Единицы ритма прозаической речи.




Прозаическая речь четко противопоставлена стихотворной. Различия между ритмической организацией стиха и прозы легко осознаются. Ритмическая группа как ритмическая единица стиха и прозы получила широкое признание в лингвистических исследованиях.

Н. Ашукин защищает идею ритмичности всех видов прозы. Включая разговорную. Ту же мысль высказывает и А. Липский, который утверждает, что ритмична сама мысль. Представляется, что признание наличия ритма и в прозе, и в стихе является правильным и отражает существо явления. Разница между ними определяется различиями в характере ритмических систем и их функций.

Мы принимаем мысль об иерархическом характере ритмической системы прозы и считаем вопрос о ритмических единицах кардинальным в решении проблем ритма.

_______________________________________________________

В основе ритмической иерархии прозы лежит ритмическая группа. Далее идут синтагма. Фраза. Сверхфразовое единство. Для того, чтобы доказать правомерность этого положения, необходимо показать на конкретном материале возможность каждой из перечисленных выше единиц быть соизмеримой и сходной в определенных условиях. Сходность единиц может быть выражена через лексико-синтаксическую и просодическую структуру. Анализ возможностей передачи сходности лексико-синтаксическими средствами проведен В.М. Жирмунским, который показал, что различные лексические и синтаксические повторы создают периодичность в прозе и эта периодичность служит средством художественного воздействия. Просодия является тем постоянным средством, которое формирует ритмические единицы.

Ритм в целом

Существуют социокультурные нормы, согласно которым собеседники должны говорить поочередно, причем говорить долго лишь одному считается неприличным, если только речь не идет о людях неравного социального статуса. В беседе развитие темы происходит по крайней мере двумя собеседниками. При завершении темы или ее смене возможно использование длительной паузы, но необязательно. Обычно люди находят способ обозначить начало новой темы, сигнализируя об этом увеличением громкости и более высоким голосовым тоном. Таким образом, даже в спонтанной речи при наличии общих для собеседников тем существуют просодические маркеры для отделения одной части беседы от другой. Разница между монологом и диалогом (или полилогом) заключается в том, что в последнем каждый участник говорит в течение ограниченного времени. Временное равновесие реплик, т. е. периоды говорения каждого участника, зависит от социальных факторов, включающих ситуацию, статус, способности и прагматическую цель каждого индивида.[1,238]

_________________________________________________

Ритмическая организация спонтанной речи очень сложная и меняющаяся. В диалогической речи большую роль в ритмизации играют терминальные тоны, периодически повторяющиеся через относительно равные промежутки времени. В монологической речи основными ритмическими единицами являются ритмическая группа и синтагма. Формы простого и сложного ритма, комбинируясь, создают очень своеобразный, подвижный ритм. Это обстоятельство дает основание некоторым исследователям полагать, что разговорная речь неритмична.[3,125]

Хотя ритм спонтанной речи не настолько очевиден и, несомненно, более разнообразен и гибок, чем ритм при чтении или в стихотворном тексте, их базовые единицы сходны. Экспериментально доказано, что средняя длительность интонационной группы равна приблизительно 2 — 3 с. Существуют физические и когнитивные условия речепроизводства и речевосприятия, которые определяют квантование речи в сходные соизмеримые единицы. Было высказано предположение, что длительность ударного такта равна времени одного сердечного удара, а длительность интонационной группы (или периода фонации) — времени выдоха. Мы говорим настолько быстро, насколько это позволяет работа мозга, управляющего моторной деятельностью органов артикуляции и синхронизирующего их с дыхательной активностью.

__________________________________________________

Результаты психолингвистических и фонетических экспериментов показывают, что существует многоуровневая временная решетка,в которой слогвыступает в качестве минимальной единицы моторной деятельности (средняя длительность слога равна приблизительно 200 мс); затем следует более высокий уровень в виде ритмической группы(стопы, акцентной группы), синхронизированной с пульсом человека (ее длительность колеблется в диапазоне 400 — 600 мс); над ней находится интонационная группа(синтагма, фраза), синхронизированная с периодом дыхания (около 2 — 3 с). Длительность темы (сверхфразового единства) равна приблизительно 30 с.

В английском языке слог тоже может выступать в качестве единицы ритма, но для английского языка, так же как и для русского, немецкого и голландского, более типичен тактосчитающий ритм.В других языках, таких как французский, испанский, итальянский, греческий, хинди, индонезийский и йоруба, присутствует слогосчитающий ритм.Сам термин предполагает, что слоги произносятся в равных интервалах, на их производство требуется приблизительно одинаковое количество времени.

____________________________________________________

Ритм спонтанной речи благодаря большему числу второстепенных (или третичных) ударений, присущих английскому языку в сочетании с относительно узким диапазоном производит впечатление плавного и монотонного (smooth, slurred). Особенно это характерно для «американского» английского. В RP каждому ударному слогу соответствует примерно два безударных (1:2). В британской речи наблюдается больший контраст по длительности ударных и безударных слогов. Так, например, в женской речи каждый ударный слог в 1,7 раза превышает по длительности безударные слоги у англичанок и в 1,5 раза — у американок. В русской женской речи контраст еще меньше — 1,3. У британских женщин заметно больше высота тона, что в целом создает эффект сильного, резкого контраста ударности и четкого, чеканного ритма (clipped, pointed).[1,210]

1. Андреева Д.И. фонетические признаки ритмической группы в английском языке. Экспериментально- фонетическое исследование. Автореф. канд. дис. М., 1979.

2. Антипова А.М. Ритмическая система английской речи. М., 1984.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: