Тема 13. Методы воспитания.




Цель: Познакомить студентов с основными методами воспитания и научить выбирать более эффективные пути воспитания среди возможных.

Основные понятия:

· методы воспитания;

· система методов воспитания;

· прием воспитания;

· средство воспитания.

Задание студентам:

Проанализировать схему функционального подхода к методам воспитания (см. ниже). Определить возможность применения и условия эффективной реализации различных методов и приёмов воспитания. Выделить недостатки в применение ряда приемов, методов. Подобрать из литературы, жизни, кинофильмов примеры и педагогические ситуации для каждой группы методов, приемов воспитания.

Категория Методы воспитания – это конкретные пути воздействия на сознание, чувства, поведения детей для решения педагогических задач и достижения цели воспитания в процессе взаимодействия детей с педагогом и миром
Назначение Формирование социально-ценностных отношений субъекта, его образы жизни
Функции метода Формирование убеждений, понятий суждений, предъявление ребенку мира через: 1. Показ примеров – наглядно-практические формы 2. Сообщение, лекция, беседа, дискуссия, диспут, разъяснение, внушение, просьба, увещевание – словесные формы   Формирование опыта поведения, организации деятельности через: 1. Упражнения приучение, поручение, игра, воспитывающие ситуации – наглядно-практические формы 2. Требование, приказ, совет, рекомендации, просьба – словесные формы Формирование оценки и самооценки, стимулирование через: 1. Поощрение и наказание – практические и словесные формы 2. Соревнование, субъективно – прагматический метод – практические формы
Сущность Духовная деятельность по осмыслению жизни, формирование нравственной позиции субъекта, мировоззрения   Проживание социально-ценностных отношений, предметная деятельность и общение, приобретение навыков и привычек Развитие мотивации, осознанных побуждений, стимулирования, анализа, оценки и коррекции жизнедеятельности
Некоторые приемы воспитания Убеждение на собственном опыте, «непрерывная эстафета мнений», импровизация на свободную или заданную тему, столкновение противоречивых суждений, товарищеский спор, использование метафор, притч, сказок, увлечение творческим поиском, добрым делом и т.д. Организация групповой деятельности, товарищеское поручение, творческая игра, косвенное требование: совет, просьба, выражение доверия, коллективное творческое дело Творческое соревнование, конкурс, товарищеское побуждение, напоминание, контроль, осуждение, похвала, награда, наказание по логике естественных последствий, предоставление почетных прав, подражание чему-либо стоящему
Результат Устройство и преобразование собственной жизни, самореализация и развитие личности

Работа студентов на занятии:

1. Внутригрупповое обсуждение. Обмен мнениями.

2. Организация сводных микрогрупп по каждой группе методов.

3. Выбор консультантов, анализирующих работу микрогрупп.

4. Проведение занятий в форме «бег по кругу», где микрогруппы реализуют комплекс задач во взаимодействии.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Выбрать правильные варианты ответов:

Методы воспитания:

1. Это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение для решения педагогических задач в совместной деятельности с воспитателями;

2. Это путь достижения заданной цели воспитания;

3. Это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанника с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.

Приемы воспитания:

1. Это индивидуальное, педагогически оформленное действие педагога, направленное на сознание, чувства, поведение для решения педагогических задач;

2. Это частное изменение, дополнение, вносимое в общий метод воспитания, соответствующий конкретным условиям воспитательного процесса;

3. Это предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач.

Литература:

1. Российская педагогическая энциклопедия. Методы воспитания. В 2-х т. - М., 1993.

2. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. - М.: Просвещение, 1986. - с. 24-79 (убеждение), с. 80-105 (игра), с. 102-129 (соревнование), с. 138-152 (упражнение).

3. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. - М., 1999.

4. Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. - М.: Педагогика, 1982.

5. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. - М.: Мол. Гвардия, 1979.

6. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. Собр. соч. в 3-х т., т. 2. - М.: Просвящение, 1979. - с. 186-196.

7. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения в 4-х т. Бодрая жизнь. т. 1. - М.: Просвящение, 1962. - с. 126-147.

8. Амонашвилли Ш.А. Здравствуйте, дети. - М.: Просвещение, 1988.

9. Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. - М.: Соборъ, 1997. - с. 75-102 (наказание).

10. Пятьдесят сценариев классных часов. Составитель Е.М. Аджиева и др. - М., 2001.

11. Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М.: Владос, 2001.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: