Шпаргалки ОГЭ русский язык (задания 2 – 14)
2 задание Чтобы сделать это задание, нужно прочитать все 4 предложенных ответа, (не читая текста) и выбрать тот из них, где есть указание на проявление чувств. Например,
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Димка Сомов, когда столкнулся взглядом с Ленкой, замер»?
Димка Сомов боялся, что Ленка ударит его.
Димка Сомов боялся, что Ленка помешает ему сбежать.
Димка Сомов ждал, что Ленка простит его.
Димке Сомову стало стыдно, он понял, что от расплаты за своё предательство ему не уйти.
Из 4 предложения ясно, что Димка виноват сам испытывает чувство стыда, значит и нужно отмечать 4 предложение
3 задание ТРОПЫи ФИГУРЫ Следует помнить, что часто в каждом из представленных предложений в этом задании обязательно есть один из тропов. Например,
3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнительный оборот.
1) А внутри на некоторых ЛЮБИМЫХстраницах встречались следы пальцев, даже синели чернильные кляксы.
2) Анна Николаевна тогда приходила ХМУРАЯ, пока флажки на Волге вдруг не зашевелились и не принялись двигаться вперёд, к границе.
3) Рассказывала, как наконец-то окружили фашистов, захватили клещами, будто ржавый гвоздь, и выдернули его.
4) Не ту, что ты «читала» ДЕРЖА ВВЕРХ НОГАМИ, когда тебе было три года. –
В первом предложении есть эпитет, во втором – тоже эпитет и метафора (или олицетворение), в четвертом – фразеологизм, и только в третьем сравнительный оборот, включенный в метафору.
Следует выучить:
Сравнение – Оборот со словами: КАК, БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО. Например, бежал, как заяц или если этих союзов нет, то существительное ставится в твор. падеже Н-Р, бежал зайцем.
|
Эпитет - оценочное прилагательное. Н-Р, МЕРЗКИЙ завтрак, ВЕСЕЛЕНЬКИЙ ребенок
МЕТАФОРА - оборот, который нельзя представить буквально Н-Р. «Мне букеты чужих страстей, каждый день подают на блюде. букеты из страстей сделать нельзя и подать их на блюде, тем более.
Олицетворение говорить о неживых предметах, как о живых Н-Р, Парус… «счастия не ищет и не о счастия бежит»
ГИПЕРБОЛА – преувеличение Н-р, море слез
Фразеологический оборот – оборот, который можно заменить одним словом: «вешать лапшу на уши» - врать, «сесть в калошу» - опозориться, держать вверх ногами » - наоборот. Отличается от метафоры тем, что их понимает, знает и может употреблять каждый.
4 задание ПРИСТАВКИ Задания сформулированы так:
Из предложений ……… выпишите слово, в котором правописание приставки…(см. таблицу)
Есть три группы приставок. В 4 задании они представлены так:
Приставки, которые зависят от значения
Приставки, значение которых зависит от стоящего после них согласного
Приставки, не зависящие от последующего согласного
Которые зависят от ударения
ПРИ – близость пришкольный), присоединение (пришить), приближение(приезжать), неполнота действия (прикрыть)
на …З перед звонкими - РАЗ б ить,
БЕЗбедный, ВЗбираться, ВОЗнестись, НИЗвергнуть,РАЗвести, ЧРЕЗмерный, ИЗдавна.
С – С бить, С шить, С ыграть
НЕ, НИ НИ кто, НЕ кто
ПРЕ - +слову «очень (предобрый) или приставке ПЕРЕ (прекрасный)
на …С перед глухими … Вс крыть, БЕСсовестный, ВСходить, Исподтишка,РАСстелить, НИСпадать
|
ОТ бить, ПРО петь, ЗА кричать, ПРА дедушка
РаЗ, РАС. РАС сыпать, РОС сыпь
5 задание Окончания и суффиксы глаголов, суффиксы причастий
1. Задание типа: Указать глагол 2 спряжения. Нужно искать глагол, в окончании которого есть буквы И, А, Я. Н-Р, стро И шь, гон Я тсся, держ А т; 1 спр. Е, У, Ю: бре Ет ся, Бор Ю тся, стон У т.
2. Задание типа: Указать глагол, окончание которого зависит от личного окончания глагола в 1 лице ед. ч. –ую,(юю) Нужно искать глагол с суффиксами ОВА или ЕВА: танц ЕВА ть то есть
Если в форме 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени есть
ую, юю, то пиши суффиксы ова, ева: совет ОВА ть — совет ую, команд ОВА ть — команд ую.
ываю, иваю, то пиши суффиксы ЫВА, ИВА: опазд ЫВА ть — опазд ываю, рассматр ИВА л — рассматр иваю
3. Задание типа: указать слово, суффикс которого зависит от какого спряжения глагола оно образовано, Нужно знать суффиксы причастий УЩ, ЮЩ, АЩ, ЯЩ, ОМ, ЕМ, ИМ
4. указать слово, суффикс которого зависит от приставки: Нужно искать наречие на О, А С нов А, ДО черн А. ИЗ далек А, За просто О, НА нов О нужно Очень хорошо знать Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных
5. нужно очень хорошо знать Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных, так как это задание и есть в большинстве КИМов.
Оно может быть сформулировано так:
5 В предложениях ……. найдите слово(-а), в котором(-ых) правописание НН определяется правилом: «НН пишется в суффиксах полныхстрадательных причастий, образованных от глаголов совершенного и
несовершенного вида» или … определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных на Н пишется НН. Таким образом, нужно просто выучить правило:
|
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ образуются от СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, и, если перед нами прилагательное, смотрим на суффиксы
Н
НН
1)АН, ЯН, ИН кож АН ый, серебр ЯН ый, гус ИН ый
2) В прилагательных, не образованных от существительных: ю н ый, румя н ый, сви Н ой и т. д.
3) В исключении: ветре Н ый
1)ОНН, ЕНН революци ОНН ый, промышл ЕНН ый
2) В прилагательных, образованных от
существительных с основой на Н: стариН Н ый, пустыН Н ый
3) В слове БЕЗВЕТРЕННЫЙ НН из-за приставки
ПРИЧАСТИЯ образуются от ГЛАГОЛОВ, и если перед нами причастие, начинаем по очереди «примерять» слово к следующим правилам:
Н
НН
1. В причастиях НЕСОВЕРШЕННОГО вида масле Н ые блины, жаре Н ый картофель
2. Во всех кратких причастиях блины ПРОжаре Н ы, картофель ПЕРЕжаре Н
3) исключение ране Н ый партизан, кова Н ый, жеваНый
1) в причастиях с любой ПРИСТАВКОЙ, кроме НЕ ПЕРЕжаре НН ый картофель, ПРОмасле НН ые блины
2) При наличии у причастия суффикса ОВА//ЕВА марин ова НН ые грибы, корч ева НН ый лес.
3) если есть ЗАВИСИМОЕ СЛОВО: картофель жареННый на масле
4) в причастиях СОВЕРШЕННОГО вида реше НН ая задача
5) но: если у исключений с Н появляется приставка или зависимое слово, появляется еще одна Н: ЗАкова НН ый, кова НН ый медью сундук.
6 задание Заменить слово синонимом
СИНОНИМЫ – близкие по значению слова: Н-р, мчаться – бежать, бить баклуши – бездельничать
Здесь очень часто требуется заменить синонимом фразеологизм. Следует помнить, что синоним требуется подобрать только СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЙ. То есть, если требуется подобрать синоним к слову «хохотал», то вариант –«смеялся» и ни в коем случае не «ржал»
7 задание Заменить словосочетание Чтобы заменить словосочетание одного вида связи на другой, нужно помнить, что
При согласовании зависимое слово должно быть прилагательным (или словом, которое изменяется, как прилагательное)
↓ ×
Н-р, деревянный забор
При управлении ---- существительным
× ↓
Н-р, забор из дерева
При примыкании ---наречием или деепричастием
× ↓
Н-р, петь весело
Поэтому зависимое слово нужно превратить в ту часть речи, которая требуется по условию
Н-р, из согласования ШКОЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ---управление ДИРЕКТОР ШКОЛЫ,
Из управления ЗАБОР ИЗ ДЕРЕВА ------ согласование ДЕРЕВЯННЫЙ ЗАБОР
Из примыкания СКАЗАЛА ГРУСТНО --- управление СКАЗАЛА С ГРУСТЬЮ
Из управления ---ПОЖАЛОВАЛАСЬ С ГОРЕЧЬЮ -----примыкание ПОЖАЛОВАЛАСЬ ГОРЬКО
8 задание Выпишите грамматическую основу из предложения
Выполняя это задание, нужно помнить, что здесь будет
или односоставное предложение:
1 Определенно- личное: Катя, иди (идите) сюда. Хочу (хотите)сдать экзамены.
2 Неопределенно-личное: Папу вызвали, (вызовут, вызывают) в школу.
3 Безличное: Холодно. Меня морозит. У меня нет и не было денег Мне нужно сдать все зачеты.
4 Назывное. Вот мой дом.
Примеры даны на все возможные выражения сказуемого в односоставных предложениях
Или предложение с составным сказуемым, н-р, Машабыла рада получить аттестат.; Мой брат работает юристом.;
Или предложение с однородными сказуемыми
Улица широка и длинна.
9задание предложения с обособленными членами:
Если требуется найти
1. 1 обособленное или необособленное определение – нужно искать причастие ( идущий,поющий, сломавший, шед ш ий, играемый, строимый, мороженый, закрытый) точнее ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ: Доктор, взявший в руки шприц, напугал меня. Посаженный в мае цветок, в июле расцвел. Причастие отвечает на вопрос КАКОЙ!
. 2) Если нужно указать обособленное обстоятельство, ищем деепричастие Деепричастие отвечает на вопросы: ЧТО ДЕЛАЯ, ЧТО СДЕЛАВ?
: дыша, играя, сыграв, пришедши, забывши, будучи и деепричастный оборот: Доктор, взяв в руки шприц, напугал меня. Бегая по утрам, я обрел хорошую форму.
3) Если нужно указать обособленное приложение, ищем существительное, которое поясняет другое существительное или личное местоимение: Девятиклассники, выпускники нашей школы, упорно занимаются. В Чите, столице Забайкалья, стоят крещенские морозы. Мы, пассажиры, очень устали.
10 задание Вводные слова: конечно, разумеется, кажется, наверное, к счастью, к сожалению. По словам, во- первых, значит и т. д. Их можно выбросить из предложения.
ППРИМЕР ЗАДАНИЯ: