Система судебной власти.




Тема: «Основы конституционного права ФРГ»

Основной закон ФРГ.

Правовой статус человека и гражданина.

Партийная система и основные политические партии Германии.

Парламент ФРГ: полномочия и внутренняя организация.

Правовой статус правительства ФРГ

Характерные черты германского федерализма.

Система судебной власти.

После окончания Второй мировой войны Германия была разделена на 4 оккупационные зоны. В 3 западных зонах, находившимся под влиянием оккупационных держав- США, Франция, Англии были приняты первые демократические учредительные документы. В них оговаривалось будущее вхождение земель в состав единой демократической Германии.

На территории западных оккупационных зон была образованна Федеральная республика Германия. На востоке страны при активной и всесторонней помощи СССР возникло социалистическое государство- ГДР. Разработке конституционных документов предшествовало поражение фашистской Германии во Второй мировой войне и ее раскол на два немецких государства. Чтобы подчеркнуть, что речь идет не о постоянном документе, а об акте, регулирующем основы государственного строя в период до полного воссоединения Германии, было выбрано название основной закон, а не конституция. Проект был принят учредительным органом – Парламентским советом.

Основной закон ФРГ состоит из краткой преамбулы, 14 разделов, 146 статей, причем три раздела были включены в базовый текст уже в период его действия. После мирного объединения Германии и исчезновения ГДР, основной закон стал действовать на всей немецкой территории.

Особенностью данного акта, отличающего ее от других конституций, является то, что первый раздел посвящен основным правам и свободам человека. Они представляют собой систему ценностей и требований к государственному строительству страны, пережившей фашизм. Большое внимание уделяется личным правам.

Второй раздел основного закона регулирует отношения между Федерацией и землями, а также основы политического строя страны. По форме правления Германия является республикой с сильными позициями главы федерального правительства- канцлера.

Остальные разделы детально регулируют правовой статус высших органов государственной власти, систему законодательства Федерации и исполнения федеральных законов, а также общие задачи Федерации и ее субъектов.

По способу изменения основной закон не является жестким. Закон о поправке в конституции нуждается в одобрении квалифицированного большинства 2/3 членов верхней и ни жней палаты федерального парламента. В основной закон ФРГ вносились многочисленные поправки, крупные изменения касались пересмотра оборонной политики после вступления в военно - политический блок НАТО, последствий воссоединения Германии на основании договора об установлении единства Германии от 31.08.1990 года, а также вступления ФРГ в Европейское сообщество.

Основной закон ФРГ открывается первым разделом, закрепляющим фундаментальные права и свободы человека. Конституционными гарантиями выступают следующие положения: права лиц, чьи права были нарушены, обращаться в суд; невозможность ограничения прав человека иначе как на основании закона; обязанность государства, его органов нести ответственность за действия своих служащих в случае нарушения ими служебных обязанностей.

Следует обратить внимание на содержательное разграничение в конституционно – правовом регулировании статуса личности: основной закон различает «права немцев» и «права человека». Понятие «немец» фактически означает наличие у лица гражданства ФРГ. Основной закон ФРГ в ст. 2-6, 13,14, 17 провозглашает равные для всех права: на жизнь и физическую неприкосновенность, свободное проявление личности, неприкосновенность жилища и частной собственности, охрану здоровья, защиту брака и семьи. А также право на информацию, право наследования, свободу совести и вероисповедания, свободу мнения. Избирательными правами конституция наделяет только немцев. Ст. 16 устанавливает, что ни один немец не может быть выдан иностранному государству. Политические права преимущественно принадлежат только немцам.

Среди социально- экономических и культурных прав и свобод Основной закон называет право собственности и наследования при этом допускается право отчуждения. Закрепляется право выбора профессий, места работы и получения образования и тд.

Современная партийная система возникла в конце 1940 годов, после освобождения Германии от фашистского ига. Деятельность нацистской партии, распространение фашистской идеологии, восхваление Гитлера и третьего Рейха запрещены законом. Правовой статус партии регламентируется Основным законом и федеральным законодательством, в том числе законом о политических партиях.

Немецкие партии содействуют формированию политической воли народа. Они образуются свободно на основе индивидуального добровольного членства. Их внутренняя организация должна соответствовать демократическим конституционным принципам. Партии равны перед законом.

Существует государственное финансирование партий во время избирательных компаний. В ФРГ действуют сильные правые и левоцентристские партии.

В современных условиях нельзя с достаточной определенностью выявить тип партийной системы. В общественно- политической жизни доминируют две основные партии- Христианско-демократический союз (ХДС) и социал- демократическая партия Германии (СДПГ). Особую роль в партийной системе Германии играет Христианско- демократический союз и Христианско- социальный союз- ведущая буржуазная центристская политическая организация. ХДС-ХСС проповедуют традиционные либерально-консервативные ценности.

Давним союзником христианских демократов выступает небольшая Центристская Свободная демократическая партия, созданная в 1948 году. Партия пропагандирует учение немецкого либерализма и по большинству внутриполитических вопросов, как правило, блокируется с христианскими демократами.

Влиятельной и старейшей политической силой является Социал - демократическая партия Германии. Партия вела активную антифашистскую борьбу и преследовалась нацистами.

В послевоенный период партия выступает с общенародных позиций и проповедует концепцию демократического социализма и такие традиционные ценности демократического общества, как свобода, гуманизм, справедливость, солидарность.

С 1970 гг. в ФРГ действует несколько самостоятельных экологических политизированных организаций. Наиболее крупные из них Союз 90- Зеленые. Центральное место в деятельности этой партии занимают вопросы охраны окружающей среды и устойчивого социально- экономического развития.

В восточных землях заметным влиянием пользуется Левая партия, возникшая в 2005 году. Она признает многие традиционные социалистические и демократические ценности, выступает за расширение форм демократического волеизъявления граждан, против засилья в экономике крупных немецких и иностранных концернов, в защиту рядовых налогоплательщиков и работников наемного труда. На крайнем правом фланге действуют небольшие общественно- политические организации- Республиканская, Национал- демократическая партия, Германский народный союз, проповедующие откровенно националистические взгляды. Многие их лидеры и активисты привлекались к различным видам юридической ответственности за нарушение законов и экстремистские действия.

Парламент ФРГ фактически состоит из двух палат: нижней - бундестага, и верхней- бундесрата. Бундестаг олицетворяет весь народ, 656 его депутатов избираются всем населением сроком на 4 года. Бундесрат- это орган представительства субъектов Федерации. Он состоит из членов правительств федеральных земель.

К полномочиям бундестага относятся: законотворчество, право на внутреннюю организацию и контрольная функция.

Бундесрат также обладает полномочиями в законодательном процессе, однако есть законы, которые не требуют одобрения со стороны бундесрата. Верхняя палата прежде всего рассматривает законы, которые затрагивают интересы и потребности земель. Право законодательной инициативы имеет бундесрат и федеральное правительство. Члены бундестага также имеют право внесения законопроекта на обсуждение. Каждый закон подлежит рассмотрению в ходе трех чтений. Окончательные этапы законотворческой деятельности – оформление, провозглашение, вступление в силу закона связаны с полномочиями федерального президента. В палате бундестага создаются многочисленные комиссии, создание трех из них является обязательным: комиссия по петициям, по иностранным делам и по делам обороны.

Помимо законотворческой функции бундестаг избирает федерального канцлера, принимает участие в выборах федерального президента и федеральных судей, избирает уполномоченного по делам обороны. Согласно основному закону федеральное правительство находится в политической зависимости от бундестага и несет перед ним ответственность. В отношении федерального канцлера бундестагом может быть вынесен вотум недоверия. Однако, если глава правительства сам поставит вопрос о доверии перед бундестагом и не получит абсолютного большинства голосов, то федеральный президент может распустить бундестаг по его предложению. Бундестаг также может быть распущен, если на заключительном туре выборов федерального канцлера он не избирает кандидата хотя бы абсолютным большинством.

Бундесрат- верхняя палата германского парламента- не имеет срока избрания, его состав частично меняется, когда в одной или нескольких из федеральных земель происходит смена правительства. В качестве органа законодательной власти бундесрат может одобрять или не одобрять федеральные законы, определять регламент своей работы, формировать собственные комиссии. При назначении Генерального прокурора требуется его согласие. По его предложению глава государства назначае6т и директоров земельных банков. Объявление состояния оборонительной войны требует обязательного одобрения данной палаты.

Главой государства является федеральный президент, обладающий ограниченными полномочиями.

Кандидат в президенты должен быть немецким гражданином не моложе 40 лет, обладающим в полной мере избирательным правом. Он избирается не гражданами ФРГ, а специальным органом – Федеральным собранием сроком на 5 лет. Он может быть избран не более двух сроков подряд.

Федеральное правительство представляет собой орган исполнительной власти, который осуществляет функции управления государством. Оно состоит из федерального канцлера и федеральных министров.

Федеральный канцлер выбирается бундестагом. Кандидатуру на данный пост предлагает федеральный президент после переговоров с партией, показавшей наилучшие результаты в выборах Федерального правительства. Для Германии характерны коалиционное, а не однопартийное правительство.

Федеральные министры назначаются федеральным президентом по предложению канцлера. Последний определяет основные направления в политике и руководит работой. Структура органов исполнительной власти федерации независимо от профиля ведомства строится в соответствии с принципом трехступенчатости: министерства- высшие ведомства, наделенные политическими функциями; ведомства среднего звена, имеющие функции надзора; ведомства низового звена, осуществляющие сугубо исполнительские задачи и полномочия.

При нормальном развитии событий федеральное правительство находится у власти весь период легислатуры бундестага, т.е. в течении 4 лет. Однако есть случаи досрочного прекращения его полномочий:

1 в связи с уходом в отставку (или смертью) федерального канцлера.

2 С момента учреждения нового бундестага.

3 В результате конструктивного вотума недоверия, выраженного бундестагом федеральному канцлеру.

4 При отклонении бундестагом поставленного федеральным канцлером вопроса о доверии и роспуском бундестага федеральным президентом.

Таким образом, судьба правительства тесным образом связана с канцлером. Его отставка означает отставку всех федеральных министров и тем самым всего правительства в целом.

После объединения Германия состоит из 16 земель (10 старых западных земель, 5 воссоединенных территорий бывшей ГДР, и Берлин). Статус земли имеют два крупных западногерманских города- Бремен, Гамбург. Субъекты ФРГ обладают довольно высокой степенью автономности (самостоятельности). По своему статусу земли- не политические субъекты, а скорее регионы с государственной структурой и определенной самостоятельностью. Немецкие субъекты федерации имеют свои конституции, парламенты, правительства. Вмешательство Федерации как вышестоящей структуры в сферу суверенной компетенции земель допускается лишь в исключительных случаях.

Бундесрат – верхняя палата парламента- формируется целиком из представителей земельной исполнительной власти. Она имеет большие полномочия. В частности, в ряде случаев бундесрат имеет право на участие в принятии решений наряду с бундестагом и правительством. (при объявлении войны, при выдвижении обвинения президенту).

Определенное значение имеет тот факт, что федеральный президент избирается не всеобщим голосованием, а особым собранием, половина которого формируется за счет депутатов бундестага, а другая- из представителей земельных парламентов.

Акцент в законодательной области смещен в сторону федерации, однако приоритет в области исполнения законов принадлежит субъектам. Земли правомочны принимать законы в той мере, в какой конституционные положения не отводят данное право Федерации.

К исключительному ведению Федерации относятся: внешние сношения; оборона; общегерманское гражданство; эмиграция и иммиграция; денежное обращение; таможенное и торговое единство территорий; таможенная и пограничная охрана; железные дороги и воздушное сообщение и др. В ведении земель находится культурная, полицейская и коммунальная сферы, а также гражданское и уголовное право, судопроизводство, судоходство и тд.

Федерация и земли самостоятельны в ведении бюджетного хозяйства.

Важной чертой германского федерализма является то, что в компетенцию субъектов переданы функции исполнительной власти, за исключением тех, которые оставлены в ведении центра.

В Германии существует чрезвычайно сложная и разветвленная судебная система, в основании которой положен принцип специализации судов по характеру рассматриваемых дел: общей подсудности, трудовых, социальных, административных, финансовых. Согласно конституционным положениям Федерация учреждает в качестве высших судебных инстанций: Федеральный верховный суд, Федеральный административный суд, Федеральный финансовый суд, Федеральный суд по трудовым спорам, Федеральный суд по социальным вопросам. В рамках данной системы судебное производство помимо конституционной юстиции подразделяется на 5 самостоятельных отраслей судопроизводства, которые возглавляют соответственно верховные суды Германии.

Федеральный конституционный суд осуществляет как предварительный, так и последующий контроль. Для Германии характерна парламентская модель формирования органа конституционного контроля.

Судьи федерального конституционного суда избираются квалифицированным большинством в 2/3 обеими палатами парламента. В составе этого суда две коллегии по 8 судей. Срок их полномочий -12 лет. К компетенции Федерального конституционного суда относятся: толкование конституции ФРГ в случае споров об объеме прав и обязанностей субъектов конституционно-правовых отношений., рассмотрение споров и и разрешение неясностей по вопросу о взаимоотношениях Федерации и земель, рассмотрение вопросов, связанных с нарушением основного закона, прав человека, рассмотрение жалоб на решение бундестага, касающихся выборов и некоторых других жалоб.

Федеральный конституционный суд может проверять федеральные законы об одобрении международно-правовых договоров. Решения Федерального конституционного суда Германии носят обязывающий характер для всех федеральных органов гос власти, органов государственной власти земель, судов.

В землях действуют конституционные суды земель. Система судов общей юрисдикции, так называемого обычного судопроизводства, включает четыре звена: суды низовой инстанции(участковые суды), суд земли, высший (верховный)земельный суд и Федеральная судебная палата в качестве верховного звена. Существует развитая система административной юстиции. На административные суды возложены полномочия по обеспечению законности в сфере публичной деятельности. Организация административных судов трехступенчатая. Высшим органом административной юстиции является Федеральный административный суд. Суды первой и второй инстанции находятся в компетенции земель. Федеральный административный суд выступает в основном в качестве кассационной инстанции и редко- в качестве первой. Основная масса дел рассматривается судами второй инстанции, т.е. земельными судами административной юстиции.

Суды по финансовым вопросам подразделяются на два уровня: суды нижней инстанции и Федеральный финансовый суд. Они рассматривают споры по налоговым декларациям, налогам и сборам.

Судам по трудовым спорам подведомственны дела, касающиеся трудовых отношений. К этим судам относятся Земельный трудовой суд и Федеральный трудовой суд.

Суды по социальным вопросам: земельные суды по соц вопросам и Федеральный суд по соц вопросам. В их компетенцию входят споры по вопросам социальных пособий, пенсий, страхование по безработице.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: