Тема Виды и методы обучения




Цель: Изучить основные виды обучения. Выделить специфику методов и функций, достоинства и недостатки каждого вида обучения.

Основные понятия:

· метод обучения;

· вид обучения;

· прием обучения.

Задания студентам:

1. Заполнить и проанализировать сравнительную таблицу видов обучения (см. ниже). Дополнить сведениями из прочитанной литературы к занятию (см. литературу, п.1,2 – объяснительно-иллюстративное обучение, п.3-6 – проблемное, п. 7-10 – программированное).

2. Привести примеры педагогического взаимодействия по каждому из видов обучения.

Виды обучения Методы обучения Функции Деятельность ученика Достоинства / Недостатки
1) Объяс нитель но- иллюст ратив ное обу чение 1) Рассказ 2) Чтение книг 3) Прослушивание записей 4) Показ образцов деятельности 1) Передача обучаемым систематического и обобщенного опыта человечества 2) Организация усвоения информации и её успешное восприятие Развитие психических процессов, с помощью которых учащийся осознает информацию (воля, внимание, память) 1) Восприятие знаний 2) Осознание знаний 3) Запоминание Достоинства: 1) Экономия времени 2) Экономия материальных затрат педагога 3) Развитие воли, внимания, памяти 4) Последовательность знаний 5) Системность подачи и усвоения знаний Недостатки: 1) Малая активность учащихся 2) Нет индивидуализации обучения
2) Про блем ное обу чение 1) Рассуждающее изложение (анализ материала, создание проблемных ситуации, беседа) 2) Эвристические задания 3) Исследовательские задания 1) Развитие познавательной самостоятельности и творческой способности учащихся 2) Формирование диалектико-материалестического мышления 3) Воспитание навыков творческого усвоения и изменения знаний 1) Активная творческая деятельность 2)Самостоятельное добывание знаний 3) Практическая деятельность 4) Поисковая деятельность Достоинства: 1) Учит мыслить логически, научно, творчески, развивает самостоятельность 2) Делает учебный материал более доказательным и основательным 3) Вызывает эмоциональное отношение к знаниямРазвитие воли, внимания, памяти Недостатки: 1) Большие затраты времени 2) Темп передачи информации зависит от индивидуальной работы ученика 3) Проблемное обучение не универсально
3) Про грамми рован ное обу чение 1) Объяснительно-иллюстративные методы 2) Практические методы и упражнения 3) Работа с книгой 4) Видео 5) Частично-поисковый 6) Исследовательский 7) Активный 1) Обеспечение управления всеми этапами познавательной деятельности учащегося 2) Закрепление знаний 3) Контроль 1) Активное изучение материала 2) Самостоятельная проверка собственных знаний 3) Творческая активность Достоинства: 1) Индивидуализация обучения 2) Создание особых средств мотивации обучения в виде пошагового подкрепления 3)Развивает инициативность, активность, самостоятельность, уверенность Недостатки: 1) Исключение упражнений творческого характера 2) Трудность прочтения программных учебников 3) Вероятность подглядывания

Работа студентов на занятии:

1. Организация деятельности и сообщений микрогрупп по видам обучения.

2. Анализ вышеприведенной таблицы по видам и методам обучения на занятии.

3. Сформулировать выводы по системности применения видов и методов обучения в деятельности педагога.

Вопросы для самоконтроля:

1. Чем отличаются виды обучения друг от друга?

2. Чем отличается позиция педагога – организатора того или иного видов обучения?

3. В чем системность применения методов обучения?

Литература:

1. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - с. 94-100, 114-123.

2. Оконь В. Основы проблемного обучения. - М.: Просвещение, 1968. - с. 9-11.

3. Ильина Т.А. Педагогика. - М.: Просвещение, 1984. - с. 321-328.

4. Лернер И.Н. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - с. 100-113, 114-123.

5. Меретукова З.К. Проблемное обучение, как средство реализации единства дидактики и диалектики // Вестник Адыгейского Государственного Университета, 2006, №6.

6. Ушаков Г.А. Некоторые "проблемы" проблемного обучения // Родное слово, 2005, №4.

7. Шварц И.Е. Педагогика школы. - Пермь, 1968. - с. 240-257.

8. Ильина Т.А. Педагогика. - М.: Просвещение, 1984. - с. 307-315.

9. Оконь В. Введение в общую дидактику. - М.: Высш. школа, 1990. - с. 236-260.

10.Михайлычев Е.А. Дидактический контроль и педагогическая диагностика в педагогическом процессе // Педагогическая диагностика, 2006, №5.

Тема Формы обучения.

Цель: изучить основные формы организации обучения. Выделить специфику классно-урочной формы организации обучения, её преимущества и недостатки.

Основные понятия:

  • форма организации обучения;
  • урок, его преимущества и недостатки;
  • формы обучения в вузе, их разнообразие.

Задания студентам:

1. Выделить дидактические, воспитательные и развивающие требования к занятию на конкретном примере урока, лекции.

2. Составить план — конспект урока по схеме.

3. Проанализировать урок и определить возможности его совершенствования.

4. Рассказать о новаторских уроках, занятиях.

Работа студентов на занятии:

1. Анализ выделенных студентами дидактических, воспитательных и развивающих требований к занятию на конкретном примере урока, лекции.

2. Презентация плана-конспекта занятия, определение возможностей его усовершенствования.

3. Дискуссия по новаторским урокам среди микрогрупп.

Вопросы для самоконтроля:

1.Перечислите дидактические требования к уроку, занятию.

2. Что такое урок?

3. В чем системность применения требований к занятию?

4. Перечислите вузовские формы обучения.

Литература:

  1. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие для университетов и педагогических институтов, 2 издание. - М., 1990.
  2. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах. - М.: Проспект, 2005.
  3. Гин А. Приемы педагогической техники. Пособие для учителя. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 1999.
  4. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и её развитие. - М., 1989.
  5. Подласый И.П. Педагогика: учебное пособие для вузов. - М.: Просвещение, 1996.
  6. Троянская С.Л. Развитие общекультурной компетентности в процессе образования: монография. - Ижевск: типография УдГУ. 2004. - с. 89-98.

Тема Содержание воспитания.

Цель: Изучить содержание воспитания, дифференцировав его на составляющие воспитательного процесса (умственное, правовое, физическое, полоролевое, семейное, трудовое, художественное, экологическое и нравственное воспитание).

Основные понятия:

· содержание воспитания;

· целостный процесс воспитания.

Задания студентам:

1. Изучить основные понятия и категории.

2. Заполнить таблицу на основе изученной литературы.

3. Дать определение понятию «содержание воспитания».

Воспитание Определение и задачи Методы, свойства, формы, отношения Эффективность и издержки Связь с другими видами воспитания
1. Физическое воспитание        
2. Нравственное воспитание        
3. Семейное и поло-ролевое воспитание        
4. Правовое воспитание        
5. Трудовое воспитание        
6. Экологическое воспитание        
7. Умственное воспитание        
8. Художественное воспитание        

Работа студентов на занятии:

1. Организация деятельности и сообщений микрогрупп и отдельных студентов по видам воспитания.

2. Анализ деятельности микрогрупп и отдельных студентов на занятии.

3. Формулировка вывода по семинару.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем целостность процесса воспитания?

2. Определить понятие «содержание воспитания».

Литература:

  • Умственное воспитание:

1. Кукушин В.С. Общие основы педагогики. - Ростов-на-Дону, 2006.

2. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. - М., 1972.

3. Бордовская Н.В. Реан А.А. Педагогика. - Спб.:Питер, 2006.

4. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. - М., 1999.

5. Спенсер Г. Воспитание: умственное, нравственное и физическое. - М., 2003.

6. Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. - СПб, 1891.

7. Пидкасистый П.И., Коротаев Б.И. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении. - М., 1978.

  • Экологическое воспитание:

1. Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону, 1996.

2. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. - М., 2005.

3. https://berdiev.temator.ru/cont/2160/1.html

4. Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. - М., 1999.

5. Захлебный А.Н Охрана природы в школьном курсе биологии. - М., 1977.

  • Трудовое воспитание:

1. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа: обобщение опыта учебно-воспитательной работы в сел. сред. школе, 2 изд. - М.: Просвещение, 1979. - 393 с.

2. Подласый И.П. Педагогика: новый курс. - М., 2000. - 256 с.

3. Педагогика // Под. ред. Бабанского Ю.К. - М: Просвещение, 1988. - 479 с.

4. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Владос, 2004.

5. Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьника: Книга для учителя.- М., 1987.

  • Семейное или поло-ролевое воспитание:

1. Макаренко А.С. Книга для родителей. Педагогика, 1983.

2. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. - М.: Просвящение, 1991.

3. Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М.: Педагогика-пресс, 1992.

4. Семейное воспитание. Хрестоматия. - М.: Изд-во Академия, 2001.

5. Каптеров П.Ф. Педагогический процесс. - СПб., 1905.

6. Мой мир и я. Путь любви / Под ред. Б.П. Битинаса. - М.: Международный фонд образования, 1994.

  • Нравственное воспитание:

1. Сухомлинский В.А. Собрание сочинений в 3-х т. Рождение гражданина. т. 1. - с. 406-447. Павлышская средняя школа. т. 2. - с. 161-205. - М.: Просвящение, 1979.

2. Воспитательная деятельность педагога в современных условиях / И.Д. Демакова. - СПб.: КАРО, 2007. - с. 160.

3. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах. - М.: Проспект, 2005.

4. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие. - М., 2001.

5. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. - М.: Просвящение, 1986.

6. Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 2000.

7. Мой мир и я. Путь к еденению / Под ред. Б.П. Битинаса. - М.: Международный фонд образования, 1994. - с. 11-14, 71-76, 92-106, 115-119, 135-170.

8. https://www.cdrm.ru/kerigma/vosp-det/potap/stat/pot01.htm

  • Художественное и эстетическое воспитание:

1. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев: Радянська школа, 1972. - с. 154-174, 211-214.

2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М., 1985.

3. Петровский. Новое педагогическое мышление. - М., Педагогика, 1989.

4. Боревю. Эстетика. - М.: Издательство политической литературы, 1988.

5. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. Собрание в з-х т. - М.: Просвящение, 1979.

6. Неменский Б.М. Мудрость красоты. М.: Просвящение, 1987.

7. Запорожец И.Д. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников. - М.: Просвящение, 1985.

8. https://www.bolshe.ru/unit/18/books/2916/s/6

  • Физическое воспитание:

1. Сухомлинский В.А. Собрание в 3-х т. Павлышская средняя школа. т. 2. - М.: Просвящение, 1979.

2. Погодаев В.И. Настольная книга учителя физической культуры. 2-е издание, дополн. и перереб. - М.: Физкультура и Спорт, 2000.

3. Голованова Н.Ф. Общая педагогика. Учебное пособие для вузов. - СПб.: Речь, 2005.

4. Сидоров А.А. Педагогика. Учебное пособие для вузов физической культуры. - М., 2000.

  • Правовое воспитание:

1. Никитин А.Ф. Педагогика прав человека. - М., 1993.

2. Сластенин В.А. Педагогика - учеб. пособие. - М., 1997.

3. Элиасберг Н.И. Система правового образования в школе и воспитание гражданина России. - М., 2002.

4. Мошер Р. и др. Воспитание гражданина демократической школы. - М., 1996.

5. https://www.hro.org/



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: