Развитие женского образования




 

Поступательное культурное развитие страны еще во второй половине XVIII века поставило перед царским правительством вопрос о женском образовании. Признавалось возможным давать государственное образование лишь особам дворянского происхождения в закрытых учебных заведениях. Такими заведениями стали институты благородных девиц. Наиболее привилегированным институтом благородных девиц был Смольный институт или, как его первоначально называли, "Воспитательное общество благородных девиц", основанное в 1764 году в стенах Воскресенского Новодевичьего монастыря около деревни Смольной [44].

Воспитанницы института делились по 4 возрастам: I - от 6 до 9 лет; II - от 9 до 12 лет; III - от 12 до 15 лет; IV - от 15 до 18 лет. В учебной программе особое место занимали Закон Божий и иностранные языки. Помимо этого преподавались русский язык, арифметика, география, история, в третьем возрасте даже архитектура, опытная физика и геральдика. Для подготовки будущих хозяек и матерей воспитанницы обучались шитью, вышиванию, ведению домашнего хозяйства. Главной целью воспитания являлось формирование "нового типа" дворянской женщины, образованной, эстетически развитой, способной занять видное место в светкой жизни. Для этого девушкам преподавались рисование, музыка, танцы, в четвертом возрасте - правила светского обхождения и учтивости. В 1802 году в Москве были открыты два Екатерининских института. В них принимали девиц из небогатых и незнатных дворянских семейств [45]. После Отечественной войны 1812 года в Петербурге на Васильевском острове был учрежден так называемый Патриотический институт, предназначенный для дочерей штаб - и обер-офицеров, принимавших участие в военных действиях. Затем в него стали принимать и детей чиновников. В 1812 году по образцу Патриотического был создан для дочерей младших обер-офицеров не потомственных дворянских семей Павловский институт. Институты благородных девиц были открыты также в Москве, Харькове, Астрахани, Нижнем Новгороде, Саратове, Одессе, Оренбурге, Киеве, Тифлисе и других городах [46].

К конце первой половины XIX века четко оформилась узкосословная система женского образования. Если для обучения дочерей дворянских семей предназначались институты благородных девиц, то девочки мещанского происхождения - дочери ремесленников, мелких торговцев, отставных низких военных чинов, мелких чиновников - могли учиться только в особых "мещанских" учебных заведениях. Первым из них было Мещанское училище при Смольном институте. Кроме мещанского училища, для девушек среднего сословия были образованы Мариинский институт, Дом трудолюбия, Сиротский институт [47].

Во второй четверти XIX века передовая общественность России возбудила вопрос о религиозно-нравственном обучении девушек крепостного состояния. Также среди животрепещущих проблем русской жизни, которые стали горячо обсуждаться в конце 50-х годов и в дружеском кругу, и на страницах печати, особое место занимал так называемый "женский вопрос". Общественные деятели, писатели, юристы стали говорить и писать о семейном, экономическом, юридическом и социальном положении женщин. Прогрессивные общественные деятели, публицисты и педагоги обращали внимание современников на значительность социальной роли жизни и особенно - женского образования. Ушинский писал: "Воспитание женщины, кроме индивидуального и семейного значения, имеет еще огромное значение в народной жизни, потому что через женщину только успехи науки и цивилизации могут войти в народную жизнь". Эту же мысль развивал и Н.И. Пирогов в своей знаменитой статье "Вопросы жизни", указывая на роль женщины - воспитательницы детей: "Кто же заронит в душу ребенка первую искру "быть человеком? Разумеется, та, которая ухаживает за колыбелью ребенка…" [48].

На страницах одного из самых передовых журналов того времени, "Современника", много места отводилось освещению женского вопроса. Разнообразные по жанрам произведения, в которых рассматривались те или иные проблемы социального и семейного положения женщины, были представлены широким кругом авторов. Среди них - Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Т.Г. Шевченко, Н.А. Некрасов, М.Л. Михайлов, А.Н. Пыпин, А.П. Суслова, А.Г. Жуковский, Н.Е. Карпович, А.Я. Панаева, К.Д. Ушинский и многие другие. Журнал "Рассвет" стал помещать списки книг и журналов для чтения девушкам, биографии знаменитых женщин, журнал "Русская беседа" опубликовал ряд статей женщин о своем обучении и воспитании - "Чему мы, женщины, учились?" [49].

Так, в ходе дебатов и журнальной полемики становилось все более ясным, что важнейшим залогом изменения социального, экономического, семейного положения женщин является просвещение. Необходимость создания открытых женских учебных заведений стала очевидной. Министерство просвещения вынуждено было приступить к подготовке реформы женской школы. В 1856 году министр просвещения А.С. Норов подал соответствующий доклад императору Александру II, который повелел "приступить к устройству на первый раз в губернских городах женских школ, приближенных по курсу к гимназиям" [50]. Однако министром внутренних дел Ланским было высказано опасение в своевременности подобного начинания, ибо "идея всесословного училища для детей женского пола и притом на общественные, а не на казенные средства, не будет понята обществом" [51].

В конце 1856 года работник Николаевского сиротского института А.А. Чумиков подал императрице Марии Александровне записку, в которой, наряду с критикой институтской системы воспитания, указывал на преимущества открытых учебных заведений. По распоряжению императрицы попечитель Петербургского учебного округа поручил Чумикову составить проект таких училищ по образцу немецких женских школ. В то время, пока составлялся и ходил по инстанциям проект Чумикова, профессор Н.А. Вышнеградский - инспектор классов Павловского института и редактор "Русского Педагогического вестника", заручились поддержкой Марии Александровны, обратился в Главный совет женских учебных заведений с проектом отдельного открытого женского училища в Петербурге и получил на это разрешение [52].

В начале XIX века открываются Дома трудолюбия - учреждения, где образование девочек и девушек соединялось с обучением мастерству. На обеспечение Домов трудолюбия шли пожертвования, причем организация финансирования строилась таким образом, чтобы девушкам из несостоятельных семей дать приданное. Начало XIX века - распространение женского образования в провинции.

В 1844 году женские учебные заведения были разделены на четыре разряда, для каждого - особая учебная программа. Программа учебных заведений первого разряда наиболее приближена к той, по которой обучались мальчики. В учебных заведениях второго разряда было расширено художественное воспитание и обучение рукоделию. Третий разряд (для мещанок) строился на обучении женским ремеслам. Девочки из крестьянских семей принимались только в приходские училища [53].

Культурной средой, благоприятной для возникновения, как первых, так и десятков последующих школ, было общественное движение 60-х годов. В результате в 1853 году было уже 25 женских институтов, где обучалось 4187 человек. Институты появились в Одессе, Астрахани, Киеве, Казани, Саратове, Иркутске и большей частью их содержание осуществлялось на средства местного дворянства. Росла также сеть медицинских школ и курсов, что в большей степени определялось активностью Бородина, еще одного яркого поборника женского (медицинского) образования.

Постепенно права девочек на образование расширялись. Местным властям было разрешено открывать начальные женские школы там, где было не менее 25 детей, желающих учиться. Но отношение к содержанию женского образования мало изменилось. В основе была облегченная программа, ориентированная на обучение некоторым ремеслам и домоводству [54].

В середине XIX в начальных народных школах в России обучалось почти 37 тысяч девочек. Но это было лишь чуть более восьми процентов всех учащихся и одна десятая процента всего женского населения. Проблема расширения форм женских учебных заведений стояла очень остро.

По положению о женских училищах, изданного в 1860 году, были учреждены 6-годичные женские курсы первого разряда и 3-годичные - второго разряда. И, наконец, в 1862 году открылись семиклассные женские гимназии. Ситуация с женскими учебными заведениями быстро меняется после крестьянской реформы 1861 года. Учиться стало уже более 185 тысяч девочек. В 1863 году в Петербурге были открыты Высшие женские педагогические курсы с двумя классами: техническим и практическим. Курсы имели два отделения - естественнонаучное и словесное. Так начиналась история Педагогического института имени А.И. Герцена. А в 1872 году были открыты Московские Высшие женские курсы (курсы Герье). Эти курсы положили начало высшему женскому образованию в России.

К 1915 году было уже 913 женских гимназий и 88 прогимназий. И все же неграмотных среди женщин оставалось втрое больше, чем среди мужчин [55].

Этот краткий курс в историю и проблемы женского образования показывает, что на протяжении всех периодов развития на основное - фундаментальное, глобальное - противоречие школьной системы накладывалось и специфическое социокультурное противоречие - отношение к девочке, подростку - девушке, прежде всего, как к будущей хозяйке в семье и матери, для которой ценность профессиональной или общественной карьеры если не сомнительна, то явно второстепенна. Оно впервые было обосновано Яном Амосом Коменским в его "Материнской школе", где он развивал идею взаимосвязи образованности матери и воспитанности ее детей. Для Коменского женщина - первая наставница детей. И это действительно великая и прекрасная роль женщины. Однако в представлении многих людей не одного поколения эта роль рисовалась естественной и основной. Такая позиция, существующая, видимо, на уровне архетипов, в подсознании, часто и самим женщинам мешает добиваться счастья и успехов в своей личной и общественной жизни. Эта позиция не преодолена в современном обществе.

Развитие женского образования в своей многотрудовой истории базировалось на разных позициях, вмещало противоречивые смыслы и отражало несхожие ожидания людей, как педагогов, так и учениц, которые, вырастая, кто с благодарностью, а кто и сожалением вспоминает школьные годы. Женское образование было реальной, хотя молчаливой ареной столкновения различных культурных интересов и представлений о сущности образования [56].

Теперь так называемый "женский вопрос перешел в другую плоскость - создания социальных условий для равноправного самоопределения и самореализации. Женщины получили возможность осуществлять свои права на равное образование, но остается противоречие: образование женщин само по себе не гарантирует им равных с мужчинами возможностей [57].

В Кубанской области до 1860 года не было ни одного женского учебного заведения. Образование женщин ограничивалось или исключительно домашним, или его получения за пределами области. На это ненормальное явление в жизни казачества первая обратила внимание супруга генерал-майора Наталья Сергеевна Иванина, урожденная Шпилевская. Благодаря энергии этой выдающейся женщины, в Екатеринодаре образуется кружок дам, поставивший себе задачу - помочь образованию детей. Это положило начало основанию Екатеринодарского женского благотворительного общества. В конце 1860 года в Екатеринодаре было открыто первое женское училище. Открывая школы, Иванина уделяла большое внимание составлению "устава" женского благотворительного общества, которое было утверждено 25 октября 1862 года. Согласно пункту 5 этого устава, Общество стало получать ежегодную субсидию от Кубанского казачьего войска в размере 1200 рублей [57].

Первый раз Общество собралось 23 декабря 1864 года в присутствии наказного атамана. В этот день избрали правление Общества. Его председателем стала супруга наказного атамана Елена Сергеевна Сумарокова-Эльстон, которая много сделала для Кубанской области на поприще женского образования. Дата избрания первого правления является днем официального существования Общества.

С 1865 года Общество перенесло свою деятельность в станицы, открывая постепенно школы в станицах Полтавской, Ладожской, Отрадной, Уманской, Баталпашинской, Андрюковской. Интерес к женскому образованию среди казачьего населения был незначителен. Порой приходилось даже сталкиваться с враждебностью. За первые 25 лет существования Обществом были открыты школы в тридцати населенных пунктах области, давшие элементарное образование 4476 девочкам; к 23 декабря 1889 года, то есть ко дню 25-летия, в ведении Общества оставались только школы с 8 отделениями, в которых обучались 131 девочка, остальные школы были переданы станичным общинам. С течением времени отношение населения к женскому образованию стало изменяться к лучшему; образование женщин становилось потребностью. Ко дню 50-летия в ведение Общества было 22 школы. В школах значилось 72 отделения, в которых преподавали 22 законоучителя, 78 учительниц и 12 учительниц пения [58].

Екатеринодарское женское благотворительное общество явилось пионером в продвижении женского элементарного образования области. Открыв одновременно более чем в тридцати населенных пунктах школы, оно подготавливало население к сознанию, что образование женщин также необходимо, как и мужчине.

Успешной деятельности Общества способствовала, прежде всего, преданность делу просвещения всего состава правления. Многое зависело от председателя правления. С февраля 1908 года во главе Общества стала Софья Ивановна Бабыч. Она со свойственной ей энергией занялась этим делом. Благодаря настойчивости Софии Ивановны, благотворительное общество за короткое время получило более двадцати тысяч рублей только на одни строительные нужды [59].

октября 1860 года его императорским величеством, Александром II, было утверждено положение о Мариинском училище Кубанского казачьего войска. Но открытие училища, как первого женского средне-учебного заведения в Кубанской области, замедлилось почти на три года из-за непрекращающихся военных действий на Западном Кавказе. В начале 1863 года наказным атаманом казачьего войска был назначен граф Ф.А. Сумароков-Эльстон. В первый же год своего правления он решил осуществить на практике то, что высочайшею властью было утверждено и, тем более, потому, что по смете расходов Кубанского казачьего войска необходимая сумма на содержание Мариинского женского училища стала ассигноваться с 1 января 1862 года. Когда же графу стало известно, что в октябре 1863 года город Екатеринодар посетят их Высочество великий князь Михаил Николаевич и великая княгиня Ольга Федоровна, то к дню их прибытия в Екатеринодар было подготовлено все необходимое для открытия Кубанского Мариинского женского училища [60].

Графиня Едена Сергеевна Сумарокова-Эльстон со дня открытия училища много сил и внимания уделила его нуждам. Она часто посещала училище. Став начальницей училища, Елена Сергеевна свое жалованье отдавала на нужды образования. Из сумм, следовавших к выдаче на содержание начальницы, образовался неприкосновенный капитал в размере 2200 рублей имени графини Сумароковой-Эльстон, проценты с которого ежегодно шли на экипировку беднейших выпускных воспитанниц.

В большом рублевом доме, находившемся на углу Посполитакинской и Крепостной улиц, 25 октября 1863 года в Екатеринодаре было открыто Кубанское Мариинское училище, главной задачей которого было дать дочерям офицеров Кубанского казачьего войска воспитание, соответствующее их будущему назначению - быть добрыми супругами, попечительными матерями, на которых исключительно лежит обязанность о физическом воспитании и первоначальном умственном образовании детей, быть знающими хозяйками, от которых большей частью будет зависеть домашнее благосостояние [61].

Кроме классных комнат, в училище был просторный зал, квартира начальницы и комната классной дамы. Здания, занимаемые училищем, далеко не соответствовали своему назначению: "они были старые, под камышовой крышей, двери не имели должного притвора, при сырой и холодной погоде в комнаты заходил холодный ветер, и было холодно, несмотря на то, что топили по два раза в сутки, отчего дети страдали простудой" [62]. Дома Посполитаки освобождены были училищем 1 декабря 1866 года. Так как в училище постоянно увеличивалось количество учащихся, то одного дома под классные помещения было недостаточно, поэтому Совет училища вынужден был нанять еще один дом из шести жилых комнат Войскового старшины Рубашевского, с платой 300 рублей в год. С 1 сентября 1864 года был заключен контракт с Рубашевским на постройку нового дома из пяти комнат. У Рубашевского Советом училища были наняты еще два старых флигеля, заключавшие в себе по две комнаты, сарай, погреб и все плановое место, по контракту на три года.

С 26 августа 1868 года Кубанское Мариинское училище по ходатайству Совета училища было перечислено ко второму разряда женских учебно-воспитательных заведений ведомства императрицы Марии. Первой Августейшей покровительницей училища была императрица Мария Александровна.

сентября 1879 года городской глава В.С. Климов обратился в Совет Кубанского Мариинского училища с предложением открыть на средства города в помещении училища параллельный первый класс с правом обучения в нем дочерей горожан с отнесением расхода на средства города. Вслед за этим последовало ходатайство об открытии в следующем году второго параллельного класса.23 августа 1880 года ходатайство было удовлетворено [63].

Принимая во внимание, что Мариинское училище предлагали преобразить в институт, доступ в который детей непривилегированных сословий будет закрыт. Городская дума поручила городскому главе открыть в Екатеринодаре женские гимназии на средства Кубанского казачьего войска и города для детей войскового сословия и горожан. Начальницей Первого попечительного совета была избрана Екатерина Васильевна Кременецкая.

сентября 1884 года в Екатеринодаре состоялось открытие первой в городе женской гимназии в здании, где были параллельные классы Мариинского женского училища.15 сентября начались приемные экзамены. При основании Екатеринодарской городской женской гимназии ее почетной попечительницей была супруга наказного атамана Кубанской области Елизавета Ивановна Малама. Председателем Попечительного Совета в это время был статский советник Владимир Алексеевич Росляков. Много сил и времени отдали гимназии такие уважаемые люди, как надворный советник Василий Семенович Климов, статский советник Степан Харлампович Слабизион, отставной полковник Леонид Федорович Александровский, старший советник Виктор Васильевич Николаев, коллежский асессор Александр Степанович Боголюбов, коллежский асессор Владимир Васильевич Скидан, дворянин Николай Антонович Николаев, купец второй гильдии Даниил Никитович Сквориков, священник Иоанн Яковлевич Перевозовский и многие другие.

Для вновь поступающих действовал подготовительный класс, которым руководила Клавдия Павловна Морокина. За каждым классом были закреплены классные надзирательницы. При гимназии находились врач-женщина, она же была преподавательницей гигиены, Александра Андреевна Глухова.

Екатеринодарское женское общественное училище, попечительницей которого являлась Елизавета Александровна Бурсак, заведующей - Мария Григорьевна Жилинская; учителями были Людмила Михайловна Охотникова, Анна Михайловна Калашникова, Клавдия Сергеевна Клещева, Александра Мартыновна Соколова, Ефросинья Мироновна Максимова [64].

Екатеринодарское женское училище состояло на содержании купеческого общества. Попечителем училища был купец Александр Егорович Ерохин, заведующей - учительница Дарья Федоровна Корсун, ее сестра - Мария Федоровна Корсун - была учителем рукоделия, законоучителем - священник Александр Покровский, преподавательницей пения - Анна Афанасьевна Казанская, помощницей учителей - Юлия Семеновна Левкович.

Майкопское Мариинское женское училище - попечителем был инженер Константин Васильевич Барготин, заведующей-учительницей - Юлия Федоровна Потапова, законоучителем - протоиерей Евгений Соколов, учительницами были Елизавета Николаевна Слепухина, Александра Даниловна Мацыненко.

В Майкопе действовали Майкопское женское второе училище и Майкопское женское третье училище. В Майкопском женском втором училище заведующей-учительницей стала Пелагея Николаевна Слепухина. Ей помогали законоучитель-священник Семен Лаванов и учитель пения, псаломщик Георгий Алегонтович Арчетов.

Попечителем и законоучителем Майкопского женского третьего училища, являлся священник Михаил Костинский. Организации училища много сил и энергии отдала заведующая-учительница Наталья Николаевна Белороссова [65].

Кандидат богословия, протоиерей Екатеринодарского войскового собора Михаил Петрович Воскресенский открыл Екатеринодарское епархиальное женское училище [66]. Он же являлся и председателем Совета. Начальником училища была вдова надворного советника Наталья Михайловна Максимова. Инспектором классов и законоучителем стал кандидат богословия, священник Константин Николаевич Терпецкий, он также преподавал арифметику в первом и втором классах училища. В дело воспитания учениц старались вложить все свое умение и талант такие преподаватели и учительницы, как: преподаватель русского языка с церковно-славянским в первом и втором классе; преподаватель географии во втором и чистописания в первом и втором классах, окончивший Московский императорский университет с дипломом второй степени, губернский секретарь Александр Алексеевич Троицкий; учительница приготовительного класса, вдова есаула, имеющая свидетельство на звание наставницы, Варвара Григорьевна Кушнарева; учитель церковного пения, окончивший курс духовной семинарии, псаломщик войскового собора Григорий Иванович Васильев; учительница рукоделия, вдова мещанина, имеющая аттестат на звание мастерицы, Мария Иосифовна Налетова; воспитательницы-девицы: окончившая Санкт-Петербургские женские курсы Лидия Тимофеевна Светлова и, имеющая свидетельство на звание домашней учительницы Александра Платоновна Максимова [67].

Женские училища открывались повсеместно. Так, было открыто Темрюкское женское двухклассное училище, попечителем которого являлся Савватий Фролович Асмолов, учительницей-надзирательницей была Варвара Максимовна Денисова; законоучителем стал священник Василий Ксенофоитов, учительницами - Марья Михайловна Корнилович, Вера Николаевна Осипова, Софья Афанасьевна Роговская, Мария Николаевна Назарова, учителем пения был Николай Терентьевич Мелетьев [68].

В Анапе было образовано попечителями Людмилой Васильевной Пиленко, Арсением Устиновичем Савицким, Александром Сергеевичем Поповым Анапское женское одноклассное училище. Преподаватели в нем - учительницы Екатерина Степановна Бараковская, Елизавета Михайловна Корнилович; законоучителем и учителем пения был священник Павел Базелевский.

По статистическим данным, в 1897 году грамотных женщин в городах было в 2 раза меньше, а в кубанских станицах в 5 раз меньше, чем мужчин.

В 1902 году, государь император рескриптом "… по Всеподданнейшему докладу Главноуправляющего собственностью его императорского величества канцелярий по учреждениям императрицы Марии графа Пратасова-Бахметова…" согласился на переименование Кубанского Мариинского женского училища в Кубанский Мариинский институт [69].

С преобразованием училища в институт, положением Военного Совета от 25 апреля 1906 года по представленному проекту известного архитектора А.П. Косякина, разрешено было построить для Кубанского Мариинского женского Института новое здание на плановом месте, принадлежащем войску, где того помещалось Кубанское ремесленное училище с оружейной мастерской при нем, а занимаемое училищем здание передать в ведение Войскового Управления. Немедленно же в 1906 году приступили к заготовке материалов, так как постройка производилась хозяйственным способом, через особо избранный и учрежденный для этого комитет, освещение места и закладка здания происходили в присутствии представителей войска и полного состава института. В 1909 году новое институтское здание было окончено.

В своей просветительской деятельности Кубанское Мариинское училище со времени открытия, с 25 октября 1863 года по 1902 год руководствовалось Положением о Мариинском женском училище Кубанского казачьего войска с дополнением к нему высочайше утвержденного 25 июня 1873 года мнения государственного совета. Сверх того, как состояние в ведомстве учреждений императрицы Марии, оно неуклонно выполняло все циркулярные распоряжения означенного ведомства [70].

В Манифесте от 19 марта 1856 года записано: "Да утверждается и совершенствуется внутреннее благоустройство России; правда и милость да царствует в судах ее, да развивается повсюду и с новою силою стремление к просвещению и всякой полезной деятельности, и каждый под сенью законов для всех равно справедливых…" [71].

октября 1913 года было подписано Положение о Кубанском Мариинском институте, в котором говорилось, что Кубанский Мариинский институт предназначен для воспитания и образования дочерей лиц, принадлежавших к Кубанскому казачьему сословию или служащих в Кубанской области и имеющих военные или гражданские чины, а также священнослужителей и потомственных дворян [72].

Преподавателям в четырех младших классах института могли быть только лица женского пола, окончившие полный курс среднего учебного заведения (русского или иностранного) и имеющие аттестаты на звание домашних наставниц или домашних учительниц по предмету, к преподаванию которого они назначаются [73].

Воспитанниц института набирали общей численностью до 250 человек, из которых 125 было бесплатных пансионерок, 50 - полуплатных, родители которых вносили половину платы и 75 - платных, причем число последних, по усмотрению Совета могло увеличиваться. Приходящих слушательниц принимали до 100 человек, причем, если помещение позволяло, их могло быть и больше.

Плата за своекоштных пансионерок войскового сословия назначалась в 250 рублей в год, невойскового сословия - в 350 рублей, за полуплатных - в 125 рублей в год. Сверх того, на первоначальное обзаведение единовременно за платных воспитанниц вносилось 50 рублей. За право учения приходящих учениц невойскового сословия размер оплаты определял Совет института, но не свыше 50 рублей в год. Приходящие ученицы войскового сословия обучались бесплатно. Воспитанницы, не внесшие в течение месяца платы, исключались из института, по усмотрению Совета. При открывшейся вакансии Совет принимал в институт первую стоящую на очереди кандидатку [74].

Институт состоял из девяти классов, в том числе приготовительного и одного педагогического. Расписание учебных предметов, число уроков, объем учебного курса и распределение его по классам определялись общими учебными табелями и планами, действующими в институтах Ведомства; был установлен строгий распорядок дня [75].

По окончании выпускного класса сдавали по каждому из преподаваемых в этом классе учебных предметов экзамен, который принимался по всем предметам комиссиями, состоящими из Инспекторов классов. Экзаменационная комиссия по каждому предмету состояла из трех человек: инспектора классов или его заместителя, преподавателя предмета и ассистента, которые выставляли баллы, соответствующие знаниям. Начальница института принимала участие в обсуждении ответов и письменных работ воспитанниц.

Каждой воспитаннице по окончании курса учения выдавался аттестат по установленной форме. Отличившихся и успешно сдавших экзамены выпускных воспитанниц награждали штрафами, золотыми и серебряными медалями. При награждении учитывались отметки, выставленные им по поведению за два последних года учения, и среднего вывода за то же время из тех отметок за их познание в науках и языках, которые принимались в расчет при составлении выпускных аттестатов. К наградам представлялись лишь те выпускные воспитанницы, которые по поведению были аттестованы за оба последних года 12 баллами, обучались всеми предметами и имели "хорошие" успехи по всем учебным предметам, по которым отметки принимались в счет для вывода среднего балла [76].

Особое внимание уделялось содержанию института, его отчетности и полученным при этом преимуществам. Кубанский институт содержался за счет войсковых сумм Кубанского казачьего войска; отчетность по денежным оборотам подлежала ревизии. Институт имел свою печать. Отправляемые бумаги и посылки принимались на почту без платежа весовых денег. Институт пользовался правом выписывать из-за границы книги и другие учебные пособия без оплаты пошлин [77].

Преподаватели наук и языков разделялись на три разряда. Поурочная плата исчислялась в соответствии с числом уроков, устанавливаемых учебной программой, и табелем для институтов ведомства учреждений императрицы Марии или особым табелем, составляемым законным порядком, исключительно для Кубанского института.

К 1912 году женских гимназий в Кубанской области и Черноморской губернии было всего восемь, что превышало число мужских в два раза. В 1917 году на каждые 100 грамотных приходилось по 17 казачек и крестьянок и только одна адыгейская женщина [78].

Революция многое изменила в жизни казачества, в том числе и в народном образовании. Образование стало всеобщим, как и по всей России; в казачьих школах и училищах была введена единая программа обучения, произошло отделение церкви от государства, что не могло пройти незаметно для казаков, исповедующих христианскую религию на протяжении всех веков. Система обучения стала носить административно-командный характер.


Заключение

 

Исторический опыт свидетельствует, что является, что примечательной чертой духовной жизни общества является заинтересованность людей в умножении духовного богатства. Жажда к знаниям, стремление к ним - закономерность культурного процесса. Основные функции культуры состоят в том, что она не только обслуживает общество необходимым кругом знаний, духовных ценностей, но и создает в нем определенный культурно-нравственный климат, обогащает его интеллектуальный материал.

Стремление к образованию помогло человек освободиться от невежества, неграмотности, духовной скудности, что подтверждает история культурно-просветительной практики на Кубани. Интенсивное развитие товарно-денежных отношений, укрепление рыночных связей, рост предпринимательской активности сельского населения предъявил повышенный спрос на грамотных людей. Особенно этот процесс наблюдается в XIX веке - начале XX века после реформы 1861 года.

Историей отечественного просветительства занимались многие ученые Северо-Кавказского региона, в том числе и Кубани, которые обнародовали некоторые сведения о просветителях, их участии в культурной жизни региона. К сожалению, многие вопросы просветительства остались вне поля зрения исследователей. В частности, нет специальных исследований такой важной проблемы, как история просветительства, история общественных культурно-просветительных организаций.

В результате изучения материала о развитии системы образования на Кубани можно сделать вывод, что в процессе ее становления можно выделить три этапа:

первый этап - конец XVIII двадцатые годы XIX века - время зарождения грамотности на Кубани, открытие первой школы и гимназии. Первые учебные заведения принадлежат Черноморскому войску и находятся на его содержании;

второй этап - тридцатые годы XIX века - конец пятидесятых XIX - время создания разветвленной сети учебных заведений в Черноморском казачьем войске, открытие первых школ у линейных казаков.

В этот период появляется возможность продолжить образование, поступить в среднее учебное заведение. В это же время повышается квалификация педагогов, возникают первые библиотеки, культурно-просветительские учреждения;

третий этап - шестидесятые годы XIX века - начало XX века - завершение окончательного оформления системы дореволюционного образования, создание четкой взаимосвязи между начальными, средними и высшими учебными заведениями; завершение проблемы женского образования (открытие женских гимназий, школ, училищ). Поднимается вопрос о введении всеобщего начального образования.

Таким образом, в Кубанском казачьем войске создается система учебных заведений, связанных единой целью: воспитание образованных и культурных людей. Постоянное их финансирование казачьим войском приводит к тому, что темпы развития просвещения в Кубанском казачьем войске были быстрее, чем в других областях страны, хотя здесь этот процесс начался позднее. Кубанские казаки по уровню грамотности занимали одно из ведущих мест среди населения дореволюционной России. Как бы консервативны не были устремления правительства, развитие образования обуславливалось самим существованием аппарата государственной власти. Ради его укрепления приходилось заботиться и об учебных заведениях.

Данное исследование важно тем, что содержит ценный материал, полезный для изучения истории Краснодарского края как на уроках регионоведения, так и в различных кружках и организациях казаков. Среди многообразного комплекса исторических наук краеведение занимает важное место, являющееся одним из элементов гуманитарного образования, способствующее формированию научных понятий.

Изучение истории родного края способствует обогащению знаниями региона, воспитывает любовь к отчизне, формированию гражданских понятий; помогает уяснить неразрывную связь и единство истории отдельного города, станицы и историей края, жизнью страны в целом.

Глубокое изучение краеведческого материала, знакомство с историей Кубани помогают конкретизировать факты истории России, углублять знания, повысить интерес к истории своего народа, развивать духовные потребности, воспитывать нравственные качества личности: патриотизм, любовь и чувство гордости за свою Родину.

 


Примечания

 

Введение

1. Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска. Т.2. - Екатеринодар, 1913; Попко И.Д. Черноморские казаки в их гражданском и военном быту. - СПб., 1858; Фелицын Е.Д. Памятная книжка Кубанской области. - Екатеринодар, 1881; Ламонов А.Д. Исторический очерк о заселении станицы Кавказской. - Краснодар, 1993.

2. Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска. Т.2. - Екатеринодар, 1913.

. Попко И.Д. Черноморские казаки в их вражеском и военном быту. - СПб., 1858.

. Короленко П.П. 20 0 лет Кубанского казачьего войска (1696 - 1896). - Краснодар, 1991.

. Фелицын Е.Д. Памятная книжка Кубанской области. - Екатеринодар, 1881.

. Ламонов А.Д. Исторический очерк о заселении станицы Кавказской. - Краснодар, 1993.

. Куценко И.Я. Кубанское казачество. - Краснодар, 1993.

. Горлова И., Манаенков А., Лях В. Культура кубанских станиц, 1794 - 1917. - Краснодар, 1993.

. Бардадым В. Этюды о Екатеринодаре. - Краснодар, 1992.

. Ерешеева А.Н. Между прошлым и будущим. Краснодар, 1988.

. Емельянов Ю.Н. К вопросу об этапах развития системы просвещения на Кубани с 1792 по 1913 гг. // Материалы региональной научной конференции. - Славянск-на-Кубани, 1997.

. Емельянов Ю.Н. Вклад интеллигенции в развитие просвещения у казаков Кубани. // Материалы межрегиональной научной конференции. Славянск-на-Кубани, 1998.

. Емельянов Ю.Н. Просвещение и воспитание в Кубанском казачьем войске (конец XVIII - начало XX века). - Славянск-на-Кубани, 2003.

. Православная церковь на Кубани (конец XVIII - начало XX века). Сборник документов. // Составители: Алексеева А.А., Бабич А.Б., Бон



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: