Дипломная работа является видом самостоятельной и научно-исследовательской работы студента, и представляет собой законченное по форме и содержанию исследование теоретического и экспериментального характера, имеющее практическое значение.
Подготовка дипломной работы требует от исполнителя уверенных навыков работы с исходными источниками информации, осмысленного ознакомления с их содержанием, самостоятельности мышления и умеренных аналитических способностей.
Композиционная структура дипломной работы:
· Титульный лист
· Содержание (оглавление)
· Введение
· Главы основной части
· Заключение
· Список литературы
· Приложения
Титульный лист является первой страницей дипломной работы и заполняется по строго определенным правилам. Он должен содержать следующие сведения:
1. Название министерства, учебного заведения, факультета и кафедры.
2. Полное название работы (перенос слов на титульном листе не допускается, точки в конце заголовков не ставят).
3. Фамилию, имя и отчество автора с указанием курса и формы обучения;
4. Фамилию и инициалы научного руководителя, его ученую степень (звание);
5. Фамилию и инициалы рецензента, его ученую степень (звание);
6. Фамилию и инициалы нормоконтролера, его ученую степень (звание);
7. Место и год написания работы.
Образец оформления титульного листа дипломной работы приведен в приложении А.
Содержание (оглавление) – развернутый план дипломной работы, в котором приводятся все заголовки дипломной работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя.
|
Слово «Содержание» печатают в виде заголовка (симметрично тексту).
Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на 3-5 знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинают с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяется отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.
Нумерация рубрик делается по индексационной системе, то есть с цифровыми номерами, содержащими во всех ступенях, кроме первой, номер, как своей рубрики, так и рубрики, которым она подчинена. Введение и заключение не нумеруются.
Образец оформления оглавления дипломной работы см. в приложении Б.
Введение представляет собой наиболее ответственную часть дипломной работы, поскольку содержит в сжатой форме все фундаментальные положения, обоснованию которых посвящена дипломная работа. Это актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, объект и предмет исследования, избранный метод (методы) исследования; теоретическая значимость и прикладная ценность полученных результатов.
Актуальность – одно из основных требований, предъявляемых к дипломной работе. Поэтому ее введение должно начинаться с обоснования актуальности выбранной темы.
Освещение актуальности должно быть немногословным, оно предполагает лишь соответствие Вашей работы состоянию науки на сегодняшний день, ее реальным потребностям и пригодность Вашей дипломной работы, как попытки решения ее насущных проблем. Таким образом, обоснование актуальности темы содержит объяснение того, почему к данной теме целесообразно обратиться именно сейчас, какова научная и практическая необходимость, в каком состоянии находятся современные научные представления о предмете исследования.
|
Основными аспектами актуальности являются:
1. Необходимость дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению. Имеется в виду, что новые данные о характеристиках и взаимосвязях позволят прояснить природу явления, закроют некоторое «белое пятно» в существующих представлениях.
2. Потребность в новых фактах, которые позволят расширить теорию и сферу ее применения.
3. Потребность в более эффективных психодиагностических и исследовательских методах, способных обеспечить получение новых данных.
4. Потребность в методах (способах, технологиях), имеющих более широкие возможности и эффективность психологического воздействия.
5. Потребность в дополнении или переработке психологических теорий, концепций.
6. Потребность в разработке психологических рекомендаций или в решении практических проблем на основе использования психологических знаний.
За обоснованием актуальности должно следовать рассмотрение степени научной разработанности проблемы.
Здесь нужно перечислить прошлых и современных, отечественных и зарубежных ученых, занимавшихся данной проблемой в различных ракурсах, указать недостаточно освещенные пункты, а так же искажения, обусловленные слабой освещенностью темы в отечественной литературе, если таковые имели место. Принципиально важно осветить особо значимые работы, дать им обоснованную критическую оценку, отметить главные особенности и недостатки.
|
Необходимо отметить, насколько проблема изучена в целом.
Недостаточность знаний, информации, противоречивости научных представлений создают условия для формулирования научной проблемы.
Гипотеза – это логически обоснованное предположение о наличии, отсутствии или виде связи между изучаемыми явлениями, о характере этой связи, о закономерностях динамики явления (как протекает процесс?) и т.д.
Краткое обоснование гипотезы представляется во введении, а развернутое - в описании проблемы и программы исследования, которая должна логически вытекать из проведенного теоретического анализа проблемы.
Чтобы построить «хорошую» научную гипотезу, которую можно проверить эмпирически, следует помнить, что гипотеза:
- не должна содержать понятий, которые эмпирически не могут быть конкретизированы, т.е. не «операционализированы»;
- не должна содержать ценностных суждений;
- не должна включать в себя слишком много ограничений и допущений;
- должна быть проверяемой.
Далее формулируются цели и задачи исследования.
Цель исследования – желаемый конечный результат, он может быть теоретико-познавательным или практическим.
Основные виды целей психологического исследования:
1. Определение характеристик изучаемого явления;
а) обнаруженная вами или отмеченная в литературе неполнота описания характеристик психологического явления, изучение которого достаточно актуально в данный момент;
б) противоречия между эмпирическими данными разных авторов.
2. Выявление взаимосвязей психических явлений.
Ставя своей целью исследование взаимосвязей, надо обязательно включить в число задач определение характеристик взаимосвязей: их основы, направленности, устойчивости; постараться определить целостную структуру взаимосвязей или место той связи, которая находиться в центе Вашего внимания, среди совокупности других, близких, а иногда и отдаленных, объяснить сущность связи.
3. Изучение возрастной динамики явления. Исследование процессов роста, созревания, развития, возрастной изменчивости психики.
4. Описание нового феномена, эффекта.
Новый феномен открывают в ходе проводимого эмпирического исследования проверки гипотезы. Он может быть зафиксирован потому, что был ожидаем, а может быть замечен внимательным исследователем.
5.Открытие новой (другой) природы явления.
Исследователь очерчивает класс явлений, которые будут для него предметом рассмотрения. Затем отмечает противоречивость, недостаточность объяснения сущности явлений данного класса, вводит новые термины, связывая их между собой. Отличить действительно новое и эффективное объяснение могут помочь следующие критерии:
а) обычно недостаточно одного нового термина. Нужны новые понятия и/или изменения понимания ряда терминов, определений в этой области;
б) соотношения новых понятий должны быть указаны, названы в явной форме;
в) новое описание или объяснение дает возможность предсказывать новые, еще не известные феномены. Как следствие новых объяснений могут быть описаны неизвестные ранее закономерности;
г) закономерность высокого уровня обобщенности редко дается доказать или опровергнуть в одной или ограниченной серии экспериментов, наблюдений. Четко определить сферу действия закономерности – главная задача автора.
6. Обобщение.
Результатом такого исследования является выведение новых понятий, либо новое определение имеющихся.
7. Создание классификации типологии.
Разработка классификаций предполагает, прежде всего, поиск и обоснование критериев классификации, очерчивание области явлений, охватываемых классификаций. Классификация должна быть ясно соотнесена с определенной теорией, концепцией. Определяется количество видов (типов, групп) и выделены их отличительные признаки.
К числу достоинств хорошей классификации можно отнести: новое понимание плана явлений, создание на их основе более эффективных диагностических процедур, расширение возможностей прикладных применений психологических знаний.
8. Создание психологической методики.
9. Адаптация психодиагностической методики.
10. Доказательство эффективности разработанной психокоррекционной методики.
Задачи исследования – это выбор путей, средств достижения целей исследования. Среди задач можно выделить:
1. Задачи, обеспечивающие нахождение новых фактов;
2. Задачи, помогающие включить их в систему имеющихся психологических знаний (Позволяющие определить «смежные» явления, ближайшие взаимосвязи, детерминанты ближайших уровней психики, внутреннее строение явления)
Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования.
Объект – это то, на что будет направленно исследование, он более общий по отношению к предмету. Объект может быть моделируемым (например, операции анализа и синтеза в мышлении) или реальным (индивид или группа людей).
Предмет формулируется в контексте исследования и является частным по отношению к его объекту. Предметом исследования выступает то, что исследуется в выделенном объекте (психические свойства, состояния, процессы, функции, виды поведения, деятельности и общения, взаимоотношения между ними и т.д.).
Так же необходимо указать методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной цели.
Все исследовательские методы можно разделить на: методы сбора эмпирической информации (наблюдение, опрос, анализ продуктов человеческой деятельности, в том числе документов, эксперимент и т.д.) и методы теоретические. От этих двух групп научных методов следует отличать методы обработки полученных данных (качественные и количественные, среди последних — специальные методы математической статистики).
Обоснованный выбор методов опирается прежде всего на понимание специфики объекта и предмета исследования, а вот уже конкретные приемы и техники (в психологии их часто называют «методиками») определяются поставленными задачами и условиями проведения исследования.
Основная часть работы по объему должна составлять примерно 70% всего текста и согласовываться в своей структуре с планом дипломной работы. Принципиальными требованиями к основной части являются доказательность, последовательность, отсутствие в ней лишнего, необязательного и загромождающего текст - материала.
Основная часть должна содержать основные положения разрабатываемой темы. В основной части, как правило, выделяют – теоретическую и экспериментальную части.
В теоретической части дается анализ теоретических зарубежных и отечественных исследований по выбранной теме; тема рассматривается в историко-генетическом плане: начало исследования, этапы развития и современное состояние проблемы. Необходимо проанализировать разные точки зрения, подходы к исследуемой проблеме, оценить достоинства и недостатки каждой из них, указать свою позицию. В дипломной работе требуется четко выделить опорные теоретические позиции, из которых автор будет исходить при разработке основных вопросов темы.
В экспериментальной части следует описать контингент испытуемых, методику исследования (совокупность психологических методов, использованных автором дипломной работы в своем исследовании), полученные экспериментальные данные и их количественный и качественный анализ. В этой части формируются выводы по экспериментальным данным.
Требования к экспериментальной части работы:
1. Полный перечень используемых методик, их описание, обоснование выбора методик. Если в работе использовались известные (распространенные) методики, их подробно описывать не надо. Необходимо привести ссылки на источник информации или поместить в приложении описание методик.
2. Описание выборки испытуемых: количество, состав по полу, возрастные параметры, социально-демографические характеристики.
3. Описание условий и процедур эксперимента.
4. Сводные таблицы сырых данных. В приложении даются протоколы исследования.
5. Список всех признаков, которые были включены в математико-статистическую обработку: номер признака и название параметра, который за ним стоит.
6. Первичные статистики (среднее арифметическое, среднее квадратичное) можно поместить в нижних строчках сводных таблиц.
7. Описание математико-статистического анализа, сведения об уровнях значимости, достоверности, сходства и различий.
8. При корреляционном анализе предъявляются матрицы интеркорреляций с пометкой значимых корреляций на 0,01 и 0,05 уровне.
9. Всем количественным результатам должно быть дано психологическое объяснение: возможные причины, взаимосвязи.
10. В конце экспериментального исследования формулируются выводы:
а) желательное число выводов 5-7;
б) выводы должны содержать оценку соответствия результатов поставленным задачам, оценку продвижения в решении проблемы;
в) каждая поставленная задача, должна быть отражена определенным образом в выводах.
Заключение должно содержать выводы, сделанные по результатам всей работы. Эта часть самая небольшая по объему, имеет особую важность, поскольку именно здесь в завершенной и логически безупречной форме должны быть представлены итоговые результаты Вашего труда, то есть формулирование того нового, что внесено Вами в изучение и решение проблемы.
В заключении необходимо соотнести полученные выводы с целями и задачами, поставленными во введении, соединить в единое целое извлеченные выводы, оценить успешность собственной работы. Кроме того, следует оценить перспективу дальнейших исследований по данной теме, очертить встающие в этой связи новые задачи.
Список литературы – это перечень литературных источников, использованных в ходе работы над темой. Этот список отражает самостоятельную творческую работу студента и должен содержать не менее 50 источников.
Каждый включенный в список литературный источник должен иметь отражение в тексте дипломной работы.
Не следует включать в список те работы, на которые нет ссылок в тексте и которые, фактически не были использованы.
Книги и статьи, использованные при подготовке дипломной работы, записываются по алфавиту (под номерами или без номера). Однако не следует в одном списке смешивать разные алфавиты. Иностранные источники обычно помещают по алфавиту после перечня всех источников на русском языке.
Примеры оформления различных источников:
1. Бернс Р. Развитие Я – концепции и воспитание. -М., 1986 (оформление монографии).
2. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. -М., 1972. –с. 24-56 (оформление статьи из сборника – обязательно указываются страницы).
3. Огинская М. М., Разин М. В. Мифы психотерапии и их функции // Вопросы психологии. – 1991 - №4 (оформление статьи из журнала).
4. Семья в психологической консультации. /Под редакцией А. А. Бодалева, В. В. Столина – М., 1989 (оформление книги по заглавию, указывается под чьей редакцией).
5. Rogers C. R. Die nichtsdirektive Beratung.- Munchen, 1973.
Цитаты, статистические данные и другие материалы, приведенные из литературных источников, должны сопровождаться концевыми ссылками. Ссылка располагается в конце последнего предложения, где в квадратных скобках пишется арабскими цифрами порядковый номер литературного источника из списка использованной литературы.
Приложения представляют собой дополнительный материал справочно-информационного характера.