ГЛОССАРИЙ Хипстер (Hypster style).
Хипстеры (инди-киды) появились в 40-х годах ХХ-го века Соединённых штатах Америки. Понятие возникло от английского выражения «tobehip» — «быть в теме». Отсюда возникло родственное «хиппи». На данный момент это актуальная молодёжная субкультура, которую объединяет одежда, аксессуары, потребительский образ жизни, желание быть в тренде.тилю свойственны тренды графического дизайна. Как однотонные контрастные иллюстрации с отсылкой в винтажный стиль, так и яркие, контрастные аляпистые цветовые сочетания. Подобная цветовая контрастность перекладывается и на шрифтовую составляющую этого направления. В одном знаке в «стиле хипстер» могут использоваться от 3 до 5 различных гарнитур, от рукописных до акцидентных. Активно используются фотографии, как правило они служат «подложкой» для оригинальных шрифтовых решений. Логотипы в стиле «хипстер» однотонны и насыщенны ленточками, линиями, крестиками и прочими несложными элементами.
© https://www.livemaster.ru/topic/2657677-stili-v-graficheskom-dizajne (ТЕРМИНЫИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СТИЛИ В ГРАФИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ»)
АВАНГАРДИЗМ
Экспериментальные, модернистские начинания в искусстве, характеризующиеся отказом от норм классического изображения, формальной новизной, деформацией форм, экспрессией и различными игровыми преобразованиями.
АКЦИДЕНЦИЯ
Малые наборные типографские формы: бланки, счета, анкеты, пригласительные билеты, аттестаты, адреса, книжные и журнальные обложки, титульные листы, газетные и журнальные объявления, афиши – характеризующиеся широким применением акцидентно-титульных шрифтов разных кеглей и гарнитур, линеек и наборных украшений, обслуживающие текущие потребности быта, культуры, промышленности, торговли, рекламы.
|
АКЦИДЕНТНЫЙ ШРИФТ
Наборный шрифт, специально предназначенный для акциденции. Начертание шрифта может быть декорировано, а графема искажена. Акцидентный шрифт удобочитаем только в достаточно крупных кеглях, непригоден для набора. Подразделяются на фигурные, фантазийные, орнаментированные, объемные, оттененные, шатированные, рукописные, контурные, рисованные. К акцидентным можно также отнести сверхузкие, сверхширокие, сверхсветлые и сверхжирные шрифты.
АЛЛЕГОРИЯ
Принцип художественного осмысления действительности и организации материала в искусстве, при котором отвлеченные понятия, идеи, мысли выражаются в конкретных наглядных образах, часто имеющих традиционно оформившееся и закрепившееся за ними содержание в мифологии, классическом искусстве, фольклоре, религии. В изобразительном искусстве выражается определенными атрибутами, например, правосудие изображается в виде женщины с весами. Наиболее характерна для эпохи средних веков, эпохи Возрождения, маньеризма, барокко, классицизма.
АЛЛЮЗИЯ
Творческий прием, обогащающий художественный образ дополнительными ассоциативными смыслами путем намека на другое, уже известное произведение искусства.
АМПИР
Стиль в западноевропейском декоративном искусстве начала XIX века, сформировавшийся при дворе, Наполеона I, вариация позднего классицизма. Ампир принципиально эклектичен. Трактуя римское искусство в качестве образца для подражания, мастераампира с археологической точностью воспроизводили его детали, сочетая его с древнеегипетским декором. Особую популярность в Европе приобретает такое проявление ампира, как использование красного дерева в сочетании с золоченой бронзой, драпировок для отделки стен и потолков, четких контуров неглубокого рельефа накладных украшений, бедной цветовой палитры.
|
АНАЛИЗ
Метод исследования различных сторон создаваемого объекта, состоящий в расчленении целого на составные элементы. Цель анализа - выявление соответствия проектируемого объекта основным конструктивным, эстетическим, технологическим, эксплуатационным, социо-культурным и композиционным требованиям.
АНАЛОГ
Существующий промышленный образец, имеющий общие или близкие с объектом проектирования назначение и принцип действия. Изучение аналогов является существенной частью подготовительного этапа проектирования объекта – предпроектного анализа.
АНГЛИЙСКАЯ ЛИНЕЙКА
Короткая наборная линейка, утолщающаяся к середине и сходящая на нет у концов. Используется в титулах и концевых полосах. Способна держать ось зеркальной симметрии.
АНГЛИЙСКАЯ СТРОКА
Способ группировки строк, при котором каждая последующая строка смещается в одну сторону по отношению к предыдущей вправо.
АНГЛИЙСКИЙ ТИТУЛ
Титул, основная масса которого сосредоточена у края верхней полосы. Нижний край такого титула отмечен строками данных о месте и времени издания.
АНДЕГРАУНД
«Подпольная» культура, противопоставляющая себя условностям и ограничениям традиционной культуры.
|
АНТИКВА
Род наборных шрифтов с засечками, имеющий различие знаков по пропорциям, контрастность и определенный порядок чередования толстых и тонких штрихов. Прототипом антиквы служил римский капитальный шрифт.
АРАБЕСКА
Европейское название сложного восточного средневекового орнамента, состоящего из растительных и геометрических элементов. Арабеска может включать в себя изысканную графику арабского шрифта.
АР ДЕКО
Ар-деко (арт-деко) (фр. art déco — «декоративное искусство»). Течение в изобразительном искусстве первой половины XX века, зародившееся во Франции в 1925-х годах. Берет начало с Международной выставки декоративных искусств в Париже в 1925 году. Ар-деко это след в архитектуре, живописи, моде. Эклектичный стиль сочетающий в себе модерн и неоклассицизм. Произошёл от авангардизма. Отличительные черты стиля это смелые геометрические формы, строгая закономерность, щедрые орнаменты и этнические геометрические узоры, богатство цветов. Стилю свойственна экзотичность выражаемая при помощи элементов культуры разных стран и народов.
АР НУВО (МОДЕРН)
Новое искусство. Распространенное в некоторых европейских странах и США название стиля модерн.
арт-нуво (от фр. moderne — современный), ар-нуво (фр. art nouveau, «новое искусство»), художественное направление в искусстве, которое получило широкое распространение в конце XIX, начале XX века. Основные отличительные особенности это уход от прямых линий и углов, в пользу более естественных форм. Противопоставляется классике и ампиру. Художественные особенности стиля это ассимметрия, нестандартность пропорций, растительный орнамент.
АССЮРЕ
Типографская линейка из 5-6 параллельных тонких горизонтальных прямых или волнистых линий. Применяется для набора бланков и другой печатной продукции, где необходима подпись клиента. Подпись, выполненная поверх ассюре, трудно подделать.
АУТЕНТИЧНОСТЬ
Соответствие подлинному, действительному, верному. Аутентичный - основанный на первоисточнике.
АФИША
Рекламное текстовое сообщение о театральном спектакле, концерте, лекции, спортивном мероприятии, выполненное полиграфическим способом как правило в один или два цвета.
БАРОККО
Одно из главных стилевых направлений в искусстве и архитектуре Европ и Америки конца XVI - середины XVIII века, тяготеющее к торжественности, сложности, многообразию и пышности, но в то же время обладающее динамичностью образов, совмещающих реалии и иллюзии
БАУХАУЗ
Первая в мире школа промышленного искусства и ар хитектуры, созданная в 1919 году Вальтером Гроппиусом (1883-1969) в Веймаре (Германия). Баухауз н был учебным заведением с четко определенной программой. Его концепция была сформулирована Гроппиусом так: «художника, творящего в отрыве от дейвтельности, надо вырвать из изоляции и приобщить преобразованному техникой окружающему его миру; Курс обучения впервые объединил художественную техническую подготовку, теоретические занятия с ботой с материалом в мастерских. В 1925 году школа переместилась в Дессау. В разные годы в Баухау преподавали Людвиг Мис ван дер Роэ, Василий К динский, Пауль Клее, Йоханнес Иттен, Пит Мондр Ханнес Майер, Оскар Шлеммер. В 1933 году творческие доктрины Баухауза вступили в противоречие с утвердившимися к тому времени в Германии тоталитарным строем и он прекратил свое существование.
БОРДЮР
Украшение в виде полосы или каймы, часто узорной, составленной из отдельных элементов - раппортов.
БРУСКОВЫЙ ШРИФТ
Собирательное название шрифтов с мощными засечками прямоугольной формы без скругления или с небольшими округлениями в местах присоединения к основным штрихам, с малым контрастом между основными и соединительными штрихами. Второе название этой группы шрифтов - египетские.
БУКВИЦА (ИНИЦИАЛ)
Первая заглавная буква укрупненного размера, с которой начинается новая глава или иная обособленная часть текста. Инициал может быть расположен на фоне небольшой иллюстрации или декорирован орнаментом. Должен быть выполнен в едином стиле в пределах одного издания и сочетаться с основным наборным шрифтом.
ВЕРБАЛЬНЫЙ ОБРАЗ
Образ, описанный словами, устно.
ВЕРСАЛЫ
Рисованные (ненаписанные) буквы, использующиеся как прописные с Полуунициалом и более поздними минускулами. Применялись также как инициалы и часто декорировались и раскрашивались.
ВЕРСТКА
Составление страниц и полос печатного издания определенного размера из набранных строк, заголовков иллюстраций в соответствии с макетом или разметкой.
ВИЗУАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ
Системы визуально-графических знаков и решений, вычлененная из других составляющих среды часть ее зрительных воздействий (информационных устройств, графических символов), призванная решать задачи обеспечения ориентации и регулирования поведения человека в конкретных предметно-пространственных ситуациях.
ВИКТОРИАНСКИЙ СТИЛЬ
Викторианский стиль (Victorian age) зародился в Англии в 1840-1900гг на фоне бурного промышленного роста тех лет. Правление королевы Виктории оказало сильное прямое влияние на изобразительное искусство той эпохи. Главенствующими оказались такие мотивы как: ностальгия, романтизм, сентиментальность и детализированная красота. Для викторианского стиля свойственна насыщенность деталями и утончённость. Объекты размещённые на плакатах викторианской эпохи имеют овальные либо искривлённые формы, шрифты с засечками, правильное симметричное расположение на холсте, обрамления.
ВИНТАЖ
Направление, которое было популярно в 50-х годах 20-го века. Само слова «Винтаж» подразумевает под собой определённый предмет, типичную вещь своего времени, несущую особые стилевые тенденции. Винтаж добавляет атмосферу ностальгии и заставляет нас обратиться к прошлому. Типичный приём данного стиля это «состаривание» фотографий и образов. Колористика этого стиля – это либо серые монохромные композиции, либо мягкие разбелённые цвета словно выцветшие со временем. Часто используются специфические ретро-шрифты. Винтажный графический стиль несёт в себе ценность прошлого через настоящее.
ВИНЬЕТКА
Небольшое, композиционно завершенное, графическое изображение предметного или сюжетно-тематического характера или орнаментальная композиция, применяемое в книге как заставка, концовка на титульных, концевых, начальных полосах, переплетах, а также в акциденции.
ВХУТЕМАС
Первая советская архитектурно-дизайнерская школа - Высшие художественно-технические мастерские., созданные в декабре 1920 года с целью подготовки «художников - мастеров высшей квалификации для промышленности». В 1927 году переименован во ВХУТЕИН - Высший художественно-технический институт, состоявший из восьми факультетов: архитектурного, живописного, скульптурного, керамического, текстильного, полиграфического деревообделочного и металлообрабатывающего. Структура ВХУТЕМАСА отражала процесс интенсивного взаимодействия различных видов искусств, а в творчестве и теоретических взглядах прослеживались принципиально новые методы проектирования, нашедшие воплощение в конструктивизме. В разные годы во ВХУТЕМАСе преподавали В. Фаворский, г. Фальк, А. Родченко, С. Коненков, М. Гинзбург, А. Щусев. В 1929 году было ликвидировано Основное отделение института, а в 1931 году оставшееся архитектурное отделение преобразовалось в Московский архитектурный институт.
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
Совокупность формообразующих приемов для получения эстетически полноценного произведения в искусстве или предмета в дизайне. Основой выразительных средств служат физические свойства пространства, формы, света, цвета, звука.
ГАРНИТУРА
Группа шрифтов одного семейства, представленная в виде комплекта, содержащая все буквы алфавита, цифры, знаки и имеющая название. Комплект шрифтов, различных по кеглю и начертанию, но одинаковых по характеру рисунка.
ГЕРАЛЬДИКА
Историческая дисциплина, изучающая гербы, историю их возникновения и эволюцию, а также юридические и наследственные права на гербы.
ГИГАНТОГРАФИЯ
Увеличенное при проекционном копировании растровое изображение, у которого растровые точки во много раз крупнее, чем при воспроизведении в масштабе 1:1. Применяется при печати на бумаге низкого качества листовых изданий большого формата, например, в наружной рекламе для установок 3x6м.
ГИПЕРБОЛА
Художественный прием, при котором образность достигается путем намеренного преувеличения какого-либо свойства, явления или процесса.
ГИПЕРРЕАЛИЗМ
Художественное направление, суть которого заключается в имитации живописными и графическими средствами фотоизображения. При этом особое внимание уделяется блестящим и зеркальным поверхностям, так как игра отражений создает впечатление взаимопроникновения пространств.
ГРАВЮРА
Вид графического искусства, в котором изображение получается в результате оттиска на бумаге с печатной формы. Гравюра делится на два вида: для высокой и глубокой печати. В высокой печати (ксилография, линогравюра) краска накатывается на поверхность доски, на выступающие ее части, а углубления остаются без краски и не дают оттиска. При глубокой печати (оффорт, литография) краска затирается вглубь штриха, выступающие части дают светлый тон, а углубленные штрихи - темный.
ГРАДИЕНТ
Плавный переход от одного цвета к другому. В компьютерной нрафике переход одного цвета в другой за определенное количество шагов.
ГРАНЖ
Гранж(англ. Grunge – грязь, мерзость). Стиль возникший в музыке в середине 1980-х годов как поджанр альтернативного рока. Этот стиль быстро перекинулся из музыки во все остальные сферы творческой деятельности. Гранж перерос в новую молодёжную субкультуру, став противоположностью гламуру и «глянцевости».ейчас мы можем наблюдать гранж в дизайне одежды, в веб дизайне, графическом дизайне и т.д. Гранж характеризуется нарочитой небрежностью и отказом от театральности. Основные отличительные черты стиля гранж это небрежные мазки, грязь, кляксы, потёртости, помятости, грубые обшарпанные фактуры и прочая неряшливость. Цветовая гамма приглушённая, спокойная: чёрный, коричневый, бежевый и серый цвета.
ГРАФЕМА
Исторически сложившаяся, простейшая графическая форма знака буквенно-звукового типа письма. В результате развития письма у каждого знака сформировалось несколько графем: рукописный, типографский, курсивный в строчном и прописном вариантах.
ГРАФИКА
Вид изобразительного искусства, связанного с изображением на плоскости. Выразительные средства графики - линия, штрих, контур, пятно, тон. Художественно-выразительные достоинства графики заключаются в лаконизме, емкости образов, концентрации и строгом отборе графических средств. Графика объединяет рисунок, как самостоятельную область, различные виды печатной графики (ксилографию (гравюру на дереве), оффорт (гравюру на металле), литографию (гравюру на камне), линогравюру и компьютерную графику. По своему назначению графика подразделяется на станковую (рисунки, эстампы), книжную (иллюстрации, экслибрисы), газетно-журнальную (оформительские элементы, карикатуры), прикладную (акциденция, шрифты, товарные знаки, пиктограммы) и плакат.
ГРОТЕСК
Наборный шрифт без засечек и заметного контраста. Англичане называют гротеск -sans serifs, что буквально значит «без засечек». Русский эквивалент гротеска - рубленый шрифт. Первый известный гротеск появился в Англии в 1816 году в образцах шрифтов лондонского словолитчика Уильяма Кэзлона.
ДАДАИЗМ
Модернистское течение в искусстве, делающее ставку-на случайные процессы, психический автоматизм действий, на симультанную, рожденную путем импровизации коллективную декламацию, фотомонтаж. Дадаизм разработал технику использования этих приемов.
ДЕКАДАНС
Общее наименование кризисных явлений в искусстве конца XIX - начала XX века, с характерными настроениями безнадежности, стремлением к ничем не о ничейной свободе личности и творчества, с уходом от общепринятых моральных норм и реальной жизни.
ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ
Гармоническое деление отрезка на две части. Алгебраическое нахождение золотого сечения выражается отношением двух отрезков между собой как 1:0,618. Это отношение может быть более грубо выражено дробями 2/3,3/5, 5/8,8/13 и так далее. Золотое сечение было известно в Древнем Египте, в античной литературе впервые встречается у древнегреческого математика Евклида (3 век до н. э.). Термин «золотое сечение» впервые применил в конце XV века Леонардо да Винчи (1452 - 1519).
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
Основной компонент техники и технологии работы художника-дизайнера, связывающий его творческий метод с используемыми материалами и приемами их обработки. К изобразительным средствам относятся: точка, линия, штрих, пятно, плоскость, объем, форма, пропорции, свет, цвет, пространство. Виды изобразительного искусства (графика, живопись, скульптура) определяют характер практического применения изобразительных средств. В каждом виде искусства они имеют свою специфику и проявляют себя в зависимости от применяемых материалов.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ
Вид книжной графики, поясняющей текст путем демонстрации соответствующего зрительного образа. Иллюстрация зависит от специфических особенностей издания, формата полосы, способа верстки, рисунка шрифта, качества воспроизведения.
ИНВЕРСИЯ
Изменение тона или цвета на противоположный.
ИНИЦИАЛ
В рукописных и печатных книгах начальная буква частей или глав, значительно крупнее основного текста, рисованная или декорированная.
ИТАЛЬЯНСКИЙ ШРИФТ
Наборный шрифт с сильным обратным контрастом, в котором горизонтальные элементы, включая засечки, в несколько раз толще основных вертикальных элементов. Обычный итальянский шрифт весьма узок из-за массивных верхних и нижних поперечных элементов. Они могут превышать по толщине четверть высоты знака. Плотно набранная итальянским шрифтом строка получается как бы заключенной между двумя жирными полосами. Появились в первой половине XIX века.
КИТЧ
Американский китч или «искусство 50-х» как его ещё называют был популярен в соединённых штатах в 1940-1960гг. Для американского китча характерна чрезмерная эмоциональность, как правило это вульгарность, сентиментальность, претенциозность. С немецкого языка китч переводится как «дурной тон». Произведения в стиле китч выполнены на высоком профессиональном уровне иногда чересчур драматичны и экспрессивны, но не несут в себе истинной культурной ценности подобно настоящим произведениям искусства. Шрифты этого стиля незамысловаты, иногда рукописны, они акцентируют наше внимание на захватывающем сюжете и эмоциональных персонажах.
КЛАССИЧЕСКИЙ СТИЛЬ
Основа классического стиля это лаконичность, чёткость и стройность.. Используются по большей части типологические черты образа. Классика это строгие рамки из золота и серебра, богатые декоративные элементы. Колористика в рамках классического стиля предполагает использование насыщенных оттенков и контрастных сочетаний: густо-коричневый, малиновый. Классический стиль следует лучшим традициям античной архитектуры и итальянского Высокого Возрождения. Классический стиль в графическом дизайне как правило выбирают государственные структуры, крупные банки и некоторые художественные учреждения.
КОЛЛАЖ
Техника изобразительного искусства, заключающаяся в создании графических произведений путем наклеивания на какую-либо основу различных по цвету и фактуре материалов (бумага, ткань, дерево, кожа, металл и других). В отличие от аппликации коллаж допускает возможность применения объемных элементов в композиции (посуды, монет, обуви и других).
КОЛОНТИТУЛ
Заголовок, индекс, имя автора раздела или всей книги, повторяющийся на каждой странице или каждом развороте, входящем в данный параграф или главу. Колонтитулы необходимы для ориентации в больших и сложных по верстке изданиях.
КОМИКС
Повествование в картинках, снабженное кратким сопроводительным текстом или репликами действующих лиц.
КОМПОЗИЦИЯ
Составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция - это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением, необходимостью передать основной замысел произведения наиболее ясно и убедительно. Главное в композиции - создание художественного образа.