Финансирование и вся политическая суть




Содержание

 

1. Задачи ФКиС……………………………………………………………………………………...3-4

 

2. Социальная политика…………………………..………..………………………………………….5

 

3. Финансирование и вся политическая суть……………………………………………....……..6-11

 

4. Заключение…………………………………………………………………………………………12

 

5. Список литературы………………………………………………………………...……………….12

 

 


 

Задачи ФКиС

 

Физическая культура– составная часть общей культуры, область социальной деятельности, направленной на достижение физического развития человека.Спорт – специфическая социально организованная форма сопоставления физических и интеллектуальных способностей и подготовленности отдельного человека или команды посредством участия в спортивных соревнованиях.


Развитие физической культуры и спорта в любой стране преследует решение трех основных задач:

1. Создание предпосылок сохранения здоровья нации за счет привлечения к массовой физической культуре детей.
Решение этой задачи финансируется из государственного бюджета и обеспечивается включением соответствующих разделов в государственные образовательные стандарты, доступом населении к получению бесплатных услуг этой отрасли вне зависимости от уровня доходов и материального благополучия;

2. Развитие профессионального спорта, успехи в котором повышают международный престиж страны.
Решение данной задачи финансируется из государственного бюджета, за счет которого содержатся национальные спортивные структуры и центры, а также из негосударственных источников (средства юридических лиц), выступающих, как правило, в качестве спонсоров национальных команд по конкретным видам спорта;

3. Формирование физической культуры и спорта как совокупности юридических лиц – центров прибыли, налоговые платежи которых обеспечивают определенную долю доходов государственного бюджета.
Решение этой задачи обеспечивается созданием государством внешней среды (правил регистрации, ставок налоговых платежей и т.п.) для функционирования субъектов хозяйственной деятельности, специализирующихся на оказании платных услуг населению в области физической культуры и спорта. Перспективы развития коммерческих физкультурно-спортивных организаций зависят, прежде всего, от величины платежеспособного спроса населения, что в свою очередь определяется уровнем и динамикой социально-экономического развития страны.

Развитие физической культуры и спорта, оздоровление нации, формирование здорового образа жизни населения и развитие спортивных достижений является важной составной частью социально-экономической политики Союзного государства.

 

Политика в области физической культуры и спорта предусматривает:

 

- создание условий, способствующих развитию массовой физической культуры и спорта, формированию здорового образа жизни граждан Республики Беларусь и Российской Федерации, а также достойному выступлению белорусских и российских спортсменов на крупнейших международных соревнованиях;

 

- формирование понимания у людей необходимости занятий физической культурой и спортом, создание мотиваций и установок на регулярные занятия физической культурой и спортом, сохранение и укрепление своего здоровья, выработка умения и навыков здорового образа жизни, осознание каждым человеком собственной ответственности за свое здоровье.

 

К числу главных направлений реализации этой политики относится создание единой нормативной правовой базы развития физической культуры и спорта.

 

Законодательством должно быть предусмотрено создание благоприятных условий, в первую очередь, для:

 

- организаций, реализующих программы, направленные на развитие физической культуры и спорта среди детей, в том числе сирот, инвалидов, и способствующие формированию здорового образа жизни;

 

- спонсоров и инвесторов, направляющих свои средства на подготовку спортивного резерва и сборных команд Беларуси и России к участию в Олимпийских, Паралимпийских играх, других крупнейших международных соревнованиях.

 


 

Социальная политика

 

Физическая культура и спорт - сфера социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья и развитие физических способностей человека.

 

Современная наука доказала, что здоровье человека зависит:

на 10-15% - от деятельности учреждений здравоохранения,

на 15-20% - от генетических факторов,

на 20-25% - от состояния окружающей среды,

на 50-55% - от условий и образа жизни людей, неотъемлемой составной частью которого является физическая культура и спорт.

 

Физическая культура является частью общей культуры. В ней, вопреки ее дословному смыслу, находят свое отражение достижения людей в совершенствовании своих как физических, так и в значительной мере психических и нравственных качеств.Поэтому доступность и качество занятий физической культурой и спортом населения, прежде всего молодежи, имеют особенно важное значение.

 

Например, более 170 тыс. человек или 14,2% жителей Вологодской области систематически занимаются физкультурой и спортом.
Развитием физической культуры и спорта на предприятиях, в организациях и учреждениях занимаются спортивные клубы. Их в области 16.
Сохранена и развивается сеть детско-юношеских спортивных школ. В области работают 42 комплексных и 9 специализированных спортивных школ, 1 детско-юношеский клуб физической подготовки, в которых занимается более 23 тыс. человек.

 

Основными задачами являются:

 

сохранение и развитие сети детско-юношеских спортивных школ;

 

реализация областной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Вологодской области на 2007-2010 годы»,

 

реализация федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» на территории Вологодской области;

 

укрепление материальной базы физической культуры и спорта, ремонт, реконструкция и строительство физкультурно-оздоровительных комплексов, стадионов, спортивных площадок в городах и районах области;

 

создание условий для укрепления здоровья населения области, в первую очередь детей, подростков и молодежи, путем развития инфраструктуры физической культуры и спорта;

 

развитие массовой физической культуры и спорта среди различных возрастных групп и категорий населения области;

подготовка резерва для сборных команд страны по культивируемым видам спорта в области.


Финансирование и вся политическая суть

 

В СССР развитие ФКиС финансировалось за счет как государственного бюджета, так и средств профсоюзов и "Спортлото". Так, в 1990 г. на развитие ФКиС было направлено:

•из государственного бюджета (в том числе по статье "Народное образование") - 1550 млн р.;

•из профсоюзного бюджета - 1100 млн р.;

•из средств общественных спортивных организаций - 96 млн р.;

•из средств "Спортлото" - 256 млн р., или около 11 р. на человека (без учета косвенных расходов, связанных со строительством ФКиС и выпуском товаров спортивно-физкультурного назначения). Сегодня, по экспертным оценкам, на душу населения расходуется примерно 7,0 р. (1998 г.). С учетом изменения цен (примерно в 20-22 раза) - это в 30 раз меньше, чем в 1990 г.

 

В настоящее время, в связи с кризисом в стране, думается, что при условии стабилизации экономики и начала экономического подъема объем финансовых и материальных ресурсов, которые государство может выделить на нужды ФКиС в ближайшие 10-15 лет, вряд ли позволит осуществить их развитие по всем направлениям в той мере, в какой это необходимо для полномасштабного функционированияи совершенствования сферы ФКиС.

Очевидно, необходимы усилия и парламента, и правительства, и физкультурно-спортивных организаций, чтобы такие важные элементы социальной политики, как физическое здоровье нации, моральное благосостояние и социальная интеграция, могли быть все же обеспечены государственным финансированием хотя бы по минимальным социальным стандартам потребности населения в услугах ФКиС и утвержденным федеральным программам. Так, недостаток возможности у молодежи, а иногда и нежелание принимать участие в физкультурно-спортивной деятельности является причиной значительного числа правонарушений. Кстати, это характерно не только для России. В годы экономического спада в Англии исследователь А.С. Травис писал: "Побеждая скуку и разочарование, участие в ФКиС вносит свой положительный вклад в борьбу с хулиганством и правонарушениями. Многие молодые люди испытывают сейчас необычайные социальные стрессы. Если мы будем слишком долго откладывать конструктивный подход к поиску причин этих стрессов, проблемы, которые из них вырастут, увеличатся во много раз, и так же во много раз вырастет цена, которую придется заплатить за борьбу с их результатами".

Поэтому социальная политика государства в сфере ФКиС должна обеспечить построение такой государственной структуры, ни в коей мере не учитывающей политики и ежесекундной конъюнктуры, а вырабатывающей решения только на основе тех потребностей, которые бы учитывали и определяли моральные, физические и культурные ценности человека. Можно утверждать, что проблемы культурных и моральных ценностей стоящие в центре социальной политики, удваиваются при любом рассмотрении государственной политики в области ФКиС.

Но пока, к сожалению, приходится констатировать, что ценности, каковыми их считают наши руководящие органы, серьезно препятствуют свободному развитию людьми своих потребностей в сфере ФКиС, так как решения о распределении скудных ресурсов, например на строительство и реконструкцию спортсооружений, не принимаются беспристрастно и редко основываются на хладнокровном социальном исследовании, а в большей степени отражают интересы влиятельных групп, имеющих определенные и нескрываемые взгляды на то, как люди должны или не должны проводить свое свободное время. Отсюда, мы все играем то в теннис, то в футбол, то еще во что-то... Но думается, что такая ситуация по мере улучшения экономического положения страны будет значительно меняться и на первый план при проведении социальной политики будут выдвигаться именно ценностные установки.

 

Сделаем шаг в сторону и кратко рассмотрим некоторые аспекты социальной политики, чтобы понять корни формирования системы государственного регулирования, в том числе в сфере ФКиС, и конкретизировать роль государства в экономике. Считается, что существует как бы вечный идеологический конфликт между "свободой" и "равенством". Другими словами, проводит ли государство социальную политику по "учредитель ному" или "остаточному" принципу.

 

Экономическая теория связывает вмешательство государства в спортивную область в основном только при наличии "банкротства рынка", т.е. когда рынок оказывается неспособным обеспечить снабжение определенными товарами или услугами (правда, делается оговорка, что это не распространяется на единоличные "штучные" товары и услуги). При этом возможны два случая. Первый - это когда рынок вообще вроде бы ни при чем, например предложение товара в виде парков и других общественных мест на лоне природы, которые дают возможность людям посвящать свое время рекреационной деятельности (в том числе и ФКиС), и совершенно очевидно, эти услуги не могут быть предоставлены кем-либо, кроме государства.

 

Второй случай - когда товары являются объектами "конкурирующего" спроса. Проще говоря, их не хватает (например, спортсооружений). Чем разнятся эти способы осуществления вмешательства государственной руки, так это разве что целями, которые они преследуют:

•в первом случае удовлетворение спроса вне государственного сектора невозможно;

•во втором же - спортсооружения чаще всего являются негосударственным имуществом и предложение по "политическим" (льготным) ценам, доплачиваемым государством (всеми его органами управления), дает возможность принять и обеспечить занятия физической культурой и спортом всем слоям общества.

 

 

Вообще можно сказать, что в сфере ФКиС существуют несовершенства рынка вследствие того, что частные рынки и услуги в нем не являются эффективными, уже исходя из теории Парето. В этой сфере деятельности имеет место:

•несовершенная конкуренция между поставщиками физкультурно-спортивного продукта (услуги).

 

 

Фирма, продающая стандартные спортивные товары, такие, как тренажер "КАП", знает, что она может привлечь покупателя путем снижения цены на тренажер.Покупатели могут легко узнать, где они наилучшим образом реализуют покупательскую способность своих денег.

В противоположность вышесказанному потенциальные клиенты, обращаясь к тренеру или инструктору, предоставляющему услуги по более низким ценам, чем у его конкурентов, могут сделать вывод, что он не пользуется большим спросом и таким способом старается привлечь больше потребителей, но при этом отсутствие спроса на его услуги может навести их на мысль, что тренер или инструктор не является хорошим специалистом;

•несовершенная информированность потребителей. Существует предположение, что потребитель достаточно хорошо осведомлен, когда покупает машину или телевизор (есть масса источников, из которых он может быстро почерпнуть информацию). Когда люди идут на занятия физкультурой, спортом к тренеру, то они покупают, по большому счету, знания или информацию. Занимающиеся должны положиться на мнение тренера о том, как ему следует осуществлять занятия. Оценить различных тренеров или инструкторов намного сложнее, чем телевизионные приемники. Это является одной из причин, по которой государство должно взять на себя право лицензировать деятельность работников в сфере ФКиС и сертифицировать продукцию, которую они рекомендуют ученикам (об этом автор писала в журнале "Теория и практика физической культуры", № 4, 1999 г.).

 

 

Но вернемся к сути социальной политики. Для осуществления государственного вмешательства по "остаточному" принципу характерно то, что "рыночники" убеждены в благотворном влиянии экономического роста и превосходстве рынка как механизма для распределения товаров и услуг. С их точки зрения государственное финансирование должно быть избирательным и остаточным, действуя как краткосрочное средство помощи небольшому количеству нуждающихся групп. Такой взгляд на общество с позиции невмешательства имеет много общего с теми идеологическими направлениями в изучении досуга, которые рассматривают досуг как область суверенитета личности, основой которого является осуществление индивидуального выбора, т.е. во главе здесь принцип: свобода выше равенства.

 

Сторонники другой концепции - "остаточного" принципа - менее оптимистически смотрят на рынок, считая государственное финансирование необходимым и неизбежным. Вариант, к которому следует стремиться, - это "смешанная экономика", в которой государственный и частный секторы "нормально уравновешены".

При "учредительном" подходе учитывается, что, поскольку полноценная свобода на практике в лучшем случае ограничивается, а в худшем вообще существует только в воображении - бедные выбирать не могут, государственное финансирование при этом должно быть необходимым и постоянным дополнением, которое помогает, а иногда и заменяет превратности рынка. Другими словами, мы должны рассматривать в данном случае роль государства в развитии ФКиС как нечто бесспорно желательное, а не прискорбно неизбежное. Да и в Конституции Российской Федерации (ст. 27, глава 2) закреплено: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью... РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека...".

В дальнейшем, думается, будет набирать силу процесс ослабления ограничений, имеющих место в нашем обществе, снижения "местного" патриотизма, развития социально ориентированной рыночной экономики - и все это приведет к росту индивидуальных запросов, которые становятся выражением вкуса отдельного человека, а не отражением экономического положения или принадлежности к определенно му классу. Другими словами, государство уже не будет жестко регулировать поведение индивидуума, а перейдет к более позитивному механизму поддержки развития ФКиС.

Кстати говоря, степень государственного вмешательства в экономику неодинакова в разных странах с рыночным хозяйством. Так, в Норвегии, Германии и Голландии государство намного активнее влияет на экономические процессы, чем, например, в США. Государства с "сильной государственной рукой" считают, что, несмотря на все свои саморегулирующие функции, рынок не может быть полностью эффективным, так как все-таки не обеспечиваются услугами те члены общества, которые слишком бедны, чтобы оплачивать предоставляемые на рынке услуги (именно здесь должна проявляться озабоченность государства последствиями неравенства доходов). Ни один человек, невзирая на свой доход, не должен лишаться возможности получения минимального стандарта (уровня) физкультурно-спортивных услуг. Если приходится делать выбор, то уж исходя не из достатка, а из других соображений, таких, как возраст или вероятность занятий чем-либо другим или какая-то случайность. С этой точки зрения физкультурно-спортивные услуги отличаются от одежды, фильмов, автомобилей и большинства других товаров. Аналогично тому, как право на голосование не должно осуществляться по рыночной схеме (людям не разрешается покупать или продавать свои голоса), точно так же право быть здоровым (т.е. доступ к занятиям ФКиС, медицинскому обслуживанию) не должно контролироваться рынком.

На переходном этапе (где сейчас и находится Россия) необходимо соблюдать две определяющие тенденции: с одной стороны, государственное регулирование экономических процессов теряет здесь всеобъемлющий характер (т.е. уже не как при социализме), с другой стороны, должно присутствовать государственное регулирование, но в то же время уже должны происходить изменения его форм и методов (т.е. еще не так, как при капитализме). Следовательно, на этом этапе перехода к рынку роль государственного регулирования все же должна быть более значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве.

Как иллюстрацию к сказанному можно привести события, произошедшие в немецкой истории в первое десятилетие после окончания второй мировой войны. Немецкая экономическая политика, называемая "экономическим чудом", в тот тяжелый период проводилась под знаком социального рыночного хозяйства. Социальная политика в этом случае понималась как политика, связанная с фундаментальными ценностями социальных технологий, а именно:

•созданием экономических предпосылок "благосостояния для всех";

•предоставлением экономических свобод, ограничиваемых рамками неприкосновенности прав третьих лиц;

•ограничениями там, где они привели бы к социально нежелательным результатам 3.

 

 

"Рынок должен быть упорядочен", - говорил Л. Эрхад. В основе принципа действия и характерных черт социального рыночного хозяйства лежит сумма свобод, в том числе хозяйственная, и социальная политика в виде обеспечения социальной защиты и социальной справедливости. Право на свободу ограничивается в тех случаях, когда нарушаются права третьих лиц, конституционный порядок или правила нравственности.

Корыстные интересы личности должны быть сознательно ограничены государством, а инициатива и заинтересованность предпринимателей направлены на созидательный путь. И сделать это можно как через систему государственного регулирования, т.е. через специфику законов, систему налогов, пошлин, тарифов и тому подобное, так и путем управления экономикой, реализуемым за счет ресурсов, выделяемых на осуществление тех или иных приоритетных мероприятий.

 

При этом в сфере ФКиС надо иметь в виду следующие обстоятельства:

 

1. В настоящее время конкуренция между спортсооружениями во многом пока ограниченна. В большинстве населенных мест России их мало, поэтому человек редко имеет возможность выбора.

2. В системе физического воспитания (школы, армия, вузы и т.п.) физкультурно-спортивные услуги прямо или косвенно оплачиваются государством.

3. В сфере ФКиС нет четких правовых и нормативных актов и документов о недобросовестном обслуживании. Отсюда трудности при разрешении споров в судах по спортивному травматизму и по несчастным случаям на спортсооружениях при проведении физкультурно-спортивных мероприятий.

4. Подавляющее большинство субъектов в сфере ФКиС - это общественные, некоммерческие организации, т.е. в их деятельности нет мотива получения прибыли. Они видят свою задачу не в минимизации издержек, предоставляемых физкультурно-спортивных услуг (или минимизации прибыли), а в максимизации качества своей работы.

 

Все сказанное означает, что сфера ФКиС (рынок физкультурно-спортивных услуг) должна функционировать иначе, чем сферы с более эффективной конкурентностью, лучшей информированностью потребителей, которые платят непосредственно за то, что получают, где производители руководствуются соображениями прибыли. Например, традиционная теория конкуренции предсказала бы, что рост числа тренеров снизит цены на физкультурно-спортивные услуги. За последние годы число преподавателей, инструкторов, тренеров практически не снизилось, спрос на услуги в сфере ФКиС не упал, но цены, к сожалению, не снизились, а поэтому объемы услуг упали в 4,2 раза4.

 

Вывод из вышеизложенного: экономика не может определять характер социальной политики, она только налагает определенные ограничения на ее характер и масштабы.

Не вдаваясь глубоко в суть экономического анализа проблем социальной политики, государственного регулирования, можно сказать, что главным звеном в этой проблеме является то, как общество делает выбор в использовании своих ограниченных ресурсов. Это относится и к макро- и к микроэкономике. Тем более, что это деление экономики довольно условное.

Поэтому, чтобы не получить неминуемого ухудшения здоровья в большинстве социальных групп населения, падения спортивного престижа страны (и в какой-то степени престижа страны в целом), государство должно осуществлять управление ФКиС через соответствующую систему мер, которая помогала бы большинству субъектов сферы одновременно и формировать рыночные институты, и уравновешивать их объективно противоположные интересы как на рынке, так и в обществе.

Каким путем? Опираясь на вышеизложенное, констатируем, что неотъемлемыми функциями государства в переходной экономике и особенно при проведении социальной политики становятся функции:

•- обеспечения правовой базы функционирования социально ориентированного рыночного хозяйства;

•- перераспределения доходов, корректировки распределения ресурсов, обеспечения экономической стабильности и социальной защиты населения.

 

 

Все это в полной мере относится и к сфере ФКиС, основным механизмом реализации государственной политики которой на ближайшее время становятся изменения организации системы управления. Данные изменения должны происходить в сфере так, чтобы большинство ее субъектов практически могли их ощущать, а руководство отрасли (сферы) одновременно - формировать такие институты, которые уравновесили бы их объективно противоположные интересы. Важнейшим звеном при этом становится разработка соответствующих законодательных актов (в том числе для регулирования физкультурно-спортивной деятельности, как уже отмечалось выше, - через систему лицензирования и сертификации) и нормативных документов.


Заключение

 

Задачей этой работы было рассмотреть социальную политику региона, а также социальную политику Вологодской области, изучить сущность, виды, направления социальной политики региона, ознакомиться с задачами социальной политики региона, рассмотреть социальную политику нашей области.

В первую очередь должен быть создан нормальный уровень жизни простым гражданам. Социальная забота региона о своих гражданах требует больших финансовых вложений. На первый взгляд не видимая отдача от этих вложений приумножит благосостояние населения. То как область проводит социальные программы можно судить о уровне жизни наименее обеспеченных слоев общества и то какую часть занимает эта группа населения в общем.
Поэтому эффективная социальная политика является одной из первоочередных задач области.

Итак, в настоящее время отсутствуют комплексные разработки теоретико-методологических основ формирования региональной социальной политики как политической деятельности и взаимодействия в контексте реализации федеративных отношений, ориентированных на совершенствование территориального разделения труда и обеспечение достойного уровня жизни населения в регионах Российской Федерации.
Существует объективная необходимость в выработке эффективных мер практической реализации региональной социальной политики, как со стороны федерального центра, так и органов власти субъектов Федерации с учетом разграничения полномочий в социальной сфере.

 

Список литературы

1. Аверин А.Н., Берестова Л.И. Социальная политика. - М.: Экзамен, 2009

2. Мухудадаев М.О. Социальная политика и образование. Сборник статей. - Под ред. С.И. Дудника. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004.

3.https://www.vologda-oblast.ru/



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: