ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА




ГЛОССАРИЙ Хипстер (Hypster style).

Хипстеры (инди-киды) появились в 40-х годах ХХ-го века Соединённых штатах Америки. Понятие возникло от английского выражения «tobehip» — «быть в теме». Отсюда возникло родственное «хиппи». На данный момент это актуальная молодёжная субкультура, которую объединяет одежда, аксессуары, потребительский образ жизни, желание быть в тренде.тилю свойственны тренды графического дизайна. Как однотонные контрастные иллюстрации с отсылкой в винтажный стиль, так и яркие, контрастные аляпистые цветовые сочетания. Подобная цветовая контрастность перекладывается и на шрифтовую составляющую этого направления. В одном знаке в «стиле хипстер» могут использоваться от 3 до 5 различных гарнитур, от рукописных до акцидентных. Активно используются фотографии, как правило они служат «подложкой» для оригинальных шрифтовых решений. Логотипы в стиле «хипстер» однотонны и насыщенны ленточками, линиями, крестиками и прочими несложными элементами.

© https://www.livemaster.ru/topic/2657677-stili-v-graficheskom-dizajne (ТЕРМИНЫИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СТИЛИ В ГРАФИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ»)

 

АВАНГАРДИЗМ

Экспериментальные, модернистские начинания в искусстве, характеризующиеся отказом от норм классического изображения, формальной новизной, деформацией форм, экспрессией и различными игровыми преобразованиями.

 

АКЦИДЕНЦИЯ

Малые наборные типографские формы: бланки, счета, анкеты, пригласительные билеты, аттестаты, адреса, книжные и журнальные обложки, титульные листы, газетные и журнальные объявления, афиши – характеризующиеся широким применением акцидентно-титульных шрифтов разных кеглей и гарнитур, линеек и наборных украшений, обслуживающие текущие потребности быта, культуры, промышленности, торговли, рекламы.

 

АКЦИДЕНТНЫЙ ШРИФТ

Наборный шрифт, специально предназначенный для акциденции. Начертание шрифта может быть декорировано, а графема искажена. Акцидентный шрифт удобочитаем только в достаточно крупных кеглях, непригоден для набора. Подразделяются на фигурные, фантазийные, орнаментированные, объемные, оттененные, шатированные, рукописные, контурные, рисованные. К акцидентным можно также отнести сверхузкие, сверх­широкие, сверхсветлые и сверхжирные шрифты.

 

АЛЛЕГОРИЯ

Принцип художественного осмысления действитель­ности и организации материала в искусстве, при кото­ром отвлеченные понятия, идеи, мысли выражаются в конкретных наглядных образах, часто имеющих тради­ционно оформившееся и закрепившееся за ними со­держание в мифологии, классическом искусстве, фольклоре, религии. В изобразительном искусстве выражается определенными атрибутами, например, правосудие изображается в виде женщины с весами. Наиболее характерна для эпохи средних веков, эпохи Возрождения, маньеризма, барокко, классицизма.

 

АЛЛЮЗИЯ

Творческий прием, обогащающий художественный об­раз дополнительными ассоциативными смыслами пу­тем намека на другое, уже известное произведение искусства.

 

АМПИР

Стиль в западноевропейском декоративном искусстве начала XIX века, сформировавшийся при дворе, Наполеона I, вариация позднего классицизма. Ампир принципиально эклектичен. Трактуя римское искусство в качестве образца для подражания, мастераампира с археологической точностью воспроизводили его детали, сочетая его с древнеегипетским декором. Особую популярность в Европе приобретает такое проявление ампира, как использование красного дерева в сочетании с золоченой бронзой, драпировок для отделки стен и потолков, четких контуров неглубокого рельефа накладных украшений, бедной цветовой палитры.

 

АНАЛИЗ

Метод исследования различных сторон создаваемого объекта, состоящий в расчленении целого на составные элементы. Цель анализа - выявление соответствия проектируемого объекта основным конструктивным, эстетическим, технологическим, эксплуатационным, социо-культурным и композиционным требованиям.

 

АНАЛОГ

   

Существующий промышленный образец, имеющий общие или близкие с объектом проектирования назначение и принцип действия. Изучение аналогов является существенной частью подготовительного этапа проектирования объекта – предпроектного анализа.

 

АНГЛИЙСКАЯ ЛИНЕЙКА

Короткая наборная линейка, утолщающаяся к середи­не и сходящая на нет у концов. Используется в титулах и концевых полосах. Способна держать ось зеркаль­ной симметрии.

 

АНГЛИЙСКАЯ СТРОКА

Способ группировки строк, при котором каждая по­следующая строка смещается в одну сторону по отно­шению к предыдущей вправо.

 

АНГЛИЙСКИЙ ТИТУЛ

Титул, основная масса которого сосредоточена у края верхней полосы. Нижний край такого титула отмечен строками данных о месте и времени издания.

 

АНДЕГРАУНД

«Подпольная» культура, противопоставляющая себя условностям и ограничениям традиционной культуры.

 

АНТИКВА

Род наборных шрифтов с засечками, имеющий различие знаков по пропорциям, контрастность и определенный порядок чередования толстых и тонких штрихов. Прото­типом антиквы служил римский капитальный шрифт.

 

АРАБЕСКА

Европейское название сложного восточного средне­векового орнамента, состоящего из растительных и ге­ометрических элементов. Арабеска может включать в себя изысканную графику арабского шрифта.

 

АР ДЕКО

Ар-деко (арт-деко) (фр. art déco — «декоративное искусство»). Течение в изобразительном искусстве первой половины XX века, зародившееся во Франции в 1925-х годах. Берет начало с Международной выставки декоративных ис­кусств в Париже в 1925 году. Ар-деко это след в архитектуре, живописи, моде. Эклектичный стиль сочетающий в себе модерн и неоклассицизм. Произошёл от авангардизма. Отличительные черты стиля это смелые геометрические формы, строгая закономерность, щедрые орнаменты и этнические геометрические узоры, богатство цветов. Стилю свойственна экзотичность выражаемая при помощи элементов культуры разных стран и народов.

 

АР НУВО (МОДЕРН)

Новое искусство. Распространенное в некоторых ев­ропейских странах и США название стиля модерн.

арт-нуво (от фр. moderne — современный), ар-нуво (фр. art nouveau, «новое искусство»), художественное направление в искусстве, которое получило широкое распространение в конце XIX, начале XX века. Основные отличительные особенности это уход от прямых линий и углов, в пользу более естественных форм. Противопоставляется классике и ампиру. Художественные особенности стиля это ассимметрия, нестандартность пропорций, растительный орнамент.

 

АССЮРЕ

Типографская линейка из 5-6 параллельных тонких го­ризонтальных прямых или волнистых линий. Приме­няется для набора бланков и другой печатной продук­ции, где необходима подпись клиента. Подпись, вы­полненная поверх ассюре, трудно подделать.

 

АУТЕНТИЧНОСТЬ

Соответствие подлинному, действительному, верному. Аутентичный - основанный на первоисточнике.

 

АФИША

Рекламное текстовое сообщение о театральном спек­такле, концерте, лекции, спортивном мероприятии, выполненное полиграфическим способом как прави­ло в один или два цвета.

 

БАРОККО

Одно из главных стилевых направлений в искусстве и ар­хитектуре Европ и Америки конца XVI - середины XVIII века, тяготеющее к торжественности, сложности, много­образию и пышности, но в то же время обладающее динамичностью образов, совмещающих реалии и иллюзии

 

БАУХАУЗ

Первая в мире школа промышленного искусства и ар хитектуры, созданная в 1919 году Вальтером Гроппиусом (1883-1969) в Веймаре (Германия). Баухауз н был учебным заведением с четко определенной про­граммой. Его концепция была сформулирована Гроппиусом так: «художника, творящего в отрыве от дейвтельности, надо вырвать из изоляции и приобщить преобразованному техникой окружающему его миру; Курс обучения впервые объединил художественную техническую подготовку, теоретические занятия с ботой с материалом в мастерских. В 1925 году школа переместилась в Дессау. В разные годы в Баухау преподавали Людвиг Мис ван дер Роэ, Василий К динский, Пауль Клее, Йоханнес Иттен, Пит Мондр Ханнес Майер, Оскар Шлеммер. В 1933 году творческие доктрины Баухауза вступили в противоречие с утвердившимися к тому времени в Германии тоталитарным строем и он прекратил свое существование.

 

БОРДЮР

Украшение в виде полосы или каймы, часто узорной, составленной из отдельных элементов - раппортов.

 

БРУСКОВЫЙ ШРИФТ

Собирательное название шрифтов с мощными засеч­ками прямоугольной формы без скругления или с не­большими округлениями в местах присоединения к ос­новным штрихам, с малым контрастом между основны­ми и соединительными штрихами. Второе название этой группы шрифтов - египетские.

 

БУКВИЦА (ИНИЦИАЛ)

Первая заглавная буква укрупненного размера, с кото­рой начинается новая глава или иная обособленная часть текста. Инициал может быть расположен на фо­не небольшой иллюстрации или декорирован орна­ментом. Должен быть выполнен в едином стиле в пре­делах одного издания и сочетаться с основным набор­ным шрифтом.

 

ВЕРБАЛЬНЫЙ ОБРАЗ

Образ, описанный словами, устно.

 

ВЕРСАЛЫ

Рисованные (ненаписанные) буквы, использующиеся как прописные с Полуунициалом и более поздними минускулами. Применялись также как инициалы и ча­сто декорировались и раскрашивались.

ВЕРСТКА

Составление страниц и полос печатного издания оп­ределенного размера из набранных строк, заголов­ков иллюстраций в соответствии с макетом или раз­меткой.

 

ВИЗУАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ

Системы визуально-графических знаков и решений, вычлененная из других составляющих среды часть ее зрительных воздействий (информационных уст­ройств, графических символов), призванная решать задачи обеспечения ориентации и регулирования по­ведения человека в конкретных предметно-простран­ственных ситуациях.

ВИКТОРИАНСКИЙ СТИЛЬ

Викторианский стиль (Victorian age) зародился в Англии в 1840-1900гг на фоне бурного промышленного роста тех лет. Правление королевы Виктории оказало сильное прямое влияние на изобразительное искусство той эпохи. Главенствующими оказались такие мотивы как: ностальгия, романтизм, сентиментальность и детализированная красота. Для викторианского стиля свойственна насыщенность деталями и утончённость. Объекты размещённые на плакатах викторианской эпохи имеют овальные либо искривлённые формы, шрифты с засечками, правильное симметричное расположение на холсте, обрамления.

 

ВИНТАЖ

Направление, которое было популярно в 50-х годах 20-го века. Само слова «Винтаж» подразумевает под собой определённый предмет, типичную вещь своего времени, несущую особые стилевые тенденции. Винтаж добавляет атмосферу ностальгии и заставляет нас обратиться к прошлому. Типичный приём данного стиля это «состаривание» фотографий и образов. Колористика этого стиля – это либо серые монохромные композиции, либо мягкие разбелённые цвета словно выцветшие со временем. Часто используются специфические ретро-шрифты. Винтажный графический стиль несёт в себе ценность прошлого через настоящее.

 

ВИНЬЕТКА

Небольшое, композиционно завершенное, графичес­кое изображение предметного или сюжетно-тематического характера или орнаментальная композиция, применяемое в книге как заставка, концовка на ти­тульных, концевых, начальных полосах, переплетах, а также в акциденции.

 

ВХУТЕМАС

Первая советская архитектурно-дизайнерская школа - Высшие художественно-технические мастер­ские., созданные в декабре 1920 года с целью под­готовки «художников - мастеров высшей квалифи­кации для промышленности». В 1927 году переиме­нован во ВХУТЕИН - Высший художественно-техни­ческий институт, состоявший из восьми факульте­тов: архитектурного, живописного, скульптурного, керамического, текстильного, полиграфического де­ревообделочного и металлообрабатывающего. Структура ВХУТЕМАСА отражала процесс интенсивного взаимодействия различных видов искусств, а в творчестве и теоретических взглядах прослежива­лись принципиально новые методы проектирования, нашедшие воплощение в конструктивизме. В разные годы во ВХУТЕМАСе преподавали В. Фаворский, г. Фальк, А. Родченко, С. Коненков, М. Гинзбург, А. Щу­сев. В 1929 году было ликвидировано Основное от­деление института, а в 1931 году оставшееся архитектурное отделение преобразовалось в Московский архитектурный институт.

 

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

Совокупность формообразующих приемов для получе­ния эстетически полноценного произведения в искус­стве или предмета в дизайне. Основой выразительных средств служат физические свойства пространства, формы, света, цвета, звука.

 

ГАРНИТУРА

Группа шрифтов одного семейства, представленная в виде комплекта, содержащая все буквы алфавита, ци­фры, знаки и имеющая название. Комплект шрифтов, различных по кеглю и начертанию, но одинаковых по характеру рисунка.

