Глава II. Исследование речевого акта отрицания и его применение




Определение речевого акта отрицания

 

Речевой акт отрицания - это один из видов речевых актов негативной реакции, к которым некоторые учёные также относят акты запрещения и отказа. Речевой акт отрицания есть коммуникативная операция, отклоняющая или корректирующая мнение адресата, то есть отрицание есть речевой акт, цель которого не в сообщении новой информации, а в том, чтобы опровергнуть мнение адресата.

В теоретическом отношении отрицание является утверждением несуществования или несогласия. В отрицательном суждении отрицание может быть направлено или на все его содержимое или на связь субъекта и предиката; в языке отрицание выражается словом "нет". Мы можем признавать какое-либо суждение правильным или неправильным. С отрицанием не связано ни одно положительное утверждение. При любых условиях правильным значением при отрицании предиката является прежде всего формальное отрицательное (контрадикторное) значение, а любое другое, более узкое, более определенное значение должно ещё доказать свою правомерность. Будучи универсальной категорией языка со сложной и многоаспектной семантикой и многообразным арсеналом средств выражения, отрицание получает отдельное истолкование в свете каждого нового направления языкознания.

Характеристика речевого акта отрицания

 

Речевой акт отрицания исследуется такой наукой, как прагматика. Прагматика - это раздел языкознания, изучающий отношения между знаковыми системами и теми, кто их использует, совокупность условий, сопровождающих употребление языкового знака, раздел языкознания, изучающий условия использования говорящими языковых знаков.

Прагматика включает в себя комплекс вопросов, которые изучают выражение несогласия как типа речевого акта, в процессе коммуникации, речевая тактика и поведение коммуникантов, отношение говорящего к тому, что он сообщает, а также воздействие высказывание на адресата и проблема социально-этической стороны речи.

Возникновение в процессе речевого акта отрицания обусловлено характером инициальной реплики. Отрицание возникает в ответ на просьбу, приказ, требование, сообщение и т.д. Лексико-грамматическое наполнение речевого акта отрицания зависит от характера и языкового оформления инициальной реплики. Универсальным средством отрицания в коммуникации служит коммуникатив «нет», который передает значение отрицания в зависимости от реплики собеседника. Существует ряд особенностей речевого акта отрицания. Прежде всего, он представляет собой сложное и многоаспектное явление, которое нуждается в изучении с учётом семантического, грамматического и прагматического аспектов. С другой стороны, речевой акт несогласия выражает отрицательное отношение к действию или высказыванию собеседника, тем самым представляет собой информативное, оценочное или императивное высказывание и имеет в речи определённое воплощение с помощью высказываний, которые зависят от ряда причин: от намерений говорящего, от характера стимульной реплики и от особенностей речевой ситуации.

Структура речевого акта

 

Итак, речевой акт негативной реакции - это реактивный акт, выражающий отрицательное отношение говорящего к действию или высказыванию собеседника, представляющий собой информативное, оценочное или императивное высказывание с различными эмоциональными оттенками (суждение, неодобрение и другие) и имеющий в речи определённое воплощение.

При комплексном исследовании речевого акта несогласия во внимание принимаются следующие цели:

1) Коммуникативная цель.

I think that our daughter is very lazy; she doesn’t do anything at home.

I think you are wrong. She works hard at the institute.

В данном примере коммуникативная цель состоит в том, чтобы выразить отсутствие согласия по отношению к высказыванию собеседника.

2) Концепция говорящего.

- I think she is better.

No, she is not. You want her to be. But just wanting something doesn’t make it true.

Совершая речевой акт несогласия, говорящий выражает определённую точку зрения, находясь при этом на противоположных с собеседником позициях по одному вопросу.

3) Концепция собеседника

- You can’t draw at all.

That is not true. I can draw and always draw very beautiful pictures. You can’t appreciate my talent in drawing.

В данном речевом акте несогласия собеседник провоцирует определённую отрицательную реакцию говорящего.

4) Событийное содержание

John is a good person. He is very brave and nice.

- I don’t agree with you. He is very cowardly and hypocritical. I can’t understand why you don’t notice it.

Событийная основа данного речевого акта несогласия включает информирование собеседника об отрицательном отношении говорящего к его действию.

) Признак коммуникативного прошлого, в котором исследуются реплики-реакции несогласия:

а) нейтральные реплики: I don’t agree; I am not sure; No, I don’t think; I disagree; etc.

б) неформальные реплики: I don’t see any sense in it; Nonsense!; No way!; You must be joking!; etc.

в) формальные реплики: I’m afraid I don’t share your point of view; I see things rather differently myself; etc.

) Признак коммуникативного будущего:

How many times have I told you not to go for a walk too late alone. I may be very dangerous… But you put on your headphones, listen the music and don’t listen to me again.

В данном примере признак коммуникативного будущего выражен в отсутствии ответа на реплику собеседника.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: