Показатели методики смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева, средние значения (2019г)




Показания Цели в жизни Процесс жизни Результат жизни Локус контроля Я Локус контроля жизнь Осмысленность жизни
Средние значения по выборке 30,98±5,92 28,75±4,44 24,62±4,30 20,35±3,85 30,29±5,80 99,12±15,03
Средние нормативные данные 30,50±5,92 29,50±4,44 24,00±4,30 19,70±3,85 29,30±5,80 99,20±15,03

 

Показатели методики смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева, (2018-2019гг)

При сравнении показателей у студентов имеющих отрицательные результаты по промежуточной аттестации с общим числом испытуемых было получены результаты: по шкале «цели в жизни» (25,67 + 9,84), что на 17% ниже среднего значения по группе; по шкале «процесс жизни» (25,33 + 7,70), что на 12% ниже среднего значения по группе; по шкале «результат жизни» (22,11 + 5,84), что на 11% ниже среднего значения по группе; по шкале «локус контроля я» (17,22 + 4,15), что на 14% ниже срего значения по группе; по шкале «локус контроля жизнь» (26,33 + 6,87), что на 13% ниже среднего показателя по группе; по шкале «осмысленность жизни» (85,22 + 21,03), что на 14% ниже среднего показателя по группе.

 

3.2.2. Результаты успеваемости у студентов

При анализе успеваемости студентов клинической психологии по данным промежуточной аттестации было выявлено, что 9 испытуемых (20%) имели опыт пересдачи экзаменов, когда оставшиеся 37 студентов (80%) сдали экзамены без пересдач.

 

3.3. Исследование восприятия временной перспективы в зависимости от мотивационной направленности личности

В процессе поиска взаимосвязи выделены подгруппы студентов в зависимости от успеваемости: 1) с высокой успеваемостью и отсутствием пересдач во время промежуточной аттестации; 2) имеющие пересдачи.

По результатам исследования была выявлено, что по методике исследования временной перспективы Ф. Зимбардо результаты шкал негативного прошлого, гедонистического настоящего и фаталистического настоящего выше средних показателей на (10% + 5%) у студентов имеющих опыт пересдачи экзаменов, а по показателям методики смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева по всем шкалам (Цели, процесс, результат, локус контроля я, локус контроля жизнь и осмысленность жизни) у студентов имеющих опыт пересдач по отношению к группе студентов своевременно сдавших экзамены, ниже на (14% + 3%).

 

 

 

Исследование корреляций между шкалами временной перспективы и критериями смысложизненной ориентации выявило наибольшую связь у показателя «будущее» (p<0,05). На рис. 6 видно, что данный результат имеет наибольшее количество корреляций из всех других факторов смысложизненной ориентации.

Рис. 5. Различия в показателях групп с пересдачами и без по критериям: будущее, локус контроля я, локус контроля жизнь и осмысленность жизни

Сравнительный анализ в данных подгруппах показал различия по критерию Манна-Уитни: в группе без пересдач (3,41 + 0,66) показатели по шкале «Будущее» значительно выше по сравнению с группой имеющей пересдачи (2,89 + 0,45); показатели по шкале «Локус контроля Я»: в группе без пересдач (20,17 + 4,27), что выше показателей группы с пересдачами (17,22 + 4,15); показатели по шкале «Локус контроля жизнь»: в группе без пересдач (30,35 + 6,27), что выше показателей группы с пересдачами (26,33 + 6,87); показатели по шкале «Осмысленность жизни»: в группе без пересдач (99,59 + 18,66), что выше показателей группы с пересдачами (85,22 + 21,03). Следовательно, можно предположить, что студенты ориентированные на будущее и имеющие высокие показатели по данному критерию представляют себя сильными личностями имеющими свободу выбора и способные достигать свои цели без оглядки на ситуацию и надежды на лучший исход и внешние силы. (см. рис. 5)

 

 

Выводы

1. Установлено, что у большинства студентов (48%) преобладает ориентация на будущее, ориентация на настоящее (24%), что может быть связано с влиянием мотивационной направленности на обучение.

2. Выявлено, что у большинства студентов (54%) имеются симптомы тревоги связанной с ожиданиями в будущем, а у остальных (46%) имеется тенденция к развитию тревожности. Во многом на тревожность оказывает влияние общая мотивационная направленность, по поводу которой и возникает тревожность.

3. У большинства студентов, преобладают средние показатели по шкалам смысложизненных ориентаций, что соответсвует средним значениям для их возрастной группы: цели в жизни (30,87±5,92), процесс жизни (28,70±4,44), результат жизни (24,96±4,30), локус контроля я (20,17±3,85), локус контроля жизнь (30,35±5,80), осмысленность жизни (99,59±15,03). Сильных различий между результатами курсов не выявлено.

4. Мотивационная направленность к учебной деятельности у студентов имеет связь с временной перспективой, особенно сильная взаимосвязь наблюдается у студентов имеющих высокие показатели временной перспективы по шкале направленности на будущее. Студенты клинической психологии медицинского университета имеют положительную динамику в развитии временной перспективы, что подтверждается их ориентированием на будущее и высокой успеваемостью по основным предметам. Данные методик так же не показали отклонений от возрастной нормы и свидетельствуют о достаточном уровне мотивации студентов к обучению. В связи с отсутствием видимых различий по представленным методикам невозможно говорить о положительной или отрицательной динамике в мотивационной направленности студентов на обучение.


Заключение

Временная перспектива является одной из характеристик структуры личности и соответствие её развития с мотивационной направленностью имеет важное значение в развитии индивидуума.

Актуальность данной темы заключается в том, что при совместном воздействии на мотивационную направленность к обучению и ориентировании на временную перспективу личности можно повысить успеваемость и общий стимул к получению знаний у студентов.

Анализ литературы показал, что временная перспектива достаточно сильная временная структура, которая имеет важное значение в структуре личности для нормального функционирования человека в обществе и формирования долгосрочных целей. Временная перспектива в слиянии с мотивационной направленностью личности позволяет предположить изменения и общие тенденции в будущем человека. Все характеристики связанные с временным континуумом могут быть заранее исследованы, что позволяет влиять на возрастные изменения личности.

Цель данного исследования была достигнута: выявлены особенности представления временной перспективы у студентов медицинского университета в зависимости от мотивационной направленности личности к учебной деятельности.

В ходе исследования были установлены следующие задачи:

Результаты первой задачи, рассмотрение временной перспективы как психологической категории по данным литературы показали, что, действительно, временная перспектива является показателем структуры личности и оказывает влияние на другие части. Так, при сформированной временной перспективе, индивидуум лучше организован и имеет более четкие планы на будущее и имеет возможность контролировать используемые ресурсы для достижения тех или иных целей.

В ходе решения второй задачи, было выявлено, что в особенности временной перспективы у студентов входит преобладание высокой значимости будущего в их развитии. Так, при ориентации на будущее, студенты имеют более высокую самооценку, высокие волевые качества, полагаются на свои силы и возможности, а также не имеют сильных надежд на влияние извне.

В ходе решения третьей задачи — исследование мотивационной направленности (успеваемость) и смысложизненных ориентаций было установлено, что успеваемость напрямую зависит от направленности личности. Так, более высокие результаты по промежуточной аттестации были выделены у студентов имеющих средние и высокие показатели по методике «смысложизненые ориентации», что говорит о их высокой мотивационной направленности на обучение.

Четвертой задачей было рассмотрение динамики изменения мотивационной направленностьи к обучению у студентов в зависимости от курса. Действительно, показатели временной перспективы взаимосвязанны с мотивационной направленностью личности к обучению, так у студентов с ориентированием на негативное прошлое имеются низкие ожидания от обучения, низкая самооценка, предавание большого значения, влиянию на их жизнь, сторонним силам. Но значительных изменений в динамике мотивации к обучению не обнаружено.

Гипотеза была частично подтверждена, выявлено что высокая направленность в будущее имеет сильную связь с мотивационной направленностью к учебной деятельности (смысложизненные ориентации и успеваемость) у студентов. Но не было доказано, что в зависимости от курса изменяется динамика мотивации к обучению.

Цель исследования достигнута. Возможно дальнейшее исследованиее данной темы. Для рассмотрения динамики в изменениях временной перспективы и мотивационной направленности у студентов медицинского вуза.

Список используемой литературы

1. Арестова О. Н. Операциональные аспекты временной перспективы личности // Вопр. Психол. 2000. № 4. С. 61 - 73.

2. Асеев В. Г. «Мотивация поведения и формирования личности».- М.: «София», 1976 г., 104 с.

3. Бейнарович К. К. Особенности временной перспективы личности у слабовидящих подростков // Ананьевские чтения – 2007: Материалы научнопрактической конференции «Ананьевские чтения – 2007» / Под редакцией Л. А. Цветковой. – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2007. – С. 146–148.

4. Белинская Е. П., Давыдова И. С. Графический тест Коттла: специфика показателей временной перспективы // Психологическая наука и образование, 2007, № 5 С. 28—33.

5. Болотова А. К. Психология организации времени: Учебное пособие для студентов вузов / М.: Аспект Пресс, 2006. – 254 с.

6. Василенко В. Е., Лебедева А. А. Психологическое время и саморегуляция поведения личности: гендерный и возрастной аспекты // «Горизонты зрелости»: Сборник тезисов участников Пятой всероссийской конференции по психологии развития. М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2015. – С. 148-153.

7. Вербицкий А.А., Н.А. Бакмаева. Проблема трансформации мотивов и контекстном обучении // Вопросы психологии, 1997. - № 4.

8. Выготский Л. С. Проблема возраста // Собр. соч.: в 6 т. – М., 1984. – Т. 4. – С. 230–270.

9. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. – Киев, 1984. - 209 с.

10. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологический возраст личности // Психология зрелости. Хрестоматия. Учебное пособие по возрастной психологии. Для факультетов: психологии, педагогики и социальной работы – Самара: Изд. Дом БАХРАХ-М, 2003. – С. 119–144.

11. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. 2-е изд., испр. и дополн. М., Смысл, 2008. – 267 с.

12. Гришина Н. В. Психология жизненного пути: экзистенциальный подход // Ананьевские чтения – 2007: Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения – 2007» / Под редакцией Л. А. Цветковой. – Спб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2007. – С. 170–181.

13. Зимбардо Ф. Дж. Психология временной перспективы. — СПб.: Изд-во СПГУ, 2008 С. 70–91

14. Зимбардо Ф., Бойд Дж. Шесть наиболее распространенных временных перспектив Западного мира // Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь. СПб: Речь, 2010. — С.68–75.

15. Зинченко В. П. Время – действующее лицо // Вопросы психологии. №6, 2001. – С. 36–54.

16. Ильин Е.П. «Сущность и структура мотива». // Психологический журнал. - 1995 г. - №2..

17. Ильин Е.П. «Мотивация и мотивы». - СПб.: «Питер», 2000 г., 502 с.

18. Ипполитова Е. А. Особенности временной перспективы студентов с высоким уровнем учебной прокрастинации // Молодой ученый. — 2013. - №11. — С. 762-765. — https://moluch.ru/archive/58/8254/ (дата обращения: 27.05.2019).

19. Ковалев В. И. Особенности личностной организации времени жизни // Гуманистические проблемы психологической теории. – М., 1995. – С. 179–184.

20. Ковалев В. И. «Мотивы поведения и деятельности».- М.: «Наука», 1988 г., 192 с.

21. Ковдра А.С. Временная перспектива личной безопасности: определение понятия и основных параметров //Вестник ПГЛУ. 2011. №2. С.314-318.

22. Кроник А. А., Ахмеров Р. А.. Каузометрия: Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. – М., 2008. — 208 с.

23. Лебедева А. А., Василенко В. Е. Психологическое время и саморегуляция поведения личности в разные периоды взрослости // Научные исследования 108 выпускников факультета психологии СПбГУ / под ред. А.В. Шаболтас. Спб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, Т.3, 2015. – С. 91–96.

24. Леонтьев Д. А. О времени: иллюзия ответов // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. – 2004, № 1(4). – С. 113–118.

25. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд. - М.: Смысл, 2000. - 18 с.

26. Маркова А.К. Формирование интереса к учению у учащихся.-С.17. – электронный ресурс сайта https://www.koob.ru/age_psycholog/

27. Митина О. В. Опросник по временной перспективе Ф. Зимбардо (ZTPI): результаты психометрического анализа русскоязычной версии/О.В. Митина. //Вестник Московского университета. Серия 14. Психология.-2008.-№4. С. 67-90.

28. Михальский А. В. Психология конструирования будущего — М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2014. — 192 с.

29. Нюттен, Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2004.— 608 с.

30. Проконич О. А. Взаимосвязь характеристик временной перспективы личности студентов ВУЗа со смысловыми аспектами отношения к процессу обучения // Вестник КемГУ №4 (60) Т.3, 2014. – С. 117–122.

31. Рябикина И. В. Факторы развития временной перспективы личности // Ананьевские чтения – 2007: Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения – 2007» / Под редакцией Л. А. Цветковой. – Спб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2007. – С. 115–117.

32. Сапогова Е. Е., Дмитриева М. В. Особенности восприятия времени жизни в разных возрастах // Психология жизненного пути личности: методологические, теоретические, методические и прикладные проблемы: сб. науч. ст. / под ред. Н. А. Логиновой и К. В. Карпинского. – Гродно: ГрГУ, 2012. – С. 274–300.

33. Стрижицкая О. Ю. Субъективное переживание временной перспективы как основа формирования картины жизненного пути // Психология жизненного пути личности: методологические, теоретические, методические и прикладные проблемы: сб. науч. ст. / под ред. Н. А. Логиновой и К. В. Карпинского. – Гродно: ГрГУ, 2012. – С. 118–130.

34. Сырцова А., Соколова Е. Т., Митина О. В. Методика Ф. Зимбардо по временной перспективе // Психологическая диагностика. 2007. №1, C. 101-109.

35. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1: Пер. с нем. – М., 1986. – 392 с.

36. Ширяева О. С., Навроцкая Е. А. Временная перспектива личности при разных типах оценки среды жизнедеятельности // Вестник КРАУНЦ. Серия “Гуманитарныенауки” №2 (18). – 2011. – С. 108–118.

37. Якобсон П.М. «Психологические проблемы мотивации поведения человека». - М.: «Психология», 1969 г., 321 с.

38. Boyd J. N., Zimbardo P. G. Time perspective, heath, and risk taking // Understanding Behavior in the Context of Time / A. Strathman, J. Joireman (eds.). – Mahwah, 2005. – P. 85–108.

39. Munnishs M.A. Chronological, social and psychological time // Aging: a challenge to science and society Oxford; New York; Toronto, 1993 - P. 338-346.

40. Raynor J.O. Future orientation and motivation of immediate activity. An elaboration of the theory of achievement motivation. Psychological Review, 1999, v.76, p.606-610.

41. Zimbardo, P. G. & Boyd, J. N. Putting time in perspective: A valid, reliable individualdifferences metric // Journal of Personality and Social Psychology, 1999, № 77, P. 1271–1288.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: