Цель: Познакомить студентов с основными методами воспитания и научить выбирать более эффективные пути воспитания среди возможных.
Основные понятия:
· методы воспитания;
· система методов воспитания;
· прием воспитания;
· средство воспитания.
Задание студентам:
Проанализировать схему функционального подхода к методам воспитания (см. ниже). Определить возможность применения и условия эффективной реализации различных методов и приёмов воспитания. Выделить недостатки в применение ряда приемов, методов. Подобрать из литературы, жизни, кинофильмов примеры и педагогические ситуации для каждой группы методов, приемов воспитания.
Категория | Методы воспитания – это конкретные пути воздействия на сознание, чувства, поведения детей для решения педагогических задач и достижения цели воспитания в процессе взаимодействия детей с педагогом и миром | ||
Назначение | Формирование социально-ценностных отношений субъекта, его образы жизни | ||
Функции метода | Формирование убеждений, понятий суждений, предъявление ребенку мира через: 1. Показ примеров – наглядно-практические формы 2. Сообщение, лекция, беседа, дискуссия, диспут, разъяснение, внушение, просьба, увещевание – словесные формы | Формирование опыта поведения, организации деятельности через: 1. Упражнения приучение, поручение, игра, воспитывающие ситуации – наглядно-практические формы 2. Требование, приказ, совет, рекомендации, просьба – словесные формы | Формирование оценки и самооценки, стимулирование через: 1. Поощрение и наказание – практические и словесные формы 2. Соревнование, субъективно – прагматический метод – практические формы |
Сущность | Духовная деятельность по осмыслению жизни, формирование нравственной позиции субъекта, мировоззрения | Проживание социально-ценностных отношений, предметная деятельность и общение, приобретение навыков и привычек | Развитие мотивации, осознанных побуждений, стимулирования, анализа, оценки и коррекции жизнедеятельности |
Некоторые приемы воспитания | Убеждение на собственном опыте, «непрерывная эстафета мнений», импровизация на свободную или заданную тему, столкновение противоречивых суждений, товарищеский спор, использование метафор, притч, сказок, увлечение творческим поиском, добрым делом и т.д. | Организация групповой деятельности, товарищеское поручение, творческая игра, косвенное требование: совет, просьба, выражение доверия, коллективное творческое дело | Творческое соревнование, конкурс, товарищеское побуждение, напоминание, контроль, осуждение, похвала, награда, наказание по логике естественных последствий, предоставление почетных прав, подражание чему-либо стоящему |
Результат | Устройство и преобразование собственной жизни, самореализация и развитие личности |
Работа студентов на занятии:
|
1. Внутригрупповое обсуждение. Обмен мнениями.
2. Организация сводных микрогрупп по каждой группе методов.
3. Выбор консультантов, анализирующих работу микрогрупп.
4. Проведение занятий в форме «бег по кругу», где микрогруппы реализуют комплекс задач во взаимодействии.
Вопросы для самоконтроля:
1. Выбрать правильные варианты ответов:
Методы воспитания:
1. Это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение для решения педагогических задач в совместной деятельности с воспитателями;
|
2. Это путь достижения заданной цели воспитания;
3. Это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанника с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.
Приемы воспитания:
1. Это индивидуальное, педагогически оформленное действие педагога, направленное на сознание, чувства, поведение для решения педагогических задач;
2. Это частное изменение, дополнение, вносимое в общий метод воспитания, соответствующий конкретным условиям воспитательного процесса;
3. Это предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач.
Литература:
1. Российская педагогическая энциклопедия. Методы воспитания. В 2-х т. - М., 1993.
2. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. - М.: Просвещение, 1986. - с. 24-79 (убеждение), с. 80-105 (игра), с. 102-129 (соревнование), с. 138-152 (упражнение).
3. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. - М., 1999.
4. Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. - М.: Педагогика, 1982.
5. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. - М.: Мол. Гвардия, 1979.
6. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. Собр. соч. в 3-х т., т. 2. - М.: Просвящение, 1979. - с. 186-196.
7. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения в 4-х т. Бодрая жизнь. т. 1. - М.: Просвящение, 1962. - с. 126-147.
8. Амонашвилли Ш.А. Здравствуйте, дети. - М.: Просвещение, 1988.
9. Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. - М.: Соборъ, 1997. - с. 75-102 (наказание).
10. Пятьдесят сценариев классных часов. Составитель Е.М. Аджиева и др. - М., 2001.
11. Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М.: Владос, 2001.