Экзаменационный билет № 1




Вопросы к государственному экзамену для студентов обучающихся

По направлению подготовки бакалавров

Социально-культурная деятельность»

Профиль 51.03.03-40.01-04.08 «Менеджмент социально-культурной деятельности»

На 2015-2016 учебный год.

1. Социально-культурная деятельность как фундаментальная научно-образовательная дисциплина.

2. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности.

3. Средства, формы и методы социально-культурной деятельности.

4. Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности.

5. Современные социально-культурные технологии и их типология.

6. Сущность и специфика проектных технологий в социально-культурной сфере.

7. Культура и искусство как отрасль национального хозяйства. Понятия, структура и границы отрасли «культура и искусство».

8. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций культуры. Федеральный закон № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

9. Использование интеллектуальной собственности в создании культурных услуг. Охрана авторских и смежных прав.

10. Мировые модели финансирования культуры. Финансирование культуры в России. Понятие муниципальный (государственный) заказ.

11. Развитие предпринимательской деятельности в СКС – задача государственной культурной политики.

12. Характеристика деятельности бюджетных учреждений культуры. Законодательные акты, регулирующие деятельность учреждений культуры.

13. Продукты культурной деятельности и их типология.

14. Цена и ее функции в сфере культуры. Процесс ценообразования и ценовая политика.

15. Ресурсы СКС и их значение для производства конкурентоспособных товаров и услуг.

16. Государственная политика в сфере культуры.

17. Федеральные и ведомственные целевые программы.

18. Отраслевая система оплата труда работников бюджетных учреждений культуры.

19. Организация культуры как хозяйствующий субъект: общие и специфические черты.

20. Налоговая политика в сфере культуры и ее специфика.

21. Внебюджетные источники финансирования учреждений культуры.

22. Труд в сфере культуры. Характеристика труда работников СКС.

23. Роль менеджмента в экономической и финансовой деятельности учреждения культуры.

24. Трудовой коллектив, его структура и функции.

25. Особенности управления персоналом в сфере культуры и искусства.

26. Функции управления: планирование, организация, контроль.

27. Управленческое решение как продукт управленческого труда. Методы принятия управленческого решения.

28. Учет и отчетность в деятельности учреждений СКС. Творческий отчет перед населением, его цели и задачи.

29. Рынок социально-культурных услуг. Модели рынка, механизмы функционирования. Субъекты и объекты рынка.

30. Фандрейзинг в СКС: сущность и особенности.

31. Товарная политика в социально-культурной сфере.

32. Эволюция управленческой мысли: основные школы управления.

33. Мотивация как функция управления. Формы и методы мотивации и стимулирования персонала учреждений СКС.

34. Этика деловых отношений: понятие и содержание. Профессиональная этика менеджера.

35. Менеджмент в сфере шоу-бизнеса (арт-менеджмент): сущность, содержание формы.

36. Региональная культурная политика. Реализация ведомственных целевых программ.

37. Функции маркетинга в социально-культурной сфере

38. Принципы и методы маркетинга в социально-культурной сфере.

39. Маркетинговая среда и ее составляющие. Внутренняя и внешняя среда организации культуры.

40. Интернальный маркетинг в организации СКС. Сущность, цели, задачи, основные направления.

41. Маркетинговые исследования в культуре: цели, задачи и методы.

42. Маркетинговые коммуникации в СКС: сущность, виды и направленность.

 

Составители:

И.о. зав. кафедры СКД, кандидат педагогических наук, доцент………….Л.В. Секретова

Заслуженный работник культуры РФ, доцент……………………………...Л.И. Саблукова

Кандидат искусствоведения, доцент …………………………………….….В.В. Стебляк

Кандидат педагогических наук, доцент ……………………………….……А.С. Чернов

 

 

Аннотации к вопросам.

1. Социально-культурная деятельность как фундаментальная научно-образовательная дисциплина.

Понятие «социально-культурная деятельность» в трудах М.А. Ариарского, Ж.Р. Дюмазедье, М.С. Кагана, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, В.В. Туева, Н.Н. Ярошенко. Социально-культурная деятельность и ее закрепление в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования. Четыре исторические предшествующие вехи развития социально-культурной сферы: внешкольное образование, политико-просветительная работа, культурно-просветительная работа, культурно-досуговая деятельность. Вклад советских и российских ученых в развитие дисциплины «социально-культурная деятельность».

 

2. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности.

Понятия «субъекта» и «объекта» в социально-культурной деятельности и их многозначность. Взаимосвязь субъекта и объекта в процессе социально-культурной деятельности. Классификация субъектов. Социально-культурные институты и сеть учреждений культуры и искусства. Семья как объект и субъект социокультурной деятельности. Социально-культурные общности и формирования. Современная элита и интеллигенция как специфические субъекты социально-культурной деятельности. Возрастание социокультурного потенциала средств массовой информации и коммуникации в современном обществе.

3. Средства, формы и методы социально-культурной деятельности.

Средства как инструменты для раскрытия содержания; как способы передачи идей, научных взглядов, событий, фактов, образов. Классификация средств. Форма как способ и прием организации людей в учреждениях социально-культурной сферы. Классификация форм. Методы социально-культурной деятельности как способы, приемы, образы действий по использованию средств воздействия на объект. Классификация методов. Методика как внутренний регулятор технологического процесса. Закономерности методики: неразрывная связь социальных и культурологических задач; соответствие содержания и формы; последовательность при подготовке и проведении проектов и программ; активно-деятельностный подход; активизация аудитории; постепенное вовлечение во все более сложную деятельность; единство и взаимопереход субъекта и объекта.

 

4. Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности.

Специфика целеполагания в социально-культурной деятельности. Педагогические и психологические аспекты профессиональной деятельности специалиста социально-культурной сферы. Педагогическая сущность социально-культурной деятельности как сферы обеспечения органического единства и взаимодействия целей, форм и методов в условиях досуга. Понятие о педагогическом потенциале социально-культурной деятельности как широкой совокупности ее социально-активных субъектов, способствующих возникновению и развитию досуговых интересов, увлечений и потребностей. Педагогический процесс в социально-культурной сфере и его структура. Изучение социально-психологических особенностей детей, подростков, взрослых – участников социально-культурных процессов как способ повышения эффективности социально-культурных технологий.

 

5. Современные социально-культурные технологии и их типология.

«Технология» как понятие. Технология социально-культурной деятельности как процесс. Технология социально-культурной деятельности как система. Подсистемы технологии социально-культурной деятельности. Внутренняя и внешняя среда технологической системы, условия и ресурсы реализации социально-культурных технологийв учреждениях культуры. Специфика деятельности, построенной на методических и технологических принципах. Критерии технологичности. Основания классификации: историко-содержательные, функционально-процессуальные, социально-демографические. Ведущий тип деятельности как критерий типологии технологий социально-культурной деятельности. Основные типы технологий социально-культурной деятельности: культуроохранные, культуротворческие, рекреативные, образовательные, социально-защитные, проектные, коммуникативные, информационно-просветительные, выставочные, этнонаправленные; технологии патриотического воспитания, формирования культуры семьи, быта, корпоративной культуры и др.

 

6. Сущность и специфика проектных технологий в социально-культурной сфере.

Понятие социально-культурного проектирования. Цели, задачи и принципы социокультурного проектирования: «критического порога модификации», оптимизации «зоны ближайшего развития» личности, персонифицированности, оптимального сочетания традиций и инноваций, проблемно-целевой ориентации. Объекты социокультурного проектирования:

среда обитания человека; социокультурная сфера как система; отрасли социокультурной сферы; социокультурные институты; учреждения культуры и искусства, спорта и туризма; социокультурная деятельность. Приоритетные области проектирования. Особенности проектирования и реализации социокультурных технологий в учреждениях различного типа.

 

7. Культура и искусство как отрасль национального хозяйства. Понятия, структура и границы отрасли «культура и искусство»

Понятие отрасли «культура и искусство», её экономические и административные границы. Место отрасли «культура и искусство» в национальном хозяйстве. Отраслевая характеристика организаций культуры. Современные тенденции формирования состава отрасли культуры.

 

8. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций культуры. Федеральный закон № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Цель принятия Федерального закона № 83-ФЗ. Типы государственных и муниципальных учреждений. Оказываемые учреждением услуги. Государственное и муниципальное задание. Финансовое обеспечение оказание услуг. Управление имуществом. Информационная прозрачность.

 

9. Использование интеллектуальной собственности в создании культурных услуг. Охрана авторских и смежных прав.

Собственность – основа системы экономических отношений. Понятие интеллектуальной собственности. Товарный знак. Имя в культуре как разновидность интеллектуальной собственности. Авторское право и смежные права. Законодательные и иные нормативные правовые акты по охране интеллектуальной собственности (международные, Российской Федерации). Охрана интеллектуальной собственности в отрасли «культура и искусство» в Омском регионе.

 

10. Мировые модели финансирования культуры. Финансирование культуры в России. Понятие муниципальный (государственный) заказ.

Понятие финансирование. Мировые модели финансирования культуры по типологии Х. Чартранда и Мак- Кафи. Четыре роли государства. Место России в типологиях стран по роли государственного финансирования культуры. Тенденции финансирования культуры в России.

 

11. Развитие предпринимательской деятельности в СКС – задача государственной культурной политики.

Понятие предпринимательской деятельности. Развитие предпринимательской деятельности в СКС. Законодательные акты, регулирующие предпринимательство в культуре. Область развития предпринимательской деятельности в СКС. Зарубежный и местный опыт. Морально-этические принципы предпринимательства.

12. Характеристика деятельности бюджетных учреждений культуры. Законодательные акты, регулирующие деятельность учреждений культуры.

Характеристика деятельности бюджетного учреждения культуры. Положение об основах хозяйственной и финансовой деятельности учреждений культуры. Общие признаки и специфика организаций культуры как хозяйствующих субъектов. Правовой статус организации культуры. Права и обязанности. Порядок содержания, реорганизации и ликвидации учреждения культуры. Законодательные акты, регулирующие деятельность учреждения культуры.

13. Продукты культурной деятельности и их типология.

Общее понятие о продуктах труда культурной деятельности. Культурное благо. Типология культурных благ. Культурная услуга – основная форма культурного блага. Специфика производства и реализации. Вторичный продукт в СКС, его функции и экономическое значение.

14. Цена и ее функции в сфере культуры. Процесс ценообразования и ценовая политика.

Понятие о цене. Соотношение цены и стоимости. Колебание цены вокруг стоимости как результат воздействия рыночных факторов. Основные этапы ценообразования. Понятие равноценной (рыночной) цены товара, услуги. Свободное ценообразование как инструмент рыночной экономики. Специфика ценообразования в сфере культуры. Виды цен. Правовое регулирование ценовой политики государства в культуре.

15. Ресурсы СКС и их значение для производства конкурентоспособных товаров и услуг.

Общее понятие ресурсов. Виды ресурсов и их характеристика. Ресурсы творческого производства. Ресурсное обеспечение учреждений культуры на примере региона, муниципального образования.

16. Государственная политика в сфере культуры.

Понятие культурной политики. Специфика государственной, региональной культурной политики. Основные тенденции современной социокультурной ситуации. Механизм реализации культурной политики. Государственные, региональные и муниципальные программы. Важнейшие задачи государственной культурной политики в России на современном этапе. Укрепление нормативно – правовых основ культурной деятельности.

17. Федеральные и ведомственные целевые программы.

Определение государственной программы. Отличительные особенности долгосрочной целевой программы. Определение ведомственной целевой программы. Государственная программа как инструмент программно-целевого управления. Примеры федеральных и ведомственных целевых программ и их целевые показатели.

18. Отраслевая система оплата труда работников бюджетных учреждений культуры.

Современные принципы оплаты труда. Заработная плата как экономическая категория. Особенности формирования заработной платы в сфере культуры. Оплата труда в бюджетной сфере. Переход на новые принципы оплаты труда. Дифференциация в уровнях оплаты труда работников учреждений культуры. Нормативные документы.

19. Организация культуры как хозяйствующий субъект: общие и специфические черты.

Общие признаки, объединяющие организацию культуры с другими хозяйствующими субъектами. Специфика организации культуры как хозяйствующего субъекта. Правовой статус организаций культуры. Коммерческие и некоммерческие организации культуры (отличительные черты). Права и обязанности организаций культуры и их учредителей. Порядок создания, реорганизации, ликвидации. Основные законодательные акты, регулирующие деятельность организаций культуры. Понятие юридического лица (формы, признаки).

20. Налоговая политика в сфере культуры и ее специфика.

Понятие «налог». Налоговый кодекс РФ. Государственная политика налогообложения хозяйственных субъектов. Виды налогов. Льготное налогообложение. Косвенное бюджетное финансирование организаций культуры.

21. Внебюджетные источники финансирования учреждений культуры.

Этапы изменения системы финансирования учреждений культуры. Многоканальная система формирования доходов организаций культуры. Каналы финансирования. Привлеченные средства. Кредиты, благотворительное пожертвование, спонсорские вклады, гранты благотворительных фондов, социальные заказы.

22. Труд в сфере культуры. Характеристика труда работников СКС.

Специфика характера труда в сфере культуры. Содержание процесса труда в культуре. Результаты труда в культуре. Культурное благо и услуги. Специфика производства и реализации.

 

23. Роль менеджмента в экономической и финансовой деятельности учреждения культуры.

Суть участия менеджера в финансовом планировании и финансовом контроле деятельности учреждения культуры в управлении текущими финансовыми операциями. Место и роль менеджера в деятельности по привлечению финансовых средств и материальных ресурсов в учреждение культуры.

24. Трудовой коллектив, его структура и функции.

Трудовые коллективы государственных учреждений культуры (клуба, парка, музея, библиотеки и т.п.). Характерные для определенного типа учреждений группы сотрудников АУП, МОП и др. Неформальные структуры (любительские клубы, объединения, первичные организации партий и движений, профсоюзные) и другие общественные организации и/или их группы.

 

25. Особенности управления персоналом в сфере культуры и искусства.

Сущность, цели и задачи управления персоналом в сфере культуры и искусства. Типы организационных структур управления персоналом. Методы управления персоналом, концепция стимулирования и мотивации. Повышение квалификации персонала. Кадровая политика как основа стратегического управления персоналом. Особенности управления персоналом в некоммерческих и коммерческих организациях СКС. Персонал коммерческих организаций СКС: боулинг – центров, кафе, ночных клубов, культурно-развлекательных комплексов, т.п.

 

26. Функции управления: планирование, организация, контроль.

Сущность и виды планирования, признаки классификации планов. Бизнес – планирование как функция и метод управления. Виды планов. Роль организации в едином управленческом процессе. Взаимосвязь организации с другими функциями управления. История НОТ в СССР, возможность применения идеи НОТ в современных условиях. Определение понятия «контроль». Виды, принципы и этапы контроля. Контроль – как источник информации. Основные требования к процедуре контроля.

 

27. Управленческое решение как продукт управленческого труда. Методы принятия управленческого решения.

Определение понятия «решение» в менеджменте. Требования к управленческому решению. Классификация управленческих решений. Методы, стадии и схема принятия управленческих решений. Организация выполнения решения и его контроль. Качество управленческих решений и пути его повышения.

28. Учет и отчетность в деятельности учреждений СКС. Творческий отчет перед населением, его цели и задачи.

Учет, его формы и виды. Статическая отчетность КДУ. Роль и значение учета и отчетности. Творческий отчет КДУ перед населением, его содержание, формы. Требования к организации учета и отчетности в учреждениях СКС.

29. Рынок социально-культурных услуг. Модели рынка, механизмы функционирования. Субъекты и объекты рынка.

Понятие рынка социально-культурных услуг. Категории «рынок», «спрос», «предложение», «модель рынка». Специфика рынка культурной продукции. Условия и факторы формирования рынка социально-культурных услуг. Особенности рынка киноиндустрии, шоу-бизнеса, звукозаписи и др.

30. Фандрейзинг в СКС: сущность и особенности.

Определение понятия «фандрейзинг». Источники финансирования некоммерческого сектора культуры. Понятие социально – творческого заказа. Участие в реализации целевых программ. Фонды, поддерживающие деятельность в сфере культуры, спонсоры, меценаты, гранты в области культуры. Фандрейзинговая деятельность в учреждениях СКС, состояние и перспективы развития; организационное и техническое состояние фандрейзинга, специальные мероприятия, приемы и презентации

 

31. Товарная политика в социально-культурной сфере.

Сущность товарной политики в СКС. Виды товаров. Понятия «продукт» и «товар». Сегментация рынка как основа товарной политики. Товарный ассортимент и товарная номенклатура. Особенности продуктов социально-культурной сферы.

32. Эволюция управленческой мысли: основные школы управления.

Определение понятий «менеджмент» и «управление», как сфер общественной практики. Черты менеджмента, как управления в условиях рынка. Сочетание административного управления и общественного руководства в социально – культурной сфере. Особенности менеджмента в социально – культурной сфере. Исторический подход к развитию менеджмента. Характеристика основных школ: научного управления, классической бюрократии, поведенческих наук, человеческих отношений, количественная школа, - их яркие представители.

 

33. Мотивация как функция управления. Формы и методы мотивации и стимулирования персонала учреждений СКС.

Определения понятий «мотивация», «потребность». Виды стимулирования. Модель (схема) удовлетворения потребностей. Теории мотивации. Концепция Маслоу. Мотивационная структура личности и особенности её управления. Формы и методы мотивации и стимулирования персонала учреждений СКС. Мотивация и успех. Содержание мотивационных условий.

 

34. Этика деловых отношений: понятие и содержание. Профессиональная этика менеджера.

Важнейшие аспекты этики менеджера. Понятие «харизма руководителя». Принципы общечеловеческой морали и профессионального такта. Важнейшие качества личности руководителя. Имидж и этика менеджера.

 

35. Менеджмент в сфере шоу-бизнеса (арт-менеджмент): сущность, содержание формы.

Определение понятий «менеджмент в шоу-бизнесе» и «арт – менеджмент». Основные направления данного вида менеджмента и технологические процессы. Характеристика субъектов и объектов менеджмента в шоу-бизнесе и особенностей их взаимоотношений.

 

36. Региональная культурная политика. Реализация ведомственных целевых программ.

Понятие «регион», «культурная политика», «региональная культурная политика», «внутренняя политика». Особенности формирования региональной культурной политики в России. Основная цель региональной культурной политики. Характеристика основных нормативных документов, ведомственных целевых программ в области региональной культурной политики Омского региона. Субъекты региональной культурной политики. Приоритетные направления социально-культурного развития Омского региона до 2020 года.

37. Функции маркетинга в социально-культурной сфере

Определение функций маркетинга, их применение в различных формах бытования маркетинга: практического, управленческого, научного, учебного, вирусного. Типология методов маркетинга.

 

38. Принципы и методы маркетинга в социально-культурной сфере.

Принципы и методы маркетинга, их особенности. Типология методов маркетинга.

39. Маркетинговая среда и ее составляющие. Внутренняя и внешняя среда организации культуры.

Определение маркетинговой среды. Состав субъектов микросреды: посредники, поставщики, конкуренты и др. Характеристика влияния на деятельность организаций культуры факторов макросреды: политика, экономика, наука, демография, культура.

40. Интернальный маркетинг в организации СКС. Сущность, цели, задачи, основные направления.

Понятие интернального маркетинга. Субъект и объект интернального маркетинга. Функции, цели, задачи интернального маркетинга. Организация внутрифирменной маркетинговой деятельности.

 

41. Маркетинговые исследования в культуре: цели, задачи и методы.

Виды и назначение маркетинговых исследований в СКС. Место и роль маркетинговых исследований в маркетинговых программах. Основные методы маркетинговых исследований. Принципы организации маркетинговых исследований в культуре.

 

42. Маркетинговые коммуникации в СКС: сущность, виды и направленность.

Определение понятий «коммуникации», «маркетинговые коммуникации». Комплекс маркетинговых коммуникаций как основа программ продвижения. Группы маркетинговых коммуникаций по целям и аудитории. Маркетинговое сообщение: понятие, особенности. Источники маркетинговых сообщений. Особенности обеспечения маркетинговых коммуникаций в СКС.

 

 

Утверждаю

Декан ФКиИ ФГБОУ ВПО

«ОмГУ им. Ф.М. Достоевского»

Т.И. Чупахина_______________

«_____» ____________20____ г.

Билеты

к Государственному экзамену

по направлению подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность"

профиль – «Менеджмент социально-культурной деятельности»

на 2015-2016 учебный год

 

Экзаменационный билет № 1

1. Мировые модели финансирования культуры. Финансирование культуры в России. Понятие муниципальный (государственный) заказ.

2. Социально-культурная деятельность как фундаментальная научно-образовательная дисциплина.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: