Программа учебной практики
По составлению психолого-педагогической характеристики
Ребенка дошкольного возраста
специальность 050144 Дошкольное образование
План учебной практики
№ п/п | Тема | Количество часов |
Общие рекомендации по составлению психолого-педагогической характеристики ребенка | ||
Общие сведения о ребенке | ||
Характеристика семьи | ||
Соматическое здоровье | ||
Особенности эмоционально-волевой сферы | ||
Характеристика развития психических процессов | ||
Индивидуально-типологические особенности ребенка | ||
Проявление личностных качеств | ||
Положение ребенка в группе сверстников | ||
Ребенок в различных видах деятельности | ||
Рекомендации | ||
Всего: |
Психолого-педагогическая характеристика
Воспитанника
Детского дошкольного учреждения
Общие рекомендации по составлению психолого-педагогической характеристики ребенка.
- Общие сведения о ребенке:
- Ф. И. О.
- Дата рождения:
- Домашний адрес:
- Дата поступления в детский сад:
- Откуда поступил:
- Были ли длительные перерывы в посещении детского сада, по каким причинам:
- Характеристика семьи:
- Ф. И. О. матери, место работы:
- Ф. И. О. отца, место работы:
- Состав семьи:
- Кто занимается воспитанием ребенка?
- Уделяется ли достаточное внимание воспитанию и обучению ребенка?
- Соматическое здоровье (болеет редко, часто, болеет простудными заболеваниями, имеет хронические нарушения здоровья, плохо ест, трудно и беспокойно спит).
- Особенности эмоционально-волевой сферы
Определить общий эмоциональный настрой ребенка, выделить преобладающее эмоциональное состояние, уровень беспокойства-тревожности; выявить особенности восприятия окружающих, собственной эмоциональной чувствительности, эмпатийные тенденции; определить особенности формирования волевых качеств и их развития.
|
- Характеристика развития психических процессов
На основе диагностических данных определить уровень развития психических процессов - восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, сравнить с основными возрастными нормами развития.
Индивидуально-типологические особенности ребенка
Определить преобладающий тип темперамента ребенка, особенности складывающегося характера.
Проявление личностных качеств
Определить уровень самооценки ребенка, уровень тревожности, определить потребности в общении.
Положение ребенка в группе сверстников
Диагностика статусного положения ребенка в группе сверстников (звезды, принятые, изолированные, изгои).
Ребенок в различных видах деятельности
Игровая деятельность: (любимые игры; сюжет, содержание игр, их длительность; как ведет себя в играх; какие роли предпочитает; какие роли реально выполняет в игре; умеет ли довести игру до конца; подчиняется ли правилам игры; взаимоотношения со сверстниками в игре; уровень развития игровой деятельности; проявление воображения в игре; роль в коллективной игре; поведение в конфликтной ситуации; отражает ли свой опыт в игре; (не) умеет поддерживать игру, нарушение игровой деятельности и их предполагаемые причины).
Диагностика развития игровых умений детей в одной возрастной группе (на примере сюжетно-ролевой игры): составление протокола наблюдения за самостоятельной игрой ребенка по предложенному плану,формулировка вывода об уровне развития игровых умений дошкольника.
|
План анализа:
- Характеристика темы и сюжета (наличие замысла, самостоятельность в выборе, связь с социальным опытом).
- Характеристика ролевых взаимоотношений (разнообразие, умение принять роль, умение вступать в ролевой диалог, умение изменять роль по необходимости).
- Характеристика игровых действий (развернутые-свернутые, целенаправленные-нецеленаправленные, с игрушками, предметами-заместителями, воображаемыми предметами).
- Характеристика игровых ситуаций (разнообразие, соответствие теме, содержание отражает действия с предметами, взаимоотношения между людьми).
- Реальные взаимоотношения детей в игре (умение договариваться, распределять роли, намечать план игры и осуществлять его, самостоятельно подбирать и изготавливать оборудование, устанавливать правила и следить за их выполнением, организованно заканчивать игру).
- Вывод о соответствии всех компонентов игры возрастным нормам.
Учебно-познавательная деятельность ребенка в одной возрастной группе (в дидактической игре).
План анализа:
1.Учебный мотив.
2. Умение слушать инструкцию взрослого
3. Умение выполнять инструкцию взрослого
4. Самоконтроль
5. Умение доводить дело до конца
6.Умение проявлять самостоятельность
7. Вывод об уровне развития учебно-познавательной деятельности
Отношение к занятиям: (не способен контролировать свою деятельность, не доводит дело до конца, мешает педагогу, детям, быстро истощаем, работает медленно и неравномерно, темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова»); принимает ли помощь и какую: (словесную, практическую, стимулирующую, направляющую, организующую, обучающую); как преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности: (не) стремится преодолеть, бросает работу, подглядывает за другими, плачет, переживает и нервничает, обращается к воспитателю, детям за помощью, самостоятельно ищет выход).
|
Уровень развития трудовых умений, изобразительных навыков, умение конструировать.
Диагностика развития трудовых умений детей в одной возрастной группе (на примере труда в природе): составление протокола наблюдения за самостоятельным выполнением поручения детьми по предложенному плану,формулировка вывода об уровне развития трудовых умений дошкольников, разработка предложений для воспитателя
План анализа:
1. Принятие цели (характер мотивации: игровая, личностная, общественная).
2. Характеристика трудовых действий (содержание, самостоятельность, аккуратность, правильность, соответствие задаче).
3. Отношение к процессу труда (проявляет инициативу, выполняет задание с желанием, эмоциональные реакции, доводит начатое дело до конца).
4. Характеристика умения планировать труд (определяет цель, готовит и убирает оборудование, определяет предмет труда, последовательность трудовых операций, оценивает результат).
5. Вывод о соответствии всех компонентов труда возрастным нормам.
Рекомендации
По окончанию диагностической работы необходимо обобщить полученные данные о развитии ребенка, сопоставить с возрастными нормами развития и сделать соответствующие выводы. На основе выводов составить рекомендации для родителей и воспитателей по дальнейшему развитию ребенка и определить коррекционную работу по устранению недостатков развития.
Дневник
Дата | Деятельность студента | Методики | Самоанализ (примечания) | Подпись воспита-теля |
10.09.13 | Диагностика развития психических процессов | - Методика «Запомни рисунки» (цель: диагностика уровня развития зрительной памяти). - Методика «Запомни цифры» (цель: диагностика уровня развития слуховой памяти) - Наблюдение (цель: диагностика уровня развития произвольного внимания) | Проведение методики не вызвало затруднений, ребенок справился с заданием быстро | |
29.10.13 | Диагностика личностных качеств ребенка | - Методика «Лесенка» (цель: выявить уровень самооценки ребенка) - Наблюдение (цель: выявить уровень самооценки ребенка) | Проведение методики вызвало затруднения: ребенок отказывался выполнить предложенное задание | |