ПОНЯТИЯ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ВИДЫПРАВООТНОШЕНИЙ
В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Общественные отношения, возникающие вследствие юриди-
ческой взаимосвязи двух или нескольких субъектов и урегули-
рованные нормами права, являются правовыми. По сути, данное
определение очень близко к тем, которые даются правоотношениям
вообще, исходя из общей теории права.
Так, Л.А. Морозова дает следующее определение общественным
отношениям, урегулированным правом. Правоотношения — это раз-
новидность общественных отношений, т.е. правовая связь между
людьми, их поступками, поведением, деятельностью. Л.П. Рас-
сказов в качестве правовых отношений выделяет «урегулированные
нормами права общественные отношения, участники которых
имеют соответствующие субъективные права и несут юридические
обязанности». М.И. Абдулаев высказывает точку зрения о том,
что правоотношения — особый вид общественных отношений,
участники (субъекты) которых связаны взаимными юридическими
правами и обязанностями.
Из данных определений следует, что отношения в области права
могут возникнуть между двумя (и более) субъектами и по опреде-
ленному правовому поводу.
Специфику правоотношений по социальному обеспечению со-
ставляет то обстоятельство, что они возникают по определенным
законом основаниям и связаны с организацией и осуществлением
социального обеспечения и защиты населения.
Общеизвестно, что в соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции РФ
каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Однако для практической реализации данной нормы необходим
отлаженный алгоритм действий со стороны уполномоченных го-
|
сударственных органов, призванных реализовывать права граждан
на охрану здоровья и медицинскую помощь, а для возникновения
соответствующих правоотношений требуется вовлечение в ука-
занный процесс лиц-правообладателей, обращающихся в добро-
вольном порядке за оказанием им такой помощи.
Структуру правоотношений по социальному обеспечению со-
ставляют их субъекты, объект и содержание (права и обязанности).
Субъектами (участниками) правоотношений по социальному
обеспечению выступают, с одной стороны, физические лица (или
группа лиц: семья, социальная категория (ветераны, инвалиды, не-
совершеннолетние и др.)), а с другой — государство в лице упол-
номоченных органов и должностных лиц, осуществляющих назна-
чение и выплаты пенсий, пособий, компенсаций и оказывающих
иные социальные услуги.
Здесь следует подчеркнуть еще одну особенность правоотно-
шений, складывающихся в области социального обеспечения: для
их возникновения всегда требуется участие гражданина (физиче-
ского лица), с одной стороны, и государственного органа, упол-
номоченного на отправление от имени государства вышеобозна-
ченных функций, — с другой. Для сравнения можно провести па-
раллели с гражданско-, административно- и уголовно-правовыми
отношениями. Наряду с описанным выше сценарием гражданско-
правовые отношения могут складываться исключительно между
физическими лицами (например, по договорам мены, купли-про-
дажи, аренды, возмещения вреда и др.) либо между физическим
и юридическим лицом, либо только между юридическими лицами,
|
соответственно. Субъектом гражданско-правовых отношений яв-
ляется и государство в лице органов власти и должностных лиц
(например, в отношениях по договору государственного заказа, за-
купок и др.). Административно- и уголовно-правовые отношения,
обладающие спецификой государственно-властного понуждения
и обязывания, схожи с гражданско-правовыми по субъектному со-
ставу, однако, в отличие от последних, в первых двух видах компе-
тентные государственные органы имеют совершенно иной статус,
соотносящийся с охраной общественного порядка и борьбой с пре-
ступностью.
Что касается граждан, то для полноценного участия в соци-
ально-правовых отношениях им надлежит обладать гражданской
правосубъектностью, которая заключается в наличии у одного
и того же субъекта трех социально-правовых свойств: правоспособ-
ности, дееспособности и деликтоспособности.
Термин «правоспособность» довольно просто интерпретиро-
вать, так как его название говорит само за себя. Способность иметь
права возникает с момента рождения индивида и прекращается его
смертью. Таким образом, по российскому законодательству пра-
воспособностью обладают абсолютно все люди, вне зависимости
от их возраста и состояния здоровья. Например, младенец может
быть участником правоотношений по наследованию имущества,
а лицо, по причине психического заболевания являющееся инва-
лидом, обладать, скажем, правом на пенсию по инвалидности и т.д.
С дееспособностью дело обстоит несколько сложнее, в связи
с чем обратимся к действующему законодательству. Согласно ст. 21
|
ГК РФ дееспособность — это способность гражданина своими дей-
ствиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать
для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская
дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совер-
шеннолетия, т.е. по достижении восемнадцатилетнего возраста.
Толкуя данную норму закона, констатируем, что для обладания
такой способностью необходима высокая внутренняя осознанность
и возможность самоличного осуществления своих прав, приобре-
тения и передачи этих прав и несения юридической ответствен-
ности.
Сама по себе категория «дееспособность» изучается в динамике
для соответствия тому или иному личностно-возрастному кри-
терию. В соответствии с такими критериями законом отдельно вы-
деляются такие виды дееспособности, как: полная (ст. 21 ГК РФ);
частичная (ее обладателями являются лица от шести до 14 лет,
называемые законом в ст. 28 ГК РФ как малолетние); неполная
(устанавливается в соответствии со ст. 26 ГК РФ для несовершен-
нолетних в возрасте от 14 до 18 лет); ограниченная (дееспособность
гражданина может быть ограничена судом вследствие пристрастия
данного гражданина к азартным играм, злоупотребления спирт-
ными напитками или наркотическими средствами, ставящими его
семью в тяжелое материальное положение (ст. 30 ГК РФ)). Дети
до шести лет по российскому законодательству являются пол-
ностью недееспособными, а граждане, которые вследствие психи-
ческого расстройства не могут понимать значения своих действий
или руководить ими, признаются таковыми в судебном порядке
по правилам гражданского процессуального законодательства.
С содержательной характеристикой дееспособности тесно свя-
зано понятие «деликтоспособность», под которой принято пони-
мать способность лица нести ответственность за совершение тех
или иных поступков. Деликтоспособны только полностью дееспо-
собные граждане, однако, законом могут быть предусмотрены изъ-
ятия из этого правила (За совершение некоторых преступлений уголовным законом установлен возрастной минимум несения уголовной ответственности, который насту-
пает при достижении виновным в противоправном деянии лицом возраста
14 лет. За совершение административных и налоговых правонарушений
лицо отвечает в полном объеме, достигнув к моменту совершения правона-
рушения полных 16 лет).
Не следует также объявлять синонимом дееспособности по-
нятие «трудоспособность», которое, в отличие от первого правового
понятия, имеет социально-медицинские характеристики. Нетру-
доспособный член общества автоматически не утрачивает дееспо-
собность, которая может быть отозвана, как уже говорилось выше,
только по двум основаниям, предусмотренным ст. 29 и 30 ГК РФ.
Одновременно с этим полностью недееспособное лицо уже априори
неделиктоспособно и нетрудоспособно.
Еще одним субъектом правоотношений по социальному обеспе-
чению является государство в лице компетентных органов и долж-
ностных лиц, к которым могут относиться следующие структуры:
органы социальной защиты регионального и муниципального
уровней, ПФР, другие фонды (ФСС, ФОМС) и их территори-
альные органы, территориальные службы занятости, ведомства
здравоохранения и образования, судебные органы и др.
Объект правоотношений по социальному обеспечению должен
рассматриваться с учетом его дуалистичности (двойственности),
так как включает в себя, во-первых, наступление у гражданина (или
группы лиц) затруднительной жизненной ситуации, и, во-вторых,
принимаемые государством меры социальной поддержки. Объект
правоотношений по социальному обеспечению также должен рас-
сматриваться с позиций его экзистенции (существования) в той или
иной форме: денежной или натуральной либо вовсе в форме ока-
зания различного рода социальных услуг. Так, в денежной форме
объект правоотношений по социальному обеспечению можно пред-
ставить в виде пенсий, пособий и компенсационных выплат; в на-
туральной форме объект правоотношений по социальному обеспе-
чению представляет собой передачу лицам редких лекарственных
препаратов, оборудования для социальной адаптации, предостав-
ление путевок на санаторно-курортное лечение; объект правоот-
ношений по социальному обеспечению в форме оказания различ-
ного рода социальных услуг включает предоставление гражданам,
оказавшимся в трудной жизненной ситуации, набора социальных
услуг, а также услуг правового, медицинского, образовательного,
психологического характера.
Невозможно обойти вниманием и широкий спектр процедурных
правоотношений по социальному обеспечению, имеющих в своей
структуре соответствующий объект.
Например, если гражданин в добровольном порядке встал на учет
в территориальном органе службы занятости населения, то данный
муниципальный орган обязан оказать такому гражданину помощь
в трудоустройстве. Таким образом, все действия, совершаемые муни-
ципальным органом службы занятости в отношении данного гражда-
нина, можно непосредственно отнести к объекту возникших правоот-
ношений.
По своему содержанию правоотношения в области социального
обеспечения также довольно самобытны, поскольку являются пре-
тензионно-обеспечительными в силу того, что одна сторона (гра-
жданин или группа лиц) вправе требовать предоставления пола-
гающегося ей по закону вида социального обеспечения, а другая
сторона, опять же, в силу закона, обязуется его предоставить.
Но нельзя сводить содержательную характеристику правоотно-
шений по социальному обеспечению лишь к последовательности
действий «потребовал — получил». Зачастую участники соответ-
ствующих правоотношений обладают полным комплектом прав
и обязанностей.
Например, для получения пенсии по инвалидности гражданину тре-
буется заручиться справкой (заключением) органа медико-социальной
экспертизы о признании его инвалидом, которая может быть выдана
на основании предоставления документации из больничного учреж-
дения, где постоянно наблюдается такой гражданин, а также визуаль-
ного осмотра специалистами органа медико-социальной экспертизы.
Кроме того, орган медико-социальной экспертизы вправе затребовать
у гражданина, обратившегося за установлением группы инвалид-
ности, сведения о жилищно-бытовых условиях проживания. Соответ-
ствующий акт составляется в данном случае работниками соцзащиты.
Предоставив всю необходимую документацию в территориальный
орган ПФР, гражданин, признанный органом медико-социальной
экспертизы инвалидом, по истечении отведенного на проведение про-
верки документов срока будет ежемесячно получать пенсию по инва-
лидности.
Приведенный пример иллюстрирует не только сложность содер-
жательного состава правоотношений по обеспечению гражданина
пенсией по инвалидности, когда реализации права заинтересован-
ного лица предшествует кропотливый процесс определяемых за-
коном обязательств, но и многосторонний характер таких правовых
отношений, ведь их субъектами являются не только сам гражданин,
имеющий право на соответствующий вид пенсионного обеспечения,
но и территориальный орган ПФР, в обязанности которого входит
такое обеспечение предоставить.
Из этого следует, что отношения по социальному обеспечению
сложны и многоаспектны, поэтому правоотношения в данной сфере
обычно классифицируют по четырем основаниям: 1) характеру;
2) видам; 3) срокам; 4) формам.
По характеру правоотношения по социальному обеспечению
бывают материальными (например, правовая регламентация и уста-
новление пенсий, пособий, компенсаций, социальных выплат иного
рода, также предоставление социальных услуг, иных льгот), проце-
дурными (например, определение порядка назначения пенсии, по-
собия либо отказ в предоставлении таковых) и процессуальными
(например, рассмотрение в судебном порядке спора о социальном
обеспечении).
Тем самым налицо связь данного основания классификации
правоотношений по социальному обеспечению с их объектом.
По видам различают пенсионные правоотношения, правоотно-
шения по поводу выплаты пособий и компенсаций, по оказанию
медицинской помощи, льготному лекарственному обеспечению,
санаторно-курортному лечению и др.
По срокам правоотношения по социальному обеспечению могут
быть длящимися постоянно (выплата пенсии по старости, за вы-
слугу лет), до определенного срока (пособие по беременности
и родам, по временной нетрудоспособности, по безработице) или
единовременными (пособие при рождении ребенка, пособие на по-
гребение).
По формам социальное обеспечение подразделяется на страховое
и нестраховое. Первая форма социального обеспечения предостав-
ляется гражданам в соответствии с их отчислениями в страховые
организации, а вторая касается исключительно государственных
бюджетных ассигнований.
Сами по себе виды правоотношений в области социального обес-
печения могут также классифицироваться и составлять так называ-
емые подвиды. Например, материальные правоотношения по соци-
альному обеспечению в виде установления пенсий подразделяются:
• на правоотношения по установлению государственной пенсии
по старости (по инвалидности, по случаю потери кормильца);
• правоотношения по установлению социальной пенсии по ста-
рости (по инвалидности, по случаю потери кормильца);
• правоотношения по установлению страховой пенсии по ста-
рости (по инвалидности, по случаю потери кормильца).
А процессуальные правоотношения можно анализировать
с точки зрения рассмотрения спора о социальном обеспечении
по существу, а также с позиции рассмотрения дела в вышестоящей
судебной инстанции.
Ответьте на вопросы письменно
1.
Дайте определение понятия «правоотношения в области социального
обеспечения».
2.
По каким основаниям принято классифицировать правоотношения
в области социального обеспечения?
3.
Перечислите и охарактеризуйте виды правоотношений в области со-
циального обеспечения.
Задание (фото конспектов и ответы на вопросы) отправлять мне в личное сообщение. Работы принимаю до 11.00 часов 11.02.2022 года.
Задания, отправленные после срока выполнения - не оцениваются!
Критерии оценивания работ:
Оценка 5- все задания выполнены (фото конспекта, ответы на вопрос) и отправлены в срок.
Оценка 4- все задания выполнены (фото конспекта, ответы на вопрос), в ответах на вопросы есть незначительные ошибки, конспект сокращен, отправлены в срок.
Оценка 3 - выполнен только конспект или ответы на вопросы.
Оценка 2- нет работы (не отправлена в срок).