При анализе макросреды предприятия была использована методика PEST - анализа.
В ходе PEST-анализа были выявлены благоприятные и неблагоприятные тенденции, а также проанализировано возможное влияние на деятельность предприятия четырех основных факторов макросреды.
Результаты проведенного анализа представлены в таблице 1.
Таблица 1. Результаты PEST-анализа
№ п/п | Факторы | Значение фактора по шкале от - 3 до 3 |
1. | ||
Политические | ||
1. | Увеличение доли налогов, уплачиваемых субъектами малого предпринимательства | -1 |
2. | Обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого предпринимательства | +2 |
3. | Государственное регулирование конкуренции | +1 |
4. | Выборы в местные органы власти | |
Экономические | ||
1. | Рост цен на энергоносители | -2 |
2. | Уровень инфляции в стране | -1 |
3. | Рост рыночного спроса после экономического кризиса | +2 |
4. | Снижение курсов валют | +1 |
Технологические | ||
1. | Возрастание роли интернета как рекламной площадки | +2 |
2. | Внедрение новых технологий в швейной промышленности | +1 |
Социальные | ||
1. | Демографическое состояние в стране | -1 |
2. | Уровень платежеспособности населения | -1 |
3. | Потребительские предпочтения | +3 |
4. | Бренд | |
5. | Этнические/религиозные факторы |
Политические факторы:
1. Уход государства от схемы упрощенного налогообложения и увеличение налоговой нагрузки на предприятия малого бизнеса является в данном случае отрицательным фактором. Частично неблагоприятность этого фактора будет снижена постепенностью перехода на новые налоговые ставки.
2. Тенденция к обеспечению государством благоприятных условий для развития субъектов малого предпринимательства носит положительный характер. К ним относятся: кредитование по схемам с пониженной процентной ставкой, уменьшение количества проверок со стороны контролирующих органов, упрощение отчетности и т.п.
|
. Государственное регулирование конкуренции, которое подразумевает пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции не слишком влияет на деятельность мелких торговых предприятий, но все же носит скорее позитивный характер.
. Выборы в местные органы власти. Этот фактор не является определяющим для рассматриваемого предприятия.
Экономические факторы:
1. Рост цен на энергоносители. Ведет к увеличению стоимости перевозки грузов, ведущему в итоге как к росту цен на реализуемые товары, так и к увеличению арендной платы за помещение, отведенное под магазин.
2. Уровень инфляции в стране. По аналогии с 2010 годом тенденция не слишком благоприятная. Несмотря на то, что инфляция за 2010 год снизилась по сравнению с 2009 годом на 0,1 % и составила 8,7 %, она все-таки превысила уровень, который прогнозировался в начале 2010 года (6,5-7%).
. Рост рынка после экономического кризиса. Постепенный возврат к докризисному уровню оплаты труда, а кое-где и превышение его, стабилизация экономической ситуации в стране приводит к тому, что люди начинают покупать не только продукты питания и товары первой необходимости, но и другие товары, в том числе одежду, что позволяет охарактеризовать данный фактор как положительный.
. Снижение курсов валют. Учитывая то, что основная часть товаров, реализуемых в небольших магазинах одежды, ввозится из-за рубежа, этот фактор тоже может иметь определенное позитивное значение.
|
Технологические факторы:
1. Возрастание роли интернета как рекламной площадки. Этот фактор носит положительный характер в связи с тем, что реклама в интернете стоит дешевле, чем в СМИ.
Кроме того, информация может распространяться бесплатно, через различные форумы и социальные сети, когда их участники делятся между собой мнением о том или ином магазине.
Разумеется, следует учитывать и тот факт, что эта информация в отдельных случаях может выступать и антирекламой. Но при условии внимательного отношения к клиентам, разумной ценовой политики и регулярного обновления ассортимента подобные случаи будут минимальны.
2. Внедрение новых технологий в швейной промышленности с последующим улучшением качества выпускаемых вещей может стать положительным фактором, поскольку потребитель, как правило, предпочитает качественную одежду.
Социальные факторы:
1. Демографическое состояние в стране. В настоящее время и ближайшие годы прогнозируется снижение численности молодежи в стране. Это связано в основном с демографическим кризисом 90-х годов. Численность лиц предпенсионного и пенсионного возраста, наоборот, будет расти. Учитывая, что молодежь является наибольшим потребителем недорогой модной одежды, этот фактор будет негативно влиять на деятельность магазинов, специализирующихся на подобных товарах.
2. Уровень платежеспособности населения. Несмотря на относительную стабилизацию экономической ситуации в стране после финансового кризиса уровень доходов большинства россиян остается невысоким. Для торгового предприятия подобный фактор является отрицательным.
|
. Потребительские предпочтения. Большинство граждан предпочитает относительно недорогую, но качественную и модную одежду из разряда "на каждый день". Ориентация на подобный товар является положительным фактором для магазина одежды.
. Известность бренда. Товары известных брендов стоят дорого. Кроме того, в небольшом магазине большинство покупателей не будут уверены в том, что покупают не подделку.
Таким образом, в данном случае этот фактор не будет иметь определяющего значения.
5. Этнические и религиозные факторы. Поскольку в городе Череповце ни те, ни другие факторы не присутствуют явным образом, они также не будут иметь определяющего значения.