Необходимо отметить, что принцип экологической безопасности в процессе любой деятельности государств в Мировом океане, сформировавшийся в международном праве, закреплен в ряде юридических актов, согласованных между государствами. Прежде всего, укажем на такой специальный международно-правовой акт, регламентирующий практически все виды морской деятельности государств по мирному использованию Мирового океана и его богатств, как Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., в которой участвуют 159 государств.
Конвенция устанавливает четкий раздел между различными морскими пространствами, регулируемыми этим нормативным актом. В зависимости от пределов распространения государственного суверенитета все морские пространства можно разделить на две группы:
Во-первых, морские пространства, находящиеся под суверенитетом государства (национальная территория), где государство осуществляет свою юрисдикцию в полном объеме над иностранными судами, в том числе и по вопросам защиты окружающей среды от загрязнения (Пункт «b» статьи 19 Конвенции 1982 г.). При этом Конвенцией рагламентировано право прибрежного государства в целях осуществления своего территориального верховенства принимать законы и правила, относящиеся к мирному проходу через территориальное море, в отношении сохранения окружающей среды прибрежного государства и предотвращения, сокращения и сохранения под контролем ее загрязнения. В целях осуществления национальной юрисдикции в вопросах предотвращения загрязнения морских экосистем прибрежное государство вправе устанавливать морские коридоры и схемы разделения движения для танкеров, судов с ядерными двигателями и судов, перевозящих ядерные и другие опасные или ядовитые по своей природе вещества.
|
Во-вторых, Конвенцией регламентирована и правовая природа морских пространств за пределами государственной территории, где прибрежное государство осуществляет суверенные права и юрисдикцию только в случаях, специально предусмотренных нормами международного права. При этом важно подчеркнуть, что особой правовой регламентации, в том числе и в вопросах охраны морских экосистем от загрязнения, в Конвенции подверглись районы открытого моря и экономической зоны. У экономической зоны нет своего собственного правового статуса. Хотя она и имеет определенную степень качественной обособленности и немало индивидуальных специфических черт, в то же время она относится к пространствам открытого моря. Подобный подход к понятию экономической зоны наиболее адекватен ее юридическому содержанию.
Анализируя Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г., следует указать, что правовой регламентации деятельности государств по защите морских экосистем открытого моря посвящены многие положения этого многостороннего международного договоpa. Отметим, что в Конвенции закреплена противоправность загрязнения морских экосистем из различных источников. К ним относятся:
— морские источники (военные корабли, суда различного назначения и другие установки и устройства, эксплуатируемые в морской среде; трубопроводы, установки и устройства, используемые при разведке и разработке природных ресурсов морского дна и его недр);
— наземные источники, к которым относятся реки, озера и другие водные системы, куда загрязняющие вещества попадают с грунтовыми водами в результате сбросов сточных и нагретых вод с различных береговых объектов, захоронений радиоактивных отходов и других особо вредных веществ;
|
— атмосферные источники, к которым относятся различные промышленные предприятия и другие объекты, откуда могут происходить выбросы в атмосферу вредных газообразных отходов, например в результате испытания средств вооруженной борьбы и др.
Источники загрязнения также могут быть и космическими. Испытание в космосе различного оружия также может привести к загрязнению морских экосистем.
Анализ всей совокупности норм, посвященных деятельности государств по борьбе с загрязнением морских экосистем, дает основание для вывода о том, что прибрежным государствам Конвенция предоставляет широкие права для осуществления национальной юрисдикции в этой сфере. Так, Конвенция признает право прибрежных государств принимать законы и правила, направленные на предотвращение, сокращение и борьбу с загрязнением морских экосистем:
— из источников, находящихся на суше, в том числе рек, эстуариев, трубопроводов и водоотводных сооружений (пункт 1 статьи 207);
— из источников, связанных с деятельностью на морском дне, подпадающей под их юрисдикцию, и искусственными островами, установками и сооружениями под их юрисдикцией (пункт 1 статьи 208);
— из источников, связанных с деятельностью по разведке и разработке „Района" (дна морей и океанов и их недр за пределами действия национальной юрисдикции) судами, установками, сооружениями и другими устройствами, несущими флаг прибрежного государства или зарегистрированными на его территории (пункт 2 статьи 209);
|
— из источников, связанных с „захоронением". Причем „захоронение" в пределах территориального моря (вод) или экономической зоны или на континентальном шельфе не осуществляется без определенно выраженного предварительного одобрения прибрежного государства (пункты 1 и 5 статьи 210);
— с судов, плавающих под флагом прибрежного государства или зарегистрированных не ею территории (пункт 2 статьи 211);
— из атмосферы или через нее в пределах воздушного пространства под их суверенитетом, или в отношении судов и летательных аппаратов, несущих их флаг или зарегистрированных на их территории (пункт 1 статьи 212).
Таким образом, анализ положений Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. показывает, что в ней закреплены общие принципы в области предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды, а также конкретные права и обязанности государств, заинтересованных в реализации своих задач в области защиты морской среды и экологии. Причем права государств и их обязанностей распределяются в зависимости от места и вида загрязнения. Конвенцией определены также конкретные гарантии и положения об обеспечении выполнения законов и правил.