Роль международного права в охране экологического равновесия Мирового океана




Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ШКОЛА ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК

Кафедра Экологии

РЕФЕРАТ

По дисциплине: «Экологическая безопасность акваторий ДВ морей»

На тему: «Роль международного права в охране экологического равновесия Мирового океана»

Выполнил:

Магистрант гр. М8113

Маслов В.М.

Проверил:

Д.б.н., профессор

Фадеева Н.П.

Г. Владивосток

Г


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………..3

1. Роль международного права в охране экологического равновесия Мирового океана….……………………………………………………4

2. Конвенция ООН по морскому праву………………………………....6

3. Международные нормы по защите вод Мирового океана………..8

Заключение…………………………………………………………………13

Список литературы………………………………………………….......14

ВВЕДЕНИЕ

Все большее значение приобретает необходимость между­народно-правового обеспечения защиты Мирового океана от загрязнения, которое ведет к серьезным геофизическим измене­ниям океана, губит морские экосистемы и потенциально опасно для человека. А ведь Мировой океан — это единственный обще­планетарный источник воды в биосфере и все многообразие форм существования жидкой, твердой и газообразной воды на суше, в атмосфере и в теле растительных и животных организмов есть не что иное, как океанская вода на разных стадиях глобального водооборота.

По оценке различных специалистов, наибольшее загрязнение Мирового океана, прежде всего радиоактивными продуктами, происходит как при испытаниях ядерного оружия и работе предприятий военной промышленности, так и в связи с за­хоронением в море контейнеров с радиоактивными отходами.

Вызывают большую тревогу и участившиеся случаи инциден­тов на военных базах, аварии кораблей и судов с ядерными энергетическими установками, факты массовых захоронений в Мировом океане радиоактивных отходов и химического оружия.

Экологическая угроза Мировому океану поставила перед меж­дународным сообществом задачу принятия срочных мер по спа­сению среды обитания человечества. Их особенностью является то, что ни одно государство в отдельности, даже при помощи строгих мер, не способно справиться с экологической угрозой. По­этому необходимо международное сотрудничество в этой области, принятие оптимальной экологической стратегии, включающей в себя концепцию и программу совместных действий всех стран. Очевидно, что эти меры должны соответствовать принципам современного международного права, что, несомненно, будет спо­собствовать дальнейшему укреплению мира и международного сотрудничества, внесет большой вклад в систему международной безопасности.

Международная экологическая безопасность предполагает та­кое состояние международных отношений, при котором обеспечи­ваются сохранение, рациональное использование, воспроизводство природных ресурсов и повышение качества окружающей среды в интересах устойчивого и безопасного развития всех государств и создания благоприятных условий для жизни каждого человека.

 

Роль международного права в охране экологического равновесия Мирового океана

 

Вся система современных международных отношений ба­зируется на принципах и нормах международного права, закрепленных в Уставе ООН; Декларации 1970 г. о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества государств в соответствии с Уставом ООН, и За­ключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. Основные принципы международного права об­ладают универсальностью, высшей императивностью. Они состав­ляют правовую основу существующего международного правопорядка, в том числе и по вопросам охраны экосистем пла­неты от загрязнения.

Принципы международного права, на которых строится современный международный правопорядок, лежат и в основе правового регулирования деятельности государств по защите эко­систем нашей планеты, Мирового океана от загрязнения. Важное значение в деле обеспечения охраны экологического равновесия Мирового океана имеет и международное сотрудничество госу­дарств, основанное на разработанных в соответствии с принципами современного международного права нормативных актах, согласованных между государствами.

Необходимость в международном сотрудничестве по правовому регулированию охраны экологического равновесия Мирового оке­ана обусловлена рядом причин. Здесь и необходимость обеспече­ния международной и национальной безопасности; охраны живых ресурсов океана; предотвращение помех для международного су­доходства и другой правомерной морской деятельности госу­дарства, которые возникают в результате загрязнения моря; охраны морского побережья от загрязнения; защиты интересов государств от серьезных последствий морских происшествий; обес­печения соответствующего возмещения причиненного ущерба из-за загрязнения морских экосистем и др. Причем международное сотрудничество в этой области является надежным средством, с помощью которого государства в современных условиях могут до­биться ликвидации напряженной экологической ситуации в мире.

Объективная необходимость такого сотрудничества определяется рядом факторов. Во-первых, потому, что природная среда едина и неделима, изменения ее состояния нельзя ограничить каким-либо определенным пространством. Во-вторых, ни одно госу­дарство, каким бы экономическим и научно-техническим потен­циалом оно не обладало, не может решить все проблемы, свя­занные с сохранением и улучшением состояния окружающей среды. В-третьих, международная специализация и коо­перирование в науке и технике могут ускорить создание безот­ходных технологических процессов и противозагрязняющих устройств.

Все более расширяется сотрудничество государств по охране природы, защите Мирового океана от загрязнения. Можно выде­лить следующие направления сотрудничества государств в этой области:

- сотрудничество в рамках системы ООН, координирующим центром которой в сфере охраны окружающей среды является вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН — Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Причем в на­стоящее время в международной практике наблюдается процесс расширения различных форм сотрудничества между ЮНЕП и организациями регионального характера. В 1980 г. ЮНЕП разработана „Всемирная стратегия охраны природы", а на 42-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН принят документ „Перспективы окружающей среды до 2000 года и на последую­щий период", подготовленный на основе доклада Международной комиссии по окружающей среде и развитию (Комиссия Брундтланд);

 

 

- сотрудничество на региональной основе в рамках региональной комиссии ООН, например: Европейская экономиче­ская комиссия, Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), Экономическая комиссия для Африки и Экономическая комиссия для Латинской Америки;

- сотрудничество в рамках межправительственных программ субрегионального характера (в рамках Европейской экономической комиссии и ряда межгосударственных организаций западных стран „Общего рынка" — ЕЭС, Европейского Совета, Евратома, Организации экономического развития и сотрудничества, Азиатско-африканского юридического консультативного комитета;

- сотрудничество на неправительственной основе в рамках неправительственных международных организаций, а также меж­ду национальными научными центрами, среди которых Между­народный союз охраны природы и природных ресурсов, Все­мирный фонд охраны дикой живой природы;

- сотрудничество непосредственно между государствами вне рамок международных организаций, например Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г. и др.;

- сотрудничество на двусторонней основе.

 

Действующие договоры, заключенные как на двусторонней, так многосторонней основе, регламентируют различные области охраны экологической среды. По предметному содержанию все действующие международные соглашения по вопросам защиты природных экосистем, заключенные на двусторонней основе, можно разделить на следующие группы:

1) общие соглашения о сотрудничестве в области охраны окружающей среды. Среди них Советско-американское соглаше­ние о сотрудничестве в области охраны окружающей среды от 23 мая 1972 г., Соглашение между Правительством СССР и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Се­верной Ирландии о сотрудничестве в области охраны окружающей среды от 21 мая 1974 г., Соглашение между Правительством СССР и Правительством Французской Республи­ки о сотрудничестве в области охраны окружающей среды от 24 марта 1974 г., Соглашение между Правительством Финляндской Республики и Правительством СССР о сотрудничестве в области охраны окружающей среды от 5 июля 1985 г. и др.;

2) соглашения об охране отдельных элементов окружающей среды, например Конвенция между Правительством СССР и Правительством США об охране перелетных птиц и среды их обитания от 19 ноября 1976 г. и др.;

3) соглашения об охране пограничных экосистем, например: "оглашение между СССР и Чехословакией по вопросам водного хозяйства на пограничных водах 1968 г., Соглашение между "ССР и Польшей о водном хозяйстве на пограничных водах 964 г., Соглашение между СССР и Монголией о сотрудничестве о охране вод бассейна р. Селенги от 3 июля 1976 г. и др.;

4) соглашения об использовании Мирового океана, например: соглашение между СССР и США о сотрудничестве в области исследования Мирового океана от 19 июня 1973 г., Соглашение между Правительством СССР и Правительством Французской Республики о сотрудничестве в области исследования Мирового океана от 28 апреля 1979 г. и др.;

5) соглашения о сотрудничестве в области использования атомной энергии. Среди них Соглашение между СССР и США научно-техническом сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии от 21 июня 1973 г. и др.;

 

6) соглашения о военных аспектах сотрудничества в Мировом океане, например: Соглашение между Правительством СССР и правительством США о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним от 25 мая 1972 г. и протокол к нему от 22 мая 1973 г., Соглашение между Правительством СССР и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о предотвращении инцидентов на море за пределами территориальных вод от 15 июля 986 г. и другие, содержащие нормы, запрещающие загрязнение морских экосистем;

7) соглашения о сотрудничестве в области совместных научных исследований в различных сферах. Среди них Соглашение между СССР и Болгарией о научных исследованиях по биологии промысловых рыб 1951 г., Соглашение о сотрудничестве между СССР и США в области медицинской науки и здравоохранения 23 мая 1972 г., где также предусмотрены организационные нормы сотрудничества в этой области, отдельные аспекты которых имеют отношение и к проблеме охраны окружающей среды;

8) соглашения по обеспечению рационального использования живых ресурсов моря, например: Соглашение о сотрудничестве в проведении рыбохозяйственных, океанологических и лимнологических исследований в западной части Тихого океана 1965 г., оглашение о рыболовстве в водах Дуная 1958 г. и др.

Таким образом, объективный ход международно-правового развития экологического сотрудничества государств приводит выводу о недопустимости загрязнения природных и морских экосистем в процессе любой деятельности государств в Мировом океане.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: