Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных показателей и рычагов управления экономикой. Она является мерилом оценки деятельности предприятия, источником его развития, самофинансирования, материального поощрения труда работников, выступает источником вознаграждения владельцам акций, паев в уставном капитале предприятия, пополнения государственного и местных бюджетов. Итак, прибыль – это основной многозначный оценочный показатель результатов работы предприятия в условиях становления и развития рыночного механизма хозяйствования.
Рассмотрим источники формирования, структуру, а также динамику прибыли от продаж ООО «ТАУ» (таблица 5). Формирование прибыли подробно показано в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» за соответствующие годы (приложение Г).
Таблица 5 – Динамика прибыли от продаж
Показатель | 2003г. | 2004г. | 2003г. в % к 2004г. | 2005г. | 2005г. в % к 2004г. |
Товарооборот (выручка от реализации товаров), руб. | 170,98 | 91,55 | |||
Покупная стоимость товаров, руб. | 310,36 | 81,59 | |||
Валовой доход (торговая наценка) от реализации товаров, руб. | 45,35 | 153,05 | |||
Коммерческие расходы, руб. | 118,88 | 286,10 | |||
Управленческие расходы, руб. | - | - | - | - | - |
Прибыль от реализации товаров, руб. | 31,44 | 57,87 | |||
Рентабельность продаж, % | 0,44 | 0,08 | - | 0,05 | - |
Прибыль от реализации товаров в обществе с ограниченной ответственностью «ТАУ» определяется вычитанием из выручки от реализации товаров покупной стоимости товаров и издержек обращения, либо из валового дохода издержек обращения. В общем за рассматриваемый период она снизилась почти на 82%: в 2004 году по сравнению с 2003 годом – почти на 69%, а в 2005 году по сравнению с 2004 годом – на 42,13%.
|
Основным источником формирования прибыли в обществе с ограниченной ответственностью «ТАУ» являются реализованные торговые надбавки. При формировании цен на реализуемые изделия, руководство ООО «ТАУ» к покупной стоимости продукции добавляет торговую наценку в пределах от 15 до 30% в зависимости от качества товара, внешнего вида, от спроса покупателей на него и т.д. Как видно из данной таблицы, валовой доход в 2004г. снизился почти на 55%. Это связано с тем, что выручка увеличивалась меньшими темпами, чем покупная стоимость реализуемых товаров. Так выручка от реализации товаров в 2004 году увеличилась по сравнению с 2003 годом на 1119093 руб. или почти на 71%, а покупная стоимость товаров – на 1572280 руб. или почти в 3 раза. В 2005г. валовой доход увеличился на 53,05%.
Коммерческие расходы в 2004 году по сравнению с 2003 годом выросли на 18,88%, а в 2005 году по сравнению с 2004 годом – на 186,10%. Такой большой рост данных расходов связан с тем, что в 2005г. Обществом был заключен договор долевого участия с Центральной поликлиникой, в соответствии с которым ООО «ТАУ» были приобретены строительные материалы для ремонта крыльца поликлиники. Затраты на приобретение данных стройматериалов бухгалтером были отнесены также на счет 44 «Расходы на продажу» и увеличили коммерческие расходы.
3.2. Факторный анализ прибыли от продаж
В условиях становления и развития рыночной экономики прибыль является основным показателем хозяйственной деятельности предприятий, так как в ней аккумулируются все доходы, расходы, потери и убытки, обобщаются результаты их функционирования. По прибыли можно определить рентабельность, изучить эффективность функционирования субъектов хозяйствования.
|
Факторный анализ прибыли ведется с учетом ее формирования.
На прибыль от реализации товаров в ООО «ТАУ» влияют изменение объема розничного товарооборота, среднего уровня валового дохода, среднего уровня издержек обращения.
Расчет влияния факторов на изменение величины прибыли от продаж (2004-2005г.г.).
Для этого составим факторную модель:
,
где РN – прибыль от реализации товаров;
N – выручка от реализации товаров;
С – покупная стоимость товаров;
Кр – коммерческие расходы;
Изменение прибыли от продаж за счет изменения:
1. Выручки: 2. Себестоимости:
3. Коммерческих расходов:
Общее изменение прибыли от продаж:
На основании данных расчетов составим таблицу.
Таблица 6 – Факторы, влияющие на изменение прибыли от продаж
Показатель | 2004г. | 2005г. | Отклонение (+;-) |
1. Выручка от продажи продукции (товарооборот), тыс.руб. | -227831 | ||
2. Покупная стоимость товаров, тыс.руб. | -427318 | ||
3. Коммерческие расходы, тыс.руб. | |||
4.Прибыль от продаж, тыс.руб. | -92364 | ||
Отклонение прибыли | х | х | -92364 |
В т.ч. за счет изменения: | |||
А) выручки от продаж | х | х | -18529,04 |
Б) покупной стоимости товаров | х | х | 231268,56 |
Г) коммерческих расходов | х | х | -305104,51 |
В период с 2004г. по 2005г. прибыль от продаж Общества снизилась на 92364 руб., в том числе за счет снижения выручки на 227831 руб. прибыль снизилась на 18529,04 руб., за счет уменьшения покупной стоимости товаров на 427318 руб. прибыль увеличилась на 231268,56 руб. и за счет роста коммерческих расходов на 291851 руб. прибыль уменьшилась на 305104,51 руб. Таким образом, в данном периоде на снижение прибыли наибольшее влияние оказал рост коммерческих расходов.
|
Планирование прибыли от продаж с учетом изменения спроса
Просто оценить факторы, под влиянием которых почти вдвое снизилась прибыль от реализации, недостаточно. Изменения в выручке и прибыли нужно предвидеть и прогнозировать. Затратами нужно управлять с учетом изменения спроса на продукцию предприятия.
В зависимости от сочетания рыночных факторов складываются различные ситуации, определяющие состояние спроса на товары, реализуемые данным предприятием.
Таблица 7 – Возможные изменения спроса на товары, реализуемые ООО «ТАУ» и их последствия
Изменение спроса | Изменение выручки от реализации | Изменение составляющих выручки от реализации |
1. Увеличение сроса | 1.1. Увеличение натурального объема реализации | 1.1. Увеличение переменных затрат и прибыли |
1.2. Повышение цен на товары | 1.2. Увеличение прибыли | |
2. Снижение спроса | 2.1. Уменьшение натурального объема реализации | 2.1. Уменьшение переменных затрат и прибыли |
2.2. Снижение цен на реализуемые товары | 2.2. Уменьшение прибыли |
Рассмотрим ситуацию при повышении спроса на реализуемые товары.
При повышении спроса на товары предприятие может отреагировать либо в форме увеличения реализации натуральных объемов, либо при прежних натуральных объемах повысить цены. Но при всех возможных ситуациях нужно четко понимать финансовые последствия изменений в ценах и натуральных объемах.
Проследим эти последствия на примере ООО «ТАУ».
Вариант 1. Планирование прибыли от продаж за счет увеличения натурального объема реализации.
Таблица 8 – Планирование прибыли за счет роста объема реализации
Показатели | 2005г. | 2006г. (план) | ||
руб. | % | в % к 2005г. | руб. | |
Выручка от продаж | 2467944,00 | 100,00 | 110,00 | 2714738,40 |
Постоянные затраты | 337565,00 | 13,68 | 100,00 | 337565,00 |
Переменные затраты | 2003502,00 | 81,18 | 110,00 | 2203852,20 |
Прибыль от продаж | 126877,00 | 5,14 | 136,61 | 173321,20 |
В данном варианте рост выручки от реализации произошел в результате увеличения натурального объема продаж на 10% при сохранении цен 2005 года. Поэтому увеличились переменные затраты пропорционально росту объема продаж. Прибыль в данном случае была определена прямым счетом как разница между выручкой от реализации и затратами, а процент роста прибыли – величина, производная от суммы прибыли. Такой рост прибыли обеспечивается увеличением выручки от продаж и переменных затрат без роста постоянных затрат, удельный вес которых в выручке от реализации мал. Он составляет 13,68%, а удельный вес переменных затрат – 81,18%.
Допустим, что при прочих равных условиях переменные затраты в выручке 2005 года равны 18,82%, а постоянные соответственно – 76,04%. Тогда переменные затраты в 2005 году составят 464467,06 руб., а постоянные – 1876624,62 руб. Таким образом, прибыль от реализации в плановом периоде будет равна:
Следовательно, чем больше доля постоянных затрат в выручке от реализации, тем больший прирост прибыли обеспечивается за счет увеличения натурального объема реализации.
Вариант 2. Планирование прибыли от продаж за счет повышения цен на товары.
Таблица 9 – Планирование прибыли за счет увеличения цен
Показатели | 2005г. | 2006г. (план) | ||
руб. | % | в % к 2005г. | руб. | |
Выручка от продаж | 2467944,00 | 100,00 | 110,00 | 2714738,40 |
Постоянные затраты | 337565,00 | 13,68 | 100,00 | 337565,00 |
Переменные затраты | 2003502,00 | 81,18 | 100,00 | 2003502,00 |
Прибыль от продаж | 126877,00 | 5,14 | 294,51 | 373671,40 |
В данном варианте весь прирост выручки от реализации явился приростом прибыли. В данном случае соотношение постоянных и переменных затрат не имеет значения, так как и те и другие сохраняются в размерах 2005 года.
Таким образом, если повышение сроса на реализуемые товары будет таким, что позволит увеличить выручку и за счет повышения цен, и за счет повышения натурального объема продаж, то с финансовой точки зрения нашему предприятию будет выгоднее наращивать цены, чем увеличивать натуральный объем реализации.
Вариант 3. Увеличение выручки от реализации при прежнем уровне прибыли от продаж.
Если предприятие может повышать цены на реализуемые товары за счет улучшения потребительских характеристик данных товаров, то рост цен сопровождается увеличением затрат, в частности покупной стоимости данных товаров.
Для этого необходимо определить рациональные пределы роста затрат, обеспечивающие одновременное увеличение прибыли от реализации.
Таблица 10 – Увеличение выручки при прежнем уровне прибыли от продаж
Показатели | 2005г., руб. | 2006г. (план) | |
в % к 2005г. | руб. | ||
Выручка от реализации | 2467944,00 | 110,00 | 2714738,40 |
Прибыль от продаж | 126877,00 | 100,00 | 126877,00 |
Затраты на реализованные товары | 2341067,00 | 110,50 | 2587861,40 |
При увеличении выручки от реализации на 10% и прежнем уровне прибыли от продаж затраты составят 2587861,40 руб. Это предельное увеличение затрат без уменьшения прибыли. Практически 110,5% - это уровень, ниже которого должен быть рост затрат, чтобы обеспечивать хотя бы минимальное увеличение прибыли. Иначе повышение качества реализуемых товаров в данной ситуации может оказаться экономически нецелесообразным.
Таким образом, затраты можно увеличить только не более чем на 10,5% к уровню затрат 2005 года. Большее увеличение затрат возможно только в случае более высокой рентабельности, то есть когда соотношение затрат и прибыли в составе выручки от продаж изменится в сторону увеличения прибыли и уменьшения затрат.
Вариат 4. Увеличение прибыли за счет роста цены и повышения качества товаров.
Повышение потребительских свойств товаров может вызвать и увеличение спроса на них, то есть дать возможность предприятию реализовать больший натуральный объем товаров повышенного качества.
Тогда на изменение выручки и прибыли от реализации воздействуют одновременно рост цен и рост натурального объема реализации. Однако под влиянием последнего фактора происходит дополнительное увеличение переменных затрат.
Таблица 11 – Увеличение прибыли за счет цены и качества
Показатели | 2005г., руб. | 2006г. (план) | |
в % к 2005г. | руб. | ||
Выручка от реализации, | 2467944,00 | 115,50 | 2850475,32 |
в т.ч. за счет: | |||
- роста цен | - | 110,00 | - |
- роста натурального объема реализации | - | 105,00 | - |
Затраты на реализованную продукцию | 2341067,00 | 115,23 | 2697672,70 |
в т.ч.: | |||
- постоянные | 337565,00 | 110,50 | 373009,33 |
- переменные | 2003502,00 | 116,03 | 2324663,37 |
Прибыль от продаж | 126877,00 | 120,43 | 152802,30 |
Расчет показывает, что названные условия позволили повысить прибыль от реализации. Общая величина затрат определена как сумма постоянных и переменных, рассчитанных с учетом воздействия на каждый вид затрат своих факторов. Прибыль получена вычитанием затрат из выручки.
Улучшение потребительских свойств товаров дает наибольший прирост прибыли, если результатом улучшения является увеличение натурального объема реализации товаров.
Варинта 5. Изменение прибыли за счет снижения цен.
Рыночная ситуация может сложиться таким образом, что предприятию нужно будет снизить цены на реализуемые товары, чтобы продать больший натуральный объем.
Таблица 12 – Изменение прибыли за счет снижения цен.
Показатели | 2005г., руб. | 2006г. (план) | |
в % к 2005г. | руб. | ||
Выручка от реализации, | 2467944,00 | 99,00 | 2443264,56 |
в т.ч. за счет: | |||
- снижения цен | - | 90,00 | - |
- роста натурального объема реализации | - | 110,00 | - |
Затраты на реализованную продукцию | 2341067,00 | 108,56 | 2541417,20 |
в т.ч.: | |||
- постоянные | 337565,00 | 100,00 | 337565,00 |
- переменные | 2003502,00 | 110,00 | 2203852,20 |
Прибыль от продаж | 126877,00 | - | -98152,64 |
Условия, принятые в расчете, не позволили компенсировать падение цен увеличением натурального объема реализации: прибыль от реализации снизилась на 225029,64 руб. и предприятие получило убыток в размере 98152,64 руб.
В данном случае, если снижение цен приводит к увеличению объема продаж только на 10%, лучше было бы сохранить базисные цены и базисный объем продаж.
Очевидно, снижать цены ради увеличения натурального объема реализации целесообразно лишь в случаях, когда комплексное воздействие обоих факторов на выручку от реализации обеспечивает ее рост, а не падение.
Рассмотрим другой вариант снижения цен и достигаемого в результате этого роста натурального объема продаж.
Таблица 13 – Изменение прибыли за счет снижения цен и увеличения объема продаж
Показатели | 2005г., руб. | 2006г. (план) | |
в % к 2005г. | руб. | ||
Выручка от реализации, | 2467944,00 | 108,00 | 2665379,52 |
в т.ч. за счет: | |||
- снижения цен | - | 90,00 | - |
- роста натурального объема реализации | - | 120,00 | - |
Затраты на реализованную продукцию | 2341067,00 | 117,12 | 2741767,40 |
Продолжение таблицы 13 | |||
в т.ч.: | |||
- постоянные | 337565,00 | 100,00 | 337565,00 |
- переменные | 2003502,00 | 120,00 | 2404202,40 |
Прибыль от продаж | 126877,00 | - | -76387,88 |
В данном варианте заложены условия, существенно отличающиеся от условий предыдущего варианта: цены снижаются на 10%, а натуральный объем продаж увеличивается при этом на 20%. Темпы роста затрат здесь оказались больше темпов роста выручки от реализации, вследствие чего предприятие получило убыток. Поэтому такой вариант динамики цен и натурального объема можно считать не приемлимым с финансовой точки зрения.
Вариант 6. Изменение прибыли за счет повышения цен и снижения объема продаж.
Возможна ситуация, когда предприятие может поднять цены на товары, сознательно учитывая в качестве результата этого снижение натуральных объемов продаж.
Таблица 14 – Изменение прибыли за счет роста цен и снижения объема продаж
Показатели | 2005г., руб. | 2006г. (план) | |
в % к 2005г. | руб. | ||
Выручка от реализации, | 2467944,00 | 108,00 | 2665379,52 |
в т.ч. за счет: | |||
-роста цен | - | 120,00 | - |
- снижения натурального объема реализации | - | 90,00 | - |
Затраты на реализованную продукцию | 2341067,00 | 91,44 | 2140716,80 |
в т.ч.: | |||
- постоянные | 337565,00 | 100,00 | 337565,00 |
- переменные | 2003502,00 | 90,00 | 1803151,80 |
Прибыль от продаж | 126877,00 | 413,52 | 524662,72 |
Расчет подтверждает безусловную выгодность для предприятия такой ситуации. Но данный вариант едва ли можно считать реальным, так как слишком значительный рост цен на практике может вызвать столь же значительное падение натурального объема реализации.
Рассчитаем вариант с более реальными условиями.
Таблица 15 – Изменение прибыли за счет роста цен и снижения объема продаж
Показатели | 2005г., руб. | 2006г. (план) | |
в % к 2005г. | руб. | ||
Выручка от реализации, | 2467944,00 | 99,00 | 2443264,56 |
в т.ч. за счет: | |||
-роста цен | - | 110,00 | - |
- снижения натурального объема реализации | - | 90,00 | - |
Затраты на реализованную продукцию | 2341067,00 | 91,44 | 2140716,80 |
в т.ч.: | |||
- постоянные | 337565,00 | 100,00 | 337565,00 |
- переменные | 2003502,00 | 90,00 | 1803151,80 |
Прибыль от продаж | 126877,00 | 238,46 | 302547,76 |
В этом варианте повышение цен при снижении натурального объема продаж оказывается целесообразным. Однако, прибыль в данном случае растет значительно меньше, чем в предыдущем варианте.
Если в результате такого же повышения цен, которое заложено в данном варианте, натуральный объем реализации снизится на 30%, то есть составит в плановом периоде 70% от базисного, прибыль упадет:
Как видно из данного расчета, при дальнейшем снижении натурального объема реализации прибыль перейдет в убыток.
Наиболее благоприятный вариант для ООО «ТАУ» - вариант 4. Условия данного варианта, то есть повышение цен и увеличение натурального объема реализации в условиях повышения качества товаров, позволили существенно повысить прибыль от реализации.