ПРАВООТНОШЕНИЯ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ




 

ПОНЯТИЯ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ВИДЫПРАВООТНОШЕНИЙ

В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

 

Общественные отношения, возникающие вследствие юриди-

ческой взаимосвязи двух или нескольких субъектов и урегули-

рованные нормами права, являются правовыми. По сути, данное

определение очень близко к тем, которые даются правоотношениям

вообще, исходя из общей теории права.

Так, Л.А. Морозова дает следующее определение общественным

отношениям, урегулированным правом. Правоотношения — это раз-

новидность общественных отношений, т.е. правовая связь между

людьми, их поступками, поведением, деятельностью. Л.П. Рас-

сказов в качестве правовых отношений выделяет «урегулированные

нормами права общественные отношения, участники которых

имеют соответствующие субъективные права и несут юридические

обязанности». М.И. Абдулаев высказывает точку зрения о том,

что правоотношения — особый вид общественных отношений,

участники (субъекты) которых связаны взаимными юридическими

правами и обязанностями.

Из данных определений следует, что отношения в области права

могут возникнуть между двумя (и более) субъектами и по опреде-

ленному правовому поводу.

Специфику правоотношений по социальному обеспечению со-

ставляет то обстоятельство, что они возникают по определенным

законом основаниям и связаны с организацией и осуществлением

социального обеспечения и защиты населения.

Общеизвестно, что в соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции РФ

каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Однако для практической реализации данной нормы необходим

отлаженный алгоритм действий со стороны уполномоченных го-

сударственных органов, призванных реализовывать права граждан

на охрану здоровья и медицинскую помощь, а для возникновения

соответствующих правоотношений требуется вовлечение в ука-

занный процесс лиц-правообладателей, обращающихся в добро-

вольном порядке за оказанием им такой помощи.

Структуру правоотношений по социальному обеспечению со-

ставляют их субъекты, объект и содержание (права и обязанности).

Субъектами (участниками) правоотношений по социальному

обеспечению выступают, с одной стороны, физические лица (или

группа лиц: семья, социальная категория (ветераны, инвалиды, не-

совершеннолетние и др.)), а с другой — государство в лице упол-

номоченных органов и должностных лиц, осуществляющих назна-

чение и выплаты пенсий, пособий, компенсаций и оказывающих

иные социальные услуги.

Здесь следует подчеркнуть еще одну особенность правоотно-

шений, складывающихся в области социального обеспечения: для

их возникновения всегда требуется участие гражданина (физиче-

ского лица), с одной стороны, и государственного органа, упол-

номоченного на отправление от имени государства вышеобозна-

ченных функций, — с другой. Для сравнения можно провести па-

раллели с гражданско-, административно- и уголовно-правовыми

отношениями. Наряду с описанным выше сценарием гражданско-

правовые отношения могут складываться исключительно между

физическими лицами (например, по договорам мены, купли-про-

дажи, аренды, возмещения вреда и др.) либо между физическим

и юридическим лицом, либо только между юридическими лицами,

соответственно. Субъектом гражданско-правовых отношений яв-

ляется и государство в лице органов власти и должностных лиц

(например, в отношениях по договору государственного заказа, за-

купок и др.). Административно- и уголовно-правовые отношения,

обладающие спецификой государственно-властного понуждения

и обязывания, схожи с гражданско-правовыми по субъектному со-

ставу, однако, в отличие от последних, в первых двух видах компе-

тентные государственные органы имеют совершенно иной статус,

соотносящийся с охраной общественного порядка и борьбой с пре-

ступностью.

Что касается граждан, то для полноценного участия в соци-

ально-правовых отношениях им надлежит обладать гражданской

правосубъектностью, которая заключается в наличии у одного

и того же субъекта трех социально-правовых свойств: правоспособ-

ности, дееспособности и деликтоспособности.

Термин «правоспособность» довольно просто интерпретиро-

вать, так как его название говорит само за себя. Способность иметь

права возникает с момента рождения индивида и прекращается его

смертью. Таким образом, по российскому законодательству пра-

воспособностью обладают абсолютно все люди, вне зависимости

от их возраста и состояния здоровья. Например, младенец может

быть участником правоотношений по наследованию имущества,

а лицо, по причине психического заболевания являющееся инва-

лидом, обладать, скажем, правом на пенсию по инвалидности и т.д.

С дееспособностью дело обстоит несколько сложнее, в связи

с чем обратимся к действующему законодательству. Согласно ст. 21

ГК РФ дееспособность — это способность гражданина своими дей-

ствиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать

для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская

дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совер-

шеннолетия, т.е. по достижении восемнадцатилетнего возраста.

Толкуя данную норму закона, констатируем, что для обладания

такой способностью необходима высокая внутренняя осознанность

и возможность самоличного осуществления своих прав, приобре-

тения и передачи этих прав и несения юридической ответствен-

ности.

Сама по себе категория «дееспособность» изучается в динамике

для соответствия тому или иному личностно-возрастному кри-

терию. В соответствии с такими критериями законом отдельно вы-

деляются такие виды дееспособности, как: полная (ст. 21 ГК РФ);

частичная (ее обладателями являются лица от шести до 14 лет,

называемые законом в ст. 28 ГК РФ как малолетние); неполная

(устанавливается в соответствии со ст. 26 ГК РФ для несовершен-

нолетних в возрасте от 14 до 18 лет); ограниченная (дееспособность

гражданина может быть ограничена судом вследствие пристрастия

данного гражданина к азартным играм, злоупотребления спирт-

ными напитками или наркотическими средствами, ставящими его

семью в тяжелое материальное положение (ст. 30 ГК РФ)). Дети

до шести лет по российскому законодательству являются пол-

ностью недееспособными, а граждане, которые вследствие психи-

ческого расстройства не могут понимать значения своих действий

или руководить ими, признаются таковыми в судебном порядке

по правилам гражданского процессуального законодательства.

С содержательной характеристикой дееспособности тесно свя-

зано понятие «деликтоспособность», под которой принято пони-

мать способность лица нести ответственность за совершение тех

или иных поступков. Деликтоспособны только полностью дееспо-

собные граждане, однако, законом могут быть предусмотрены изъ-

ятия из этого правила (За совершение некоторых преступлений уголовным законом установлен возрастной минимум несения уголовной ответственности, который насту-

пает при достижении виновным в противоправном деянии лицом возраста

14 лет. За совершение административных и налоговых правонарушений

лицо отвечает в полном объеме, достигнув к моменту совершения правона-

рушения полных 16 лет).

 

Не следует также объявлять синонимом дееспособности по-

нятие «трудоспособность», которое, в отличие от первого правового

понятия, имеет социально-медицинские характеристики. Нетру-

доспособный член общества автоматически не утрачивает дееспо-

собность, которая может быть отозвана, как уже говорилось выше,

только по двум основаниям, предусмотренным ст. 29 и 30 ГК РФ.

Одновременно с этим полностью недееспособное лицо уже априори

неделиктоспособно и нетрудоспособно.

Еще одним субъектом правоотношений по социальному обеспе-

чению является государство в лице компетентных органов и долж-

ностных лиц, к которым могут относиться следующие структуры:

органы социальной защиты регионального и муниципального

уровней, ПФР, другие фонды (ФСС, ФОМС) и их территори-

альные органы, территориальные службы занятости, ведомства

здравоохранения и образования, судебные органы и др.

Объект правоотношений по социальному обеспечению должен

рассматриваться с учетом его дуалистичности (двойственности),

так как включает в себя, во-первых, наступление у гражданина (или

группы лиц) затруднительной жизненной ситуации, и, во-вторых,

принимаемые государством меры социальной поддержки. Объект

правоотношений по социальному обеспечению также должен рас-

сматриваться с позиций его экзистенции (существования) в той или

иной форме: денежной или натуральной либо вовсе в форме ока-

зания различного рода социальных услуг. Так, в денежной форме

объект правоотношений по социальному обеспечению можно пред-

ставить в виде пенсий, пособий и компенсационных выплат; в на-

туральной форме объект правоотношений по социальному обеспе-

чению представляет собой передачу лицам редких лекарственных

препаратов, оборудования для социальной адаптации, предостав-

ление путевок на санаторно-курортное лечение; объект правоот-

ношений по социальному обеспечению в форме оказания различ-

ного рода социальных услуг включает предоставление гражданам,

оказавшимся в трудной жизненной ситуации, набора социальных

услуг, а также услуг правового, медицинского, образовательного,

психологического характера.

Невозможно обойти вниманием и широкий спектр процедурных

правоотношений по социальному обеспечению, имеющих в своей

структуре соответствующий объект.

 

Например, если гражданин в добровольном порядке встал на учет

в территориальном органе службы занятости населения, то данный

муниципальный орган обязан оказать такому гражданину помощь

в трудоустройстве. Таким образом, все действия, совершаемые муни-

ципальным органом службы занятости в отношении данного гражда-

нина, можно непосредственно отнести к объекту возникших правоот-

ношений.

 

По своему содержанию правоотношения в области социального

обеспечения также довольно самобытны, поскольку являются пре-

тензионно-обеспечительными в силу того, что одна сторона (гра-

жданин или группа лиц) вправе требовать предоставления пола-

гающегося ей по закону вида социального обеспечения, а другая

сторона, опять же, в силу закона, обязуется его предоставить.

Но нельзя сводить содержательную характеристику правоотно-

шений по социальному обеспечению лишь к последовательности

действий «потребовал — получил». Зачастую участники соответ-

ствующих правоотношений обладают полным комплектом прав

и обязанностей.

 

Например, для получения пенсии по инвалидности гражданину тре-

буется заручиться справкой (заключением) органа медико-социальной

экспертизы о признании его инвалидом, которая может быть выдана

на основании предоставления документации из больничного учреж-

дения, где постоянно наблюдается такой гражданин, а также визуаль-

ного осмотра специалистами органа медико-социальной экспертизы.

Кроме того, орган медико-социальной экспертизы вправе затребовать

у гражданина, обратившегося за установлением группы инвалид-

ности, сведения о жилищно-бытовых условиях проживания. Соответ-

ствующий акт составляется в данном случае работниками соцзащиты.

Предоставив всю необходимую документацию в территориальный

орган ПФР, гражданин, признанный органом медико-социальной

экспертизы инвалидом, по истечении отведенного на проведение про-

верки документов срока будет ежемесячно получать пенсию по инва-

лидности.

 

Приведенный пример иллюстрирует не только сложность содер-

жательного состава правоотношений по обеспечению гражданина

пенсией по инвалидности, когда реализации права заинтересован-

ного лица предшествует кропотливый процесс определяемых за-

коном обязательств, но и многосторонний характер таких правовых

отношений, ведь их субъектами являются не только сам гражданин,

имеющий право на соответствующий вид пенсионного обеспечения,

но и территориальный орган ПФР, в обязанности которого входит

такое обеспечение предоставить.

Из этого следует, что отношения по социальному обеспечению

сложны и многоаспектны, поэтому правоотношения в данной сфере

обычно классифицируют по четырем основаниям: 1) характеру;

2) видам; 3) срокам; 4) формам.

По характеру правоотношения по социальному обеспечению

бывают материальными (например, правовая регламентация и уста-

новление пенсий, пособий, компенсаций, социальных выплат иного

рода, также предоставление социальных услуг, иных льгот), проце-

дурными (например, определение порядка назначения пенсии, по-

собия либо отказ в предоставлении таковых) и процессуальными

(например, рассмотрение в судебном порядке спора о социальном

обеспечении).

Тем самым налицо связь данного основания классификации

правоотношений по социальному обеспечению с их объектом.

По видам различают пенсионные правоотношения, правоотно-

шения по поводу выплаты пособий и компенсаций, по оказанию

медицинской помощи, льготному лекарственному обеспечению,

санаторно-курортному лечению и др.

По срокам правоотношения по социальному обеспечению могут

быть длящимися постоянно (выплата пенсии по старости, за вы-

слугу лет), до определенного срока (пособие по беременности

и родам, по временной нетрудоспособности, по безработице) или

единовременными (пособие при рождении ребенка, пособие на по-

гребение).

По формам социальное обеспечение подразделяется на страховое

и нестраховое. Первая форма социального обеспечения предостав-

ляется гражданам в соответствии с их отчислениями в страховые

организации, а вторая касается исключительно государственных

бюджетных ассигнований.

Сами по себе виды правоотношений в области социального обес-

печения могут также классифицироваться и составлять так называ-

емые подвиды. Например, материальные правоотношения по соци-

альному обеспечению в виде установления пенсий подразделяются:

 

• на правоотношения по установлению государственной пенсии

по старости (по инвалидности, по случаю потери кормильца);

 

• правоотношения по установлению социальной пенсии по ста-

рости (по инвалидности, по случаю потери кормильца);

 

• правоотношения по установлению страховой пенсии по ста-

рости (по инвалидности, по случаю потери кормильца).

А процессуальные правоотношения можно анализировать

с точки зрения рассмотрения спора о социальном обеспечении

по существу, а также с позиции рассмотрения дела в вышестоящей

судебной инстанции.

 

 

Ответьте на вопросы письменно

1.

Дайте определение понятия «правоотношения в области социального

обеспечения».

2.

По каким основаниям принято классифицировать правоотношения

в области социального обеспечения?

3.

Перечислите и охарактеризуйте виды правоотношений в области со-

циального обеспечения.

 

Задание (фото конспектов и ответы на вопросы) отправлять мне в личное сообщение. Работы принимаю до 11.00 часов 11.02.2022 года.

Задания, отправленные после срока выполнения - не оцениваются!

 

Критерии оценивания работ:

Оценка 5- все задания выполнены (фото конспекта, ответы на вопрос) и отправлены в срок.

Оценка 4- все задания выполнены (фото конспекта, ответы на вопрос), в ответах на вопросы есть незначительные ошибки, конспект сокращен, отправлены в срок.

Оценка 3 - выполнен только конспект или ответы на вопросы.

Оценка 2- нет работы (не отправлена в срок).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: