Международные нормы по защите вод Мирового океана




Различные районы Мирового океана — предмет регулирования большинства региональных соглашений и конвенций. Среди них — нормы, регулирующие охрану морских экосистем от за­грязнения с судов, атмосферных и других единичных источников загрязнения.

Вторую группу составляют нормы, регулирующие защиту мор­ских экосистем от любых источников загрязнения, в том числе радиоактивных.

К числу локальных норм, запрещающих загрязнение морских экосистем с судов, из атмосферы и из сухопутных источников относятся:

— Соглашение о сотрудничестве в борьбе с загрязнением Се­верного моря нефтью 1969 г. (Бонн);

- Соглашение о сотрудничестве по борьбе с загрязнением мо­ря нефтью 1971 г. (Копенгаген), предусматривающее сотрудниче­ство скандинавских стран и Дании в борьбе с загрязнением при­брежных морских вод;

— Конвенция о предотвращении загрязнения морской среды путем сброса веществ с судов и летательных аппаратов от 15 февраля 1972 г. (Осло), которая запрещает преднамеренный сброс в морскую среду в районе северо-восточной Атлантики вредных веществ и материалов с судов и летательных аппаратов;

— Конвенция по предотвращению загрязнения морской среды из наземных источников от 4 июня 1974 г. (Париж);

— Соглашение о сотрудничестве по борьбе с загрязнением Се­верного моря нефтью и другими вредными веществами 1983 г. (Бонн) и др.

Запрет на загрязнение морских экосистем определенных рай­онов Мирового океана радиоактивными и другими вредными ве­ществами содержится в ряде общих многосторонних договоров ре­гионального характера, которые распространяют этот запрет на все источники загрязнения. Такие обязательства государств со­держат следующие документы:

— Конвенция о предотвращении загрязнения Средиземного моря 1976 г. (Барселона), распространяющаяся на Средиземное море, за исключением Мраморного моря, Черноморских приливов и внутренних вод стран-участниц;

— Протокол 1976 г. о предотвращении загрязнения Средизем­ного моря сбросами с судов и летательных аппаратов, о сотруд­ничестве в предотвращении загрязнения Средиземного моря неф­тью и прочими вредными веществами при чрезвычайных обсто­ятельствах;

— Протокол 1980 г. по защите Средиземного моря от загряз­нения из источников, расположенных на суше;

— Кувейтская конвенция о сотрудничестве в защите морской среды от загрязнения 1978 г.;

— Конвенция о сотрудничестве по защите и развитию мор­ской среды и прибрежных районов Западного и Центрального аф­риканского региона 1981 г. (Абиджан);

— Конвенция по защите морской среды и прибрежных райо­нов юго-восточной части Тихого океана (Лима, 1981 г.);

— Конвенция по сохранению морской среды и прибрежных районов Красного моря и Аденского залива (Джидда, 1982 г.);

— Конвенция по защите и развитию морской среды региона Карибского моря (Картахена, 1983 г.);

— Конвенция о защите рационального использования и осво­ения морской и прибрежной среды в регионе Восточной Африки (Найроби, 1985 г.);

— Конвенция об охране природных ресурсов и окружающей среды региона южной части Тихого океана (Нумеа, 1986 г.);

— Протокол об охране юго-восточной части Тихого океана от радиоактивного загрязнения (Пайпа, 1989 г.);

— Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря от 9 апреля 1992 г. (Хельсинки), которая распространяется и на территориальные моря государств-участников (Дания, Эсто­ния, Финляндия, ФРГ, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Рос­сия, Швеция) и предусматривает выполнение целей Конвенции и во внутренних водах этих государств. Участниками этой кон­венции являются также Чешская и Словацкая Федеративные ре­спублики и Украина;

— Конвенция по защите от загрязнения Черного моря от 21 апреля 1992 г. (Бухарест), которая распространяется и на территориальные моря и исключительные экономические зоны госу­дарств-участников (Болгарии, Грузии, Румынии, России, Турции, Украины).

Важным средством предотвращения опасного загрязнения мор­ских экосистем служат и согласованные государствами нормы, содержащиеся в Международной конвенции относительно вмеша­тельства в открытом море в случаях аварий, приводящих к за­грязнению нефтью, 1969 г. В 1973 г. к этой конвенции принят Протокол о распространении ее положений на все вредные веще­ства. Актуальность этой нормы международного права очевидна. Фактически ежегодно происходят многочисленные столкновения иностранных танкеров в Мировом океане, из-за чего возникает серьезная опасность загрязнения побережья многих прибрежных государств.

В этом многостороннем договоре зафиксированы определенные условия правомерности принятия вооруженными силами госу­дарств в мирное время в открытом море любых мер, в том числе уничтожения аварийного судна и его груза при опасности загряз­нения нефтью и другими вредными веществами побережья госу­дарств — участников Конвенции:

1) меры прибрежного государства должны быть пропорцио­нальны действительному или угрожающему ущербу, т. е. опре­деляться с учетом размера и степени вероятности ущерба, а если меры не будут приняты, то вероятности их эффективности;

2) должен учитываться размер ущерба, который может быть причинен такими мерами;

3) прибрежные государства не должны без необходимости на­рушать права других государств, организаций и лиц;

4) предусмотрена обязательность консультаций прибрежного государства с заинтересованными странами: с государством флага судна-загрязнителя, с экспертом Международной морской органи­зации (ИМО) и др.;

5) на прибрежные государства возложена обязанность оказы­вать необходимую помощь в предотвращении риска для людей и извещать о принятых мерах всех заинтересованных лиц и Гене­рального секретаря ИМО.

Загрязнение морских экосистем радиоактивными и другими особо опасными вредными веществами, причинение в связи с этим ущерба государствам, нарушающее действующие нормы международного права или его принципов, независимо от их дей­ствия, следует рассматривать как противоправное.

Таким образом, не участвующие в общем многостороннем до­говоре, представляющим общечеловеческую ценность и направ­ленном на защиту морских экосистем от загрязнения радиоактив­ными и другими особо опасными вредными веществами, государ­ства должны сообразовывать свое поведение, чтобы своими дей­ствиями не подрывать возможность осуществления объекта и це­лей договора.

Несомненно, запретительные нормы общих многосторонних договоров, направленных на обеспечение мира, международной безопасности, на охрану морских экосистем от радиоактивного за­ражения и загрязнения нашей планеты другими особо опасными вредными веществами, должны быть обязательны для всех без исключения государств. Последнее важно подчеркнуть в связи с тем, что некоторые государства, не подписавшие эти многосто­ронние договоры, не считают себя связанными с их постановле­ниями.

Правовым основанием их обязательности должна быть согла­сованная воля большинства государств мира. Причем эти общие многосторонние договоры должны соответствовать основным прин­ципам международного права.

Запретительные нормы общих многосторонних договоров, на­правленных на охрану природных и морских экосистем от за­грязнения радиоактивными и другими особо опасными вредными веществами, можно классифицировать на три группы:

1) международно-правовые нормы общих многосторонних до­говоров универсального типа (Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г., Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г. и др.) и регионального характера (Договор об Антарктике 1959 г., Конвенция о сохранении морских живых ре­сурсов Антарктики 1980 г. и др.);

2) международно-правовые нормы, регулирующие защиту раз­личных объектов природной среды (Договор о запрещении раз­мещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г. и др.);

3) специальные нормы общих многосторонних договоров, ре­гулирующих защиту морских экосистем от радиоактивных источ­ников загрязнения, например: Договор о нераспространении ядер­ного оружия 1968 г., Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке (Договор Тлателолко) 1967 г., дополнитель­ный Протокол II к которому подписан и СССР.

 

Достаточные гарантии сохранения мира, международной без­опасности и экологического баланса нашей планеты предусмотре­ны и в нормах, регламентирующих деятельность вооруженных сил государств. Примером может служить Конвенция о запреще­нии военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г. В этом общем многостороннем договоре основной упор сделан прежде всего на недопустимость нарушения экологического баланса и воздействия на процессы, происходящие в недрах земли, в морях и океанах, в атмосфере и в космическом пространстве, которые имеют дол­госрочные, широкие или серьезные последствия в качестве средств разрушения или причинения ущерба другому государству.

Именно универсальный охват государств международного со­общества имеют и другие многосторонние соглашения, обязыва­ющие государства, принять меры, в частности, и по недопущению радиоактивного заражения морских экосистем. Подавляющее большинство государств мира приняли на себя обязательства со­трудничать в этой области на основе строгого соблюдения обще­признанных норм и принципов современного международного права.

К таким многосторонним соглашениям относятся:

— Договор о принципах деятельности государств по исследо­ванию и использованию космического пространства, включая Лу­ну и другие небесные тела, от 27 января 1967 г., в статье IX которого закреплены обязательства государств изучать и исследо­вать космическое пространство так, чтобы избегать их вредной загрязнения, а также неблагоприятных изменений морской среды; подобные нормы зафиксированы в пункте 1 статьи 7 Соглашения о деятельности государств на Луне и других небесных телах oт 18 декабря 1979 г.;

— Договор о нераспространении ядерного оружия от 1 июля 1968 г.;

— Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения от 11 февраля 1971 г. и др.

 

Новое направление в области разоружения открыла Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду, подписанная 18 мая 1977 г. Анализ положений Конвенции показывает что,

Во-первых, в ней уделено внимание не только ядерному и другому экологическому оружию, но и любым способам и методам воздействия на природную среду, которые могут вызвать негативные последствия для природных экосистем.

Во-вторых, Конвенция регламентирует только такое воздействие на природную среду, которое имеет широкие, долгосрочные или серьезные последствия, т. е. наносит особо тяжкий ущерб природе Других государств. При этом в Комитете по разоружению, где в 1976 г. рассматривался проект Конвенции, понятие этих последствий трактовалось в интересах международного сообщества. Так, под «широкими последствиями» предлагалось понимать последствия, возникшие в районах площадью несколько сотен квадратных километров, под «долгосрочными» — последствие продолжительностью несколько месяцев или примерно сезон, под «серьезными» — последствия, приводящие к существенному или значительному нарушению или причинению вреда человеческой жизни, природным и экономическим ресурсам или иным материальным ценностям.

В-третьих, в Конвенции установлен и объем запрета. Согласно положению статьи II Конвенции, запрещены любые средства для изменения природной среды путем преднамеренного управления природными процессами. Еще в ходе работы Комитета по разоружению выработан отдельный документ — „Согласованное понимание", в котором перечислены следующие явления: землетрясения; цунами; нарушения в экологическом балансе какого-либо района; изменения в элементах погоды (облаков, осадков, цик­лонов различных типов и штормов типа торнадо) и климата; из­менения в океанических течениях; изменения состояния озонного слоя и изменение состояния ионосферы. Причем особо подчерк­нуто, что отсутствие в перечне указания, на какие бы то ни было явления никоим образом не означает, что обязательство, содер­жащееся в статье 1, не будет применяться к таким явлениям, если они соответствуют установленному в этой статье критерию

В-четвертых, Конвенция содержит обязательство государств в содействии мирному сотрудничеству в использовании средств воз­действия на природную среду, которое не затрагивает общеприз­нанных принципов и применимых правил международного права: касающихся такого использования.

В-пятых, Конвенцией предусмотрена система контроля за соблюдением ее положений. Установлены согласованные между государствами процедуры взаимных консультаций (пункт 1 ста­тьи V) и сотрудничества, созыв консультативного органа (кон­сультативного комитета экспертов), предусмотрена возможность обращения государства с жалобой в Совет Безопасности ООН, если другое государство нарушает положения Конвенции (пункт 3 статьи V).

 

Среди современных международных проблем одной из острых является проблема охраны Мирового океана от загрязнения в процессе военно-морской деятельности государств в мирное время. В Мировом океане находится более 17 тысяч военных кораблей, принадлежащих почти 150 странам мира. Между тем на между­народное судоходство, в том числе и на военное, приходится до 35 % сброса в Мировой океан различных вредны* веществ. Не­мало опасных инцидентов происходит в Мировом океане, который хранит уже немалое количество ядерного „горючего". В прессе сообщалось об эсминцах британского флота, потопленных в ходе фолклендского конфликта в 1982 г., на борту которых имелось ядерное оружие. Серьезную опасность вызывают и происшествия с ядерным оружием. Вспомним бомбы Паломареса, также упав­шие в море, или случай в 1965 г., когда взлетевший с американского авианосца самолет с ядерным оружием упал в воду и затонул. Опасный инцидент произошел в мае 1981 г. в результате столкновения сверхзвукового бомбардировщика АЕ-68 с амери­канским атомным авианосцем „Нимиц", в результате чего на его борту возник пожар. Опасность радиоактивного загрязнения Ми­рового Океана возникает и при авариях и гибели атомных под­водных лодок („Трешер" в 1963 г., „Скорпион" в 1968 г., „Ком­сомолец" в 1989 г. и др.). Вот почему решение жизненно важной проблемы защиты Мирового океана от загрязнения непосредст­венно связано и с военным использованием морей и океанов. Многое здесь зависит от согласованных действий государств, от их подхода к сотрудничеству в этом направлении.

Предписания об обязательности принятия „необходимых мер", в том числе принятие национальных законодательных актов, инструкций и положений, чтобы корабли и самолеты действовали в соответствии с назначением и целями многосторонних между­народных договоров, т. е. не загрязняли морскую среду, содер­жатся в следующих универсальных международных договорах, ре­гламентирующих защиту морских пространств от загрязнения:

— Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. (статья 3),

— Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г. (пункт 4 статьи VII),

— Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (статья 236) и др.

Эти нормы носят императивный характер и свидетельствуют об их обязательности для исполнения субъектами международного права в сфере военного мореплавания.

В соответствии с требованиями Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., военные корабли обязаны соблюдать законы и пра­вила прибрежного государства при мирном проходе через терри­ториальное море. При несоблюдении таких законов, в том числе и при загрязнении морской среды, прибрежное государство может потребовать от военного корабля покинуть его территориальное море (статья 30). Во всех случаях прибрежное государство, в рамках положений Конвенции и законов, регламентирующих мирный проход, вправе требовать, чтобы военные корабли и суда обеспечения военно-морского флота в ходе официальных мирных визитов и деловых заходов, строго соблюдали национальное за­конодательство об охране морской среды от загрязнения. При этом на каждом военном корабле следует принимать все меры, исключающие сброс любых вредных веществ в воды иностранных государств.Положения статьи 236 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. повышают ответственность командиров военных кораблей за загрязнение морской среды, поскольку при фиксации факта загрязнения моря военным кораблем иностранное государство, в территориальном море или экономической зоне которого (200 миль) произошел данный инцидент, может сделать представление по дипломатическим каналам непосредственно государству флага корабля. При этом государство флага военного корабля несет и международно-правовую ответственность перед пострадавшим го­сударством.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Завершая рассмотрение вопроса о роли права в охране эко­логического равновесия Мирового океана, необходимо указать, что в международном праве существуют международные обяза­тельства особого рода, прежде всего обязательства государств не загрязнять окружающую среду, чтобы не наносить ущерб другим государствам и международному сообществу, использующим Ми­ровой океан. Эти обязательства представляют собой обязательства erga omnes, т. е. обязательства по отношению ко всему между­народному сообществу в лице суверенных государств и их орга­нов, в том числе и вооруженных сил, а также международные организации. В этой связи сошлемся на широко известное реше­ние Международного суда ООН от 5 февраля 1970 г. по делу „L'Affaire de la Barcelona Traction Light and Power Company Limited". В решении суда отмечалось: «В частности, необходимо установить основное различие между обязательствами государств то отношению к международному сообществу в целом и обязательствами, которые проявляются по отношению к другому госу­дареву в рамках дипломатической защиты. Даже по своему ха­рактеру первые касаются всех государств. Учитывая значение рассматриваемых прав, можно считать, что все государства имеют юридический интерес относительно защиты своих прав, — обя­зательства, о которых идет речь, представляют собой обязатель­ства «erga omnes».

Таким образом, все государства обязаны соблюдать междуна­родный правопорядок в Мировом океане и прежде всего осново­полагающий принцип свободы открытого моря, а также не за­грязнять морскую среду и не причинять тем самым ущерба дру­гим государствам. Поэтому любая деятельность государств, в том числе и их вооруженных сил, в Мировом океане, космическом пространстве, на Луне и других небесных телах, любых иных районах нашей планеты должна осуществляться так, чтобы иск­лючить ущерб не только другим государствам, но и всему меж­дународному сообществу в целом.

Чтобы обеспечить охрану экологического равновесия Мирового океана в процессе любой деятельности государств международное сообщество использует различные правовые средства. Однако эф­фективно решить эти проблемы можно только в условиях раз­рядки международной напряженности, всеобщего и полного раз­оружения, при неуклонном соблюдении основополагающих норм современного международного права всеми субъектами междуна­родно-правового общения.

 

Список литературы

1. Шаповалов Н.И. Международное публичное право / Н.И. Шаповалов. - М., Московская финансово-промышленная академия, 2004. - 132 с.

2. Бекяшев К.А. Международное публичное право / К.А. Бекяшев. - М., 2003. - 640 с.

3. Кириленко В.П. Экология океана и международное право / В.П. Кириленко. СПб.: Гидрометеоиздат, 1994. - 244 с.

 

Интернет источник: https://ru.wikipedia.org

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: