Различные районы Мирового океана — предмет регулирования большинства региональных соглашений и конвенций. Среди них — нормы, регулирующие охрану морских экосистем от загрязнения с судов, атмосферных и других единичных источников загрязнения.
Вторую группу составляют нормы, регулирующие защиту морских экосистем от любых источников загрязнения, в том числе радиоактивных.
К числу локальных норм, запрещающих загрязнение морских экосистем с судов, из атмосферы и из сухопутных источников относятся:
— Соглашение о сотрудничестве в борьбе с загрязнением Северного моря нефтью 1969 г. (Бонн);
- Соглашение о сотрудничестве по борьбе с загрязнением моря нефтью 1971 г. (Копенгаген), предусматривающее сотрудничество скандинавских стран и Дании в борьбе с загрязнением прибрежных морских вод;
— Конвенция о предотвращении загрязнения морской среды путем сброса веществ с судов и летательных аппаратов от 15 февраля 1972 г. (Осло), которая запрещает преднамеренный сброс в морскую среду в районе северо-восточной Атлантики вредных веществ и материалов с судов и летательных аппаратов;
— Конвенция по предотвращению загрязнения морской среды из наземных источников от 4 июня 1974 г. (Париж);
— Соглашение о сотрудничестве по борьбе с загрязнением Северного моря нефтью и другими вредными веществами 1983 г. (Бонн) и др.
Запрет на загрязнение морских экосистем определенных районов Мирового океана радиоактивными и другими вредными веществами содержится в ряде общих многосторонних договоров регионального характера, которые распространяют этот запрет на все источники загрязнения. Такие обязательства государств содержат следующие документы:
|
— Конвенция о предотвращении загрязнения Средиземного моря 1976 г. (Барселона), распространяющаяся на Средиземное море, за исключением Мраморного моря, Черноморских приливов и внутренних вод стран-участниц;
— Протокол 1976 г. о предотвращении загрязнения Средиземного моря сбросами с судов и летательных аппаратов, о сотрудничестве в предотвращении загрязнения Средиземного моря нефтью и прочими вредными веществами при чрезвычайных обстоятельствах;
— Протокол 1980 г. по защите Средиземного моря от загрязнения из источников, расположенных на суше;
— Кувейтская конвенция о сотрудничестве в защите морской среды от загрязнения 1978 г.;
— Конвенция о сотрудничестве по защите и развитию морской среды и прибрежных районов Западного и Центрального африканского региона 1981 г. (Абиджан);
— Конвенция по защите морской среды и прибрежных районов юго-восточной части Тихого океана (Лима, 1981 г.);
— Конвенция по сохранению морской среды и прибрежных районов Красного моря и Аденского залива (Джидда, 1982 г.);
— Конвенция по защите и развитию морской среды региона Карибского моря (Картахена, 1983 г.);
— Конвенция о защите рационального использования и освоения морской и прибрежной среды в регионе Восточной Африки (Найроби, 1985 г.);
— Конвенция об охране природных ресурсов и окружающей среды региона южной части Тихого океана (Нумеа, 1986 г.);
— Протокол об охране юго-восточной части Тихого океана от радиоактивного загрязнения (Пайпа, 1989 г.);
— Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря от 9 апреля 1992 г. (Хельсинки), которая распространяется и на территориальные моря государств-участников (Дания, Эстония, Финляндия, ФРГ, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Россия, Швеция) и предусматривает выполнение целей Конвенции и во внутренних водах этих государств. Участниками этой конвенции являются также Чешская и Словацкая Федеративные республики и Украина;
|
— Конвенция по защите от загрязнения Черного моря от 21 апреля 1992 г. (Бухарест), которая распространяется и на территориальные моря и исключительные экономические зоны государств-участников (Болгарии, Грузии, Румынии, России, Турции, Украины).
Важным средством предотвращения опасного загрязнения морских экосистем служат и согласованные государствами нормы, содержащиеся в Международной конвенции относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 г. В 1973 г. к этой конвенции принят Протокол о распространении ее положений на все вредные вещества. Актуальность этой нормы международного права очевидна. Фактически ежегодно происходят многочисленные столкновения иностранных танкеров в Мировом океане, из-за чего возникает серьезная опасность загрязнения побережья многих прибрежных государств.
В этом многостороннем договоре зафиксированы определенные условия правомерности принятия вооруженными силами государств в мирное время в открытом море любых мер, в том числе уничтожения аварийного судна и его груза при опасности загрязнения нефтью и другими вредными веществами побережья государств — участников Конвенции:
1) меры прибрежного государства должны быть пропорциональны действительному или угрожающему ущербу, т. е. определяться с учетом размера и степени вероятности ущерба, а если меры не будут приняты, то вероятности их эффективности;
|
2) должен учитываться размер ущерба, который может быть причинен такими мерами;
3) прибрежные государства не должны без необходимости нарушать права других государств, организаций и лиц;
4) предусмотрена обязательность консультаций прибрежного государства с заинтересованными странами: с государством флага судна-загрязнителя, с экспертом Международной морской организации (ИМО) и др.;
5) на прибрежные государства возложена обязанность оказывать необходимую помощь в предотвращении риска для людей и извещать о принятых мерах всех заинтересованных лиц и Генерального секретаря ИМО.
Загрязнение морских экосистем радиоактивными и другими особо опасными вредными веществами, причинение в связи с этим ущерба государствам, нарушающее действующие нормы международного права или его принципов, независимо от их действия, следует рассматривать как противоправное.
Таким образом, не участвующие в общем многостороннем договоре, представляющим общечеловеческую ценность и направленном на защиту морских экосистем от загрязнения радиоактивными и другими особо опасными вредными веществами, государства должны сообразовывать свое поведение, чтобы своими действиями не подрывать возможность осуществления объекта и целей договора.
Несомненно, запретительные нормы общих многосторонних договоров, направленных на обеспечение мира, международной безопасности, на охрану морских экосистем от радиоактивного заражения и загрязнения нашей планеты другими особо опасными вредными веществами, должны быть обязательны для всех без исключения государств. Последнее важно подчеркнуть в связи с тем, что некоторые государства, не подписавшие эти многосторонние договоры, не считают себя связанными с их постановлениями.
Правовым основанием их обязательности должна быть согласованная воля большинства государств мира. Причем эти общие многосторонние договоры должны соответствовать основным принципам международного права.
Запретительные нормы общих многосторонних договоров, направленных на охрану природных и морских экосистем от загрязнения радиоактивными и другими особо опасными вредными веществами, можно классифицировать на три группы:
1) международно-правовые нормы общих многосторонних договоров универсального типа (Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г., Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г. и др.) и регионального характера (Договор об Антарктике 1959 г., Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г. и др.);
2) международно-правовые нормы, регулирующие защиту различных объектов природной среды (Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г. и др.);
3) специальные нормы общих многосторонних договоров, регулирующих защиту морских экосистем от радиоактивных источников загрязнения, например: Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г., Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке (Договор Тлателолко) 1967 г., дополнительный Протокол II к которому подписан и СССР.
Достаточные гарантии сохранения мира, международной безопасности и экологического баланса нашей планеты предусмотрены и в нормах, регламентирующих деятельность вооруженных сил государств. Примером может служить Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г. В этом общем многостороннем договоре основной упор сделан прежде всего на недопустимость нарушения экологического баланса и воздействия на процессы, происходящие в недрах земли, в морях и океанах, в атмосфере и в космическом пространстве, которые имеют долгосрочные, широкие или серьезные последствия в качестве средств разрушения или причинения ущерба другому государству.
Именно универсальный охват государств международного сообщества имеют и другие многосторонние соглашения, обязывающие государства, принять меры, в частности, и по недопущению радиоактивного заражения морских экосистем. Подавляющее большинство государств мира приняли на себя обязательства сотрудничать в этой области на основе строгого соблюдения общепризнанных норм и принципов современного международного права.
К таким многосторонним соглашениям относятся:
— Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 г., в статье IX которого закреплены обязательства государств изучать и исследовать космическое пространство так, чтобы избегать их вредной загрязнения, а также неблагоприятных изменений морской среды; подобные нормы зафиксированы в пункте 1 статьи 7 Соглашения о деятельности государств на Луне и других небесных телах oт 18 декабря 1979 г.;
— Договор о нераспространении ядерного оружия от 1 июля 1968 г.;
— Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения от 11 февраля 1971 г. и др.
Новое направление в области разоружения открыла Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду, подписанная 18 мая 1977 г. Анализ положений Конвенции показывает что,
Во-первых, в ней уделено внимание не только ядерному и другому экологическому оружию, но и любым способам и методам воздействия на природную среду, которые могут вызвать негативные последствия для природных экосистем.
Во-вторых, Конвенция регламентирует только такое воздействие на природную среду, которое имеет широкие, долгосрочные или серьезные последствия, т. е. наносит особо тяжкий ущерб природе Других государств. При этом в Комитете по разоружению, где в 1976 г. рассматривался проект Конвенции, понятие этих последствий трактовалось в интересах международного сообщества. Так, под «широкими последствиями» предлагалось понимать последствия, возникшие в районах площадью несколько сотен квадратных километров, под «долгосрочными» — последствие продолжительностью несколько месяцев или примерно сезон, под «серьезными» — последствия, приводящие к существенному или значительному нарушению или причинению вреда человеческой жизни, природным и экономическим ресурсам или иным материальным ценностям.
В-третьих, в Конвенции установлен и объем запрета. Согласно положению статьи II Конвенции, запрещены любые средства для изменения природной среды путем преднамеренного управления природными процессами. Еще в ходе работы Комитета по разоружению выработан отдельный документ — „Согласованное понимание", в котором перечислены следующие явления: землетрясения; цунами; нарушения в экологическом балансе какого-либо района; изменения в элементах погоды (облаков, осадков, циклонов различных типов и штормов типа торнадо) и климата; изменения в океанических течениях; изменения состояния озонного слоя и изменение состояния ионосферы. Причем особо подчеркнуто, что отсутствие в перечне указания, на какие бы то ни было явления никоим образом не означает, что обязательство, содержащееся в статье 1, не будет применяться к таким явлениям, если они соответствуют установленному в этой статье критерию
В-четвертых, Конвенция содержит обязательство государств в содействии мирному сотрудничеству в использовании средств воздействия на природную среду, которое не затрагивает общепризнанных принципов и применимых правил международного права: касающихся такого использования.
В-пятых, Конвенцией предусмотрена система контроля за соблюдением ее положений. Установлены согласованные между государствами процедуры взаимных консультаций (пункт 1 статьи V) и сотрудничества, созыв консультативного органа (консультативного комитета экспертов), предусмотрена возможность обращения государства с жалобой в Совет Безопасности ООН, если другое государство нарушает положения Конвенции (пункт 3 статьи V).
Среди современных международных проблем одной из острых является проблема охраны Мирового океана от загрязнения в процессе военно-морской деятельности государств в мирное время. В Мировом океане находится более 17 тысяч военных кораблей, принадлежащих почти 150 странам мира. Между тем на международное судоходство, в том числе и на военное, приходится до 35 % сброса в Мировой океан различных вредны* веществ. Немало опасных инцидентов происходит в Мировом океане, который хранит уже немалое количество ядерного „горючего". В прессе сообщалось об эсминцах британского флота, потопленных в ходе фолклендского конфликта в 1982 г., на борту которых имелось ядерное оружие. Серьезную опасность вызывают и происшествия с ядерным оружием. Вспомним бомбы Паломареса, также упавшие в море, или случай в 1965 г., когда взлетевший с американского авианосца самолет с ядерным оружием упал в воду и затонул. Опасный инцидент произошел в мае 1981 г. в результате столкновения сверхзвукового бомбардировщика АЕ-68 с американским атомным авианосцем „Нимиц", в результате чего на его борту возник пожар. Опасность радиоактивного загрязнения Мирового Океана возникает и при авариях и гибели атомных подводных лодок („Трешер" в 1963 г., „Скорпион" в 1968 г., „Комсомолец" в 1989 г. и др.). Вот почему решение жизненно важной проблемы защиты Мирового океана от загрязнения непосредственно связано и с военным использованием морей и океанов. Многое здесь зависит от согласованных действий государств, от их подхода к сотрудничеству в этом направлении.
Предписания об обязательности принятия „необходимых мер", в том числе принятие национальных законодательных актов, инструкций и положений, чтобы корабли и самолеты действовали в соответствии с назначением и целями многосторонних международных договоров, т. е. не загрязняли морскую среду, содержатся в следующих универсальных международных договорах, регламентирующих защиту морских пространств от загрязнения:
— Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. (статья 3),
— Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г. (пункт 4 статьи VII),
— Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (статья 236) и др.
Эти нормы носят императивный характер и свидетельствуют об их обязательности для исполнения субъектами международного права в сфере военного мореплавания.
В соответствии с требованиями Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., военные корабли обязаны соблюдать законы и правила прибрежного государства при мирном проходе через территориальное море. При несоблюдении таких законов, в том числе и при загрязнении морской среды, прибрежное государство может потребовать от военного корабля покинуть его территориальное море (статья 30). Во всех случаях прибрежное государство, в рамках положений Конвенции и законов, регламентирующих мирный проход, вправе требовать, чтобы военные корабли и суда обеспечения военно-морского флота в ходе официальных мирных визитов и деловых заходов, строго соблюдали национальное законодательство об охране морской среды от загрязнения. При этом на каждом военном корабле следует принимать все меры, исключающие сброс любых вредных веществ в воды иностранных государств.Положения статьи 236 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. повышают ответственность командиров военных кораблей за загрязнение морской среды, поскольку при фиксации факта загрязнения моря военным кораблем иностранное государство, в территориальном море или экономической зоне которого (200 миль) произошел данный инцидент, может сделать представление по дипломатическим каналам непосредственно государству флага корабля. При этом государство флага военного корабля несет и международно-правовую ответственность перед пострадавшим государством.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Завершая рассмотрение вопроса о роли права в охране экологического равновесия Мирового океана, необходимо указать, что в международном праве существуют международные обязательства особого рода, прежде всего обязательства государств не загрязнять окружающую среду, чтобы не наносить ущерб другим государствам и международному сообществу, использующим Мировой океан. Эти обязательства представляют собой обязательства erga omnes, т. е. обязательства по отношению ко всему международному сообществу в лице суверенных государств и их органов, в том числе и вооруженных сил, а также международные организации. В этой связи сошлемся на широко известное решение Международного суда ООН от 5 февраля 1970 г. по делу „L'Affaire de la Barcelona Traction Light and Power Company Limited". В решении суда отмечалось: «В частности, необходимо установить основное различие между обязательствами государств то отношению к международному сообществу в целом и обязательствами, которые проявляются по отношению к другому государеву в рамках дипломатической защиты. Даже по своему характеру первые касаются всех государств. Учитывая значение рассматриваемых прав, можно считать, что все государства имеют юридический интерес относительно защиты своих прав, — обязательства, о которых идет речь, представляют собой обязательства «erga omnes».
Таким образом, все государства обязаны соблюдать международный правопорядок в Мировом океане и прежде всего основополагающий принцип свободы открытого моря, а также не загрязнять морскую среду и не причинять тем самым ущерба другим государствам. Поэтому любая деятельность государств, в том числе и их вооруженных сил, в Мировом океане, космическом пространстве, на Луне и других небесных телах, любых иных районах нашей планеты должна осуществляться так, чтобы исключить ущерб не только другим государствам, но и всему международному сообществу в целом.
Чтобы обеспечить охрану экологического равновесия Мирового океана в процессе любой деятельности государств международное сообщество использует различные правовые средства. Однако эффективно решить эти проблемы можно только в условиях разрядки международной напряженности, всеобщего и полного разоружения, при неуклонном соблюдении основополагающих норм современного международного права всеми субъектами международно-правового общения.
Список литературы
1. Шаповалов Н.И. Международное публичное право / Н.И. Шаповалов. - М., Московская финансово-промышленная академия, 2004. - 132 с.
2. Бекяшев К.А. Международное публичное право / К.А. Бекяшев. - М., 2003. - 640 с.
3. Кириленко В.П. Экология океана и международное право / В.П. Кириленко. СПб.: Гидрометеоиздат, 1994. - 244 с.
Интернет источник: https://ru.wikipedia.org