Тема урока: «Виды изобразительного искусства».
Цель урока: познакомить учащихся с видами изобразительного искусства.
Задачи:
Знать: виды искусства, основные художественно-выразительные средства;
Уметь: определять принадлежность произведений искусства к тому или иному виду; анализировать произведения искусства.
Ход урока:
Сегодня на уроке, мы познакомимся с видами изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство, а также научаться различать эти виды искусства.
Итак, в жизни нам приходится достаточно часто слышать такое понятие, как «КУЛЬТУРА», вошедшее в обиход еще в далекие Античные времена. Главными составляющими культуры, в современном мире, являются - материальность, духовность и художественность, где последнее - это не что иное, как ИСКУССТВО.
Искусство является значительной частью в жизни человека, общества и даже целого поколения.
В наиболее широком смысле термин «искусство» может быть переведен как «мастерство» или «ремесло», как средство самовыражения, способ выплескивать свои чувства и эмоции, творить.
Таким образом, искусство - это род человеческой деятельности, выраженный в различных художественно-образных формах отображения действительности.
К искусству относят все формы художественного творчества человека.
Актуализация знаний.
Изобразительное искусство едва ли не наиболее древнее среди других видов искусства и, по существу, сопутствует человеку с доисторических времен. Еще в эпоху палеолита первобытные люди создали множество пещерных изображений, росписей и произведений прикладного искусства, воспроизводивших факты и явления повседневной жизни. Именно во времена первобытных художников появились все виды изобразительного искусства.
|
Основными видами изобразительного искусства являются:
-Живопись (работа, выполненная во всем красочном богатстве цвета);
-Графика (работа выполненная линиями, штрихами, через линейно-тональное, свето-теневое изображение);
-Скульптура (работа, выполненная в осязаемых трехмерных формах в объеме путем высекания, лепки, отливки);
-Архитектура (искусство создавать здания, сооружения, комплекс сооружений);
-Декоративно-прикладное искусство (искусство украшать).
Каждый вид искусства говорит с нами, говорит на своем языке:
Живопись - цветом на плоскости,
Графика - линией и пятном на плоскости,
Скульптура - на языке объёмов и форм,
Архитектура - конструкции и пространства,
Декоративно-прикладное искусство - и объёма, и цвета, и линий, и пространства.
Знакомство с художественными терминами.
Живопись.
Живопись - один из наиболее ярких и распространенных видов изобразительного искусства, передающий мир с помощью цвета, красок (темперная, масляная, гуашевая, акварельная). Живопись в отличие от других видов искусства обладает цветом как главным, основным средством выражения жизни.
В мировой истории искусств живопись часто занимала ведущее место. Эта ее роль в значительной мере объясняется тем, что ни в каком другом виде искусства нельзя передать видимые явления мира, образ человека или природы с такой полнотой, как в живописи. Более того, эта полнота выражения внешнего, видимого мира позволяет раскрыть и глубокое внутреннее содержание, и смысл общественных явлений, духовную жизнь человека, его мысли, чувства и стремления.
|
Живопись - само слово означает «писать жизнь». Ведь живописцы изображают предметы «как в жизни». Живописью называют и само произведение искусства, выполненное красками.
Графика.
Графика (от гр. grapho - пишу, рисую) - вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости и состоит из линий, пятен, штрихов преимущественно одного цвета (обычно черного). Графика объединяет рисунок, как самостоятельную область, и различные виды печатной графики: гравюру на дереве (ксилография), гравюру на металле (офорт), литографию, линогравюру, гравюру на картоне и др.
Графическое изображение по природе своей условнее живописного, поскольку оно не стремится передавать всю сложность и богатство красок окружающего нас мира, т. е. не стремится к живописной полноте в передаче живой, реальной плоти вещей. В то же время графические искусства обладают другими особенностями и качествами, которые восполняют эту известную условность графического языка.
График использует сочетание черного и белого, (белая - бумага, черный - карандаш, уголь, другой сухой материал). Она может быть и цветной – например, работы пастелью.
Скульптура.
Скульптура - один из самых древних видов искусства. Скульптура (лат. sculptura, от sculpo - вырезать, высекать, ваяние, пластика) - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют материальный трехмерный объем. Сами эти произведения (статуи, бюсты, рельефы, и тому подобное) также называют скульптурой.
|
Скульптура делится на два вида: круглая, свободно размещающаяся в реальном пространстве, и рельеф (барельеф и горельеф), в котором объемные изображения располагаются на плоскости. Скульптура бывает по своему назначению станковой, монументальной, монументально-декоративной. По жанрам скульптура разделяется на портретную, бытовую (жанровую), анималистическую, историческую и другое. Главным объектом для скульптора является человек, который может быть воплощен в разнообразных формах (голова, бюст, статуя, скульптурная группа).
Есть три основных вида скульптуры
-Монументальная - больших размеров (монумент).
-Станковая - не превышает изображаемый предмет.
-Малых форм - мелкая пластика - маленького размера - из стекла, фарфора, камня, бронзы, мрамора, дерева, керамики, металла и др. Её место - на столе, шкафу, подоконнике.
Так же различается: круглая и рельеф.
Архитектура.
Архитектура (лат. architectura, гр. аrchi - главный и tektos - строить, возводить) - зодчество, искусство проектировать и строить. Архитектура может выражать в художественных образах представления человека о мире, времени, величии, радости, торжестве, одиночестве и многих других чувствах. Поэтому говорят, что архитектура - это застывшая музыка.
Различают три вида архитектуры:
- объемные сооружения (культовые, общественные, промышленные, жилые и другие здания) в которые можно войти;
- ландшафтная (от нем. ланд - земля) архитектура (беседки, мостики, фонтаны и лестницы для скверов, бульваров, парков);
- градостроительство - новых городов и реконструкция старых.
Архитектор должен заботиться о красоте, пользе и прочности создаваемых сооружений, иначе говоря - эстетические, конструктивные и функциональные качества в архитектуре взаимосвязаны.
Архитектурные сооружения отражают художественный стиль эпохи, как и произведения любого другого вида искусства
Всемирно известные архитектурные сооружения и ансамбли запоминаются как символы стран и городов (пирамиды в Египте, Акрополь в Афинах, Колизей в Риме, Эйфелева башня в Париже, небоскребы в Чикаго, Кремль и Красная площадь в Москве.)
Декоративно-прикладное искусство.
Название ДПИ - от французского: декор, украшение. Люди всегда стремились украшать вещи и окружать себя красивыми вещами. В России много мест, где люди с давних пор занимались каким-то прикладным искусством. Секреты народного мастерства передавались умельцами из поколения в поколение.
Предметы быта, украшенные художником или народным умельцем, относятся к декоративно-прикладному искусству: посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и др.
Декоративно-прикладное искусство - обширный раздел искусства, охватывающий различные сферы художественной деятельности.
Собирательный термин объединяет два вида искусств - прикладное и декоративное. Первое обладает признаками практического применения, второе призвано украшать среду обитания человека.
Классификация декоративно-прикладного искусства по материалу: металл, дерево, керамика, текстиль, художественное стекло и др.
Классификация по технике выполнения: резьба, роспись, вышивка, плетение, набойка, литье, чеканка и др.
Все виды искусства взаимно обогащают друг друга, существуют во взаимной связи, и каждым из них дополняются остальные. Все вместе они несут в себе всю полноту художественного сознания эпохи и способны многогранно, всесторонне отражать жизнь в ее сложных процессах. Именно поэтому в истории искусства всегда наблюдалось как сохранение видовых характеристик отдельных искусств, так и их взаимовлияние, взаимообогащение.
Домашнее задание: Выучить основные понятия: живопись, графика, архитектура, скульптура, ДПИ.
Создать собственное живописное произведение. Нарисовать живописный рисунок пейзажа на весеннюю тему.(«Весна пришла») красками. (по образцу ниже)