственного перемеще­ния, слияния, парения форм достигаются введением ритмических повторов, резких цветовых и тональ­ных контрастов, пересечением спиралевидных и ре­шетчатых конфигураций, извивающихся линий. Ил­люзии струящегося движения, последовательной смены образов, неустойчивой, непрерывно перест­раивающейся формы возникают в оп-арте только в ощущениях зрителей.

 

ОРНАМЕНТ

Узор, построенный на ритмическом чередовании и ор­ганизованном расположении элементов. В зависимо­сти от характера мотивов различают следующие виды орнаментов: геометрический, растительный, зоо­морфный и антропоморфный. Орнамент может быть рисованным или наборным (политипаж).

 

ПЛАКАТ

Вид тиражной графики. Лаконичное и броское изобра­жение, рассчитанное на всеобщее внимание и сопро­вождаемое текстом. Специфика художественного языка плаката определяется тем, что он должен восприни­маться на достаточно большом расстоянии. В плакате огромная роль принадлежит символике цвета и силе его эмоционального воздействия. Плакаты подразделя­ются на рекламные, политические, агитационные, учеб­ные, театрально-зрелищные, социальные, шрифтовые.

 

 

ПОП-АРТ

Поп-арт (сокращение от popular art — популярное искусство) — направление в изобразительном искусстве возникшее в 1950-1960 годах. Основоположник этого графического стиля Энди Уорхол заставил нас запомнить наиболее яркие образы поп-арта: Эрнесто Че Гевара, Мерилин Монро. Характерные черты поп-арта это:яркие цветавыразительные, мягкие силуетынеожиданные и динамичные композиционные решенияиспользуется техника коллажа и осознанная китчёвость - неотъемлемая черта поп-арта это использование ярких образов звёзд политики, шоу-бизнеса и кино. Поп-арт ориентирован на молодёжь отсюда берётся его несерьёзность и пропагандируемое потребительское отношение. Направление в искусстве, для которого характерно использование и переработка образов массовой культу­ры. Эстетика поп-арта направлена на утверждение культа вещи. Основной категорией поп-арта является не художественный образ, а его обозначение, избавляющее автора от рукотворного процесса его создания.

 

ПОСТМОДЕРНИЗМ

Термин, обозначающий то, что не лежит в русле орто­доксального модернизма с его строгими, но во многом надуманными эстетикой, этикой и философией. Пост­модернизм отличается большей терпимостью к неясно­му и противоречивому, вниманием к особенностям кон­текста, свободой в обращении с историческими заимст­вованиями, диалогом с заказчиками и потребителями.

 

ПРОМ ГРАФИКА

Вид прикладной графики, произведения которого от­носятся к сфере производства и торговли.

 

ПРОПОРЦИИ

Гармоническое соотношение размеров между различны­ми элементами, составляющими произведение, и между каждым из них и целым. Пропорциональная система пы­тается достичь единства видения, стремясь к иерархиче­скому единству, в котором части и целое, а также их вза­имные связи располагаются по мере их взаимодействия в совокупности формы. Правильно найденные пропор­ции придают объекту проектирования эстетическую вы­разительность и гармоническую завершенность.

 

ПРОТОТИП

Существующий объект, имеющий назначение сходное с проектируемым объектом, используемый дизайне­ром как предмет предпроектного анализа с целью вы­работки или уточнения проектной идеи.

 

ПСИХОДЕЛИКА

Психоделик (psyche — душа, delicious — расширять). Название возникло среди молодёжи 1960-1975 гг. Этот стиль использует яркие, кричащие цвета, неразборчивость и хаос в дизайн-макетах. Плавные линии заимствованы у арт-нуво, но добавлены контрастные формы и цвета, неразборчивые и кривые шрифты. Психоделический дизайн чаще не притягивает, а отталкивает.

 

РАППОРТ

Ритмически повторяющаяся часть орнамента.

 

РАСТР

В прикладной графике изображение получаемое с по­мощью точек или линий различной плотности. Растр возник как технический прием полиграфии, но затем стал использоваться художниками и дизайнерами в оформлении печатных изданий, плакатах, иллюстра­циях, рекламе.

 

РЕТРО

Стиль, основу которого составляет нарочитая имита­ция форм, характерных для стилей прошедших эпох.

 

РИТМ

Универсальный структурный принцип, действенный для любого эстетического объекта, природного или созданного человеком — закономерное чередование соизмеримых и чувственно ощутимых элементов: зву­ковых, речевых или изобразительных. Одно из важ­нейших проявлений ритма — повторяемость элемен­тов, мерность их чередования, на основе которой и складывается все многообразие ритмических соотно­шений. Постепенное количественное изменение в ря­де чередующихся элементов - нарастание или убыва­ние чередований, объема или площади, в сгущениях или разряжениях структуры.

СЕТКА

Система вертикалей и диагоналей, образующих своего рода каркас типографической композиции в масштабе листа, страницы разворота. Степень ее упорядочности и выразительности зависит от соответствия сетки ма­териалу издания, от соблюдения композиционной схемы и размера ячеек относительно формата полосы. Сетки бывают различной дробности и регулярности. Одни задают только геометрическую схему, другие предписывают позицию для тех или иных элементов. Введение сетки ужесточает правила композиции.

 

СТАЙЛИНГ

Направление дизайна, выражающееся во внешнем, не затрагивающем конструктивную и функциональную основу, изменении промышленного изделия в соответ­ствии с господствующим стилем. Стайлинг обусловлен необходимостью модернизации формы функциональ­но-стабильных изделий в соответствии с требования­ми стилевого единства предметной среды. Сущность стайлинга заключается в повышении самоценности и выразительности внешнего вида и броскости оформ­ления изделия.

 

СТИЛЬ

Исторически сложившаяся и социально обусловлен­ная, относительно устойчивая общность организации формы предметов и явлений. Стиль характеризует предметы материального творчества, поведение и об­раз человека. Художественный стиль характеризует как отдельные произведения искусства, так и все ис­кусство определенной эпохи.

 

СЮРРЕАЛИЗМ

Направление в искусстве, опирающееся на филосо­фию интуитивизма, призывающее к освобождению от материализма и логики.

 

ТИПОГРАФИКА

Графическое оформление печатного текста посредст­вом набора и верстки, проектирование и непосредст­венное моделирование облика произведения печати. Как область графического дизайна типографика авто­номна по отношению к иллюстрированию.

 

УКРАШАТЕЛЬСТВО

Неоправданно обильное, неуместное, бессмысленное применение декоративных элементов, не раскрываю­щих содержания произведения, а напротив, искажаю­щих его образ и придающих ему черты помпезности, внешней парадности, напыщенности, ложного блеска.

 

УТИЛИТАРНОСТЬ

Свойство вещи, означающее ее полезность для прак­тической деятельности человека.

 

ФОТОГРАФИКА

Вид графики, применяемый в типографике, рекламе, плакате, иллюстрации, с использованием специфичес­ких фототехнических средств: уменьшение контраст­ности, придание объемности, стереоскопичности, трансформация цвета, наложение изображения, изме­нение масштаба и многих других.

 

ФОТОМОНТАЖ

Процесс и результат монтирования нескольких фото­изображений в сложную иллюстрацию или иное изоб­ражение.

 

ФУНКЦИОНАЛИЗМ

Социально-эстетическое движение в архитектуре, ди­зайне, прикладном искусстве, выступающее за подчи­нение предметно-художественного формообразования требованиям технического и общественного прогресса. Функционализм имел интернациональный характер и был представлен как отдельными архитекторами - Ф. Л. Райт, Ле Корбюзье, так и целыми школами - немец­кий Баухауз, голландский Де стийл, советский конструк­тивизм. Функционализму свойственно неприятие эк­лектизма и украшательства, стремление добиваться ху­дожественной выразительности путем эстетического освоения материалов и конструкций, требование со­здавать не просто отвлеченные формы, а предметно-эс­тетическую среду для жизнедеятельности людей.

 

ФУТУРИЗМ

Авангардное течение в искусстве начала XX века, от­рицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом XX века. Формальные новшества конструк­тивистов отразились в конструктивизме. В творчестве футуристов были сильны черты примитивизма, а так­же проявлялся интерес к иконописи, лубку и восточ­ному искусству.

 

ХИПСТЕР (HYPSTER STYLE)

Хипстеры (инди-киды) появились в 40-х годах ХХ-го века Соединённых штатах Америки. Понятие возникло от английского выражения «tobehip» — «быть в теме». Отсюда возникло родственное «хиппи». На данный момент это актуальная молодёжная субкультура, которую объединяет одежда, аксессуары, потребительский образ жизни, желание быть в тренде.тилю свойственны тренды графического дизайна. Как однотонные контрастные иллюстрации с отсылкой в винтажный стиль, так и яркие, контрастные аляпистые цветовые сочетания. Подобная цветовая контрастность перекладывается и на шрифтовую составляющую этого направления. В одном знаке в «стиле хипстер» могут использоваться от 3 до 5 различных гарнитур, от рукописных до акцидентных. Активно используются фотографии, как правило они служат «подложкой» для оригинальных шрифтовых решений. Логотипы в стиле «хипстер» однотонны и насыщенны ленточками, линиями, крестиками и прочими несложными элементами.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: