Упражнение «Учимся обзываться красиво»




Участники игры передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, рыб, цветов… Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты…». Например: «А ты – моя морковка»

В заключительном круге играющие обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное, например «А ты моя радость!»

Рефлексия. Получение обратной связи. Участники делятся своими впечатлениями, рассказывают об ощущениях в начале упражнения и в конце. Опыт показывает, что у детей, получивших возможность выплеснуть с разрешения взрослых негативные эмоции, а вслед за этим услышавших о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.

 

Информационная справка "Как помочь агрессивному ребёнку"

Коррекционная работа должна вестись параллельно с работой родителей и педагогов над собой, в частности:

- изменение негативной установки по отношению к ребёнку на позитивную;

- изменение стиля взаимодействия с ребёнком;

- расширение своего поведенческого репертуара через развитие собственных коммуникативных навыков;

Независимо от причин агрессивного поведения ребёнка существует общая стратегия действия окружающих людей по отношению к нему:

Если это возможно, сдерживать агрессивные порывы ребёнка непосредственно перед их проявлением (остановить занесённую для удара руку, окрикнуть ребёнка).

Показать ребёнку неприемлемость агрессивного поведения, физической или вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более к людям. Осуждение и демонстрация его невыгодности ребёнку в отдельных случаях действует довольно эффективно.

Установить чёткий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нём.

Обучение детей способам выражения гнева в приемлемой форме.

Существует 4 основных способа выражения гнева:

Прямо (вербально или невербально) выразить свои чувства, при этом давая выход отрицательным эмоциям.

Выразить гнев в косвенной форме выместив его на человеке или предмете который представляется разгневанному неопасным, кто "подвернётся под руку", кто слабее.

Сдерживать свой гнев "загоняя" его внутрь. В этом случае накапливающиеся отрицательные чувства и эмоции будут способствовать возникновению стресса.

Задерживать негативную эмоцию до момента её наступления, не давая ей возможности развиться, при этом пытаться выяснить причину гнева и устранить её в кратчайший срок.

Приемлемыми формами выражения гнева являются - прямое заявление о своих чувствах и выражение гнева в косвенной форме с помощью игры.

Обучение детей приёмам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.

Часто агрессивным детям свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Для таких детей очень полезны релаксационные упражнения. Например, в карман можно положить знак "стоп". Как только ребёнка начнут одолевать незваные мысли и желания он достанет этот знак и мысленно или в слух произнесёт «стоп». Чтобы этот приём начал действовать нужна многодневная тренировка.

Очень полезны постановки сценок, спектаклей, где агрессивный ребёнок, или стремящийся к лидерству получают роли положительных сильных героев (рыцари, богатыри ит.д.) однако должен быть у них и опыт проигрывания отрицательных ролей.

Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.

Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не умеют выразить свои чувства словами или другим способом. Задача взрослого - научит выходить из конфликтных ситуаций приемлемым способом, например с помощью ролевой игры.

Формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям и т.д.

У взрослых имеется ряд способов контроля детских чувств:

Позитивные способы - просьбы, мягкое физическое манипулирование, подкрепление хорошего поведения.

Просьбы и дружеское обращение к ребёнку не всегда бывает эффективно. Например, нет смысла уговаривать ребёнка не трогать утюг в тот момент, когда его рука уже почти коснулась горячей поверхности. В этой ситуации лучше родителю увести ребёнка и объяснить, почему родитель это сделал. Это и будет пример мягкого физического манипулирования. Наиболее эффективно при общении с маленькими детьми.

Часто взрослые обращают внимание только на плохое поведение и воспринимают хорошее поведение как должное. Для детей важно создавать "ситуацию успеха", что развивает позитивную самооценку и уверенность в своих силах.

Негативные способы - наказания, приказы.

Они могут вызвать либо гнев ребёнка, либо постоянное подавление этого гнева. Поэтому наказывать следует только в исключительных случаях, объясняя за что конкретно. Если гнев ребёнка будет постоянно подавляться, ведь не всегда можно возразить сильному взрослому, то он может перерасти в пассивно-агрессивные формы поведения. Ребёнок может начать действовать изподтишка, специально делать что-то назло, например, подчёркнуто медленно выполнять указания родителей, даже если вся семья в это время опаздывает в гости и т.д.

Взрослым, окружающим агрессивного ребёнка нужно помнить, что их страх перед его выходками, способствует повышению агрессивности, а проявление гнева, криков или частого применения силы это в глазах ребёнка и есть проявление слабости взрослыми. Этому же способствует навешивание ярлыков (Раз я такой плохой, то я вам покажу!)

Нейтральные способы - модификация поведения.

Техника очень проста: за хорошее поведение ребёнок получает поощрение, за плохое - наказание или лишение привилегий. Однако этот метод не стоит использовать слишком часто, иначе родители получат вполне законный вопрос - а что мне за это будет?. Поощрения должны быть небольшими, не на перёд (будешь себя вести хорошо, к лету купим велосипед), а в тот же момент, который поощряем, и нечастыми.

А лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения детей является умение родителей владеть собой. Многие взрослые сами не умеют этого делать, а значит, не могут требовать подобного от своих детей.

Упражнение "Работа с гневом"

Участники тренинга сидят в кругу. Каждый получает чистый бланк и составляет список борьбы с выражением гнева. Дается время на обдумывание. Затем идет обсуждают в кругу и выбирают наиболее приемлемые способы борьбы с гневом,общения с детьми. Список можно уточнить и дополнить.

 

 

Обратная связь

Каждый участник по кругу, передавая мяч, отвечает на вопросы: Чем была полезна для вас эта встреча.

Какие конкретные приёмы вы будете использовать.

 

После этого родителям раздаётся памятка с общими рекомендациями как избавляться от собственного гнева (приложение 1)

 


Список литературы:

1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми- СПб., 2001

2. Крейри Э. Я злюсь. Серия Учимся владеть чувствами - СПб., 1995

3. Фромм Э Анатомия человеческой деструктивности- М., 1994

4. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога. - Ростов-на-Дону, 2005


 

Приложение 1

 

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ

«КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ СОБСТВЕННОГО ГНЕВА»

Рекомендация Пути выполнения
1. Наладьте взаимоотношения с ребёнком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно Проводите вместе как можно больше времени. Слушайте своего ребёнка, делитесь с ним своим опытом. Если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе, но уделяйте внимание каждому из них в отдельности (1 час в день). Рассказывайте о своём детстве, поступках, победах и неудачах.
2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия. Отложите или вовсе отмените совместные дела с ребёнком, если это возможно. Объясните своё состояние. Старайтесь не прикасаться к ребёнку в минуты раздражения.
3. Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии. Говорите детям прямо о своих чувствах, переживаниях, потребностях: «Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате» или «Дела на работе вывели меня из себя. Через несколько минут я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогай меня»
4. В минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить. Примите тёплую ванну, душ. Позвоните друзьям. Просто расслабьтесь, лёжа на диване. Выпейте чаю. Послушайте любимую музыку.
5. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые может повлечь ваш гнев. Не давайте ребёнку играть с теми вещами и предметами, которыми вы очень дорожите. Не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать поступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой и ситуацией.
6. К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть возможные нюансы и подготовить ребёнка к предстоящим событиям. Изучайте силы и возможности вашего ребёнка. Если вам предстоит сделать первый визит к врачу, в детский сад и т.д., отрепетируйте всё заранее. Если ребёнок капризничает в тот момент, когда он голоден, подумайте, как накормить его в поездке, если он мал, то возможно изменить время похода в гости в соответствии с его режимом и т.д.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: