Ценность и общественный идеал




В теории ценностей отводится определённое место идеалу, хотя сложно судить об интересе философов к проблеме идеала. В философии идеал обычно ассоциируется либо с ценностью, либо с целью, либо с идеей. Идеал связан и с ценностью, и с целью, и с идеей, однако обладает собственным содержанием. Идеал прямо-таки подобен одежде, мода на которую скоро проходит. Неоднозначно отношение правоведов к общественному идеалу. С одной стороны, даже неисправимый оптимист постесняется назвать действующее право воплощением идеала права, с другой стороны, идеал права связывают с чем-то неосуществимым. Подлинная сущность идеала познаваема лишь с позиции детерминизма. Идеал есть коллективное духовное образование, обобщение совокупного опыта ряда поколений. Идеал никем не придумывается с какой-либо целью, он выводится путём обобщения неисчислимого количества действий людей и результатов этих действий. Идеал может быть только общественным. От него следует отличать идеализированные представления людей. Такие представления имеют обычно частное значение, то есть, относятся не к бытию общества в целом, а к отдельным конкретным ситуациям. Таковы в науке идеальный газ, математическая точка, параллельные прямые и др. Таковы в обыденном сознании характеристики “идеального” поведения людей или совершенства некоторых вещей, максимально удовлетворяющих желания людей. Что же касается общественных идеалов, по вхождению в жизнь тех или иных идеалов можно судить о степени развитости общества. При этом следует отметить, что единожды возникнув, идеал больше никуда не исчезает и ничем не заменяется. Идеал лишь обогащается новыми явлениями, которые его выражают, сущность неизменна, явления изменчивы. Понимание сущности идеала предполагает, прежде всего, выяснение причины его появления. Например, возникновение идеала гуманизма в эпоху Возрождения вызвано, с одной стороны, пренебрежением к ценности человеческой жизни в предшествующие эпохи, с другой стороны, растущим гражданским самосознанием людей. Проявления данного идеала разнообразны: от подаяния на улице до международной гуманитарной помощи и различных льгот тем, кому не очень повезло в жизни. Часто пишут о противоречивости общественных идеалов, приводя в пример идеал демократии. Противоречивость идеала — явное заблуждение, так как по своей природе идеал не может быть противоречивым, а тем более, “плохим”. Что касается демократии, тут заблуждения также очевидны. Обычно обращают внимание на вторую часть этого составного слова, на “кратос”, то есть, власть. А следовало бы сосредоточить внимание на первом слове — “демос”, то есть народ. Обыденное сознание машинально отождествляет население с народом, что является грубой ошибкой. Население — категория демографии, а народ — категория философии и некоторых общественных наук. Всякое ли население является народом? Честно мыслящий человек сразу же даст отрицательный ответ. Населению до народа ещё надо дорасти, поэтому, когда говорят о гримасах, противоречиях демократии, позволительно спросить, является ли данное население народом? В большинстве случаев оказывается, что народа нет, есть лишь население, поэтому демократию заменила плутократия — власть мошенников от политики и экономики. Народ есть те люди, которые материально независимы от государства и обладают сильной волей и умом. Это так называемый средний класс. Его представители не изнемогают от тяжести накопленных миллионов, но и не обследуют мусорные контейнеры. Они обладают собственностью и сами трудятся рядом с наёмными работниками, а иногда и без них. Когда такие люди составляют большинство населения, тогда власти не удаётся наступить на горло гражданам, навязать им плутовские законы и проводить сомнительный внешнеполитический курс. Народ не управляет государством, как об этом поют хорошо проплаченные сладкоголосые сирены во время избирательной кампании. Народ в принципе может лишь контролировать деятельность своих избранников и отзывать не справившихся со своими обязанностями. Правда, в книге Гинесса ещё не зафиксирован пока ни один случай из отечественной истории отзыва депутата любого уровня по инициативе народа. Древнейшим идеалом общества является, видимо, идеал добра. У первобытных людей он не имел этической окраски, поскольку ещё не было самой этики. Добро означало жизнь в коллективе совместно с другими людьми. Значение идеала добра дошло до развитого рабовладельческого общества, и было выражено в отрицательной форме как самое страшное проклятие: “Без родины, без общины, без дома!”. Такому проклятию были подвергнуты опошливший философию известный киник Диоген и его отец. Они были изгнаны из родного города Синопа за обрезание (фальсификацию) монет. Идеал имеет как некоторые сходства, так и некоторые отличия от ценности. Сходства с ценностью заключаются в следующем: 1) ценности и идеалы рождаются в ходе общественной практики, а не являются плодом умозрения; 2) ценность и идеал всегда положительны, отрицательных ни ценностей, ни идеалов не существует; 3) ценность и идеал являются средствами регулирования поведения людей.

Различия ценности и идеала более разнообразны и существенны:

1) ценность может быть как индивидуальной, так и коллективной, а идеал — только коллективное духовное образование; индивидуальных идеалов нет, они — продукт совместной деятельности той или иной общности людей;

2) ценность может быть как идеальной, так и материальной, а идеал существует исключительно в сознании человека;

3) ценность конкретна, а идеал абстрактен, его нельзя “привязать” к конкретному виду деятельности;

4) значимость ценностей изменчива, что выражается в понятиях переоценки ценностей и ценностной ориентации, а значимость любого идеала неизменна; он лишь обогащается новым содержанием, привнесенным данной исторической эпохой;

5) ценность чего-либо в принципе достижима индивидом, реализация же идеала в полной мере принципиально недостижима (поскольку он является плодом коллективного творчества).

Итогом различий ценности и идеала является тот факт, что ценность — весьма изменчивый ориентир деятельности. Идеал тоже есть ориентир, но ориентир стабильный и устойчивый. Идеалов у человечества намного меньше, чем ценностей, но тем дороже они людям, ориентирующимся на идеалы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: