Глава 1. Речевой ритм.
Единицы речевого ритма.
Речевой ритм-это периодичность сходных и соизмеримых речевых явлений. В речи изохронность существует только на уровне восприятия (субъективная изохронность). Периодичность в речи на фонетическом уровне создается различными факторами: звуковыми (сегментными) и просодическими (супрасегментными). К звуковой периодичности можно отнести смену согласных и гласных, повторение одинаковых звуков (аллитерация, ассонанс) или группы звуков и т.д. К просодическим относится периодичность употребления определенных тонов, акцентных структур, мелодических контуров и т.д. В большинстве случаев такая периодичность не осознается ни говорящим, ни слушающим, но чувствуют ее все. Это особенно ярко проявляется в живом диалоге или полилоге, когда говорящие, настроившись на определенный ритм, стараются его поддерживать. К осознанным ритму можно отнести разделение ритма на прозаический и поэтический.
Определение характера речевого ритма невозможно без решения проблемы единиц ритма. Мельчайшей ритмической единицей принято считать ритмическую группу для языков с акцентным ритмом и слог для языков со слоговым ритмом. Английский язык относится к первой категории. Отнесение языка к одной или другой категории указывает лишь на общую тенденцию в этом аспекте и не означает, что между видами ритмической организации существуют непроходимые границы. В английском языке слог может выполнять роль ритмической единицы наряду с другими единицами ритма.
_____________________________________________________
Ритмический тип языка во многом зависит от характера слога. В языке, где превалирует простая структура, обнаруживается тенденция к слоговому ритму. В языках с более сложной слоговой структурой преобладает акцентный ритм.
|
Традиционное определение ритма английского языка, которое часто встречается в учебной и научной литературе, предопределяет единицу ритма. Ритм определяется как чередование ударных слогов через более или менее равные промежутки времени. Следовательно, интервалы между началом предыдущего ударного слога и началом последующего ударного слога характеризуются тенденцией к изохронности. В потоке речи происходит выравнивание длительности ритмических групп (разница в длительности уменьшается с увеличением единицы текста). В тексте длительность ритмической группы отклоняется от средней величины не более чем на 5 %.
1.2. Базовая единица речевого ритма.
Ритмическая группа состоит из ударного слога (слогов) и примыкающих безударных слогов. Анализ структуры ритмической группы предполагает рассмотрение следующих вопросов:
1. количество слогов (ударных и безударных), входящих в состав ритмической группы;
2. соотношение количества ударных и безударных слогов;
3. расположение слогов в ритмической группе;
4. вычленимость ритмической группы;
5. границы ритмической группы.
В английском языке основной словарный запас состоит из коротких слов, а в длинных словах возникает второе ударение, поэтому ритмическая группа, чаще всего, содержит два-три слога, хотя встречаются случаи с шестью-семью слогами.
________________________________________________________
Д. Аберкромби установил три типа двусложных ритмических групп в зависимости от длительности слогов: 1) с равновеликими слогами, 2) более длинным первым слогом, 3) с более длинным вторым. Тип слога зависит от места ударения, наличия или отсутствия словесного шва и структуры слога.
|
Ядром ритмической группы, ее организующим центром является ударный слог. Примыкание безударных слогов к ударному может быть проклитическим или энклитическим. В отношении начальных и конечных безударных слогов вопрос решается просто: начальные безударные слоги всегда являются проклитиками, конечные-энклитиками. Исследователи речевого ритма при делении фразы на ритмические группы исходят чаще из энклитической тенденции примыкания безударных слогов, и это стало тенденцией в исследованиях по английскому языку, хотя обоснование этого положения в работах отсутствует.
___________________________________________________
По наблюдениям Д. И. Андреевой, энклитическая тенденция возрастает с убыстрением темпа. В быстром темпе фраза распадается на слова. А не на слоги. Вспомогательные слова примыкают к тем знаменательным словам, с которыми связаны по смыслу. В медленном темпе особенно ярко проявляется семантическая тенденция.
Ритмическая группа состоит по крайней мере из одного ударного слога и примыкающих к нему безударных слогов. Это не исключает существования ритмических групп, состоящих только из ударного слога (слогов), но это явление редкое.
___________________________________________________
В сложной ритмической группе первое выделенное слово несет ударение первой степени. Второе (третье и т.д.)-ударение второй степени. Второй ударный слог (слово) располагается на одном уровне с предыдущим. Безударные слоги располагаются между ударными слогами примерно на одном и том же уровне что и ударные слоги. Например:
|
’Mary Smith entered the house ’quickly.
[ ˈen.tər ]
«Мэри Смит быстро вошла в дом».
Большую роль в определении типа ритмической группы играет мелодия. В простой ритмической группе ударный слог более подвижен в тональном плане по отношению к соседним слогам. Он может занимать положение выше, ниже или одинаковое по сравнению с соседними слогами. В сложной ритмической группе ударные слоги и промежуточные безударные стремятся к одному тональному уровню, к монотону. Такое расположение слов способствует их более тесной связи. Примечательно, что в сложную ритмическую группу входят слова, тесно связанные по смыслу.
__________________________________________________
Сложную ритмическую группу, состоящую из двух ударных слогов, принято называть двух рядовой. Если количество ударных слогов превышает два, то такая ритмическая группа называется многорядовой. Подобная ритмическая группа часто встречается в разговорной речи в британском варианте английского языка.
Двухрядовая ритмическая группа. Состоящая из слов с ударением первой и второй степени, часто встречается в начале фразы, а ритмическая группа, состоящая из слов с ударением первой и третьей степени. Типична для конца фразы, если терминальный тон приходится на предпоследнее знаменательное слово. Количество безударных слогов в простой ритмической группе варьирует. В среднем в прозаических текстах количество безударных слогов в 2-2.5 раза больше ударных слогов. Наиболее частотной является ритмическая группа, содержащая 2-4 слога, из которых один ударный.
В стихотворных текстах количество безударных слогов в ритмической группе во многом определяется размером стиха.
Ударные слова, входящие в одну ритмическую группу образуют тесное смысловое единство. Характер смысловой связи в определенной степени влияет на характер ритма. Сложную ритмическую группу образуют слова, которые тесно связаны друг с другом семантически. Следовательно, ритм не накладывается на лексико-грамматическую структуру, а органически связан с ней.
________________________________________________
В прозаическом тексте сложные и простые ритмические группы встречаются в различных комбинациях, образуя ритм смешанного характера. Именно смешанный ритм, то ест ритм, основанный на чередовании простых и сложных ритмических групп, является более характерным для английской речи.
Существует определенная зависимость типа ритма от длительности фразы. Для короткой фразы более типичен простой ритм. Естественно, что для сложного ритма требуется значительный отрезок речи. Однако, не следует думать, что значительные по длительности фразы не могут характеризоваться простым ритмом.
Существует разница в плане семантики и в плане эстетического восприятия. Длинная фраза, характеризующаяся простым ритмом, воспринимается как более тяжеловесная и замедленная по сравнению с той же фразой, характеризующейся сложным ритмом.
Ритмическая группа легко обнаруживается как ритмическая единица во всех видах текста и может быть названа базовой в том смысле, что в подавляющем большинстве случаев лежит в основе ритмической иерархии.
Единицы ритма стихотворной речи.
По поводу ритмических единиц стиха в литературе в разное время высказано множество точек зрения. Одни исследователи стремились найти основную единицу стиха, другие стремились рассматривать стих как иерархию ритмов, обнаруживая в стихе несколько ритмических единиц. В качестве мельчайшей единицы стиха выдвигается слог. Довольно распространенным является мнение о том, что основной единицей стиха следует считать ст о пу, строка принимается почти всеми исследователями за единицу ритма.
Длинные строки распадаются на синтагмы, которые также могут быть рассмотрены, как единицы ритма. Единицей ритма более высокого порядка, чем строка, признается строфа, а в нестрофическом стихе - интонационный период.
Единственно в чем единодушны почти все исследователи - это в признании строки основной единицей стиха.
Решение вопросов стихотворного ритма невозможно без определения связей и различий между ритмом и метром. Проблемы взаимодействия метра и ритма, установление связи между ними черт различия были и остаются в центре внимания исследователей стиха.
___________________________________________________________
Понятия метра и ритма обычно противопоставлены. Ритм часто рассматривается как реализация метрической модели. Это положение верно в том случае, если имеется в виду ритмическая организация конкретного стихотворного произведения, реализованная в речи индивида. Ритмическая организация каждого индивидуального произнесения носит конкретный характер. Установление общих черт, характерных для данного стихотворного текста, выделенных на основе анализа и сравнения ряда конкретных реализаций, позволяет говорить о ритме и как об определенной абстрактной модели. В ритме можно установить различные степени отвлечения: ритм конкретного стихотворного текста, определенной стихотворной формы, конкретного языка. Ряда языков и т.д. Последнее позволяет установить и различные степени связи метра и ритма, их совпадения и несовпадения. По-видимому, большее число совпадений метра и ритма наблюдается при сопоставлении метра конкретного произведения и обобщенного ритма данного произведения, установленного на основе ряда конкретных реализаций.
Ритм предполагает как конкретную реализацию, так и модель. Метр (упорядоченное чередование сильных и слабых мест в стихе) всегда предполагает абстрактную модель, степень отвлеченности которой может варьироваться: метр как система, приложенная к различным языкам (метр ямба, метр хорея и т.д.), метр как система, приложенная к конкретному языку, к конкретной эпохе, конкретному тексту. Следовательно, само понятие метра. Хотя и предполагает отвлечение от конкретного языкового материала, может иметь различную степень абстракции.