Системы и программы организации безопасности на дорогах РФ.




 

Уровень риска на российских дорогах и других объектах транспортной инфраструктуры, по сравнению со странами Европы, по-прежнему высок. Автомобильный транспорт считается самым небезопасным из всех доступных человеку. По всем данным, именно ДТП занимают первое место по числу погибших и пострадавших. По этим параметрам автомобили значительно обгоняют железнодорожный, авиационный и водный транспорт.

Согласно официальным данным ГИБДД МВД России, за январь - декабрь 2010 года на дорогах страны зафиксировано около 213 тысяч дорожно-транспортных происшествий,а в феврале-марте 2011 года 187тысяч, что на 2,5% меньше аналогичного показателя прошлого года. В результате погибли более 20 тысяч человек (меньше на 7,2%) и свыше 234 тысяч человек получили ранения (меньше на 2,2%).

Данные статистики говорят о том, что аварийность в России на протяжении последних нескольких лет снижается. Тем не менее, РФ по-прежнему держит печальное лидерство по аварийности среди европейских стран. Ежегодно около 1,7 млн. человек в Европе получают ранения в результате ДТП. Уровень дорожно-транспортного травматизма в России только за 2009 год составил свыше 260 тысяч человек, другими словами - 1/6 от общего европейского показателя.

Эта мрачная статистика требует поиска новых, более эффективных правовых, организационных и иных мер по всем направлениям безопасного функционирования автотранспортного комплекса. Но есть и другая сторона проблемы - экономическая. По оценкам экспертов, за последние пять лет совокупные потери экономики нашей страны от ДТП составили 5,5 триллиона рублей.

ООН объявило ближайшие десять лет «Десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения». Мероприятия в рамках программы, как ожидается, смогут спасти до пяти миллионов жизней и предотвратить 50 миллионов травм. В июле 2010 года Еврокомиссия опубликовала план действий программы в течение 2011-2020 гг., а компетентные организации и региональные регулирующие органы стран-членов ЕС вскоре представят план дальнейших действий, которые, по их мнению, являются необходимыми для программы.

Обеспечения безопасности пассажирских перевозок носит комплексный характер: в его решении задействованы различные министерства и ведомства, органы власти субъектов РФ и местного самоуправления. При этом безопасность определяется уровнем соблюдения установленных государством требований к субъектам рынка, персоналу, транспортной технике, инфраструктуре. И здесь крайне необходима четкая координация всех структур, задействованных в формировании соответствующей законодательной и нормативно-правовой базы, в решении задач специального характера, а также в осуществлении контрольно-надзорных функций.

В комплексном подходе нуждается и разработка мер по защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Напомню, что Указом Президента РФ от 31 марта 2010 года в качестве федерального органа, ответственного за создание комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте и за разработку соответствующей программы, определено Министерство транспорта РФ. В настоящее время разработка этой комплексной программы находится в стадии завершения.

В мероприятия программы заложены принципы и механизм реализации Федерального закона «О транспортной безопасности», который определил единый порядок построения системы обеспечения безопасности на транспорте. Кроме того, программа должна предусмотреть реализацию взаимосвязанных мероприятий в сфере транспортного комплекса, адекватных угрозам совершения актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности. После недавних терактов на железнодорожном транспорте и трагедии в московском метро это понятно всем. Наконец, этот комплексный документ направлен на эффективное решение задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на транспорте в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации таких ситуаций.

Риски на российских дорогах связаны с организацией движения и ответственностью его участников, а также с состоянием автотрасс. Эти проблемы пока не нашли своего системного разрешения. Именно они должны стать «точками» приложения совместных усилий по обеспечению безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным и городским электротранспортом. Между тем обязанности организации дорожного движения у нас сегодня возложены на МВД, Минтранс России (полномочиями выполнения организационно-правовых мероприятий по управлению движением на дорогах министерство наделено сравнительно недавно), а также на органы исполнительной власти, как федеральные, так и региональные, в ведении которых находятся автомобильные дороги и улично-дорожная сеть.

Результаты проверок, показали, что организацией дорожного движения на межмуниципальных и муниципальных дорогах (за исключением Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и еще нескольких городов) в должной мере никто не занимается. А ведь именно в российских городах и поселках происходит две трети всех ДТП. По мнению многих участников коллегии, серьезной причиной аварийности на дорогах является несовершенство нормативной базы, регламентирующей как организацию самих перевозок пассажиров и грузов, так и безопасность дорожного движения. В настоящее время Минтрансом России подготовлен проект федерального закона «Об основах организации транспортного обслуживания населения на регулярных перевозках муниципальных и межмуниципальных маршрутов». На этот документ возлагаются большие надежды.

В регионах и муниципальных образованиях чиновники сознают свою долю ответственности за состояние безопасности на транспорте, но причина многих недостатков банальна: в большинстве субъектов РФ нет средств на решение этой проблемы. Тем не менее, во многих регионах разработаны специальные областные целевые программы повышения безопасности дорожного движения, имеющие форму территориальных законов. И по мере появления финансов вопросы решаются.

Россия ратифицировала Европейское соглашение о международной перевозке опасных грузов, в котором сказано, что водитель получает свидетельство установленного образца после прохождения обучения в признанном компетентным органом учебном заведении и положительной сдачи экзамена этому органу. Невзирая на это в большинстве регионов РФ экзамены проводятся самими учебными заведениями. При этом состав экзаменационной комиссии утверждается директором образовательного учреждения, без привлечения в нее представителей надзорных органов. Об эффективности проводимых экзаменов сами за себя говорят цифры: положительная сдача с первого раза - 100%. Логично: ни одна организация не будет пилить сук, на котором сидит, и отказываться от потенциальных прибылей. О каком качестве подготовки водителей может идти сегодня речь, если в масштабах страны ее ведут 514 учебных заведений, а на межведомственные экзаменационные комиссии будущих водителей, перевозящих опасные грузы, направляет только 31 учебное заведение?!

А ведь есть еще организации, откровенно торгующие свидетельствами о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы. Легко можно купить документ (например, через интернет), дающий право перевозить легковоспламеняющиеся, ядовитые, взрывчатые и радиоактивные вещества не только на территории РФ, но и в международном сообщении.

Во многих субъектах РФ, возникли сложности с оборудованием кресел междугородных автобусов ремнями безопасности, как то предписывает Постановление Правительства РФ № 87 от 24 февраля текущего года. Во многих регионах нет организаций, имеющих право производить данный вид работ на основании тех условий, согласованных с заводами-изготовителями автобусной техники и ГИБДД. А сами заводы от разработки таких документов отказываются.

Таким образом, необходимо ужесточение санкций за нарушение ПДД. Ведь меры воздействия в виде административных штрафов малоэффективны, а механизм приостановления действия лицензий практически не работает. Согласно существующему закону добиться этого можно лишь при вынесении судом решения об административном приостановлении деятельности лицензии за грубое нарушение условий лицензирования. А таковым является лишь ДТП, повлекшее человеческие жертвы или причинившее вред здоровью не менее пяти человек. Необходимо пересмотреть понятие «грубое нарушение условий лицензирования», предельно его конкретизировав.

С учетом уровня риска гибели людей в результате дорожно-транспортных происшествий и ущерба, наносимого национальным интересам Российской Федерации, эффективное обеспечение безопасности дорожного движения не может быть достигнуто только в рамках основной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Так, в России в 2006 году правительством была принята Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», цель которой - сократить количество погибших на дорогах в 2012 году в полтора раза по сравнению с базовым 2004 годом. По данным ГИБДД МВД России за прошедшие пять лет уже спасено 8,5 тысяч жизней, при том, что транспортный парк увеличился на четверть.

«В рамках программы в числе многих других вопросов будут решаться проблемы повышения уровня технической оснащённости подразделений Госавтоинспекции, социальной защищенности сотрудников, улучшения их медицинского обслуживания в связи с особыми условиями труда и материального обеспечения».

Бесспорно, аварийность связана со многими объективными факторами: ростом автомобилизации населения, нарастающей диспропорцией между количеством транспортных средств и не рассчитанной на современную интенсивность движения дорожной сетью, улучшением скоростных качеств автомобилей. Однако основной причиной является крайне низкая дисциплина как водителей, так и пешеходов.

Больше половины всех происшествий происходит вследствие управления транспортом в нетрезвом состоянии, превышения скорости, езды по полосе встречного движения.

Нельзя рассчитывать на изменение обстановки к лучшему без решительного укрепления правопорядка на дорогах России. Доминирующая роль в этом отведена сотрудникам ГИБДД - единственному органу, на который возложены функции профилактики, выработки и реализации государственной политики в сфере безопасности дорожного движения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: