Материалы для развития слуха




Шумящие коробочки

Материал: два деревянных ящика с деревянными коробоч­ками-цилиндрами. В ящике с красной крышкой находятся шесть коробочек с красными крышечками, в ящике с синей крышкой — шесть коробочек с синими. Коробочки из одного ящика при встря­хивании издают различные шумы: от тихого до громкого. Для каж­дой коробочки из одного ящика имеется парная в другом ящике, издающая при встряхивании точно такой же шум. На днище коро­бочек с одинаковыми шумами наклеены контрольные метки — кружочки одного и того же цвета. Метки всех пар отличаются по цвету друг от друга.

Цели: прямая — развития слухового восприятия; составление пар одинаковых шумов; пробуждение акустического внимания; косвенная — подготовка к музыкальным занятиям.

Примечания: 1. Ящики стоят на полке рядом: ящик с красной крышкой — слева, с синей — справа. Ящики открыты; крышки лежат под ними. Можно поменять ящики местами — это несуще­ственно. Красный ставится обычно слева для единообразия: у крас­но-голубых штанг красные отрезки тоже находятся слева.

  1. С материалом удобнее работать на столе: на коврике коробоч­ки менее устойчивы.
  2. Есть несколько способов расстановки предметов на столе для презентации. Мы подробно опишем один и коротко — другой.

Презентация: 1. Учитель обращает внимание ребенка на содержи­мое ящиков: «Смотри, какие красивые коробочки. На вид они одинако­вы. Ты знаешь, что с ними делают? Нет? Тогда можешь взять этот ящик и поставить его на стол. Ящик носят так». Учитель накрывает красной крышкой ящик с красными коробочками, берет его с обеих сторон так, чтобы четыре пальца рук находились под дном, приподнимает, держит на весу 2—3 с и ставит обратно.

  1. Первый способ расстановки предметов для презентации и дальней­шей работы. Ребенок ставит на стол ящик с красной крышкой, учитель — с синей. Их ставят посреди стола ближе к дальнему краю на расстоянии друг от друга, чуть большем ширины ящика. Ящики обращены к учителю и ребенку своей узкой стороной. Ящик с красной крышкой находится слева, с синей — справа. Учитель снимает синюю крышку с ящика и кладет ее прямо перед ним, не переворачивая. Он просит ребенка снять красную крышку с другого ящика и положить ее перед ним.
  2. Учитель берет левую ближнюю к нему коробочку из левого ящика большим, указательным и средним пальцами правой руки, медленно вынимает ее и ставит перед ребенком. Пальцами левой руки он обхваты­вает коробочку за середину, приподнимает ее; большим и указательным пальцами правой руки берет ее за дно и крышку и несколько раз встряхи­вает. Кисть руки свободно движется. Коробочка издает шум; учитель вни­мательно прислушивается к шуму, ребенок тоже. Можно спросить ребен­ка: «Ты слышишь шум?» Когда ребенок услышит шум, учитель берет ко­робочку левой рукой за середину и ставит ее на красную крышку ящика.

Примечание, существуют еще два способа встряхивания коробочек: а) этот способ изобретен самой Монтессори. Коробочку плотно обхва­тывают ладонью руки, как палку, и встряхивают обычным образом. Пер­воначально коробочки даже имели соответствующие углубления по вы­соте для облегчения их встряхивания именно таким способом. Недо­статком этого способа является заметное приглушение шума, что не­желательно; б) при втором способе встряхивания указательный палец правой руки кладут на крышку коробочки, а большим и средним об­хватывают ее с обеих сторон. Встряхивание производят отрывистыми движениями вдоль оси коробочки. Этот способ имеет тот недостаток, что здесь не происходит растяжки пальцев и раскрытия ладони, а также остается жесткой кисть. Но он удобен для детей с короткими пальчика­ми, если они не могут по этой причине держать коробочку за оба осно­вания.

  1. Учитель: «Мы будем искать коробочку с точно таким же шумом в другом ящике». Он вынимает левую ближнюю к нему коробочку из пра­вого ящика и ставит ее перед ребенком на стол. Затем он встряхивает по очереди коробочку, стоящую на красной крышке, и коробочку с синей крышкой, стоящую перед ним, сравнивая издаваемые ими шумы. Можно поднести коробочки поближе к уху ребенка, чтобы он лучше расслышал шумы. Желательно встряхивать коробочки поочередно у левого и правого уха, так как иногда уши слышат по-разному: одно лучше, другое хуже.
  2. Учитель: «Эти коробочки одинаково шумят?» Если шумы не одина­ковы, коробочку с синей крышкой ставят на синюю крышку ящика, берут из левого ряда правого ящика следующую коробочку и сравнивают издаваемый ею шум с шумом той, которая стоит на красной крышке ящика. Так продолжают действовать, пока пара не будет найдена. Если пара коробочек с одинаковыми шумами найдена, ее ставят между ящи­ками ближе к их задней стенке, а коробочки, стоящие на синей крыш­ке, по одной убирают обратно в синий ящик. Далее из левого ящика берут следующую коробочку с красной крышкой и описанным выше способом ищут пару и к ней.

Примечание: мы снова вернулись к первоначальной ситуации, «сведя задачу к предыдущей».

  1. Если все пары найдены, проводится контроль ошибок: сначала с помощью слуха, затем — визуальный. Учитель: «Давай проверим, пра­вильно ли мы нашли пары одинаковых шумов». Он берет ближайшую к нему пару коробочек, несколько раз поочередно встряхивает их, при­слушиваясь; наконец, переворачивает их и смотрит на контрольные метки. Он говорит: «Смотри, метки одного и того же цвета, значит, мы и в самом деле правильно нашли пару». Затем проверяют остальные пары. Проверенные пары ставят на место: коробочки с красной крышкой — в левый ящик, с синей — в правый.
  2. Ребенок повторяет упражнение. По окончании работы ящики отно­сят на полку.

Примечание: второй способ расстановки предметов при презентации и дальнейшей работе с шумящими коробочками. Ящики ставят посереди­не стола вплотную друг к другу таким образом, что ящик с красной крышкой находится слева. Ящики обращены к учителю и ребенку своей узкой стороной. Красную крышку кладут слева от ящика с коробочками с красными крышечками, вплотную к нему; синюю крышку — справа от соответствующего ящика. В процессе презентации коробочку с красной крышкой, к которой ищут пару, ставят перед ящиком с красными коро­бочками; неподходящие коробочки с синими крышками ставят- на си­нюю крышку ящика, а пары коробочек — слева от красной крышки ящика или же на нее.

Учителю следует выбрать из всего многообразия способов расстанов­ки предметов только один способ и показывать его всем детям группы. В противном случае может возникнуть путаница, и дети будут дезориен­тированы, что недопустимо.

Особый интерес: встряхивание коробочек; различные шумы.

Контроль ошибок: на слух; опосредованный: с помощью контрольных меток.

Упражнения: 1. Повторение работы, показанной на пре­зентации, для закрепления пройденного.

2. Нахождение пар одинаковых шумов с завязанными глазами.

3. Построение сериационного ряда. Учитель выстраивает ряд коробочек по принципу «от громкого к тихому». Для этого берут коробочки из одного и того же ящика. Слева находится коробочка с самым громким, справа — с самым тихим шумом. Ребенок стро- ит свой ряд, используя для этого коробочки из другого ящика. Ряд, построенный учителем, используется в качестве провероч- ного для контроля ошибок.

Примечание: для экономии времени учитель может, построив сериационный ряд, на кусочке белого картона нарисовать после­довательность контрольных меток для этого ряда. Ребенок исполь­зует эту картинку для визуального контроля ошибок или восста­навливает по ней сериационный ряд для контроля ошибок на слух.

  1. Игра на расстоянии. Нахождение пар одинаковых шумов, когда ящики стоят на разных столах, находящихся на некотором рас­стоянии друг от друга. Сложность состоит в том, что ребенку не­обходимо запомнить шум и вспомнить его через некоторое время, необходимое для перехода от одного стола к другому. При этом ящик с красной крышкой стоит на одном столе, крышка лежит перед ним; именно на нее ставят коробочку, к которой ищут пару. Парные коробочки ставят справа от ящика. Ящик с синей крыш­кой стоит на другом столе, крышка лежит перед ним. На нее ста­вят коробочки, не подходящие к искомой.
  2. Групповая игра. Трое или шестеро детей берут соответствен­но по 2 или по 1 коробочке с синими крышками. Один ребенок — ведущий — берет коробочку с красной крышкой, встряхивает ее, запоминая шум, подходит по очереди к детям и просит их встрях­нуть коробочки. Если он нашел пару к своей коробочке, он ставит ее справа от ящика с красной крышкой. При поиске пары ребенок может взять коробочку с собой и время от времени встряхивать ее, вспоминая шум, что проще, или оставить ее на столе, что труднее, так как требует развитой акустической памяти.

6. Определение направления звука. Дети садятся на стулья или на ковер и закрывают глаза. Учитель или другой ребенок, находясь в каком-либо месте комнаты, издает некий звук: хлопок, щелчок, звонок колокольчика, шуршание, встряхивание коробочки и т.д. Затем он уходит в другое место.

Дети должны определить направление звука.

7. Связь с реальной жизнью. Дети слушают разные шумы и опре- деляют, какие предметы их издают: машина, дверь, погремушка, заводная игрушка, бумага, подошва ботинка, льющаяся вода...

Расширение словарного запаса: в форме трехступен­чатого урока вводятся понятия: «громкий—тихий», «громкий— громче—самый громкий», «тихий—тише—самый тихий», «самый громкий — самый тихий», «громче, чем — тише, чем».

Возраст: с 3 —3,5 лет.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: