Что такое принцип отражательности?
8. Суть принцип отражательности сводится к тому, что…
А) все психические явления, во всем их многообразии, представляют особую, высшую форму отражении окружающего мира в виде образов, понятий, переживаний.
Б) психические явления рассматриваются как причинно-обусловленные, производные от внешнего воздействия, которое и отражается психикой
В) к положению о том, что все психические явления необходимо рассматривать исключительно в динамическом плане, то есть в процессе развития и становления.
Что такое принцип детерминизма?
Что такое генетический принцип?
Что такое принцип единства сознания (психики) и деятельности?
Что такое системный подход?
Чем характеризуется системный подход?
14.Принцип единства сознания (психики) и деятельности сводится к следующему:
А) психика развивается и проявляется в процессе внешней материальной деятельности человека, составляя ее внутренний план.
Б) симптомы отклонений следует рассматривать как динамическое образование.
В) один и тот же патогенный фактор может приводить к различным формам отклонений, равно как и то, что разные причины могут приводить к одному и тому же типу отклонения в развитии.
15. Системный подход характеризуется:
А) подходом к исследуемому объекту, явлению как к целому;
Б) вскрытием устойчивых компонентов связей, образующих структуру системы;
В) нахождением вертикальных и горизонтальных структур;
Г) управлением, с помощью которого развивается система, реализуются связи между различными компонентами и уровнями;
Д) все ответы верны
Под методологией обычно понимают систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. В современном научном знании термином «методология» обозначают три различных уровня научного подхода.
|
Первый уровень — это некоторый общий философский подход, общий способ познания, принимаемый исследователем. Второй уровень методологии научного познания представлен частной (или специальной) методологией, понимаемой как совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знания. Третий уровень — методология как совокупность конкретных методических приемов исследования. Отечественная специальная психология сформировалась и базируется на основе общепсихологической теории, разработанной А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, П.Я. Гальпериным, А.Р. Лурия и др.
Принцип отражательности. Суть его сводится к тому, что все психические явления, во всем их многообразии, представляют особую, высшую форму отражении окружающего мира в виде образов, понятий, переживаний. Фундаментальными свойствами психического отражения являются его субъектность, активность, избирательность и целенаправленность. Процесс развития психики есть по своей сути не что иное, как совершенствование способности к отражению. С этой точки зрения любые формы отклонений в психическом развитии представляют собой затруднения в процессе становления разных сторон отражательной деятельности психики. Эти затруднения могут касаться развития образного отражения, понятийного (словесно-логического), эмоционального, смыслового и т. д.
Принцип детерминизма. С его позиций психические явления рассматриваются как причинно-обусловленные, производные от внешнего воздействия, которое и отражается психикой. Наиболее точно в диалектической традиции принцип детерминизма сформулировал С.Л. Рубинштейн: внешняя причина всегда действует, преломляясь через внутреннее условие. В зависимости от этих внутренних условий одно и то же внешнее воздействие может приводить к разным эффектам. Связь между причиной того или иного отклонения и самим отклонением носит весьма сложный, неоднозначный, опосредованный характер. Один и тот же патогенный фактор может приводить к различным формам отклонений, равно как и то, что разные причины могут приводить к одному и тому же типу отклонения в развитии. Характер отклонения зависит не только от особенностей патогенного фактора, его интенсивности и длительности действия, но и от целого ряда внутренних условий, таких как возраст, сила защитных механизмов индивида и целый ряд других его особенностей. Именно через эти внутренние условия и преломляется внешнее воздействие патогенного фактора.
|
Генетический принцип. Сущность его сводится к положению о том, что все психические явления необходимо рассматривать исключительно в динамическом плане, то есть в процессе развития и становления. Развитие есть универсальный способ существования психических явлений. По мысли С.Л. Рубинштейна, психические явления изучаются многими науками с разных точек зрения, начиная от философии, логики и кончая психиатрией и нейрофизиологией. С его точки зрения, психология должна рассматривать психическое, взятое в процессуальном, динамическом аспекте, в плане внутренних механизмов его развития. Отклоняющееся развитие представляет собой весьма сложное образование: одни стороны развивающейся психики могут оставаться относительно сохранными, другие проявляют признаки нарушений. Иначе говоря, в процесс онтогенеза (нормального возрастного развития) вплетается систе-могенез — процесс последовательного разворачивания в возрастном плане симптомов отклонения. Эти симптомы никогда не появляются все сразу, они имеют определенную возрастную динамику. Таким образом, симптомы отклонений следует рассматривать как динамическое образование.
|
Принцип единства сознания (психики) и деятельности. Данный принцип сводится к следующему: психика развивается и проявляется в процессе внешней материальной деятельности человека, составляя ее внутренний план. По своей структуре (составу) внешняя и внутренняя (психическая) деятельность принципиально сходны; внутренняя психическая деятельность вырастает из внешней предметной. При этом осуществляются многообразные взаимопереходы: предметная превращается в психическую (интериоризация) и наоборот (экстериоризация). Предельно упрощая характер связи психики и деятельности, можно сказать, что чем точнее и глубже сознание отражает окружающий мир, тем более гибким становится поведение человека и тем эффективнее его деятельность. Равно как и наоборот: чем активнее действует человек, тем точнее становится характер его отражения. Деятельностный подход предполагает и то, что сама психическая реальность рассматривается как особая форма деятельности (рис. 5). Кроме указанных принципов необходимо отметить важность реализации в логопсихологии системного подхода.
Системный подход — одно из методологических направлений современной науки, связанное с представлением, изучением, конструированием явлений, объектов как систем.
Системный подход характеризуется:
· подходом к исследуемому объекту, явлению как к целому;
· вскрытием устойчивых компонентов связей, образующих структуру системы;
· нахождением вертикальных и горизонтальных структур;
· управлением, с помощью которого развивается система, реализуются связи между различными компонентами и уровнями.