 

ГЕРАЛЬДИКА

Историческая дисциплина, изучающая гербы, историю их возникновения и эволюцию, а также юридические и наследственные права на гербы.

 

ГИГАНТОГРАФИЯ

Увеличенное при проекционном копировании растровое изображение, у которого растровые точки во мно­го раз крупнее, чем при воспроизведении в масштабе 1:1. Применяется при печати на бумаге низкого каче­ства листовых изданий большого формата, например, в наружной рекламе для установок 3x6м.

 

ГИПЕРБОЛА

Художественный прием, при котором образность до­стигается путем намеренного преувеличения какого-либо свойства, явления или процесса.

 

ГИПЕРРЕАЛИЗМ

Художественное направление, суть которого заключается в имитации живописными и графическими сред­ствами фотоизображения. При этом особое внимание уделяется блестящим и зеркальным поверхностям, так как игра отражений создает впечатление взаимопро­никновения пространств.

 

ГРАВЮРА

Вид графического искусства, в котором изображение получается в результате оттиска на бумаге с печатной формы. Гравюра делится на два вида: для высокой и глубокой печати. В высокой печати (ксилография, ли­ногравюра) краска накатывается на поверхность дос­ки, на выступающие ее части, а углубления остаются без краски и не дают оттиска. При глубокой печати (оффорт, литография) краска затирается вглубь штри­ха, выступающие части дают светлый тон, а углублен­ные штрихи - темный.

 

ГРАДИЕНТ

Плавный переход от одного цвета к другому. В ком­пьютерной нрафике переход одного цвета в другой за определенное количество шагов.

 

ГРАНЖ

Гранж(англ. Grunge – грязь, мерзость). Стиль возникший в музыке в середине 1980-х годов как поджанр альтернативного рока. Этот стиль быстро перекинулся из музыки во все остальные сферы творческой деятельности. Гранж перерос в новую молодёжную субкультуру, став противоположностью гламуру и «глянцевости».ейчас мы можем наблюдать гранж в дизайне одежды, в веб дизайне, графическом дизайне и т.д. Гранж характеризуется нарочитой небрежностью и отказом от театральности. Основные отличительные черты стиля гранж это небрежные мазки, грязь, кляксы, потёртости, помятости, грубые обшарпанные фактуры и прочая неряшливость. Цветовая гамма приглушённая, спокойная: чёрный, коричневый, бежевый и серый цвета.

 

ГРАФЕМА

Исторически сложившаяся, простейшая графическая форма знака буквенно-звукового типа письма. В ре­зультате развития письма у каждого знака сформиро­валось несколько графем: рукописный, типографский, курсивный в строчном и прописном вариантах.

 

ГРАФИКА

Вид изобразительного искусства, связанного с изобра­жением на плоскости. Выразительные средства графи­ки - линия, штрих, контур, пятно, тон. Художественно-выразительные достоинства графики заключаются в лаконизме, емкости образов, концентрации и строгом отборе графических средств. Графика объединяет ри­сунок, как самостоятельную область, различные виды печатной графики (ксилографию (гравюру на дереве), оффорт (гравюру на металле), литографию (гравюру на камне), линогравюру и компьютерную графику. По своему назначению графика подразделяется на стан­ковую (рисунки, эстампы), книжную (иллюстрации, экслибрисы), газетно-журнальную (оформительские элементы, карикатуры), прикладную (акциденция, шрифты, товарные знаки, пиктограммы) и плакат.

 

ГРОТЕСК

Наборный шрифт без засечек и заметного контраста. Англичане называют гротеск -sans serifs, что букваль­но значит «без засечек». Русский эквивалент гротес­ка - рубленый шрифт. Первый известный гротеск по­явился в Англии в 1816 году в образцах шрифтов лон­донского словолитчика Уильяма Кэзлона.

 

ДАДАИЗМ

Модернистское течение в искусстве, делающее ставку-на случайные процессы, психический автоматизм дей­ствий, на симультанную, рожденную путем импровиза­ции коллективную декламацию, фотомонтаж. Дадаизм разработал технику использования этих приемов.

 

ДЕКАДАНС

Общее наименование кризисных явлений в искусстве конца XIX - начала XX века, с характерными настроениями безнадежности, стремлением к ничем не о ничейной свободе личности и творчества, с уходом от общепринятых моральных норм и реальной жизни.

 

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ

Гармоническое деление отрезка на две части. Алгебраи­ческое нахождение золотого сечения выражается отно­шением двух отрезков между собой как 1:0,618. Это от­ношение может быть более грубо выражено дробями 2/3,3/5, 5/8,8/13 и так далее. Золотое сечение было из­вестно в Древнем Египте, в античной литературе впервые встречается у древнегреческого математика Евклида (3 век до н. э.). Термин «золотое сечение» впервые приме­нил в конце XV века Леонардо да Винчи (1452 - 1519).

 

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

Основной компонент техники и технологии работы ху­дожника-дизайнера, связывающий его творческий ме­тод с используемыми материалами и приемами их об­работки. К изобразительным средствам относятся: точка, линия, штрих, пятно, плоскость, объем, форма, пропорции, свет, цвет, пространство. Виды изобрази­тельного искусства (графика, живопись, скульптура) определяют характер практического применения изо­бразительных средств. В каждом виде искусства они имеют свою специфику и проявляют себя в зависимо­сти от применяемых материалов.

 

ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Вид книжной графики, поясняющей текст путем де­монстрации соответствующего зрительного образа. Иллюстрация зависит от специфических особеннос­тей издания, формата полосы, способа верстки, рисун­ка шрифта, качества воспроизведения.

 

ИНВЕРСИЯ

Изменение тона или цвета на противоположный.

 

ИНИЦИАЛ

В рукописных и печатных книгах начальная буква ча­стей или глав, значительно крупнее основного текста, рисованная или декорированная.

 

ИТАЛЬЯНСКИЙ ШРИФТ

Наборный шрифт с сильным обратным контрастом, в котором горизонтальные элементы, включая засечки, в несколько раз толще основных вертикальных элемен­тов. Обычный итальянский шрифт весьма узок из-за массивных верхних и нижних поперечных элементов. Они могут превышать по толщине четверть высоты зна­ка. Плотно набранная итальянским шрифтом строка получается как бы заключенной между двумя жирны­ми полосами. Появились в первой половине XIX века.

 

КИТЧ

Американский китч или «искусство 50-х» как его ещё называют был популярен в соединённых штатах в 1940-1960гг. Для американского китча характерна чрезмерная эмоциональность, как правило это вульгарность, сентиментальность, претенциозность. С немецкого языка китч переводится как «дурной тон». Произведения в стиле китч выполнены на высоком профессиональном уровне иногда чересчур драматичны и экспрессивны, но не несут в себе истинной культурной ценности подобно настоящим произведениям искусства. Шрифты этого стиля незамысловаты, иногда рукописны, они акцентируют наше внимание на захватывающем сюжете и эмоциональных персонажах.

 

КЛАССИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

Основа классического стиля это лаконичность, чёткость и стройность.. Используются по большей части типологические черты образа. Классика это строгие рамки из золота и серебра, богатые декоративные элементы. Колористика в рамках классического стиля предполагает использование насыщенных оттенков и контрастных сочетаний: густо-коричневый, малиновый. Классический стиль следует лучшим традициям античной архитектуры и итальянского Высокого Возрождения. Классический стиль в графическом дизайне как правило выбирают государственные структуры, крупные банки и некоторые художественные учреждения.

 

КОЛЛАЖ

Техника изобразительного искусства, заключающаяся в создании графических произведений путем наклеи­вания на какую-либо основу различных по цвету и фактуре материалов (бумага, ткань, дерево, кожа, ме­талл и других). В отличие от аппликации коллаж допу­скает возможность применения объемных элементов в композиции (посуды, монет, обуви и других).

 

КОЛОНТИТУЛ

Заголовок, индекс, имя автора раздела или всей книги, повторяющийся на каждой странице или каждом раз­вороте, входящем в данный параграф или главу. Ко­лонтитулы необходимы для ориентации в больших и сложных по верстке изданиях.

 

КОМИКС

Повествование в картинках, снабженное кратким сопро­водительным текстом или репликами действующих лиц.

 

КОМПОЗИЦИЯ

Составление, соединение, сочетание различных час­тей в единое целое в соответствии с какой-либо иде­ей. В изобразительном искусстве композиция - это построение художественного произведения, обуслов­ленное его содержанием, характером и назначением, необходимостью передать основной замысел произ­ведения наиболее ясно и убедительно. Главное в ком­позиции - создание художественного образа.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: