Тригонометрический материал изучается в школьном курсе в несколько этапов.
1) Функции тригонометрических функций для углов от
до 
(прямоугольный треугольник, планиметрия);
2) Тригонометрические функции для углов от
до
(тема: "Декартовы координаты на плоскости; геометрия");
3) Тригонометрические функции для любого действительного числа.
Параллельно изучению теоретического материала учащиеся знакомятся с тригонометрическими формулами, объём которых будет постепенно рассширяться. Умение "выделить" эти формулы в дальнейшем поможет в преобразовании тригонометрических выражений.
К обязательным результатам обучения за курс геометрии в 7-9 классах относиться умение решать типичные задачи на вычисление значений геометрических величин (длин, углов, площадей) с привлечением свойств фигур, аппарата алгебры и тригонометрии.
Например:
1) В прямоугольном треугольнике найдите катеты, если его гипотенуза равна 5 см, а один из углов равен
.
2) В прямоугольном треугольнике катет равен 4 см, а прилежащий к нему угол равен
. Найдите другой катет и гипотенузу.
3)
В треугольнике ABC: AB=3см, BC=6 см,
. Определите
.
4) В треугольнике ABC известны стороны: AB=4 см; BC=5 см; AC=6 см.
Найдите угол B.

Существуют различные доказательства формулы косинуса суммы двух аргументов.
Одно из наиболее простых доказательств основано на применении системы координат и формулы расстояние между двумя точками. Воспроизвести доказательство по опорному конспекту:
1.
;
2.
;
3.
;
4.
;
5.
.
6.
;
, ч.т.д.
;
è
.

С другой стороны:
è
è
è
- теорема сложения.

и по доказанной формуле.
Для доказательства
суммы и разности двух углов используются формула приведения, которые помогают преобразовать функции от аргументов вида:

,
,
,
.
Проведём радиус
, длина которого равна
, на угол
: и получили радиус
, где
и на угол
и получим радиус
, где
.
,
:
,
.
- прямоугольник. Повернём его на угол
вокруг точки
:
;
;
, т.е.
;
, т.е:
;
, по

Аналогично:

Тогда:



и т.д.

К функциям от углов
можно прийти и из геометрических соображений.
Формулы приведения для
и
выводится из определения этих функций и ранее полученных формул приведения для синуса и косинуса. После этого полученные результаты сводятся в одну таблицу, с помощью которой можно сформулировать мнемоническое правило. Желательно учащимся предложить алгоритм применения формул приведения. Поясним его на примере:
{определяем четность, в которой оканчивается угол
- II четверть; определяем знак данной функции в этой четверти – " - ". Изменяется ли название функции – нет, поэтому:}
= - cos
.
Вернёмся к выводу формулы синуса суммы и разности двух углов.
,
а затем применяется уже известная формула.
Формулы двойного угла выводятся из формулы синуса и косинуса суммы и разности двух углов, положив
.
Сумму и разность тригонометрических функций можно преобразовать в произведение, используя следующий пример:
={
,
}=
=
,
но:

Таким образом:

Замечание: при ознакомлении учащихся с формулами следует добиваться от них проговаривания словесных формулировок доказываемых формул.
Например: сумма синусов двух углов равна удвоенному произведению синуса полусуммы этих углов на косинус полуразности.
В курсе алгебры 9 класса изучается тема: "Элементы тригонометрии" (30 часов):
1) радианное измерение углов, sin, cos, tg произвольного угла, их нахождение с помощью калькулятора;
2) основные тригонометрические тождества:

Их применение для вычисления значений sin, cos, tg;
3) формулы приведения; sin, cos суммы и разности двух углов; sin и cos двойного угла;
4) тождественные преобразования тригонометрических выражений; основная цель – сформировать умения выполнять тождественные преобразования несложных тригонометрических выражений с использованием формул, указанных в программе:
Рассмотрим некоторые примеры преобразований тригонометрических выражений:
Задача №1.
Доказать тождество:

Преобразуем левую часть и получим, применив формулы приведения:
8
cos4
+sin8
=2sin8
cos4
+2sin4
cos4
=2cos4
(sin8
+sin4
)=4cos4
sin6
cos2
, и т.д.
Задачи №2.
Упростить выражение
а) 
Можно применить формулы понижения степени:
= 
{воспользуемся преобразованием разности косинусов в произведение по формуле:
} =

б) 

Задача №3
Преобразовать в произведение:
а) cos5
+sin8
+cos9
+cos12
=(cos5
+cos12
)+(cos8
+cos9
)=
=2cos17/2
cos7/2
+2cos17/2
cos
/2=2cos17/2
(cos7/2
+cos
/2)=
=4cos17/2
cos2
cos3/2
=4cos3/2
cos2
cos17/2 
б) 3+4cos4
+cos8
=3(1+cos4
)+(cos4
+cos8
)=6cos22
+
+2cos6
cos2
=2 cos2
(3cos2
+cos6
)=2cos2
((cos2
+|cos6
)+
+2cos2
)=2cos2
(2cos4
cos2
+2cos2
)=4cos22
(cos4
+cos2
)=
=4cos22
cos22
=8cos42 
Задача №4
Найти sin4
+cos4
, если известно, что:
sin
-cos
=1/2
sin4
+cos4
=(sin2
+cos2
)2-2sin2
cos2
=1-2sin2
cos2
=
=1-1/2sin22
={sin4
-cos
=1/2
(sin
-cos
)2=
=1-2sin
cos
=1/4
sin2
=3/4}= 
Задача №5
Вычислить:

sin
=-cos(2arctg4/3)={обозначим arctg4/3 через y, тогда получим cos2y, который нужно преобразовать в тангенс половинного угла. Применим формулу
и получим}= 
Заключение
Определенные трудности в изучение элементов тригонометрии (по Пифагору) порождает теорема: "Косинус угла α зависит только от градусной меры угла". Необходимость изучения данной теоремы можно разъяснить учащемуся так: Пусть требуется на основании определения найти cos 370. Предположим, что это задание выполняют отдельно друг от друга несколько человек. Чтобы найти cos 370, они построят прямоугольный треугольник (каждый свой) с углом в 370, измерят прилежащий катет и гипотенузу, найдут отношение прилежащего катета к гипотенузе. Полученное число и будет являться cos 370. Есть ли гарантия, что каждый ученик получит один и тот же ответ? Этот вопрос возникает по той причине, что каждый строит свой треугольник, получает свои значения длин прилежащего катета и гипотенузы. Так, может быть, и искомое отношение у каждого ученика будет какое-то свое? Понятно, что если бы значение cos 370 при переходе от одного прямоугольного треугольника к другому изменялось, то ценность такого понятия в математике была бы не велика. Изучаемая терема является ответом на поставленные вопросы. Она утверждает, что косинус острого угла зависит не от выбора прямоугольного треугольника, а только от меры угла.
Литература
1. К.О. Ананченко "Общая методика преподавания математики в школе", Мн., "Унiверсiтэцкае",1997г.
2.Н.М.Рогановский "Методика преподавания в средней школе", Мн., "Высшая школа", 1990г.
3.Г.Фройденталь "Математика как педагогическая задача",М., "Просвещение", 1998г.
4.Н.Н. "Математическая лаборатория", М., "Просвещение", 1997г.
5.Ю.М.Колягин "Методика преподавания математики в средней школе", М., "Просвещение", 1999г.
6.А.А.Столяр "Логические проблемы преподавания математики", Мн., "Высшая школа", 2000г.