Характеристика | |||||
Среднее значение выборки за год | Негативное прошлое | Гедонистическое настоящее | Будущее | Позитивное прошлое | Фаталистическое настоящее |
2,77±0,23 | 3,44±0,23 | 3,41±0,23 | 3,67±0,23 | 2,59±0,23 | |
2,9±0,23 | 4,23±0,23 | 3,77±0,23 | 3,72±0,23 | 2,72±0,23 |
Проведенное исследование выявило, что показатели временной перспективы у респондентов находятся в диапазоне средних значений (табл.1). Однако можно отметить, что наиболее высокие баллы наблюдаются по шкалам временных перспектив позитивного прошлого, гедонистического настоящего и будущего времени, а самые низкие – по шкалам настоящего фаталистического и негативного прошлого времени. Но так же, результаты показали возрастание влияния временных перспектив по субшкалам гедонистическое настоящее и будущее, что говорит о возрастании направленности личности на получение выгоды в настоящем и ориентировании на будущеее у студентов на 3 курсе.
Так же были выявлены различия в показателях у студентов имеющих отрицательные результаты по промежуточной аттестации в сравнении с общим числом испытуемых, так: по показателю «Негативное прошлое» группа студентов с отрицательными оценками получили среднее значение (3,21 + 1,00), что на 16% выше средних показателей по всей группе; по показателю «Гедонистическое настоящее» (3,61 + 0,48), что на 5% выше средних показателей по всей группе; по показателю «Будущее» (2,89 + 0,45), что на 15% ниже средних показателей по группе; по показателю Позитивное прошлое (3,58 + 0,61), что на 3% ниже средних показателей по всей группе; по показателю Фаталистическое настоящее (2,83 + 0,65), что на 10% выше средних показателей по всей группе.
Для оценки эмоционального состояния студентов, представлений о своей жизни и отношения к ней использовалась проективная методика рисуночных метафор «Жизненный путь». Сравнивая результаты полученные в прошлом году и на данный момент мы видим не значительные различия.
|
По полученным результатам можно судить о формальном отношении к проведению данной методики, так как рисунки были однообразны, без особых маркеров. Критерий «символизм» был выявлен у 89% испытуемых на момент проведения в 2018 году и у 92% на момент проведения в 2019 году. Критерий «фантазийность» был отмечен у меньшего числа студентов (17%) на момент проведения в 2018 году и аналогичный результат на момент проведения в 2019 году.
Рис. 1. Наличие путника в проективной методике «Жизненный путь», %
Большинство студентов изобразили на своем «жизненном пути» путника (91%), остальные изобразили жизненный путь схематично, с пояснением основных направлений (см. рис. 1). Полученные результаты за 2019 год аналогичны результатам прошлого года.
Менее трети студентов (28%) изобразили на своем жизненном пути других людей, что может показывать высокую ответственность за происходящее в своей жизни. На момент проведения методики в 2019 году этот процент снизился (26%).
У половины испытуемых (52%) рисунки были представлены с видом сверху, у пятой части (20%) жизненный путь рассматривался сбоку и у остальных (28%) путь был представлен видом сзади. На момент проведения методики в 2019 году процентное соотношение поменялось, около половины испытуемых (48%) изобразили жизненный путь с видом сверху, четверть студентов (25%) представили жизненный путь сзади и оставшиеся (27%) представили жизненный путь с видом сбоку.
|
Критерию «целостность пути» соответствовало более половины рисунков (72%), у оставшихся (28%) «жизненный путь» был представлен отдельными моментами и имел лишь временную привязанность. На момент проведения в 2019 году данный критерий изменился лишь половина (56%) рисунков соответствовала данному критерию, а остальные (44%) представили жизненный путь «разорванным», разделенным на наиболее важные моменты.
Критерий «Отсутствие линейной последовательности» показал результат, что около трети студентов (30%) не проводят взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего. Данный критерий остался неизменным в обоих выборках на моменты проведения в 2018 и 2019 годах.
Рис. 2 Преобладание временной зоны у студентов в проективной методике жизненный путь, %
Одними из наиболее важных и показательных критериев были преобладания в рисунке определенного временного континуума, так было отмечено, что у большинства испытуемых (56,5%) прошлое, настоящее и будущее были отражены в равной степени, у четверти студентов (23,5%) отражено преобладание будущего, около 1/7 части (13%) в рисунках преобладало настоящее, и лишь у двух студентов (9%) в рисунке преобладало прошлое. (см. рис. 2). На момент проведения исследования в 2019 году были получены результаты: преобладание будущего наблюдается у 43% студентов, преобладание прошлого у 37%, преобладание настоящего у 11% и у 9% прошлое, настоящее и будущее представлено в равной степени. (см. рис. 2.1)
Рис. 2.1 Преобладание временной зоны у студентов в проективной методике жизненный путь, %
|
Так же одним из наблюдений было «наличие тревожных знаков» (штриховка, затемнение рисунка), по данному критерию были выявлены признаки у 9 человек (17%). Количество студентов с данным критерием на момент проведения исследования в 2019 году увеличилось, так «наличие тревожных знаков» выявлено у 17 человек (32%). Что свидетельствует о повышении тревожности на 3 курсе. Этот критерий рассматривался по частоте проявлений в проективных методиках Жизненный путь и круги Коттла, поэтому не относится к отдельному критерию и не связан с отдельно взятой методикой.
Рис. 3. Наличие тревожных знаков у студентов в проективной методике Жизненный путь, %
У половины студентов (54%) в рисунках имелись признаки соответствующие наличию «тревожных знаков» (плотная штриховка, ограниченность в выборе пути, минимум положительных символов и т. д.). (см. рис. 3). На момент исследования в 2019 году сильных различий по данному критерию не наблюдалось.
Для оценки связанности и определения значимости временных зон для студентов использовался графический тест Коттла.
Полученные результаты свидетельствуют о преобладании временной зоны будущего у 22 студентов (48%), настоящего у 11 студентов (24%), прошлого у 8 студентов (17%) и 5 (11%) студентов указали на равноценную значимость всех временных зон. (см. рис. 4)
Рис. 4. Преобладание значимости временных зон у студентов, выявленых по проективной методике Коттла, %
На момент проведения исследования в 2019 году полученные результаты не отличаються от исходных результатов 2018 года.
Был выполнен анализ данных по методикам направленным на изучение временной перспективы у студентов. Полученные данные подтверждают значимость ориентации на будущее временной перспективы у студентов медицинского вуза.
3.2. Оценка мотивационной направленности личности к обучению у студентов
3.2.1. Результаты исследования смысложизненных ориентаций
Для оценки «источноков» смысла жизни у студентов использовалась методика «СЖО». Полученные результаты свидетельствуют о том, что все испытуемые показали результаты соответствующие стандартным значениям.
Данные по шкале «цели в жизни» свидетельствуют о целеустремленности студентов, не переходящей в недостижимые задачи не имеющие опоры. Данные по шкале «процесс жизни» свидетельствуют о общей удовлетворенности состоянием дел в настоящее время. Данные по шкале «результат жизни» говорят о принятии прошедшей жизни и положительной оценке результативности. По шкале «Локус контроля Я» можно увидеть, что студенты считают себя самодостаточными личностями, способными отвечать за свои действия. Шкала «Локус контроля жизнь» указывает на реальное отношение студентов к происходящему и полное принятие ответственности на себя. Показания общей «осмысленности жизни» говорят о соответствии всех показателей нормам самодостаточного человека. (см. таблицу 2.)
Таблица 2.