Северный Кавказ в эпоху каменного века.




Формирование современного рельефа Кавказа началось около 10 млн лет назад. Первоначально Большой Кавказ представлял собой обширный остров, имевший равнинный или слабо расчлененный рельеф.

начальной эпохой человеческой истории является каменный век. Его подразделяют на палеолит (древнекаменный век), мезолит (среднекаменный век) и неолит (новокаменный век). Палеолит охватывает время от возникновения человека на земле (более 2,5 млн лет назад) до начала геологической современности (10 тыс. лет). В палеолите в свою очередь выделяют несколько археологических эпох, соответствующих этапам развития человека и его материальной культуры; таковы олдувейская и аббевильская эпохи, соответствующие самому начальному этапу истории человечества, ашельская (от 400 до 80 тыс. лет), мустьерская (от 80 до 35 тыс. лет) и верхнепалеолитическая (от 35 до 10 тыс. лет назад).

Нижний палеолит. Широкое же освоение людьми территории Кавказа происходит во второй половине ашельской эпохи, особенна в ашеле верхнем, соответствующем времени последнего (рисс-вюрмско-го) межледниковья (150—80 тыс. лет назад). Многочисленные следы расселения ашельских людей выявлены в основном в южной и западной частях Кавказа. Люди ашельской эпохи на Кавказе были относительно оседлыми и селились главным образом в пещерах, являвшихся естественными жилищами. В периоды оледенений они вынуждепы были покидать районы высокогорных пещер и тогда предгорья, куда мигрировали люди из-за наступления ледника, оказывались наиболее густо заселенными.

Средний палеолит (мустъерская эпоха). Природная обстановка в течение этого периода претерпевает ряд существенных изменений: начальная холодная фаза оледенения сменяется заметным потеплением, за которым следует фаза более сильного похолодания, рассматриваемая иногда как самостоятельное оледенение.Мустьерская эпоха — время значительного прогресса п все убыстряющегося развития первобытного общества.Археологические материалы фиксируют оседлый в основном образ жизни, сооружение многообразных искусственных жилищ (хижин и шалашей из деревянных жердей, костей и шкур крупных животных), свидетельства зачаточных религиозных представлений (намеренные погребения), совершенствование способов добывания пищи (развитие охотничьего вооружения и специализированной, избирательной и более добычливой охоты на один-два, как правило, вида крупных животных). Крупные успехи прослеживаются п в развитии техники обработки камня. Исходными заготовками для орудий в эту эпоху являются главным образом более тонкие и правильные отщепы и пластины. Орудия становятся разнообразными и по форме, и по назначению (остроконечники, скребла и ножи разных типов, скребки, проколы, зубчатые, выемчатые, клювовидные и другие изделия).Наиболее интересными мустьерскими памятниками Северного Кавказа являются: Ильская стоянка, группа разновременных мустьерских местонахождений в Прикубанье, Причерноморье и в Северной Осетии.

Население Северного Кавказа в верхнем палеолите и мезолите. Главная особенность верхнего палеолита заключается в становлении человека современного физического типа и практическом прекращении его эволюции как биологического вида. В это время происходят существенные изменения в материальной культуре первобытного человека: становится господствующей техника изготовления орудий, основанная на сколе пластин с призматического ядрища; значительно расширяется набор самих орудий; несравненно чаще, чем в предшествующую эпоху, используются для изготовления орудий кость и рог; достигает высокого уровня развития первобытное искусство.На Северном Кавказе, включая Сочинское Причерноморье и территорию Ростовской области, известно около 50 памятников верхнего палеолита. По геоморфологическим условиям расположения эти памятники делятся на среднегорные (стоянка у с. Чох в Дагестане), низкогорные (стоянка Сочинского Причерноморья и др.), предгорные (Губские навесы, Сатанаи, Русланова пещера и др.) и равнинные (Ростовско-Таган-рогская группа стоянок и местонахождений:Каменная балка I и II, Третий Мыс и др.).

Мезолит (средний каменный век) является следующим за верхним палеолитом этапом археологической периодизации истории общества. В эту эпоху происходят заметные изменения в образе жизни людей и в характере'их материальной культуры: охота принимает более индивидуальный характер (возможно, с применением лука и стрел); рыболовство приобретает важное хозяйственное значение; собирательство становится более интенсивным, и складываются предпосылки для возникновения производящего хозяйства. В технике обработки камня также появляются новшества: ведущее место в первичном расщеплении начинают занимать конические нуклеусы, большинство разновидностей орудии мельчает в размерах; составные орудия из мелких обработанных камней (микролитов) получают широкое применение.В хронологическом отношении указанные памятники делятся на раннемезолитические (Мекеги, нижние слои Сосруко, Шау-легет) и памятники развитого мезолита (слои 2 и 1 Чоха, верхние слои Сосруко).Установлению относительной хронологии помогает наличие двух многослойных стоянок — Чохской и Сосруко, которые показывают связь мезолита с верхним палеолитом и его самостоятельное развитие.

2.Землевладельческо-скотоводческие племена Северного Кавказа в эпоху бронзы.В начале эпохи бронзы более четко определилось наметившееся еше в предшествующие эпохи хозяйственное и этнокультурное размежеванпе различных областей Северного Кавказа. В середине и во второй половине III тысячелетия до н. э. северо-западную и центральную части Северного Кавказа занимали племена майкопской культуры, а северо-восточную — племена куро-аракской культуры. Тогда же на Северо-Западном Кавказе появились и первые дольмены. Племена майкопской культуры. Свое название майкопская культура получила от знаменитого кургана, раскопанного в 1897 г. у г. Майкопа. Его высота достигала почти 11 м. Основание курганной насыпи было окружено каменным кольцом — кромлехом. В его центре находилась огромная четырехугольная могильная яма. Она разделялась на две камеры — северную и южную. Северная, в свою очередь, делилась еще пополам. В большой камере был захоронен мужчина, а в двух других -женщины. Большой майкопский курган характеризует ранний этап майкопской культуры. На майкопских поселениях выявлены остатки жилищ, очаги и хозяйственные ямы. Основу экономики майкопских племен составляло прежде всего скотоводство. Высокого мастерства достигли носители майкопской культуры и в керамическом производстве. Часть орудий труда и оружия (вкладыши серпов, наконечники стрел, проколки и др.) майкопские племена изготовляли еще из камня и кости. Майкопская культура формировалась и.развивалась на местной основе, но значительную роль в этом сложном процессе сыграло также и влияние культур Передней Азии. Юго-восточными соседями майкоп-цев были племена иной культуры, связанной с Закавказьем; Впервые памятники этой культуры были выявлены в междуречье Куры и Аракса, почему она и была названа куро-аракской. На Северном Кавказе куро-аракская культура была распространена на всей территории Дагестана, включая прикаспийскую плоскость, предгорные и высокогорные районы Чечено- Ингушетии, где она граничила с майкопской культурой, а также в Северной Осетии. Основу оседлого быта куро-аракских племен Северного Кавказа составляло комплексное земледельческо-скотоводческое хозяйство. Металлообработка у племен Северного Кавказа предстает уже в достаточно развитом виде. Они были хорошо знакомы со свойствами сплавов и умело использовали их при изготовлении из мышьяковистой бронзы пзделий различного назначения. Существовало уже местное литейное дело. Из бронзы производили топоры, плоские тесла, клинки ножей, шилья, наконечники копий, другой инвентарь и разнообразные украшения. Религиозные представления куро-аракских племен были тесно связаны с основными видами хозяйственной деятельности — земледелием и скотоводством. Ведущую роль в религиозных представлениях, как и прежде, играло женское божество — богиня плодородия.

3.Северный Кавказ в эпоху раннего железа.(кобанская, прикубанская).Кобанская культура. Горные области Центрального Кавказа по обе стороны Главного Кавказского хребта, а также северные склоны предгорий Центрального и частично Северо- Восточного Кавказа заселяли племена кобанской культуры, названной так по могильнику, открытому близ с Кобан в Северной Осетии. Для носителей кобанской культуры эпохи расцвета (XI-VIII вв. до н. э.) характерна прочная оседлость. Могильники кобанской культуры располагались вблизи поселений. Захоронения производились в простых грунтовых ямах, в ямах со стенками, выложенными булыжником или плитками, в массивных каменных ящиках, перекрытых целыми или обломками плит. Покойники погребались в скорченной позе, на левом или правом боку, с руками, помещенными перед грудью или перед лицом. В могилу помещались глиняные и бронзовые сосуды, заупокойная пища, в том числе бараны или коровы. Посуда древних кобан-цев разнообразна: корчагообразные чернолощеные сосуды, сосуды с округлым туловом и плавно отогнутым венчиком, миски, кружки. Сосуды центральной и западной групп украшались нарезным геометрическим узором, а для восточной группы характерен налепной орнамент.Прикубанекая культура. На Северо-Западном Кавказе в конце II-начале I тысячелетия до н. э. отмечено существование особого прикубан-ского очага металлообработки, близкого кобанскому. Ранние ее памятники представлены отдельными находками X—IX вв. до н. э. в районе Пицунды и Сочи. Развитой этап этой культуры представлен и так называемыми протомеотскими памятниками VIII—VII вв. до н. э. (Николаевский, Кубанский, Колосовский, Ясеновополянскнй могильники) в Адыгее. Они показывают оседлый образ жизни скотоводческо-земледельческого населения с развитой металлургией бронзы п знакомого с первыми железными изделиями. Погребения совершались в грунтовых ямах в скорченной позе на боку и сопровождались богатым и разнообразным инвентарем. Имели место и захоронения в вытянутой позе на спине. Отмечены могилы всадников с захоронениями коня в уздечке, причем в могилу погребали не всю тушу лошади, а только шкуру с конечностями и головой. В погреоениях найдены кости домашних животных (коровы, лошади, овцы, свиньи). Для памятников Прикубанья н кобанской культуры характерны одинаковые формы конской узды, кинжалов так называемого кабардшю-пятигорского типа, бронзовые секиры, некоторые украшения. С середины II тысячелетия до н э на Северо- Восточном Кавказе складывается каякентско-хорочоевская культура, получившая свое название от имени Каякентского могильника в Дагестане и Хорочоевского - в горной Чечне. Поселения этого времени изучены пока недостаточно. Но и имеющиеся данные свидетельствуют о распространении глинобитно-каркасных, или турлучпых, построек в предгорьях. Заметно беднее, однообразнее становится керамика. Полностью прекращается производство лощеных кубков, гладкостенных мисок и других видов столовой посуды. Племена каякентско-хорочоевской культуры поддерживали тесные связи с населением сопредельных областей Кавказа и степей Юго-Восточной Европы.

4. Скифы на Северном Кавказе и их контакты с местными племенами.Древнейшей областью обитания скифов (не позднее VIII в. до н. э.) были степи в низовьях р. Дон (Танаис) и северные районы Предкавказья. Скифы являлись, вероятнее всего, потомками срубных племен Северного Причерноморья, хотя существует мнение и об их приходе в Европу из Азии в VII в. до н. э. Однако, в 70-х годах VII в. до н. э. сложившаяся обстановка была решительно изменена серией скифских походов из Северного Причерноморья в Закавказье и на Ближний Восток. Основной дорогой скифов был Прикаспийский путь через Дербентский проход, хотя некоторые отряды их использовали и менее доступные перевальные тропы через Дарьяльское ущелье, Мамисонский и Клухорский перевалы и т. п., а также Меото-Колхидскую дорогу. Скифы и сопутствующие им савроматы вступили в военное столкновение с северокавказскими обитателями плоскости, что привело к гибели ряда поселений (Аллероевское 2-е, Шах-Сен-гер и др.) и временному сокращению численности местного населения. Археологический облик собственно скифов, окончательно обосновавшихся в Северном Причерноморье, был близок облику многих народов евразийских степей и лесостепей, в том числе савроматов, обитавших в VI в. до н. э. в Северном Прикаспии, где в области Донско-Волжского междуречья они соприкасались с Северным Кавказом. Из Закавказья и Передней Азии во множестве поступали украшения, в том числе многоцветные бусы из пасты и стекла, а также детали металлических доспехов, некоторые образцы оружия, посуды. Местные племена, и в особенности Дагестана, исторически приобщались к культурным и производственным достижениям смежных с юга областей и стран. Ярким примером религиозно-магического н изобразительного синтеза стали местные образцы изделий, выполненных в так называемом скифо-сибирском «зверином» стиле.

Расселение сарматов в степях Северного Кавказа. Родиной сарматов, местом формирования их культуры являлись степи Северного Прикаспия. Активное проникновение в центральные районы Северного Кавказа было связано со стремлением сарматов овладеть важными стратегическими и торговыми путями, ведущими в богатые районы Закавказья. Сильным был сарматский натиск и в сторону Боспорского царства. Он более всего диктовался желанием новых кочевников установить непосредственные экономические и политические контакты с античными городами Северного Причерноморья. Сарматы (в первую очередь сираки) начинают довольно интенсивно проникать в степную часть правобережья Кубани не позднее II в. до н. э., а возможно, по мнению некоторых исследователей,- и с рубежа IV-III в. до н. э. Во II в. и в первой половине I в. до н. э. происходит постепенное вклинивание сираков и в среду оседлого земледельческого меотского населения. Проникновение сираков в Прикубанье происходило пе сразу, а в течение одного-двух столетий и в основном осуещствлялось более или менее мирным путем.

 

5.Нашествия гуннских племен на Северный Кавказ и их последствия. Массовое вторжение гуннов в Восточную Европу и на Кавказ началось в 70-х годах IV в. По словам антиохийского грека АммианаМарцел-лина, гунны отличаются физической силой, грубым, «чудовищным и страшным» видом. «Питаются они кореньями и полусырым мясом», У них никто не занимается хлебопашеством и не касается сохи. «Все они, не имея ни определенного места жительства, ни домашнего очага, ни законов, ни устойчивого образа жизни, кочуют по разным местам... с кибитками, в которых они проводят жизнь... гоня перед собой упряжных животных и стада, они пасут их; наибольшую заботу они прилагают к уходу за лошадьми» 3. Из оружия наибольшее распространение у них имели железные мечи и большие дальнобойные луки со стрелами, снабженные зачастую костяными наконечниками. Важной принадлежностью вооружения гуннов был также аркан, которым они, ловко забросив на противника, стаскивали его с лошади и захватывали в плен или убивали. Первыми, на кого обрушились гунны после форсирования Волги в начале 70-х годов IV в., были аланские племена. В 371 г. главные силы гуннов, увлекая за собой покоренные массы алан, продвинулись через низовья Дона к Северному Причерноморью. Другая часть гуннов, преследуя уцелевшие группы аланских племен, двинулась на Северный Кавказ по прикаспийским степям на юг — до Терека и Кубани, а затем на запад — до Таманского полуострова. При первых же ударах гуннов готский союз разнородных племен, занимавший обширную территорию от Северного Причерноморья до Дуная, а также Молдавии и лесостепной Украины, распался. Их вождь Герма-нарих покончил жизнь самоубийством, а некоторые племена (в частности, росоманы) перешли на сторону завоевателей. Большая же часть готов, в основном западные (визиготы), были в 376 г. вытеснены в пределы Восточно-Римской империи, а восточные готы (остготы) оказались под властью победителей.В конце IV-V в. гунны и другие связанные с ними кочевники совершали через Северный Кавказ опустошительные походы в Закавказье и переднеазиатские страны. В 395 г. огромная гуннская орда ворвалась в Закавказье, оттуда вторглась в пределы Ирана, прошла Сирию и Малую Азию.В конце IV-V в. гунны и другие связанные с ними кочевники совершали через Северный Кавказ опустошительные походы в Закавказье и переднеазиатские страны.Гуннское нашествие имело крайне тяжелые последствия для Северного Кавказа. Походы завоевателей сопровождались грабежом и разорением, погромами городов и поселений, истреблением населения. Многие жители Северного Кавказа оказались вовлеченными в войны гуннов с Ираном и Византией, а отдельные районы региона превратились в арену кровопролитной войны между ними. Все это подрывало производительные силы, тормозило социально-экономическое и культурное развитие народов Северного Кавказа.Положение адыгских племен еще больше ухудшилось в связи с тем, что в конце IV или начале V в. н. э. выселившиеся из Крыма готы-тет-ракситы захватили часть Черноморского побережья на Тамани и в прилегающих к нему районах, вытеснив оттуда керкетов на восток.Гуннское нашествие тяжело отразилось также и на положении племен торного Дагестана. Захват гуннами Прикасппя резко ограничил жизненно необходимые для горцев контакты и взаимосвязи с населением равнин Дагестана. А походы и погромы кочевников представляли прямую угрозу для существования самого населения гор, и оно упорно отстаивало свою независимость.

6.Местные племена СК в IV-XIIIвв. Основным населением Северо-Западного Кавказа па всем протяжении раннежелезного века являлись меоты и племена Черноморского побережья Кавказа — керкеты, тореты, зихи, ахеп, этнически родственные между собой. Термин «меоты» является собирательным, объединяющим ряд небольших родственных племен. Впервые меоты упоминаются в античных источниках, относящихся к VI в. до н. э.Основным занятием меотов были плужное земледелие и пастушеское скотоводство. Кроме них, одной из важных отраслей хозяйства меотов являлось рыболовство. Меоты применяли сетяные орудия лова (типа невода, сетей) и крючковую снасть. В низовьях Кубани и в Приазовской низменности главное промысловое значение имели судак, осетровые, сазан; на Средней Кубани — сазан, осетровые, сом.Несмотря на преимущественно земледельческий характер экономики у меотов, у них довольно рано отмечается развитие ремесел и промыслов, обычных для данной эпохи.Враннемеотское время в основе общественного строя у племен Прикубанья лежит родоплеменная организация, низшим социальным звеном которой является семья. С развитием производительных сил, торговли, войн происходит накопление богатств в руках отдельных семей, дальнейший рост имущественного неравенства, проникающего в среду и рядовых общинников.Вскоре после VI в. адыгп завладели побережьем Черного моря юго-восточнее Таманского полуострова, где до этого господствовали готы-тетракситы. Это было связано с усилением адыгского племени зпхов, которое стало известным с начала I в. н. э. Спервазихи считались небольшим племенем, обптавшпм где-то между нынешнпмп городами Туапсе и Гагра. Во II в. вождь зиховСтахемфакномпнально объявил себя подданным римского императора, что должно было укрепить политические позпцпизпхов среди соседних племен. К V в. территория зпхов значительно расширилась п переместилась на северо-запад, прпмерно до Цемесской бухты. Автор VI в. Прокопий Кесарийский между «Абазгией» и тетраксптамп упоминает только одних зпхов. После VI в. тетракситы исчезают со странпц истории, а зихи, наоборот, становятся все более известными.

Племена Северо-Восточного Кавказа. Племена, обитавшие на территории Ичкерии и Дагестана, являлись также коренным местным населением н были носителями восточнокавказских языков. Переживание в их культуре древних элементов, присущих местным культурам середины II--начала I тысячелетия до и. э., дает основание считать эти племена прямыми потомками носителей каякентско-хорочоевской культуры Северо-Восточного Кавказа. В их среде возникали и новые, несвойственные соседним культурам элементы: прямоугольные поясные пряжки со своеобразной, иногда ажурной орнаментацией, височные кольца с разомкнутыми п расходящимися концами, что может свидетельствовать о наличии этнокультурных связей между оседлыми земледелъческо-скотоводче-скимп племенами данного ареала.ВПрикубанье в начальные века нашего летосчисления продолжали обитать меотские племена. Основой производства оставалось плужное земледелие и скотоводство. Причем особых изменений в видовом составе стада не произошло. Как и прежде, на первом месте стоял крупный рогатый скот, возделывались те же зерновые культуры. Однако наряду с мягкой пшеницей в это время здесь начали впервые культивировать твердую пшеницу и пшеницы-двузернянки. Продолжали развиваться и различные ремесла: металлургическое, гончарное, деревообрабатывающее, косторезное, ювелирное, ткацкое и др. Значительного развития достигло гончарное производство, которое своими традициями уходит в более раннее время.В связи с оседанием среди меотовсираков родовые связи постепенно нарушаются и меняется характер общины: складывается первобытная соседская община, для которой присуще сочетание территориальной и родовой организации, переплетение родовых связей с соседскими. Первобытная соседская община возникает на этапе разложения первобытнообщинных отношений и существует длительное время. Усиливается имущественная и социальная дифференциация у меото-сарматских племен. Об этом свидетельствуют появление большого количества богатых курганов родо-племенной знати, увеличение в грунтовых могильниках количества более богатых захоронений и возникновение новых оборонительных сооружений. Однако формой общественного строя продолжает оставаться военная демократия как переходный этап от первобытнообщинного строя к классовому.

Дагестан в первые века нашей эры. Население Дагестана в первые века нашей эры, как и прежде, вело оседлый образ жизни. Основными занятиями населения Центрального и Северо-Восточного Кавказа продолжали оставаться земледелие и скотоводство.Продолжают развиваться п разнообразные ремесла и прими.мы В металлургии выделяются ювелирное и оружейное дело, усложняются приемы обработки железа и цветных металлов.Впервые века нашей эры на территории Дагестана складывается новый тип расселения, присутствовавший затем на протяжении всего средневековья. Он характеризуется группировкой некоторого количества малых городищ (иногда - более 10) в пределах геоморфологически замкнутых районов речных долин, ущелий, плато, нередко вокруг более крупного городища. Подобные случаи зафиксированы вокруг городищ Таргу, Урцеки, Верхнечирюртовского и Андрейаульского, а также на Левашинском плато. Данный тип расселения в общих чертах соответствует описанному Птолемеем взаиморасположению крупных городов и селений в северной части Кавказской Албании, подразделенной им по большим рекам на четыре района. По-видимому, подобные группы памятников принадлежали небольшим территориально-политическим образованиям, предшественникам упомянутых источниками (для V—VI вв.) «лшяжеств» и «стран» раннесредневекового Дагестана.На политической карте Дагестана к VIII в. н. э. появился целый ряд ранних государственных объединений как закономерный результат социально-экономического развития общества. В это время становятся известными такие «царства», как Лакз, Табасаран, Сарир, Зирихгеран, Кайтаг (Хайдак), Гумик и др.Самым южным на территории современного Дагестана было «царство» Маскат. По грузинским источникам, «маскуты у самого моря, куда доходят отроги Кавказа и где построена Дарбандская стена, громадное укрепление (аштаракапагин), входящее в море»86. Самостоятельное существование Маската прослеживается до первой половины IX в., когда он входил в состав Дербентского эмирата87 п Ширвана. Севернее Маската располагался Дербент, который, благодаря своему стратегическому положению, являлся важным военно-административным центром на Восточном Кавказе сначала сасанидов, а затем арабов.

7.Происхождение и ранняя этническая история балкаро-карачаевцев. В исторической литературе в различные годы существовали и продолжают существовать самые разные версии этногенеза балкаро – карачаевцев. Этим объясняется, что многие крупные ученые уделяли значительное внимание этой важной проблеме. Более того, в 1959г. была проведена в Нальчике специальная научная сессия, посвященной ей, которая обсудила 12 докладов и научных сообщений. В работе этой сессии приняли участие ведущие специалисты – кавказоведы различных областей знаний (историки, этнографы, лингвисты, антропологи, археологи, фольклористы). Разброс их мнений по обсуждаемому вопросу был самый разнообразный.

 

8. Этническая карта Северного Кавказа 16-18вв. Этническая карта региона в XVI—XVII вв., как п в предыдущие эпохп, не оставалась неизменной. Многие этнические названия, известные в прошлом, постепенно исчезали. Пропсходпло складывание более крупных этнических объединении, которые постепенно консолидировались в народности.Одной из крупных этнических общностей региона являлись адыги, известные в источниках данной поры под общим названием черкесов. Западную часть Черкеспи в 40-60-х годах XVII в. занимали адыгские племена жанеевцеви шагаков, Жанеевцы составляли две территориально независимые политические группы. Большая Жана была расположена на северо-западе от Туапсе, а Малая Жана — по левым притокам р. Кубани: р. Абин, Хабль, Иль. Шегаки жили вблизи Анапы, у подножия Бешкуйских гор. На прибрежной полосе Черкесип проживала еще одна группа адыгов — адаме. Но наиболее крупной этнической группой среди западных адыгов были хатукаевцы, жившие по р. Абин, Иль и Абурган. Южная граница адыгов в течение XVII в. менялась, постепенно продвигаясь на юго-восток в процессе этнической ассимиляции соседних адыгов — абазин. В первой половине XVII в. балкарцы были расселены по Балкарскому ущелью вдоль р. Черек4. Местоположение балкарских поселений не изменилось и во второй половине XVII в. Этническая территория осетин находилась преимущественно в пределах горных ущелий, у верховьев Терека и его левых притоков.

 

9.Хозяйство народов Северногокавказа в 16-18вв.Сельское хозяйство на Северном Кавказе в XVI-XV1 вв. продолжало развиваться на основе традиционно установившегося естественного разделения труда. В предгорьях и горных местностях, в частности у западных адыгов, развивалась подсечная система экстенсивного земледелия. На равнине развивалась переложная система, а в речных долинах — поливное земледелие. Основными культурами, возделываемыми жителями Северного Кавказа, по-прежиему были просо, рожь, овес, ячмень, пшеница, бобы местного происхождения, которые отличались засухоустойчивостью, стойкостью против вредителей и болезней, скороспелостью. Наряду с земледелием на плоскости и в предгорьях Северного Кавказа было развито стационарное и отгонное скотоводство. В экономике населения горных и высокогорных районов Северного Кавказа ведущей отраслью продолжало оставаться овцеводство. Кочевое скотоводство было развито у ногайцев. Все народы Северного Кавказа, как известно, занимались коневодством. Садоводство и коневодство, шелководство и мареноводство были развиты у жителей Терека и Южного Дагестана.Рыболовством занимались жители восточного берега Азовского и западного побережья Каспийского моря. Все народы Северного Кавказа, как и ранее, занимались обработкой дерева, камня, глины, кожи, шерсти.

10.Социально-классовые отношения у народов Северного Кавказа в 16-18вв.Не везде на Северном Кавказе феодальные отношения развивались равномерно. Господствующим классом в северокавказских феодальных государственных организациях были: шамхалы, уцмип, майсумы, ханы, беки, мурзы - в Дагестане; князья (пищ), уорки (тлакотлеши, деженуго, кодзы, пшп-уорки и др.) -уадыгов; ахи и марншапа, агмиста-у абазин; алдары-в Осетии; бии - в Карачае; мурзы-у балкар, чеченцев и ингушей. Феодальные владетели Дагестана и мурзы Осетин, Балкарии были постоянно окружены своими военными слугами.К господствующему классу относилось и местное мусульманское духовенство. и. Во всех северокавказских феодальных владениях и союзах сельских обществ основную часть населения составляли лично свободные крестьяне: уздени - в Дагестане, Балкарпи, Чечено-Ингушетии, тлофокотли--у адыгов, акави или тльфакоши--у абазин, адамихаты — в Осетии. Они составляли сословие лично свободных общинников, незакрепощенных крестьян, которые находились у разных народов в различной степени зависимости от верховных правителей, феодалов или общинной знати.Жители селений, входивших в состав феодальных владений, находились также в разной степени зависимости, начиная от крепостного состояния и до простого обязательства нести некоторые повинности.

11. Политический строй.Политический строй феодальных владений Северного Кавказа соответствовал уровню их социально-экономического развития. Носители верховной власти в Кабарде и в некоторых владениях Дагестана формально выбирались на высшем совете представителей патриархально-феодальной знати из владельческих фамилий пожизненно, по принципу старшинства. Младшие представители господствующей фамилии несли службу на местах, хотя их зависимость от центральной власти в ряде владений зачастую была номинальной.Верховная власть была сосредоточена в руках самого владетеля. Административные, правовые и судебные функции во владениях центральная власть осуществляла с помощью дружины, отдельные представители которой были связаны с владетелями патриархальными узами аталычества и молочного братства.Низовой административной единицей являлась община, которая делилась на магалы и тухумы, состоявшие из малых индивидуальных семей, связанных между собой родственными и хозяйственными узами.Решающую роль в решении обсуждаемых на сходах вопросов играла влиятельная общинная знать, а в феодальных владениях вместе с общинной верхушкой - уорки, беки и мурзы.Политическое устройство Северного Кавказа в XVI—XVII вв. характеризовалось чертами феодальной раздробленности, обусловленной усилением феодальной ленной собственности и развитием вассалитета.

12. Борьба Ирана и Оттоманской Порты за овладение Кавказом.Северный Кавказ занимал особое место в военно-стратегических планах Турции и Ирана. Османская империя стремилась использовать его территорию, с тем чтобы со стороны Дагестана нанести удар по Ирану. С той же целью Порта рассчитывала установить непосредственные контакты со среднеазиатскими владетелями. Со своей стороны сИран стремился овладеть стратегическими позициями на Северном Кавказе, чтобы разрушить военные планы Порты и нанести непосредственные удары султанским войскам на территории Северного Кавказа.На стороне Османской империи в Кавказском секторе войны с Ираном выступал ее вассал — Крымское ханство. В первой половине XVI в. крымские ханы неоднократно совершали опустошительные набеги на Северо-Западный Кавказ. Эти походы предпринимались не столько для захвата рабов и другой добычи, сколько в надежде укрепиться на Северо-Западном Кавказе, превратив эту территорию в плацдарм своей дальнейшей экспансии на Северном Кавказе.Проход османо-крымских войск через Северный Кавказ в известной степени облегчался тем, что в это время Русское государство, занятое Ливонской войной, не смогло оказать помощь народам Северного Кавказа.терпя поражение за поражением, шахский Иран вынужден был в 1590 г. заключить с Османской империей унизительный для сефевидов мир. По условиям Стамбульского мирного договора почти все Закавказье и Южный Дагестан подпали под власть османов. Высокая Порта достигла наибольших успехов на Кавказе. Османы укрепили Дербент и ряд городов Азербайджана, стали создавать на Каспийском море свой флот. Все это делалось с той лишь целью, чтобы превратить район Дербента в плацдарм агрессии в Дагестане и на Северном Кавказе. Захват Портой Закавказья и Южного Дагестана ухудшил внешнеполитическое положение народов Северо-Восточного Кавказа и обострил внутреннее положение, так как османы, вмешиваясь во внутренние дела народов Северного Кавказа, натравливали одни владения на другие.

13.Военно-политический союз Кабарды с Россией.Образование Русского многонационального централизованного государства имело огромное значение не только для истории самого русского народа, но и для всех народов нашей страны. С расширением его юго-восточных границ в результате присоединения Казани (1552 г.) и Астрахани (1556 г.) территория России вплотную подошла к Северному Кавказу. С этого времени стали налаживаться и укрепляться прочные связи народов Северного Кавказа с Россией. Русское правительство, заинтересованное в укреплении своих юго-восточных границ, охотно шло на сближение с владетелями Северного Кавказа. Северный Кавказ интересовал Россию еще и потому, что именно через эту территорию проходил ряд военно-стратегических и торговых путей, имевших важное экономическое и политическое значение.По мере обострения международных отношений вокруг Кавказа политическое значение дорожных магистралей, проходивших через Северный Кавказ, постоянно возрастало. Поэтому Россия принимает все меры, чтобы установить своп контроль над северокавказскими торговыми путями, чего окончательно она достигает лишь ко второй половине XVII в. Важную роль в этом сыграла система военных крепостей России на Восточном Кавказе (в первую очередь Терский городок в устье Терека).В рассматриваемый период наибольшую опасность для России представляли Османская империя и Крымское ханство.В этой чрезвычайно сложной обстановке национальные интересы России вынуждали ее активизировать свою политику на юге, требовали решения ряда неотложных задач, и прежде всего обеспечения обороны южных и восточных границ от нападения Крымского ханства и Оттоманской Порты, обеспечения себе выхода по Волжскому пути в Каспийское морет укрепления политических связей с феодальными владетелями Кавказа. В плане реализации этих задач Русское государство активизировало политику в бассейне Волги и Северного Кавказа. Важнейшим результатом всего этого было добровольное присоединение в 1557 г. адыгов к России.В 1560—1561 гг. русские войска вместе с кабардинцами предприняли ряд серьезных военных акций против крымских ханов, вызвавших беспокойство не только султана, но и польского короля.Однако положение на Северном Кавказе осложнялось еще и тем, что в это время между дагестанским шамхальством и кабардинскими владетелями шла упорная борьба за первенство на Северном Кавказе.Последовательную поддержку Кабарды Россией шамхал рассматривал как нежелательное усиление соперника, что не могло не усложнять взаимоотношения шамхала с Россией.Укрепление кабардино-русских отношений, строительство на Тереке крепости имели огромное значение для всего Северного Кавказа.

14.Русско-кавказские отношения. Русско-кабардинские отношения в 20-40-х годах XVII в. развивались в чрезвычайно сложных международных и внутриполитических условиях, в обстановке непрекращающихся междоусобиц за звание старшего князя и приобретение соседних территорий, за права на эксплуатацию феодально-зависимых сословий и т. п. В междоусобной борьбе враждующие феодальные группировки искали помощи и поддержки вне Кабарды часто меняя в зависимости от конкретных событий внешнеполитическую'ориентацию.Русское правительство считало западных черкесов и абазин своими подданными.К 1614—1615 гг. вместе с другими народами Северного Кавказа царю Михаилу Федоровичу присягнули западные черкесы.Русское правительство старалось не утратить, а если возможно, и упрочить свое влияние в Западной Черкесии и с этой целью имеющимися средствами, чаще всего дипломатическим путем, оказывать западным адыгам возможную помощь н поддержку.Во второй половине XVI в. между владетелями Дагестана и Русским государством устанавливаются прочныесвязп.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: