Краткая справка о структуре работы




Работа состоит из введения, теоретической и практической части, заключения и приложений.

В теоретической части рассмотрены такие вопросы, как представления о временной перспективе и жизненном пути, мотивация к обучению у студентов, взаимовлияние мотивации к обучению и особенностей представления о временной перспективе и жизненном пути.

Практическая часть содержит две главы: исследование особенностей представления временной перспективы и жизненного пути у студентов медицинского университета и мотивация учебной деятельности студентов. В заключении представлены основные выводы данной работы.

Глава 1. История развития временной перспективы в психологии

1.1. Общее представление о временной перспективе

Временная перспектива — совокупность представлений индивидуума о своем психологическом прошлом, настоящем и будущем на данный момент времени.

Исследовали временную перспективу: М. Селигман, Ф. Зимбардо, Д. А. Леонтьев, А. Кроник, Е. Головаха, Р. Ахмеров и другие.

В 20 веке набирает популярность теория временной перспективы Ф. Зимбардо. Он предлагает модель временной перспективы, которая развивает и раскрывает теорию К. Левина с различных сторон, где данный феномен рассматривается в качестве основного процесса функционирования человечества как в индивидуальном плане, так и на уровне общества (Митина О. В.,2008). Ф. Зимбардо считает, что временная перспектива — это фундаментальная единица измерения психологического времени, которая находится на уровне когнитивного функционирования, распределяя человеческий опыт на временные отрезки прошлого, настоящего и будущего, что позволяет упорядочить и сохранить последовательность и смысл жизненных событий (Зимбардо Ф. Дж., 2008). Временная перспектива сформирована благодаря обществу — религиозное воспитание, образование, социальные классы и культура, а так же индивидуальные характеристики личности создают полный образ психологического времени (Головаха Е. И., Кроник А. А., 1984). Зимбардо выделяет пять измерений временной перспективы, которые по его мнению являются основными: позитивное прошлое, негативное прошлое, будущее, фаталистическое настоящее и гедонистическое настоящее (Зимбардо Ф., Бойд Дж., 2010). В данный момент выявляются связи измерений временной перспективы человека с различными психологическими феноменами: с тревожностью и сопротивлениям к изменениям, со склонностью к рисковому поведению, к долгосрочному планированию и к различным аддикциям (Бейнарович К. К., 2007).

Внимания ко времени как к внутреннему организующему фактору зародилась в философских работах В. Дильтея, А. Бергсона, С. Кьеркегора, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, рассматривавших время как фактор, определяющий целостность жизненного пути человека, единение таких структур как прошлое, настоящее и будущее (Сырцова А., Соколова Е. Т., Митина О. В., 2012). Социальное содержание категории времени было затронуто в трудах К. Маркса, подчеркивающего его ключевую роль в процессах развития общества и личности. В этих работах в отличие от античности, средневековья или ранней новой Европы, возрождается онтология «временности», где определяющим фактором становится будущее, а не настоящее. В психологической науке интерес к проблемам времени и, собственно, будущего реализован в исследованиях психологического времени и жизненного пути (Гришина Н. В., 2007). Само понятие «жизненный путь» ввела в научный обиход Ш. Бюлер, обозначившая таким образом индивидуальную историю человека. Жизненный путь характеризуется пространственно-временной структурой, состоящей из общевозрастных и индивидуальных фаз, определяющихся многими параметрами жизни, начиная от воспитания и заканчиваясь мировоззрением. Временная перспектива — совокупность представлений индивидуума о своем психологическом прошлом, настоящем и будущем на данный момент времени (Ковалев В. И., 1995).

Отечественный деятель Л. С. Выготский рассматривал понятие жизненной линии, утверждая, что до конца понять человеческую личность невозможно, не рассматривая ее вне жизненного плана, который структурирует историю жизни человека в логически связный, единый биографический процесс. Человек, при организации возможного будущего, используя языковые формы, создает перспективное, возможное будущее – превращает образ в будущие действия, то есть планирует и ставит цели (Выготский Л. С., 1984). С. Л. Рубинштейн выделял значение временного плана в строении личности, акцентируясь на том, что каждый человек обладает своей историей жизненного пути, то есть историей становления индивидуальности личности. Способностями, выступающими в качестве критериев личности как субъекта жизненного пути, являются умение самой личности согласовывать внутреннюю организацию с требованиями, условиями и обстоятельствами жизни, а также оптимально разрешать жизненные противоречия и самосовершенствоваться в процессе жизненного пути (Василенко В. Е., Лебедева А. А., 2015).

При постановке проблемы жизненного пути личности, Т. Н. Березина и К. А. Абульханова указывают на становление, изменение и развитие личности, которая в свою очередь, формируя жизнь своим индивидуальным способом, осуществляет соответствующую стратегию. В типологическом подходе личность выступает как активный субъект и координатор, поэтому временная перспектива рассматривается с позиции ее функциональных возможностей (Лебедева А. А., Василенко В. Е., 2015). Временная перспектива – это реализуемый жизненный потенциал личности, заложенный ее прошлым опытом, уровнем развития и ее наличными способностями. В основе построения личностью собственной временной перспективы лежат такие факторы как: долговременность целеполагания, внутренняя или внешняя обусловленность планов, удовлетворенность неудовлетворенность задачами, активность-пассивность личности, ситуативность деятельности личности во времени, оптимальность и не оптимальность планирования, организация конкретной деятельности или планирование жизненных перспектив (Кроник А. А., Ахмеров Р. А., 2008). Исследователи отмечают, что наиболее оптимальным является проблемное планирование. Оно регулирует деятельность из будущего в настоящее, учитывает жизненные и личностные ресурсы, наличие вариативности развития социума и другие факторы. Временная перспектива определяется способностью человека в любом возрасте сознательно, мысленно предугадывать будущее, готовиться к нему заранее в настоящем, иметь установку на его достижение (Сапогова Е. Е., Дмитриева М. В., 2012).

Категория времени в психологии в первую очередь связана с вопросами о представлении и осмыслении времени жизни человека и способов его организации, что позволяет индивиду не только анализировать опыт прошлого и раскрывать смысл настоящего, но и планировать свое будущее, выстраивать собственную временную перспективу как обобщенный образ жизни (Болотова А. К., 2006).

Временная перспектива была также рассмотрена в работах Ж. Нюттена, основанных на методе мотивационной индукции. Он рассматривает временную перспективу и жизненный путь как феномены, характеризующиеся протяженностью, глубиной, насыщенностью, степенью структурированности, а также уровнем реалистичности (Нюттен, Ж., 2004). Авторами мотивационного подхода подчеркивается регулятивное значение временной перспективы, так как, люди с протяженной и структурированной временной перспективой, способны лучше замечать технические взаимосвязи между своим поведением в данный период и отдаленными целями в будущем, а соответственно, адекватно регулировать поведение в настоящем. Субъект с короткой временной перспективой оказывается неспособным видеть отдаленное будущее в поиске средств и целей для удовлетворения своих потребностей и поэтому менее успешен в своих начинаниях (Арестова О.Н., 2000).

 

1.2. Общее представление о мотивации у студентов

Необходимо рассматривать и мотивационный компонент, который способствует обучаемости студентов. Мотивация в данном случае является побуждением и общей готовностью учащегося получать и усваивать знания (Рябикина И. В., 2007).

Мотивация определяется рядом специфических факторов:

1. Устанавливается образовательной системой, учреждением.

2. Активизируется во время образовательного процесса.

3. Является субъективной для каждого учащегося.

4. Подстраивается под стиль работы преподавателя.

5. Не выходит за рамки изучаемого предмета.

Мотивация продиктована внутренними потребностями и влиянием социума. При этом, развитие данных потребностей и их взаимовлияние, с возрастом только усиливаются и возможны изменения в их положении по отношению к друг другу. Мотивация к обучению постоянно видоизменяется, может перестроится положение мотивов, сила их влияния, могут появиться новые или усилиться уже имеющиеся. Так мотивационная сфера учащегося становится ядром личности, которое управляет такими свойствами как направленность, эмоции, установки, социальные установки, воля и другое (Михальский А. В.,2014).

Рассмотрим мотивы студентов во время обучения:

1. Коммуникативные (общение с сокурсниками, наращивание навыка общения с разными людьми, расширение круга знакомств и связей);

2. Статусные (получение авторитета и уважения в определенной среде и среди определенного круга лиц);

3. Традиционные (закрепившиеся нормы в обществе, которым необходимо следовать под влиянием мнения большинства или значимых людей);

4. Познавательные (изучение интересующих предметов или получение специальных навыков в определенной области);

5. Неосознанные (заучиваемый материал не имеет смысла и само обучение сводится к получению положительных оценок, сам человек не может назвать желаемый результат).

 

1.3. Взаимосвязь временной перспективы и мотивационного компонента личности в обучении

Многое зависит и от заинтересованности обучающегося. Интерес является одним из основных мотивов обучения. Интерес в обучении создает благоприятную обстановку для получения знаний, является воодушевляющим фактором, а так же позволяет учащемуся акцентировать внимание на тонких моментах интересующего его предмета. Интерес тесно связан с активизацией обучения, развитием самостоятельности учащихся, он направлен на актуализацию их потребности в получении более широких знаний, самообразования, углублению к творческому применению получаемых знаний. Познавательный интерес помогает учащимся успешно учиться осваивать свою профессию,а так же оказывает влияние на развитие личности. Именно интерес положительно воздействует на развитие восприятия, внимание, память, мышление, волю и интеллектуальную активность (Ширяева О. С., Навроцкая Е. А., 2011).

Поэтому на формирование интереса и, собственно, мотивации оказывает огромное влияние ориентирование обучающегося на определенные временные зоны. Так, если учащийся ориентирован на прошлое, то целью его обучения будет получение положительных оценок, похвалы и уважения родителей и близких, если же ориентировка направлена на настоящее, то учащийся будет стремиться к сохранению комфортных условий обучения и его основной целью будет получение удовольствия, общение здесь и сейчас, но при ориентации на будущее, все прилагаемые усилия направляются на получение максимального количества знаний, навыков и умений, которые в будущем помогут реализовать поставленные цели и задачи (Стрижицкая О. Ю., 2012).

Итак, временная перспектива это составная модель восприятия времени личностью. Человек рассматривает этапы своей жизни через призму опыта и личностного отношения, что в совокупности определяет направленность его временной перспективы (Головаха Е. И., Кроник А. А., 2003).

Для большинства студентов, поступление в ВУЗ характеризовалось неким идеализированием будущего образования, их временная перспектива в этот промежуток времени была ориентирована на настоящее, так как эффект первого впечатления и начальной адаптации позволял ставить цели лишь на небольшой временной промежуток, тем самым жизненный потенциал и энергия учащегося распределялась равномерно (Зинченко В. П., 2001). Но по завершению адаптации в учебном заведении ориентация временной перспективы меняется на будущее, тем самым растягивая имеющиеся ресурсы на более длинный временной промежуток, следовательно, прилагаемые усилия требуется контролировать (Проконич О. А., 2008). Следовательно, необходимо планомерное использование временного потенциала, так как четко выстроенная временная перспектива позволяет правильно расставлять приоритеты, направлять строго необходимое количество энергии на достижение того или иного результата, создавать и активировать наиболее подходящие под цель мотивы и направлять всю временную составляющую на получение желательного результата. Практическое выполнение данных рекомендаций возлагается на самих учащихся и поддерживается мотивированием преподавателей и ближайшего окружения (Ипполитова Е. А., 2013).

Выводы

Исследования временной перспективы имеют особое значение в изучении личности человека. Полученные результаты свидетельствуют о том, что структура личности тесно взаимосвязана с временным континуумом и во многом зависит от развития в определенный момент времени. Изучение взаимосвязей временной перспективы и мотивационного компонента, а так же взаимосвязи с другими компонентами личности открывают множество возможностей и путей воздействия на развитие индивидуума.

 

Глава 2. Материал и методы исследования

2.1. Общая характеристика исследуемой группы

Исследование проводилось среди студентов 2-го курса факультета социальной работы, клинической психологии и менеджмента медицинского университета города Новосибирск в течении марта и апреля 2019 года. Исследовательской базой для исследования послужило Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный медицинский университет». В экспериментальную выборку входили 46 студентов, среди которых 9 юношей и 37 девушек, в возрасте 19-21 лет (средний возраст 20 лет). Исследование проводилось с информированного согласия студентов.

 

2.2. Методы исследования

2.2.1. Опросник временной перспективы Зимбардо

Опросник временной перспективы Ф. Зимбардо (ZTPI) психодиагностическая методика, предназначенная для диагностики отношения личности к временному континууму (BoydJ. N., ZimbardoP. G., 2005).

В основу опросника положена идея повсеместного влияния психологического восприятия времени на структуру личности. Исследование восприятия фактора времени позволяют предсказывать направленность личности на дальнейшее взаимодействие с миром.

Оригинальная версия опросника состоит из 56 пунктов, ответы по которой распределяются по 5-балльной шкале Ликкерта. Опросник позволяет получить результаты по 5 факторам:

1. Фактор восприятия негативного прошлого (НП). Выражает степень неприятия личного прошлого, воспоминания из которого наполнены болью, обидой, тоской и другими негативными эмоциями.

2. Фактор восприятия позитивного прошлого (ПП). Выражает степень принятия личного прошлого, воспоминания и полученный опыт которого, позволили развить навыки и мировоззрение на данный момент.

3. Фактор восприятия гедонистического настоящего (ГН). Отсутствует восприятие прошлого и будущего на данный момент времени и вся активность направлена на получение удовольствия.

4. Фактор восприятия фаталистического настоящего (ФН). Жизнь считается предопределенной и нет никаких надежд и мотивов стремиться к чему-либо или ставить задачи на достижение целей, все сводится к судьбе.

5. Степень ориентации на будущее (Б). Личность стремится к гармоничному развитию и строит планы и цели (Zimbardo, P. G. &Boyd, J. N., 1999).

 

2.2.2. Тест смысложизненные ориентации, Д. А. Леонтьев

Методика представляет возможность определить «источник» смысла жизни, который может быть определен человеком в будущем (цели), в прошлом (воспоминания, результат) и в настоящем (процесс, действительность) или во всех сферах одновременно. Тест СЖО является адаптированной версией теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test, PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Данная методика была разработана на началах теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла и была направлена на получение эмпирической валидизации ряда представлений из этой теории (Леонтьев Д. А., 2004).

На основе факторного анализа адаптированной Д. А. Леонтьевым версии этой методики отечественными исследователями (Леонтьев, Калашников, Калашникова) был создан тест СЖО, включающий, вместе с общим показателем осмысленности жизни, также пять субшкал, отражающих три конкретных смысложизненных ориентации (цели в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией) и два аспекта локуса контроля (локус контроля-Я и локус контроля-жизнь) (Леонтьев Д. А.,2000).

Тест состоит из 20 пар противоположных утверждений, отражающих представление о факторах осмысленности жизненного пути обследуемого.

Пункты формируют 6 шкал:

1. Общий показатель осмысленности жизни;

2. Цели в жизни (указывает на наличие у обследуемого планов, целей и желаний в будущем, которые создают мотивацию и временную перспективу для достижения поставленных задач);

3. Процесс жизни (эмоциональная насыщенность жизни, непосредственное восприятие человеком себя и окружающей среды на данный момент времени);

4. Результативность жизни (оценка испытуемым прошедшего отрезка жизненного пути, его положительное или отрицательное отношение к прошлому, к достижениям и реализованным возможностям);

5. Локус контроля – Я (возможность оценивать свои возможности, характеризует отношение личности к самому себе);

6. Локус контроля — жизнь (оценивает возможности человека контролировать происходящие события в его жизни).

 

2.2.3. Методика рисуночных метафор «Мой жизненный путь» И. Л. Соломин

Методика направлена на диагностику эмоционального состояния человека, некоторых особенностей его темперамента и характера, представлений о своей жизни и отношений к ней, выявление проблем личности, поиск новых возможных способов их решения, определение целей и планирование путей их достижения.

Методика характеризуется:

1. Универсальностью (может характеризовать довольно широкий спектр личностных особенностей и других характеристик обследуемого, что отвечает множеству запросов диагностики и консультирования);

2. Экономичностью (требует минимум затрат, может проводиться на группу, занимает не более 30 минут для получения необходимых данных);

3. Глубиной получаемых результатов (методика позволяет выделить индивидуально-психологические характеристики клиента и глубину его сознания, которые не всегда проявляются в стандартном консультировании).

Методика может рассматриваться по трем показателям: поведение клиента, формальные показатели и содержательные показатели.

 

2.2.4. Циклический тест времени Т. Коттл

Тест кругов Коттла предназначен для оценки ведущей временной зоны (направленности) и степени связанности временных зон личности.

Тест рассматривается по показателям связанности прошлого, настоящего и будущего и доминирования или относительного равенства одной или нескольких зон.

Методика проста в применении и интерпретации, не затратна по времени, исключает социальную желательность ответов испытуемыми (Белинская Е.П., Давыдова И.С., 2007).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: