Тема. Личностно ориентированное образование




Цель: Определить основные параметры личностно-ориентированного образования, его цели и содержание, в чём заключается его преимущество перед традиционным образованием. Выявить основные проблемы, возникающие при реализации личностно-ориентированного подхода в современных образовательных учреждениях.

Основные понятия:

  • гуманистическая педагогика;
  • авторитарная педагогика;
  • личностно-ориентированное образование (ЛОРО) как способ реализации в широкой практике идей гуманистической педагогики;
  • воспитательная деятельность в личностно-ориентированном образовании;
  • педагогическая поддержка ребенка в образовании.

Задания студентам:

1. Определить основные понятия и категории по теме занятия. Дать определение воспитательной среды и воспитательного взаимодействия в ЛОРО.

2. Сравнить личностно-ориентированное и традиционное образование, используя таблицу.

3. Привести примеры реализации личностно-ориентированного образования в практике школ и вузов.

Традиционное образование Личностно-ориентированное образование
1. Сущность и назначение
Овладение знаниями, умениями, навыками Становление человека, обретение себя, своего образа: неповторимости индивидуальности, духовности, творческого начала
2. Отношение педагога к учащемуся и его позиция в образовательном процессе
Педагог принуждает к учению строгими требованиями, императивами Педагог относится к учащимся как к субъектам, способным учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и свободному выбору Педагог создает условия для целенаправленного воспитания, социализации, обогащения знаниями и опытом и управляет этим процессом с позиции интересов учащегося
3. Функции
1. Образовательная 2. Воспитательная 3. Развивающая с ориентацией на общую, единую и обязательную для всех линию психологического развития 1. Гуманитарная - сохранение и восстановление телесного и духовного здоровья, поиск смысла жизни, обретение личной свободы, воспитание нравственности. Механизмы реализации: понимание, взаимопонимание, общение, сотрудничество 2. Культуросозидательная - обеспечивает сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Механизм реализации: культурная идентификация 3. Социализирующая - обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта. Механизмы: адаптация, жизне-творчество, рефлексия, выживание, сохранение своей индивидуальности
4. Развитие
Интеллекта, мышления Личностно-смысловой сферы, мышления
5. Движущие силы образовательного процесса
Противоречие между знанием и незнанием Знания приобретают характер отношений
6. Педагогические технологии
Основные технологии - объяснительно-иллюстративные Основные технологии - личностно-деятельностные, интерактивные

Работа студентов на занятии:

1. Организация деятельности и сообщений микрогрупп и отдельных студентов по тематике семинара.

2. Анализ вышеприведенной таблицы по ЛОРО на занятии.

3.Дать характеристику реализации личностно-ориентированного образования в практике школ и вузов.

3. Сформулировать выводы по эффективности ЛОРО.

Вопросы для самоконтроля:

1. Чем отличается личностно ориентированное образование от традиционного?

2. Чем отличается позиция педагога – организатора личностно ориентированного образования?

3. Эффективно ли личностно ориентированное образование в массовой средней школе сегодня?

Литература:

1. Пилиповский В.Я. Традиционалистско-консервативная парадигма в теории обучения на Западе // Педагогика, 1992.

2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для вузов М.: Народное образование. М., 1998.-255c.,

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров // Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. М.:Академия, 2005. - 270с.

4. Бондаревская Е.В. Методологические стратегии личностно-ориентированного воспитания // Известия Российской Академии образования, 1993. - №3.

5. Демакова И.Д. Воспитание в условиях гуманизации образования. // Ижевск: Науч.-метод. центр практической психологии образования, 1998.

6. Сериков В.В. Личностно- ориетированное образование: от теории к системе работы учителя // Известия Российской Академии образования, 1999. - №3.

7. Фридман Л.М. Изучение процесса личностного развития ученика // Метод. рекоменд. для учителей. - Ижевск: ИУУ, 1994.

8. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание…Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем / Под ред. Н.Л. Селивановой - М., 2000.

9. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под ред. Н.Л.Селивановой - М., 1998.

10. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для вузов по специальности "Педагогика и Психология". Академия,- М., 2007.

11. Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учебное пособие. - ТЦ "Учитель", Ростов-на-Дону, 1999.

12. Воспитательная система школы: Проблемы и поиски / Сост. Н.Л.Селиванова. - М.: Знание, 1989.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: