Тождественные преобразования тригонометрических выражений. Тригонометрические уравнения и неравенства и методика обучения решению




Тригонометрический материал изучается в школьном курсе в несколько этапов.

1) Функции тригонометрических функций для углов от до

(прямоугольный треугольник, планиметрия);

2) Тригонометрические функции для углов от до (тема: "Декартовы координаты на плоскости; геометрия");

3) Тригонометрические функции для любого действительного числа.

Параллельно изучению теоретического материала учащиеся знакомятся с тригонометрическими формулами, объём которых будет постепенно рассширяться. Умение "выделить" эти формулы в дальнейшем поможет в преобразовании тригонометрических выражений.

К обязательным результатам обучения за курс геометрии в 7-9 классах относиться умение решать типичные задачи на вычисление значений геометрических величин (длин, углов, площадей) с привлечением свойств фигур, аппарата алгебры и тригонометрии.

Например:

1) В прямоугольном треугольнике найдите катеты, если его гипотенуза равна 5 см, а один из углов равен .

2) В прямоугольном треугольнике катет равен 4 см, а прилежащий к нему угол равен . Найдите другой катет и гипотенузу.

3) В треугольнике ABC: AB=3см, BC=6 см, . Определите .

4) В треугольнике ABC известны стороны: AB=4 см; BC=5 см; AC=6 см.

Найдите угол B.


 

Существуют различные доказательства формулы косинуса суммы двух аргументов.

Одно из наиболее простых доказательств основано на применении системы координат и формулы расстояние между двумя точками. Воспроизвести доказательство по опорному конспекту:

 

1. ;

2. ;

3. ;

4. ;

5. .

6. ;

, ч.т.д.

; è .

 


С другой стороны:

 

è

è è

- теорема сложения.

 

и по доказанной формуле.

Для доказательства суммы и разности двух углов используются формула приведения, которые помогают преобразовать функции от аргументов вида:

 

 

, , , .

 

Проведём радиус , длина которого равна , на угол : и получили радиус , где и на угол и получим радиус , где .

 

, : , .

 


- прямоугольник. Повернём его на угол вокруг точки :

 

; ; , т.е.

; , т.е:

; , по

 

Аналогично:

 

 

Тогда:

 

 

и т.д.

 

 

К функциям от углов можно прийти и из геометрических соображений.

Формулы приведения для и выводится из определения этих функций и ранее полученных формул приведения для синуса и косинуса. После этого полученные результаты сводятся в одну таблицу, с помощью которой можно сформулировать мнемоническое правило. Желательно учащимся предложить алгоритм применения формул приведения. Поясним его на примере:

 

{определяем четность, в которой оканчивается угол - II четверть; определяем знак данной функции в этой четверти – " - ". Изменяется ли название функции – нет, поэтому:} = - cos .

Вернёмся к выводу формулы синуса суммы и разности двух углов.

,

 

а затем применяется уже известная формула.

Формулы двойного угла выводятся из формулы синуса и косинуса суммы и разности двух углов, положив .

Сумму и разность тригонометрических функций можно преобразовать в произведение, используя следующий пример:

 

={ , }=

= ,

 

но:

 


 

Таким образом:

 

 

Замечание: при ознакомлении учащихся с формулами следует добиваться от них проговаривания словесных формулировок доказываемых формул.

Например: сумма синусов двух углов равна удвоенному произведению синуса полусуммы этих углов на косинус полуразности.

В курсе алгебры 9 класса изучается тема: "Элементы тригонометрии" (30 часов):

1) радианное измерение углов, sin, cos, tg произвольного угла, их нахождение с помощью калькулятора;

2) основные тригонометрические тождества:

 

 

Их применение для вычисления значений sin, cos, tg;

3) формулы приведения; sin, cos суммы и разности двух углов; sin и cos двойного угла;

4) тождественные преобразования тригонометрических выражений; основная цель – сформировать умения выполнять тождественные преобразования несложных тригонометрических выражений с использованием формул, указанных в программе:

Рассмотрим некоторые примеры преобразований тригонометрических выражений:

Задача №1.

Доказать тождество:

 

 

Преобразуем левую часть и получим, применив формулы приведения:

 

8 cos4 +sin8 =2sin8 cos4 +2sin4 cos4 =2cos4 (sin8 +sin4 )=4cos4 sin6 cos2 , и т.д.

 

Задачи №2.

Упростить выражение

 

а)

 

Можно применить формулы понижения степени:

 

=

{воспользуемся преобразованием разности косинусов в произведение по формуле: } =

б)


Задача №3

Преобразовать в произведение:

 

а) cos5 +sin8 +cos9 +cos12 =(cos5 +cos12 )+(cos8 +cos9 )=

=2cos17/2 cos7/2 +2cos17/2 cos /2=2cos17/2 (cos7/2 +cos /2)=

=4cos17/2 cos2 cos3/2 =4cos3/2 cos2 cos17/2

б) 3+4cos4 +cos8 =3(1+cos4 )+(cos4 +cos8 )=6cos22 +

+2cos6 cos2 =2 cos2 (3cos2 +cos6 )=2cos2 ((cos2 +|cos6 )+

+2cos2 )=2cos2 (2cos4 cos2 +2cos2 )=4cos22 (cos4 +cos2 )=

=4cos22 cos22 =8cos42

 

Задача №4

Найти sin4 +cos4 , если известно, что:

 

sin -cos =1/2

sin4 +cos4 =(sin2 +cos2 )2-2sin2 cos2 =1-2sin2 cos2 =

=1-1/2sin22 ={sin4 -cos =1/2 (sin -cos )2=

=1-2sin cos =1/4 sin2 =3/4}=

 

Задача №5

Вычислить:

 

sin =-cos(2arctg4/3)={обозначим arctg4/3 через y, тогда получим cos2y, который нужно преобразовать в тангенс половинного угла. Применим формулу и получим}=


Заключение

 

Определенные трудности в изучение элементов тригонометрии (по Пифагору) порождает теорема: "Косинус угла α зависит только от градусной меры угла". Необходимость изучения данной теоремы можно разъяснить учащемуся так: Пусть требуется на основании определения найти cos 370. Предположим, что это задание выполняют отдельно друг от друга несколько человек. Чтобы найти cos 370, они построят прямоугольный треугольник (каждый свой) с углом в 370, измерят прилежащий катет и гипотенузу, найдут отношение прилежащего катета к гипотенузе. Полученное число и будет являться cos 370. Есть ли гарантия, что каждый ученик получит один и тот же ответ? Этот вопрос возникает по той причине, что каждый строит свой треугольник, получает свои значения длин прилежащего катета и гипотенузы. Так, может быть, и искомое отношение у каждого ученика будет какое-то свое? Понятно, что если бы значение cos 370 при переходе от одного прямоугольного треугольника к другому изменялось, то ценность такого понятия в математике была бы не велика. Изучаемая терема является ответом на поставленные вопросы. Она утверждает, что косинус острого угла зависит не от выбора прямоугольного треугольника, а только от меры угла.

 


Литература

 

1. К.О. Ананченко "Общая методика преподавания математики в школе", Мн., "Унiверсiтэцкае",1997г.

2.Н.М.Рогановский "Методика преподавания в средней школе", Мн., "Высшая школа", 1990г.

3.Г.Фройденталь "Математика как педагогическая задача",М., "Просвещение", 1998г.

4.Н.Н. "Математическая лаборатория", М., "Просвещение", 1997г.

5.Ю.М.Колягин "Методика преподавания математики в средней школе", М., "Просвещение", 1999г.

6.А.А.Столяр "Логические проблемы преподавания математики", Мн., "Высшая школа", 2000г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: