Рассказ о композиторе Л. Бернстайне и его «Вестсайдской истории»




Класс Предмет: Музыка

Тема: Великие мюзиклы

«Все виды искусства служат главному

искусству – искусству жить на Земле»

Бертольд Брехт

В последнее время мы часто слышим о постановках мюзик­лов на театральных сценах. Этот жанр очень популярен сегодня. Еще недавно мюзикл "Метро" был экзотикой. Сегодня мюзиклы создаются с огромной скоростью. Уже есть спектакль-рекордсмен - "Норд-Ост", который выращен на российской почве. Он успешно конкурирует с зарубежными шоу и держит первенство: за 10 месяцев в Москве его сыграли более 250 раз. В чем популярность мюзикла?

Что такое мюзикл? Каковы его особенности, разновидности? Чем он отличается от оперетты? На эти вопросы мы ответим на этом уроке.

Мюзикл - это музыкально-сценический жанр, использующий выразительные средства музыкального, драматического, хореогра­фического и оперного искусств. Их сочетание и взаимосвязь при­дали мюзиклу особую динамичность, характерной чертой многих мюзиклов стало решение серьезных драматургических задач не­сложными для восприятия художественными средствами.

Мusical - мыозикл, или, как чаще пишут и говорят, мюзикл -сокращенная форма понятий Мusical comedy (музыкальная коме­дия) и Мusical р1ау (музыкальная пьеса, музыкальное представле­ние).

Возник этот жанр в США в начале XX в. в результате синтеза балладной оперы, оперетты, ревю, водевиля, бурлески, профессио­нальной эстрадной песни и характерных американских эстрадно-концертных представлений.

Сейчас мюзикл - один из самых модных жанров современного театра. Некоторые считают его американской разновидностью опе­ретты, поскольку именно в американском музыкальном театре произошел тот качественный скачок, который позволяет многим рассматривать мюзикл как самостоятельный сценический жанр, хотя и находящийся в отношениях близкого родства и преемствен­ности с опереттой.

Характерные особенности мюзикла:

· широта жанрового диапазона (комедия, драма, трагедия);

· ведущая роль музыки эстрадного плана;

· равноправие музыки, танца и разговорного жанра в драматур­гии спектакля;

· в основе - литературные произведения, завоевавшие широ­кую популярность и доказавшие свою художественную полноцен­ность;

· стремление к содержательности, высокой идейности, глубине мысли, серьезности проблематики.

Разновидности мюзиклов:

Мюзикл-опера - разновидность, которая сочетает в единстве свойства и признаки обоих жанров. Например, «Шербургские зон­тики» М. Леграна, «Иисус Христос - суперзвезда» Э. Уэббера, «Орфей и Эвридика» А. Журбина, мультфильм «Бременские музы­канты» Г. Гладкова.

· Мюзикл-оперетта - жанр, сочетающий характерные черты оперетт и мюзикла. Например, «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу, «Вестсайдская история» Л. Бернстайна, «Звуки музыки» Р. Род­жерса и т. д.

· Мюзикл-драма - жанр опирается на разговорный диалог. На­пример, «Трехгрошовая опера» Бертольда Брехта, муз. К. Вейля.

· Мюзикл-обозрение - эстрадное ревю, но скрепленное драматиче­ским сюжетом: К/ф «Веселые ребята», муз. И. Дунаевского.

 

Различия

 

Мюзикл Оперетта
1. Театральная форма, где му­зыка является одним из средств музыкально-сценичес­кого действия наряду с хорео­графией, пластикой, постано­вочными эффектами 1. Выдержанная музыкальная форма с ансамблями и финала­ми, лейтмотивами и элемента­ми симфонического развития
2. Главное - литературный материал 2. Главное - музыка, высокие вокальные требования к певцам
3. Высокий литературный уровень (Т. Плавт, У. Шек­спир, М. Сервантес и т. д.), интересная проблематика, оригинальные характеры. 3. Либретто развлекательного характера
4. Обращается к аудитории языком бытовой и эстрадной музыки 4. Развернутые многоэпизодные финалы актов
5. Хореограф - второй поста­новщик, иногда главный 5. Балетные сцены дивертис­ментного типа, роль второсте­пенная
6. Большое внимание пластике 6. Интенсивное использование вокала

 

Традиционный взгляд на мюзикл как на искусство развлека­тельное не исключает того, что это искусство служит своеобраз­ным зеркалом общественной жизни. Художественные завоевания мюзикла позволили ему стать достоянием не только какой-то од­ной нации, но и оказывать серьезное воздействие на современный музыкальный театр.

- Мы обращаемся сегодня к мюзиклу Л. Бернстайна «Вестсайдская история». Немного о композиторе.

Рассказ о композиторе Л. Бернстайне и его «Вестсайдской истории»

Леонард Бернстайн (1918-1990). Американский дирижёр, композитор, пианист, музыкальный деятель, педагог. О­кончил Гарвардский университет и музыкальный институт Кёртис (Филадельфия). Ученик У. Пистона (композиция), Ф. Рейнера и С. А. Кусевицкого (дирижирование). Ассистент дирижёра (1943— 1944), дирижёр (1957-1958), главный дирижёр (1958-1969) Нью-Йоркского филармонического оркестра и городского оркестра «Нью-Йорк Сити симфонии» (1945-1948). Выступал в концертах как дирижёр и одновременно исполнитель фортепианной партии в соб­ственных и классических оркестровых сочинениях. Бернстайн - один из крупнейших дирижёров, выдающийся интерпретатор клас­сической, а также современной музыки, в том числе сочинений Шостаковича, Малера. Выступал в Венской опере (поставил «Фальстафа» и свою оперу «Тихое место», 1986). Среди записей «Сомнамбула» (солисты Каллас, Валетти,, «Кармен» (в заглавной партии Хорн), «Фиделио». Среди сочинений: оперы «Волнения на Таити» (1952, Уолтем), «Тихое место» (1986, Вена), оперетта «Кандид» (1956, Нью-Йорк), балеты, 3 симфонии, вокальные цик­лы. Бернстайн удостоен премии Э. фон Сименса.

Широко известны его мюзиклы, в том числе «Вестсайдская история» (1957, Нью-Йорк). (см.слайд №11) Находясь в рамках жанра, Бернстайн вводит в мюзиклы оперные формы, а также добивается в них сквозного симфонического развития. В его музыке мастерски претворены ладогармонические, ритмические особенности джаза, негритянских, мексиканских и других народ­ных песен. В своих сочинениях Бернстайн использует разнообраз­ные музыкальные средства - уличные песенки, рок-н-ролл (напри­мер, в «Мессе», 1971).

Бернстайн пришел к смелой мысли - взять за основу либретто трагедии «Ромео и Джульетта» и перенести действие в современ­ную Америку. Место действия - Нью-Йорк, точнее, его западные окраины (Вест-Сайд), населенные бедняками. Конкурирующие мо­лодежные группировки «Ракеты», куда входят «тинэйджеры» -уроженцы Нью-Йорка, и «Акулы», объединившие пуэрториканцев из семей бедных иммигрантов с острова Пуэрто-Рико. Пара влюб­ленных связана с этими группировками, что делает их любовь об­реченной. Юноша (Тони) хочет положить конец вражде, но тщетно. К тому же он убивает брата возлюбленной (Марии) (как в трагедии У. Шекспира) - одна из кульминаций трагедии.

 

Слушание: «Ария Марии».

4. Периоды развития мюзикла.

Мюзикл - дитя XX столетия. Всю его историю можно разде­лить на два больших периода.

Первый период (1900-1930) характе­ризуется произведениями, которые носят явно выраженный развле­кательный характер. Эти произведения должны были удовлетво­рять спрос преуспевающего бизнесмена того времени. Среди ком­позиторов можно выделить имена Виктора Херберта, Рудольфа Фримля, Джорджа Коэна.

Второй период связан с экономическим кризисом 1929 г. Мю­зикл не остается безучастным к проблемам экономики, политики. Серьезными становятся темы и сюжеты: гражданская война в Аме­рике - «Цветущая девушка» Гарольда Арлена (1946 г.), вторая ми­ровая война - «Южный Тихий океан» Ричарда Роджерса (1948 г.), ироническая интерпретация легенды о равенстве всех людей и во­площение картин жизни в трущобах Нью-Йорка и т. д.

Послевоенные десятилетия стали для мюзикла триумфом. Он шагнул за пределы Америки и отправился покорять мир. В этот период появляются такие признанные шедевры, как «Целуй меня, Кейт» Коула Портера и «Моя прекрасная леди» Фридерика Лоу.

Во второй половине XX в. мюзикл проникает на театральные подмостки Европы. В Англии появляется произведение, завоевав­шее всемирное признание - мюзикл «Оливер» Л. Барта.

«Я рассматриваю сцену вовсе не как средство убежать от ре­альности, - заявил Лайонель Барт в одном интервью, - я убежден, что и мюзикл должен объяснять жгучие вопросы современности».

Таким образом, мюзикл приобретает не только содержатель­ность и глубину, но и пользуется более серьезными выразительны­ми средствами. Усложняется драматургия, совершенствуются хо­реографические формы, музыка получает сквозное развитие, порой приобретая черты симфонизма.

Опытом западных коллег воспользовались и русские компози­торы, создавшие ряд удачных мюзиклов. 24 декабря 1934 г. - пре­мьера музыкальной комедии режиссера Григория Александрова и композитора И. Дунаевского «Веселые ребята». За ней последовали новые работы этих же авторов - «Цирк» (1936 г.), «Волга-Волга» (1938 г.), «Светлый путь» (1940 г.), «Весна» (1946 г.).

Период высшего расцвета отечественного мюзикла приходится на 60-70-е годы, когда появились такие композиторы как Г. Глад­ков (м/ф «Бременские музыканты»), А. Рыбников («Юнона и Авось»), М. Дунаевский («Мэри Поппинс, до свидания») и т. д.

В 1985 г. на лондонской сцене появляется парижская постанов­ка мюзикла «Отверженные» (1980). За этим красочным шоу по мо­тивам одноименного романа В. Гюго последовала постановка мю­зикла «Мисс Сайгон» (1989), действие которого происходит во время войны во Вьетнаме. Авторы обоих мюзиклов Мишель Шон-берг и Ален Бубиль. Осовременив сюжет оперы Пуччини «Мадам Баттерфляй», они лишний раз подтвердили высокий художествен­ный уровень и широту тематики современного мюзикла.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: