Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 (с изменениями от 31.12.2015г №1576),
- Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15),
- «Концепцией преподавания русского языка и литературы», утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637-р,
- Письмома Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 14 апреля 2016 года № 08-709.
Цель: формирование у школьников комплекса речевых умений, обеспечивающих полноценное восприятие и воспроизведение готового текста, а также создание собственного.
Задачи:
1) умения получать информацию для высказывания, раскрывать тему и главную мысль в изложении и сочинении;
2) умения правильно строить текст, выделять части в тексте, связно и последовательно излагать материал, формулировать вводную и заключительную части текста.;
3) использовать языковые средства, соответствующие целям высказывания;
4) умения редактировать текст.
5) обогащать словарный запас, развивать у обучающихся культуру владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
6) овладевать первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формировать базовые навыки выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;
7) овладевать учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Общая характеристика учебного предмета в учебном плане
«Родной язык» как систематический курс начинается с 1 класса.
В рамках программы идёт развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности, закладываются основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи.
Значимое место в программе отводится темам «Слово», «Предложение», «Текст». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников: составлению текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, обеспечении понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Программа предусматривает формирование навыков орфографии и пунктуации. Осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Для образовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке (6-дневная неделя), на изучение курса «Родной язык» в начальной школе выделяется 68 ч. В 1 классе — 17 ч (0,5 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2—4 классах отводится по 17 ч (0,5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Родной язык является основным каналом социализации личности, развития творческих способностей учащихся, основой формирования умения учиться и способности к организации своей деятельности средством формирования морально-этических норм, принятых в обществе.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО:
Личностные результаты
1. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
2. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
3. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувства других людей и сопереживания им.
5. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Познавательные:
1. Использование знаково-символических средств представления информации.. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
2. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
Коммуникативные:
1. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
2. Овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
3. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
4. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществление взаимного контроля в совместной деятельности, адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих.
5. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты
1. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
2. уметь ориентироваться в мире слов русского языка;
- уметь пользоваться этимологией слов;
- уметь выполнять различные лингвистические задания;
- составлять тексты-описания, повествования и рассуждения
- знать отличительные признаки основных языковых единиц;
- знать основные орфографические и пунктуационные правила;
-четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
-пользоваться орфографическим, фразеологическим, этимологическими словарями
Содержание учебного предмета