Проблемы создания государственно-общественной системы управления образованием




Одна из отличительных особенностей современной системы образования - переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Сущность государственно-общественного управления заключается в объединении усилий государства и общества в решении проблем образования.
В соответствии с Федеральной программой планируется разработать механизмы совершенствования взаимодействия и координации деятельности органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, объединений системы образования и общественных организаций по развитию системы образования как единого комплекса.

Необходимо отметить, что для современного состояния управления системой образования характерен процесс децентрализации. Он состоит в том, что федеральные органы разрабатывают стратегические направления развития, а региональные и местные органы решают конкретные организационные, финансовые, кадровые, материальные проблемы.
Наряду с государственными создаются общественные органы управления системой образования. Они состоят из представителей учительского и ученического коллективов, родителей и общественности. Важнейшим признаком общественного характера управления системой образования, кроме создания коллегиальных органов управления, являются разгосударствление (создание негосударственных учебных заведений) и диверсификация (одновременное развитие различных типов учебных заведений) образовательных учреждений. В управлении образованием на современном этапе предполагается гибкое сочетание усилий педагогического сообщества, коллектива учебных заведений, родителей, общественных объединений учащихся и студентов.
Одним из коллективных органов управления является совет школы, деятельность которого определяется Временным положением о государственных общественных учебных заведениях в РФ.
Общешкольный совет в полном составе собирается один-два раза в год и решает стратегические вопросы: основные направления развития, пути повышения качества учебно-воспитательного процесса, определяют язык обучения и т.п. В течение года основную работу ведут комиссии (сектора), создаваемые советом школы. Они собираются раз в четверть, заслушивают ответственных за определенный участок деятельности, намечают пути реализации принятых решений. Оперативное руководство школой ведет президиум совета, в который входят руководители комиссий и члены администрации. Такая организация деятельности совета школы превращает его в действенный институт управления.

· Кроме этого нового органа государственно-общественного управления появились и другие:

o Попечительский совет;

o Орган разработки стратегического развития школы;

o Совет учредителей;

o Инновационный совет;

o Экспертный совет;

o Приемная комиссия (отборочная);

o Научно-методический совет;

o Совет лицеистов;

o Совет гимназистов;

o Школьный парламент и др.

o Состав этих органов в разных образовательных учреждениях неодинаков и масштаб их деятельности, а также степень участия членов и органов образовательного учреждения.

Управление высшим учебным заведением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) и уставом высшего учебного заведения на принципах сочетания единоначалия и коллегиальности.
Устав высшего учебного заведения принимается общим собранием (конференцией) педагогических работников, научных работников, а также представителей других категорий работников и обучающихся высшего учебного заведения (далее - общее собрание, конференция).
Общее руководство государственным или муниципальным высшим учебным заведением осуществляет выборный представительный орган - ученый совет. В состав ученого совета входят ректор, который является председателем ученого совета, и проректоры. Другие члены ученого совета избираются общим собранием (конференцией) тайным голосованием.
Непосредственное управление высшим учебным заведением осуществляет ректор. Ректор государственного или муниципального высшего учебного заведения в порядке, установленном уставом высшего учебного заведения, избирается тайным голосованием на общем собрании (конференции) на срок до пяти лет и утверждается в должности органом управления образованием, в ведении которого находится высшее учебное заведение.

В системе высшего и послевузовского профессионального образования могут создаваться без образования юридических лиц государственно-общественные объединения типа учебно-методических объединений высших учебных заведений, научно-методических, научно-технических и других советов и комиссий.
Государственно-общественные объединения создаются государственными органами управления образованием и осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями, утверждаемыми этими органами управления. Типовые положения о государственно-общественных объединениях утверждаются федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием. В состав государственно-общественных объединений на добровольных началах входят научно-педагогические и другие работники высших учебных заведений, работники предприятий, учреждений и организаций, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования. Государственно-общественные объединения могут привлекать к участию в своей работе иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Список литературы:

1. Езопова, С. А. Менеджмент в дошкольном образовании: Учеб.пособие для студ.высш.пед. учеб.заведений. - М: Изд.центр «Академия», 2003. -320 с.

2. Зайцева, И.А. Управление образовательными системами:

3. Новиков А.П. Профессиональное образование в России. - М., 1997.

4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Уч. пос. / под ред. Смирнова

5. Программно-методическое пособие. - М., 1999. Татур Ю.Г. Образовательная система в России: Высшая школа. Монография. - М., 1999.

6. С.А. - М.: Академия, 1998.

7. Сергеева В.П., Грицаева С.В. Основы управления педагогическими системами.

8. Учебное пособие / И.А. Зайцева, В.С.Кукушин, Т.В.Миронова, Е.А.Попова, И.Е.Шолудченко / Под ред. B.C. Кукушина. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Изд.центр «МарТ», 2003. - 464 с. (Серия «Педагогическое образование»)

9. Рудакова, И. А. Основы управления педагогическими системами: учебное пособие / И. А. Рудакова. -Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. -280 с- (Среднее профессиональное образование)

10. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / Т.И. Шамова, ИЛ.Третьяков, Н.П. Капустин / Под ред. Т.И. Шамовой.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002.-320 с.

11. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами: Учеб.пособие для студ.высш.пед. учеб.заведений / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н.Шибанова / Под ред. Т.И.Шамовой. - 2-е изд., стер. - М.: Изд.центр «Академия», 2005. - 384 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: