Материалы для развития зрения
Розовая башня
Материал: 10 деревянных кубов розового цвета. Ребро наименьшего куба — 1 см, наибольшего — 10 см; ребро каждого куба на 1 см длиннее, чем ребро предшествующего по величине куба.
Цели: прямая — развитие глазомера, построение башни соответственно уменьшению размеров кубов (т. е. построение сериационного ряда); создание сенсорной базы для последующего ознакомления ребенка с понятиями «большой—маленький»; косвенная — развитие контроля и координации движений, подготовка к изучению математики.
Примечания: 1. Розовая башня стоит справа от цилиндров-вкладышей вертикально на низкой полке или подставке таким образом, чтобы ребенок мог самостоятельно дотянуться до нее и взять верхний кубик. 2. Работа с башней происходит на коврике, чтобы в случае падения кубики не создавали шума. Для презентации желательно выбрать коврик, контрастирующий по цвету с башней (например, зеленый), для того чтобы башня была на нем хорошо видна.
Презентация: 1. Учитель, указывая на башню, стоящую на полке: «Это розовая башня. Давай попробуем ее построить! Принеси, пожалуйста, коврик!» Ребенок приносит коврик и расстилает его на полу.
2. Учитель берет верхний кубик пальцами правой руки, ладонью ле- вой руки придерживает его снизу, переносит кубик и осторожно кладет его на ковер.
Примечание: важно обратить внимание ребенка на то, как именно при переноске кубик обхватывают сверху пальцами. При схватывании маленьких кубов пальцы почти что собраны щепотью, а при схватывании больших по размеру кубов они постепенно «раскрываются», «растягиваются». Тем самым создается сенсорная база для последующего введения понятий «большой—маленький».
3. Учитель показывает, как переносят второй куб, третий и т.д., впе- ремешку располагая их на коврике.
Примечание, иногда полезно попросить ребенку помочь, привлекая его тем самым к работе.
- Все кубы лежат вперемешку на коврике. Учитель встает на колени на ковер справа от ребенка и говорит: «Я покажу тебе, как строят башню, а потом ты попробуешь сам».
- Учитель внимательно рассматривает кубы, выбирает самый большой и ставит его на середину ковра. Затем он снова осматривает кубы, выбирает самый большой среди оставшихся и ставит его на первый выбранный куб, располагая посередине. Таким образом строится вся башня.
Примечание: можно привлечь ребенка к работе, спросив у него, например: «Ты знаешь, какой следующий куб нам нужен?»
6. Когда башня построена, учитель с ребенком обходят коврик, со всех сторон осматривая башню.
- Учитель показывает, как разбирают башню. Он снимает кубики по одному и аккуратно кладет их в беспорядке на коврик. Учитель предлагает ребенку построить башню самостоятельно.
- По окончании работы кубы по одному в обратной последовательности относят на прежнее место и строят башню на полке.
Контроль ошибок: визуальный: осуществляется при внимательном осмотре башни.
Особый интерес: точно поставить самый маленький кубик.
Упражнения: 1. Повторение работы, показанной на презентации, для закрепления пройденного.
- Построение башни с другим взаимным расположением кубов. Кубы при этом ставят друг на друга точно на угол, вдоль одной и той же пары соседних граней. В качестве контроля ошибок (на этот раз механического) используют самый маленький кубик, выставляя его поочередно на каждую из получившихся ступенек. Ширина ступенек при правильно выстроенной башне должна быть в точности равна ширине наименьшего кубика.
- Построение лестницы из кубиков, лежащих на ковре.
- Положить кубы на ковер наискосок — так, чтобы каждый куб одним своим ребром касался предыдущего, а другим — последующего куба.
- Расположить кубы на ковре в виде крута, спирали.
- Построить башню, повернув четные кубы на 45°.
- Игры на расстоянии. Кубы в беспорядке лежат на одном коврике, другой ковер, рядом с которым располагается учитель, находится на некотором расстоянии от первого:
а) учитель: «Принеси мне, пожалуйста, самый большой куб». Ребенок выполняет задание. Учитель ставит принесенный куб на середину ковра и просит: «А теперь принеси мне, пожалуйста, самый большой из оставшихся кубов». Второй куб, принесенный ребенком, учитель ставит на первый, затем снова дает то же зада- ние и т.д. Таким образом возникает башня на ковре учителя. Если все задания ребенок выполнил правильно, башня будет иметь пер- воначальный вид. В дальнейшем роль учителя может играть другой ребенок;
б) учитель берет один из кубов (но не наибольший и не наи- меньший), кладет его на свободный ковер и просит ребенка принести:
куб, меньший этого;
куб, больший этого;
все кубы, которые меньше этого;
все кубы, которые больше этого;
следующий по величине куб, больше этого;
следующий по величине куб, меньше этого;
самый большой куб;
самый маленький куб.
После выполнения каждого задания принесенный куб или кубы ребенок относит обратно или же оставляет на ковре учителя. Из принесенных кубов полезно построить башню или выложить любую фигуру, но так, чтобы закономерность изменения размеров кубов была хорошо видна.
Контроль ошибок проводится визуально или же с помощью наименьшего куба.
8. Групповые игры. Кубы раздаются детям по одному или по два. Перед учителем — пустой ковер.
Учитель: «У кого самый большой куб? Поставь его на ковер!» Ребенок, у которого находится самый большой куб, кладет его на ковер. Учитель: «У кого следующий по величине куб? Поставь его на первый!» и т. д. В результате на ковре получается башня. Таким же образом можно выложить любую конфигурацию кубов.
9. После проведения презентации коричневой лестницы — комбинации с брусками-призмами из коричневой лестницы.
- Комбинации с красными штангами, цилиндрами-вкладышами, цветными цилиндрами по отдельности или со всеми вместе.
- Найти в помещении и на улице предметы кубической формы.
12. Использование всех новых понятий в повседневной жизни.
Примечание: с розовой башней можно проделывать очень много упражнений. Рекомендуем читателю придумывать их самостоятельно.
Расширение словарного з а п а с а: в форме трехступенчатого урока вводятся следующие понятия: «большой—маленький»; «самый большой—самый маленький»; «большой—больше— самый большой»; «маленький —меньше—самый маленький»; «больше, чем — меньше, чем».
Возраст: с 2,5 лет.
Материалы для развития осязания
Шершавые таблички
Материал: пять пар прямоугольных табличек размером 12х х 9 см, отличающихся по степени шершавости: имеются пары более и менее шершавых табличек, покрытых мелкой крошкой, напоминающей чистый речной песок. На обратной стороне табличек имеются контрольные метки: на парных одинаковых табличках наклеены кружочки одинакового цвета. Ящик, в котором вертикально стоят все десять табличек. Набор для сенсибилизации пальцев.
Цели: прямая — развитие осязания; нахождение пар табличек, одинаковых на ощупь; косвенная — подготовка к письму.
Презентация: 1. Учитель: «Смотри, какие красивые таблички! Ты уже знаешь, что с ними делают? Если нет, тогда давай попробуем с ними поработать! Ты можешь взять ящик и перенести его на стол». Учитель показывает, как его берут: слева и справа ящик обхватывают большими пальцами обеих рук спереди, остальными — сзади. Учитель приподнимает ящик, говорит: «Вот так берут ящик», — и ставит его обратно. Ребенок переносит ящик на стол.
2. Ящик ставят на стол между учителем и ребенком, отодвинув его к дальнему краю, но так, чтобы ребенок мог до него дотянуться. По уже приведенной методике учитель и ребенок сенсибилизируют пальцы (см. описание работы с досками для ощупывания А, В к С). Учитель: «Мы будем искать одинаковые на ощупь таблички. Я покажу тебе, как это делают».
Примечание: чтобы таблички перед началом презентации не стояли парами, их следует предварительно перемешать, переставив в ящике две— три таблички.
- Правой рукой учитель берет первую табличку, кладет ее на стол и, придерживая за край левой рукой, легко проводит кончиками пальцев правой руки сверху вниз по ее поверхности. Затем табличку можно точно так же погладить левой рукой. Ребенок повторяет его действия.
- Учитель берет из ящика вторую табличку, кладет ее рядом с первой справа, проводит по ней кончиками пальцев правой руки, затем — снова по первой, сравнивая их на ощупь. Он предлагает ребенку проделать то же самое и спрашивает: «Они одинаковы на ощупь?» Если таблички одинаковы, их откладывают в сторону слева от ящика друг рядом с другом. Если таблички разные, то вторую, неподходящую табличку кладут перед ящиком. Из ящика берут следующую табличку и сравнивают ее с первой — и так до тех пор, пока пара не будет найдена. Неподходящие таблички все время складывают в стопу перед ящиком таким образом, чтобы их потом удобно было ставить обратно в ящик. Одинаковые пары табличек кладут слева от ящика друг под другом под первой парой.
- Как только пара найдена, все неподходящие таблички кладут обратно в ящик, возвращаясь, таким образом, к исходной ситуации, когда на столе стоит ящик с табличками и нужно найти пару одинаковых на ощупь табличек. Лежащая на столе пара табличек — как бы не в счет, ведь она уже найдена!
Примечание, ход этой презентации — прекрасный пример того, как сенсорный материал опосредованно служит для развития логического мышления ребенка, для знакомства с алгоритмом работы как таковым. Для пояснения этого факта приведем один математический анекдот.
«Задача 1; Даны пустая кастрюля, плита и кран с холодной водой. Нужно вскипятить воду. Какова последовательность действий? Решение задачи 1: в кастрюлю наливаем воду, ставим ее на плиту, зажигаем огонь, кипятим воду.
Задача 2. Снова даны кастрюля, плита и кран с холодной водой, но кастрюля с водгій уже стоит на плите. Требуется вскипятить воду. Первое решение задачи 2 (обычное): зажечь газ и вскипятить воду. Второе решение задачи 2 (математическое): вылить воду из кастрюли и сказать, что задача сводится к предыдущей».
В этом анекдоте заключен глубокий смысл, так как сведение решения проблемы (необязательно математической) к уже известному алгоритму на практике бывает очень полезным: не надо снова «изобретать велосипед». В нашем же случае поиска парных табличек мы не станем при поиске второй пары брать таблички из стопки, уже лежащей на столе, хотя, казалось бы, это удобно — их уже не надо вынимать из ящика. Напротив, мы уберем все неподходящие таблички обратно в ящик и сведем задачу к предыдущей, которую мы уже умеем решать.
6. Когда найдены все пары, учитель показывает пример контроля ошибок. Он берет первую пару табличек, снова проводит по каждой кончиками пальцев, еще раз сравнивая свои тактильные ощущения, затем переворачивает их и сравнивает цветные метки: «Метки одинаковые, значит, мы и в самом деле правильно нашли пару!» Таблички по одной ставят обратно в ящик. Правильность подбора остальных пар может проверить ребенок.
7. По окончании работы ящик с табличками относят на место.
Особый интерес: чувствовать самые тонкие различия на ощупь.
Контроль ошибок: тактильный; опосредованный: с помощью контрольных меток; визуальный: таблички с разным качеством поверхности несколько отличаются по цвету.
Упражнения: 1. Повторение работы, показанной на презентации, для закрепления пройденного.
2. Находить пары табличек с завязанными глазами.
3. Построение сериационного ряда. Учитель берет по одной табличке разных степеней шершавости, поочередно проводит по их поверхности кончиками пальцев и раскладывает слева направо друг за другом, начиная с таблички с самым грубым покрытием и кончая табличкой с самым мелким покрытием. Ребенок строит сериационный ряд из вторых экземпляров табличек. Ряд, построенный учителем, он использует в качестве средства контроля.
4. Связь с реальной жизнью. В помещении или на улице касаются различных предметов с шершавой поверхностью — коры деревьев, песка, дорожки, стены дома, поверхности баскетбольного мяча — и определяют, какие более, а какие — менее шершавые.
Расширение словарного запаса: в форме трехступенчатого урока вводятся понятия «шершавый — более шершавый — самый шершавый». Возраст: с З лет.