Виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование), смешанна техника. Их специфика и взаимосвязь.




В соответствии с ФГОС одной из задач в области эстетического воспитания детей является «создание условий развития дошкольников, открывающих возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности. Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста предполагает… реализацию самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной и др.)», развитие творческих способностей детей [1].

Изобразительная деятельность - это художественно-творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому предмету.

Одним из условий развития творческих способностей детей является использование разнообразных техник изобразительной деятельности.

В изобразительном же искусстве под техникой (от греч. technike – искусная и techne – искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение [2].

Изобразительная деятельность в детском саду включает в себя традиционные техники (рисование, лепка, аппликация, конструирование) и смешанные техники (включают в себя нетрадиционное, самобытное и новаторское рисование, аппликацию).

Рисование – это искусство изображать на плоскости, действительно существующие или воображаемые предметы с обозначением их форм линиями и различной степени освещения этих форм посредством более или менее сильного покрытия их каким-либо одноцветным веществом [7].

Лепка — это деятельность, позволяющая придать форму пластическому материалу (пластилину, глине и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов — стеков и т. п.

Аппликация – это создание художественных изображений наклеиванием, нашиванием на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала (ткань, бумага, мех, соломка и т. п.); изображение, узор, созданный таким способом [7].

Конструирование – это практическая деятельность детей, направленная на получение определённого, заранее задуманного продукта. Конструирование в дошкольном возрасте тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей. Продукты детского конструирования, как правило, предназначаются для практического использования в игре.

Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.

Тематика рисования может быть разнообразной:

Рисование предметов - изображая предметы и явления, ребенок использует умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использование разных материалов; Сюжетное рисование представляет собой объединение в рисунке нескольких предметов, расположенных на листе в соответствии с сюжетом; Декоративное рисование предполагает украшение предмета узором, орнаментом, силуэта игрушки элементами росписи (дымковской, филимоновской, хохломской и т.д.).

Для рисования могут быть использованы разнообразные инструменты: цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, восковые и цветные мелки, обладающие разными изобразительными возможностями.

Карандашом создается линейная форма. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали. Затем линейное изображение раскрашивается. Такая последовательность создания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка. Нарисовав одну часть, он вспоминает или видит на натуре, над какой частью следует работать дальше. Кроме того, линейные контуры помогают в раскрашивании рисунка, ясно показывая границы частей.

В рисовании красками (гуашью и акварелью) создание формы идет от красочного пятна. В этом плане краски имеют большое значение для развития чувства цвета и формы. Красками легко передать цветовое богатство окружающей жизни: ясное небо, закат и восход солнца, синее море и т. п.

Своеобразие лепки как одного из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения. Лепка является разновидностью скульптуры, которая включает работу не только с мягким материалом, но и с твердым (мрамор, гранит и др.) Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки,— глиной, пластилином, тестом.

Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.

Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом. Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается — объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.

Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

В процессе занятий аппликацией у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Предоставляя ребятам бумагу разных цветов и оттенков, у них воспитывают умение подбирать красивые сочетания.

Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезывать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.

Конструирование из различных материалов больше других видов изобразительной деятельности связано с игрой. Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки обычно используются в играх.

В детском саду применяются такие виды конструирования: из строительного материала, наборов конструкторов, бумаги, природного и других материалов.

В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, навыки и умения. Конструируя из строительного материала, они знакомятся с геометрическими объемными формами, получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций.

При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах, понятия о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма.

Работа с природными и другими материалами позволяет детям проявить свои творческие способности, приобрести новые изобразительные навыки.

Все виды конструирования способствуют развитию конструктивного мышления и творческих способностей детей. Ребенку надо заранее представить создаваемый предмет (мысленно или на основе имеющегося образца), форму его частей, мысленно примерить имеющиеся у него готовые формы, выявить их пригодность и после этого использовать (соединять отдельные части, добавлять детали, если требуется — применять раскраску).

Нетрадиционные изобразительные техники – это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе [3].

Смешанные (нетрадиционные) техники помогают развитию многогранности занятий живописью, графикой (акварель, гуашь, пластилин, акриловые краски, сухая и масляная пастель, тушь, уголь). Непосредственное соприкосновение с краской, сравнение цвета краски с окружающими предметами и природой, получение оттенков при помощи белил и воды, смешение красок для получения нового цвета – все это процессы, в которых много приятных ощущений, познание нового и закрепление уже полученных знаний и умений.

Научить создавать свой неповторимый образ смешанными техниками можно с помощью наблюдения красоты природы, окружая ребенка произведениями живописи, народного и декоративно-прикладного искусства [4].

К смешанным (нетрадиционным) техникам относятся:

Рисование акварелью по-сырому (предварительно лист бумаги нужно намочить губкой или широкой кистью и дать чуть подсохнуть (чтобы не было луж), и постараться закончить рисунок, пока бумага не высохла); Рисование пальчиками, ладошкой (необходима гуашь, немного разведенная в мисочке, можно еще использовать жесткую кисточку для нанесения краски на ладошку); Печать листьев (гуашь и свежие листочки). Таким способом можно выполнять разнообразные композиционные решения. Тиснение (фольги) (другое название Эмбоссинг) – техника художественной обработки бархата, картона, фольги и др. материалов для получения на их поверхности рельефных изображений путем механического выдавливания. Фротаж (франц. Frotter - «тереть, протирать»). Техника фротажа заключается в том, что под лист бумаги кладут какой-нибудь рельефный предмет и закрашивают его сверху пастелью. Идея заключается в том, чтобы переводить на бумагу лишь отдельные рельефные элементы для дополнения собственной работы. Набрызг (используемые материалы: щетка, гуашь, расческа, возможен силуэтный трафарет). Щетку наклоняют над листом бумаги, а картонкой или расческой проводят по ворсу. Так можно изображать салют, звездное небо, а если на листе бумаги разместить вырезанный силуэт и разбрызгать краску, то убрав его, останется след, который можно дополнить, подрисовать недостающие линии кисточкой. Рисование акварелью + масляная пастель, восковые мелки, свеча – техника акварели Аля-прима (что буквально означает в один прием). Сначала рисунок наносится свечой, пастелью или восковыми мелками, а потом аккуратно широкой мягкой кистью или ватным тампоном. Рисование мягкими материалами (углем, сангиной, мелом, сухой пастелью). Мягкие материалы удобно растирать ватными палочками. Мозайка – техника пуантилизма (франц. Pointillisme, буквально «точечность»). В данной технике для рисования используются ватные палочки, резинка на конце карандаша. Ватные палочки опускают в краску (гуашь, акварель) и перпендикулярно плоскости листа ставят точки. Кляксография (монотопия, монотопия с дорисовыванием). С помощью предметной монотопии можно изобразить необычным способом симметричный предмет (бабочку, жука, цветок). Пейзажная монотопия открывает возможность рисовать природу и получать оттиск в зеркальном отображении (отображение в воде). Отпечаток получается только один. Кляксография трубочкой (раздувание туши, акварели). На сухой, (можно тонированный) фон внизу наносится капля краски. Нужно подуть из трубочки на каплю, как будто толкая ее вперед. Чтобы получились мелкие ответвления, нужно покачать трубочкой во время выдувания из стороны в сторону. Можно дорисовать некоторые элементы кистью или оформить аппликацией из природного материала. Акварельными карандашами, мелками рисунок выполняется как просто цветными карандашами с последующей размывкой водой. Печать трафаретов, штампов. Трафареты заготавливаются из пенопласта, поролона, овощей, можно использовать ластик. Используется акриловая краска или гуашь. Пластилиновая живопись (пластилинография может быть использована в сочетании с паетками, бисером, нитками). Аппликация + дорисовка (ткань + цветные карандаши, фломастеры, гелевые ручки). Ребенок приклеивает кусочек ткани на бумагу и дорисовывает композицию. Аппликация обрывная. При изготовлении аппликации этим способом ножницы не нужны. Цветная бумага обрывается по намеченному контуру, образуя детали с неровными «мохнатыми» краями. Детали смазываются клеем и наклеиваются на основу. Эта техника подходит для передачи объемной, мягкой фактуры предмета. Мозаичная аппликация изготавливается из различных материалов. Нарезанные нитки, природные материалы, чай, кофе, сухие листья, салфетки, крупы (горох, рис, манка) укладываются по рисунку и приклеиваются клеем ПВА. Возможно последующее окрашивание круп. Из гофрированной бумаги - цветы. Граттаж (франц. grater – скрести, царапать) – способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или остным инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники – воскография. Белая, тонированная бумага натирается свечой, покрывается смесью туши (гуашь) + ПВА, после высыхания можно приступать к процарапыванию палочкой. Оттиски различными материалами используются, если нужно передать фактуру предмета. Понадобится любой материал с текстурированной поверхностью: поролоновый тампон, смятая бумага, полиэтилен, пенопласт, ластик, веревка для белья и т.д. Ребенок учится экспериментировать новыми материалами, что доставляет ему огромное удовольствие. С помощью оттисков можно добиться потрясающего сходства с действительностью – передать пушистость, мягкость, кучерявость, колкость и т.д. Коллаж (франц. Collage – приклеивание) – технический прием в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путем наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов. Тестопластика – лепка из соленого теста. Дополнительно могут быть использованы бисер, пайетки.

Занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.

Изобразительная деятельность — это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей [6].

Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, дети знакомятся с материалами (бумага, краска, глина, мел и др.)» и их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы. Дети осваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, кисть, ножницы). Овладение этими действиями способствует их умственному развитию.

Обучение изобразительной деятельности невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия — наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет.

В процессе наблюдений, при обследовании предметов и их частей перед изображением, созданием построек и изготовлением поделок детей учат выделять форму предметов и их частей, величину и расположение частей в предмете, цвет. Изображение разных по форме предметов требует их сопоставления и установления различий. Вместе с тем дети учатся сравнивать предметы, явления и выделять в них общее и различное, объединять предметы по сходству.

Постепенно дети приобретают способность анализировать предмет. Познание предметов и их свойств, полученное действенным путем, закрепляется в сознании, обобщаются их качества в понимании детей как присущие многим предметам.

В процессе изобразительной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта.

В процессе рисования, лепки, аппликации и конструирования развивается речь детей. Усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами и явлениями, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.

Педагог также активно привлекает детей к объяснению задания, последовательности его выполнения. В процессе анализа работ в конце занятия дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей. Использование образных сравнений, стихотворений для эстетической характеристики предметов способствует развитию выразительной речи.

Непосредственное, чувственное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами составляет область сенсорного воспитания. Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием.

Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходство и различие, т. е. производят умственные действия. Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию, развитию наглядно-образного мышления.

Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит, конструирует не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то рассказал, чтобы изображенное им узнали.

Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается также в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: наблюдательность, настойчивость, активность, самостоятельность, инициатива, чувство товарищества, взаимопомощи, умение выслушивать и выполнять задание, потребность и умение доводить начатое до конца, преодолевать трудности;

Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них.

В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями.

Занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, при использовании простейших орудий: карандаша, кисти, стеки (при лепке), ножниц. Развитие руки ребенка очень важно для дальнейшего обучения письму в школе.

Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата.

Изобразительная деятельность помогает закрепить у детей представления о труде людей, их быте. В сюжетных рисунках дети отражают свои впечатления о новостройках, изображают различные трудовые процессы.

Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания, так как по своему характеру она является художественной деятельностью.

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.

Эстетическое восприятие направляется в первую очередь на предмет в целом, на его эстетический облик — стройность формы, красоту цвета, пропорциональность частей и т. д.

Для развития эстетического восприятия очень важно при знакомстве с предметом, явлением подчеркивать их красоту, использовать образное сравнение.

Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма. Выделение свойств предметов (форма, строение, величина, цвет, расположение в пространстве) способствует развитию у детей этих компонентов эстетического чувства [6].

Постепенно у детей развивается художественный вкус.

Изобразительная деятельность содействует развитию творческих способностей детей, которые возможны лишь в процессе усвоения и практического применения знаний, умений и навыков.

В рисунке, лепке, аппликации дети передают свои впечатления об окружающем мире и выражают свое отношение к нему. Задача педагога — научить детей художественной деятельности, выразительному изображению предметов и явлений, а не просто копированию их.

Изобразительная деятельность только тогда может приобрести творческий характер, когда у детей развиваются эстетическое восприятие, образное мышление, воображение и когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями [5].

Эстетическое восприятие содействует развитию соответствующих представлений, в которых отражаются эстетические качества предметов и явлений. Творческий характер деятельности предусматривает возникновение и развитие замысла. В рисунок, лепку и аппликацию ребенок не просто переносит то, что запомнил: у него возникают какие-то переживания в связи с этим предметом, определенное отношение к нему. В одно представление включается то, что воспринималось в разное время, в разной обстановке. Из всего этого создается образ, который ребенок выражает с помощью изобразительных средств.

Характерная черта изобразительного художественного творчества — создание выразительных изображений. Однако дети не могут создать образа, не овладев хотя бы в какой-то мере способностью передавать в рисунке, лепке и аппликации присущие предметам свойства: форму, строение, цвет. Красота и выразительность изображения зависят и от того, как дети овладели формообразующими движениями и умеют передавать в своей работе форму предмета. Отчетливо изображенная форма делает образ узнаваемым и вызывает у самого исполнителя удовольствие, положительные эмоции.

Изображение детьми предметов и явлений действительности — это вместе с тем и отражение их отношения к этим предметам и явлениям. Иными словами, дети отмечают, чем красив предмет, что в нем интересного, чем хорош, полезен, чем вызывает к себе симпатию, радует или огорчает и т. д. Все эти стороны порой тесно переплетены между собой, но может выступать и какая-либо одна из них — чисто познавательная, эстетическая, нравственная.

Таким образом, занятия изобразительным искусством являются важным средством всестороннего развития детей.

Используемая литература

Акт министерств и ведомств "Федеральный Государственный Образовательный Стандарт" от 14 ноября 2013 г. № 30384 // Российская газета. 25 ноября 2013 г. г. № 6241. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Ч 1. М.: Издательство Скрипторий 2003, 2007. 88 с. Доронова Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности. Ребенок в детском саду. // Дошкольное воспитание. 2005. №1. Доронова Т.Н. Занятия по изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание. 2001. №3. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов. М.: ВЛАДОС, 2006. 255с. Флёрина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников. М.: Академия педагогических наук СССР, 1961. 333 с. Крупнейший сборник онлайн-словарей URL: https://www.onlinedics.ru/slovar/brok/r/risovanie.html (дата обращения: 03.01.2016.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: