1. Важнейшим механизмом мирного разрешения трудовых конфликтов являются коллективныи договор, соглашения и контракты, содержащие права и обязанности договаривающихся сторон, в том числе и при возникновении конфликта. Сама цель коллективного договора, демократичность процедуры его принятия на общих собраниях коллективов позволяют заранее вскрывать причины возможных трудовых конфликтов, намечать меры по их разрешению.
Если трудовые коллективы берут обязательство не прибегать к забастовкам в период действия договоров и соглашений, то коллективные договоры становятся основой правового механизма регулирования трудовых конфликтов. В зарубежной практике например, в Швеции, Финляндии, Германии, забастовка возможна лишь при нарушении предпринимателем коллектив-°Го договора. Забастовка, которая проводится помимо проф-с°Юза, считается незаконной (И. Грабовский).
2. Конфликтные вопросы в отношениях работодателя и ра-1
ботника могут рассматриваться комиссиями по трудовым спорам
или народными судами. Работник имеет право, минуя выборный
профсоюзный орган, обратиться в суд после рассмотрения конЯ
фликта в комиссии по трудовым спорам.
3. Разрешению трудовых конфликтов способствует работа.^
советов и конференций трудовых коллективов, регионов и отделъШ
ных отраслей с участием представителей руководства отрасли
или правительства региона.
4. Положительно зарекомендовало себя принятие ведомств
венных и межведомственных конвенций между представителями
государственных органов, работодателями и профсоюзами
(В. Бутаков).
Минимум забастовок в Австрии, Японии, Швейцарии и других странах объясняется, во-первых, гибкой дифференциацией заработной платы работников в зависимости от качества их труда, во-вторых, равным статусом всех работников при пользовании столовыми, медицинскими учреждениями, служебными машинами, отменой на предприятиях льгот и привилегий. Условия оплаты труда и отдыха там тщательно регулируются коллективным договором. Все работники реально участвуют щ управлении, имеют доступ к информации о распределении прибыли, решении кадровых вопросов, условиях труда.
|
29.3. Специфика межэтнических конфликтов
Один из важных аспектов исторического развития состоит» неуклонном расширении межэтнических контактов. Развитие коммуникаций, рост мобильности населения, совершенствование средств массовой информации — все это разрушает замкнутость этносов, расширяет сферу их взаимодействия и взаимозависимей сти. Наряду с этим наблюдается и противоположная тенденция-В настоящее время в мире насчитывается свыше 2 тыс. этносов» среди которых 96,2% населения составляют этносы численность!0 в один миллион и более человек (их в мире 267). Происходи1* увеличение больших по численности этносов и уменьшение малочисленных народов. Этнические общины стремятся сохранить себя, свой исторический опыт, культуру, самобытность.
По мнению ряда политиков, географов, социологов, существующие государственные границы будут терять свое значение, если они не соответствуют языковым и территориальным границам проживающих там этносов. Результатом этой тенденции может стать увеличение числа независимых государств со 190 (в настоящее время) до 300 с лишним (через 25—30 лет) (С. Коэн, Д. Дэмко, Д. Минджи, Ф. Эва и др.). Нередко вторая тенденция оказывается определяющей в системе межэтнических отношений и часто приводит к межэтническим конфликтам.
|
Межэтнические конфликты представляют собой конфликты, происходящие между отдельными представителями, социальными группами различных этносов, и конфронтацию двух или нескольких этносов. В качестве типов межэтнического конфликта можно выделять межличностные, этносоциальные и межэтнические конфликты в строгом смысле термина.
По мере разрешения главных идеологических конфликтов XX в. затяжные этнические конфликты непременно станут более заметными и ожесточенными в XXI в. (Р. Ставенхаген). Важно уметь разобраться в истоках межэтнических конфликтов, знать пути их урегулирования.
Причины межэтнических конфликтов. Межэтнические конфликты не возникают неожиданно, а вызревают в течение длительного времени. Причины, ведущие к ним, многообразны. Их сочетание в каждом конкретном случае особое. Для возникновения конфликта необходимо наличие тРех факторов. Первый связан с уровнем национального самосознания, которое может быть адекватным, заниженным и завышенным. Два последних уровня и способствуют появлению этноцентристских устремлений. Второй фактор — наличие в обществе «критической» массы проблем, оказывающих давление на все стороны национального бытия. Третий фактор — наличие политических сил, способных ^пользовать в борьбе за власть два первых фактора 'Т. Сулимова, А. Ямсков, В. Шевцов).
Объективный анализ причин межэтнических конфликтов в°зможен при условии анализа всех аспектов этого явления: эт-°~психологического, социально-экономического, политиче-К°го социокультурного.
|
1. Этнопсихологический фактор — общий компонент нацио
нальных интересов в конфликтной ситуации. Угроза насильст
венного разрушения привычного образа жизни, материальной и
духовной культуры, эрозия системы ценностей и традиционных
норм по-разному воспринимаются социальными группами и
индивидами в этносе. В целом они вызывают в этнической
общности защитные реакции, так как отказ от привычных цен
ностей предполагает признание превосходства ценностей доми
нирующего этноса, порождает чувство второсортности, пред
ставления о национальном неравенстве.
2. Межэтнические конфликты на почве социокультурных раз
личий возникают, как правило, вследствие форсированной при
нудительной языковой ассимиляции, разрушения культуры и
норм религиозного или цивилизационного свойства. Это делает
реальной перспективу дезинтеграции этноса как социокультур
ной общности, вызывает защитные реакции.
3. Социально-экономический фактор действует во всех ме
жэтнических конфликтах, но его значимость различна: он мо
жет играть определяющую роль, быть одной из причин кон
фликта, отражать реальное социально-экономическое неравен
ство, мнимую дискриминацию или экономические интересы узких групп.
4. Политический фактор. Возрождение этничности в любой
стране сопровождается появлением новых политических лиде
ров меньшинства, которые добиваются большей политической
власти в центре и автономии на местном уровне. Они расторга
ют прежние идейно-политические союзы, подвергают сомнению
легитимность существующей системы государства, отстаивая пра
во на самоопределение меньшинства как равноправного члена
международной политической системы, как нации среди наций.
Межэтнический конфликт — это в конечном счете борьба за контроль над распределением материальных и духовных ресурсов.
Пути разрешения межэтнических конфликтов. Такие конфликты — сложные, труднорегулируемые явления. Это связано с тем, что
• многие из них имеют глубокие исторические корни, многолетнюю историю обострения и затухания;
• они затрагивают бессознательное человека;
• они подвержены сильному влиянию религии.
Выход из межэтнического конфликта может быть различным — от компромисса до применения силы. При разблокировании межэтнических конфликтов лучше избегать как внешнего военного участия в них, так и всякого другого постороннего вмешательства, т. е. обеспечить свободу выбора каждой противоборствующей стороне. Это первое условие. Второе условие — прекращение боевых действий и достижение политического компромисса между участниками конфликта.
Система урегулирования межнациональных конфликтов может быть создана на основе сочетания институционального и инструментального подходов [125].
Институциональный подход подразумевает создание сети организаций, особой инфраструктуры предотвращения и урегулирования внутренних конфликтов. Она должна включать институты национального, регионального и глобального уровней.
Инструментальный подход состоит в умелом сочетании конкретных мер (инструментов) регулирующего воздействия на межэтнический конфликт. Среди них выделяют тактические, оперативные и стратегические решения.
Тактические решения направлены на регулирование конфликтов путем силового, в том числе и экономического, давления на его участников или посредством налаживания переговорного процесса.
Оперативные решения связаны с разовыми действиями, направленными на ограничение разрастания конфликтов (разоружение «боевиков», разъединение воюющих сторон, усиление охраны жизненно важных объектов) или на устранение последствий конфликтов — обустройство беженцев, восстановление коммуникаций, наказание организаторов погромов и т.п.
Стратегические решения ориентированы на предупреждение кризисов в межнациональных отношениях на основе заблаговременного создания правовых, политических, экономических и социально-психологических условий безболезненного решения проблем.
При регулировании межэтнических конфликтов на территории бывшего СССР целесообразно исходить из следующих принципов:
неизменность территориальных границ национальных образований: республик, областей, районов даже при возможной их спорности;
решение всех спорных вопросов исключительно неконфликтными методами на основе действующих в данный мо-| мент законов;
соблюдение принципа демократического федерализма, по ко~| торому каждая республика, вошедшая на добровольных началах в состав Российской Федерации, образует вместе с другими республиками единое многонациональное государство;
экономическое равноправие, выражающееся в самостоятель-' ности входящих в РФ национальных образований;
комплексное развитие национальных и территориально-административных образований;
децентрализация территориального управления, предусмат-' ривающая делегирование полномочий сверху вниз и четко»' их разграничение;
эквивалентность межрегионального обмена, состоящая том, чтобы на смену централизованному управлению цено-1 образованием пришли объективные стоимостные пропорции, основанные на ценах мирового рынка и внутрифедера-тивном разделении труда (С. Ягуткин, Т. Флигинских).
29.4. Внутриполитические конфликты
Особенностью политического конфликта является борьба за политическое влияние в обществе или на международной арене. Политический конфликт можно определить как столкновение противоположных общественных сил, обусловленное разнонаправленными политическими целями и интересами. Политические конфликты делятся на: внешнеполитические (межгосударственные) ивнутриполитические.
Сущность внутриполитического конфликта. Содержание политической жизни государства, общества составляет особую форму реализации политических интересов людей (классов, социальных групп, партий, нациоЯ нальных и религиозных общностей и т.д.)- Политическая жизнь! общества находит выражение во властных отношениях, напра0'| ленных на защиту, закрепление и развитие достигнутых завоевз-! ний, создание предпосылок для улучшения положения опреде ленных политических сил, достижение баланса между ними.
Особенностями внутриполитического конфликта являются:
• борьба того или иного слоя общества за политический интерес;
• борьба за политическое господство, которая по формам
весьма разнообразна — от парламентской борьбы до граж
данских войн.
Виды внутриполитических конфликтов. Можно выделить следующие виды.
1. Классовые внутриполитические конфликты, возникающие между общественными классами, обычно носят антагонистический характер, рассматриваются как конфликты «с нулевой суммой» и, начинаясь с социально-демографического, иногда корпоративного уровня, часто становятся общегражданскими.
2. Конфликты между политическими партиями (общественно-
политическими движениями). С переходом мировой цивилизации
от авторитарных форм правления к преимущественно демокра
тическим борьба по вопросам о путях развития общества в де
мократических государствах сместилась в пользу деятельности
политических партий и общественно-политических движений.
Политическая борьба партий редко выходит за рамки конститу
ционных норм, хотя и приобретает порой драматический харак
тер (достаточно вспомнить события в России в 1993 г.).
3. Конфликты между различными группировками за лидерство
в государстве, партии, движении и т.п. Эти группировки, как
правило, официально не оформлены в объединения, однако их
интересы всегда связаны с борьбой за власть.
4. Иногда в особую группу внутриполитических выделяют
Межэтнические конфликты с ярко выраженной политической
окраской.
Пути предотвращения внутриполитических конфликтов. Обществу для стабильного функционирования необходима постоянная модернизация, включающая и политическую модернизацию как основу законности и стабильности политической власти. Но модернизация — это процесс Разрешения возникающих в ходе развития противоречий и конфликтов. Политической практикой выработаны пути стабилизации системы, ведущие к предотвращению внутриполитических ^онфликтов. Смысл этих методов сводится к ослаблению кон-Фронтации между политической властью и интересами ущем-еНной части общества, а значит, сведению до неконфликтного
уровня антиправительственной политической ориентации оппозиции.
1. Социальное маневрирование заключается в перераспределе
нии части общественного продукта в интересах оппозиции.
Объем перераспределения зависит от размеров общественного
продукта; уровня социальной и политической напряженности;
гибкости, проявляемой частью общества, у которой изымается
общественный продукт; профессионализмом политического ру
ководства и др.
Формы использования этого метода зависят от социально-экономического развития общества. Они могут варьировать от бесплатной раздачи хлеба, как было в Древнем Риме, до разветвленной инфраструктуры в развитых современных странах, включающей бесплатное медицинское обслуживание и образование, пенсионные пособия, социальное страхование и т.п. Этот метод — своеобразный «клапан», которым выпускают «пар» народного недовольства, снижая накал антиправительственных настроений.
2. Политическое маневрирование включает в себя широкий
спектр мероприятий, призванных обеспечить преобразование
разнонаправленных интересов в устойчивый политический аль
янс, фактически способствующий функционированию сущест
вующей политической власти. Среди форм реализации метода
выделяют следующие:
• выявление возможностей политического компромисса между
противоборствующими сторонами;
• подмена средств достижения цели (декларируются цель, от
вечающая интересам большинства населения страны, и сред
ства, с помощью которых она будет достигнута. При этом
выигрывается время, используемое для применения других
средств стабилизации);
• смена политического лидера (не достигнув ранее заявленных
целей, руководство страны отправляет в отставку, например»
кабинет министров или конкретного лидера, оставаясь Я
власти).
Уязвимая сторона политического маневрирования — менный характер применяемых мер.
3. Политическое манипулирование. В широком смысле
ним понимаются действия политической власти, предпринимаемые ею для обеспечения своего стабильного функционирования. В узком смысле под политическим манипулированием понимается целенаправленное воздействие на общественное сознание, прежде всего через каналы массовых коммуникаций. Обычно газеты, радио, телевидение в основном находятся в руках политических сил, господствующих в данном обществе. Поэтому их действия ориентированы на стабилизацию существующей политической системы. Велика роль СМИ в осуществлении такого приема предотвращения конфликтов, как «создание образа врага». Он состоит в перекладывании ответственности за нерешенные проблемы на другие политические силы (часто оппозиционные, а иногда и мифические) и отвлечении внимания населения от острых политических и социальных проблем.
4. Интеграция контрэлиты. Дестабилизация общественной
системы способствует формированию в ней контрэлит, которые
играют роль интегратора общественного недовольства. Такие
контрэлиты образуются в результате неправильной кадровой по
литики, приводящей к отвержению нестандартно мыслящих лю
дей. Не попав в состав политической элиты, они накапливаются
на «противоположном полюсе», одновременно развертывая анти
правительственную активность. Целесообразно не допускать об
разование контрэлиты, а если она появилась, то интегрировать ее
в политическую элиту. Конечные ее политические интересы не
расходятся с властью, поэтому возможно включение ее предста
вителей в состав руководства или же приобщение к власти орга
низаций и движений, находящихся под влиянием контрэлиты.
5. Ослабление «системной оппозиции». В отличие от контрэли
ты она ставит целью полную дестабилизацию существующей
системы и создание своей. Поэтому для политического руково
дства важно максимально ослабить действия «системной оппо
зиции». Для этого могут применяться следующие приемы:
* перехват инициативы в действиях, которые собиралась осу
ществить оппозиция;
* раскрытие корыстных интересов членов оппозиции;
показ невозможности достижения целей, поставленных оппозицией;
формирование недоверия к оппозиции со стороны социальных слоев, в которых она популярна;
• образование «раскольнических групп» в составе оппозиции;
• стимулирование «перебежчиков» из лагеря оппозиции, вве
дение их во властные структуры;
• ненасильственная ликвидация оппозиции (включение ее
представителей в органы власти, привлечение к разработке
решений и т.д.);
• нейтрализация лидеров оппозиции.
Нейтрализация лидеров оппозиции может быть реализована I следующими методами:
• удовлетворение притязаний (привлечение во власть);
• ролевое смещение (предложение участвовать в решении про
блем, устранении недостатков);
• психологическая изоляция: абсолютизация в оппозиционном
лидере положительных сторон, неумеренная хвала, что спо
собствует его отрыву от оппозиции;
• формализация (формализованные действия оппозиционного лиде- I
ра лишаются их привлекательности защитника высокой цели);
• психологическое сближение (сокращение неформальной
дистанции между руководством и оппозицией);
• косвенная дискредитация (предложение возглавить в целом j
престижное, но безнадежное дело);
• психологическая девальвация: поддержка альтернативных ли-1
деров оппозиции, которые соперничают с существующими;
• групповое разобщение (изоляция лидера от его сторонников, j
оставление его «генералом без армии»).
6. Силовое давление. Формы применения силового давления колеблются от установления открытой диктатуры, направленной на насильственное искоренение негативного отношения к систе-1 ме, до применения косвенных методов давления. При этом со-блюдаются нормы права, такие, как объявление чрезвычайного! положения, репрессии, запрет оппозиционных партий и т.п.
Этот метод применим в обществах с низкой политической! активностью граждан, где доминируют консервативное мышле-| ние и установка на сохранение жесткой иерархической структуры. В этих условиях силовое давление, если оно не выходит за пределы разумного, принимается без особого сопротивления. В-обществах высокой политической активности такое давление] зачастую встречает отпор.
Применяет ли противоположная невластная сторона подобные методы? По мнению О. Рыжова, практически нет. Все зависит от сложившейся конкретной социально-политической и экономической ситуации. Поэтому в некоторых случаях невластная сторона может применять фактически те же методы и приемы [102].
Выводы
1. Основными механизмами возникновения межгрупповых кон
фликтов являются межфупповая враждебность, объективный
конфликт интересов и внутригрупповой фаворитизм.
2. Распространенным типом межгруппового является тру
довой конфликт. Его предметом могут быть условия тру
да, система распределения ресурсов или ранее принятые
договоренности. Конструктивному разрешению трудовых
конфликтов способствуют коллективные договоры, согла
шения и контракты, обращения в комиссию по трудовым
спорам, в народные суды, проведение советов и конфе
ренций трудовых коллективов, регионов и отраслей.
3. Межэтнический конфликт — один из самых труднорегули-
руемых. Эти конфликты, как правило, имеют многолет
нюю предысторию, порождаются комплексом социально-
экономических, политических, социокультурных и этноп
сихологических проблем. Урегулирование межнацио
нальных конфликтов идет на основе сочетания институ
ционального и инструментального подходов.
4. Особенностью внутриполитического конфликта является
борьба того или иного слоя общества за свой политиче
ский интерес. Среди внутриполитических выделяют клас
совые конфликты, конфликты между политическими пар
тиями и движениями, а также борьбу между группиров
ками за лидерство в государстве, партии, общественно-
политическом движении. Пути предотвращения внутрипо
литических конфликтов: социальное маневрирование, по
литическое маневрирование, политическое манипулиро
вание, интеграция контрэлиты, ослабление «системной
оппозиции», а также силовое давление.
В современной конфликтологии международные конфликты занимают особое место. Именно они, достигая высших стадий развития с массовым применением вооруженного насилия, становятся причиной гибели миллионов людей.
Глава 30. Особенности межгосударственных конфликтов
В международных конфликтах основными субъектами преимущественно являются государства. Исходя их этого выделяют: |
• межгосударственные конфликты (обе противостоящие сто
роны представлены государствами или их коалициями);
• национально-освободительные войны (одна из сторон пред
ставлена государством): антиколониальные, войны народов
против расизма, а также против правительств, действующих
в противоречии с принципами демократии;
• внутренние интернационализированные конфликты (государство
выступает помощником одной из сторон во внутреннем
конфликте на территории другого государства).
Специфика межгосударственных конфликтов следующая:
• их субъектами выступают государства или коалиции;
• в основе межгосударственных конфликтов лежит столкнове
ние национально-государственных интересов конфликтую
щих сторон;
• межгосударственный конфликт является продолжением п
литики государств-участников;
• современные межгосударственные конфликты одновременно
локально и глобально влияют на международные отношения;
• межгосударственный конфликт сегодня несет опасность мас
совой гибели людей в странах-участницах и во всем мире.
В основе классификаций могут быть: число участников, масштабы, применяемые средства, стратегические цели участников, характер конфликта.
Виды межгосударственных конфликтов. Исходя из интересов, отстаиваемых в конфликте, выделяют конфликты:
• идеологий (между государствами с различными общественно-политическими системами); к началу XXI в. их острота резко снизилась;
• между государствами с целью политического господства в
мире или отдельном регионе;
• в которых стороны отстаивают экономические интересы;
• территориальные, основанные на территориальных противоречиях (захват чужих или освобождение своих территорий);
• религиозные; история знает немало примеров межгосударственных конфликтов на этой основе.
Каждый из указанных конфликтов имеет особенности. Рассмотрим их на примере территориальных конфликтов. Им, как правило, предшествуют территориальные претензии сторон друг к другу. Это могут быть, во-первых, претензии государств по поводу территории, которая уже принадлежит одной из сторон. Такие претензии привели к войнам между Ираном и Ираком, Ираком и Кувейтом, ближневосточному конфликту и многим другим.
Во-вторых, это претензии, возникающие в период формирования границ вновь образующихся государств. Конфликты на этой основе возникают сегодня в бывшей Югославии, в России, Грузии. Тенденции к таким конфликтам существуют в Канаде, Бельгии, Великобритании, Италии, Индии, Ираке, Турции и Других странах.
При установлении границы государства могут сталкиваться интересы соседних этносов и их государственных образований. Во многих случаях границы проводились без учета района проживания этноса, культурных и религиозных общин, в результате чего Некоторые народы оказались проживающими в различных государствах. Это способствует сохранению хронических предкон-Фликтных ситуаций в отношениях государств. Примером могут СлУЖить процессы создания независимых государств в Азии, Африке, Латинской Америке после распада колониальных империй, Формирования границ государственных образований СССР: рес-ЯУбк Средней Азии, Кавказа, Молдавии и Прибалтики .
Любой межгосударственный конфликт порождается широ- I ким спектром объективных и субъективных причин. Поэтому невозможно, анализируя конкретную ситуацию, отнести ее только к тому или иному типу. Может существовать основная причина и несколько сопутствующих, усиливающих и дополняющих основную. Во всех межгосударственных конфликтах одну из ведущих ролей играют социально-экономические интересы сторон.
Особенностью межгосударственного конфликта является его взаимосвязь с внутриполитическими конфликтами. Она может проявляться в различных вариантах.
• Переход внутриполитического конфликта в межгосударст
венный. В этом случае внутриполитический конфликт в ']
стране провоцирует вмешательство в ее внутренние дела
других государств или вызывает напряженность между дру- I
гими странами по поводу этого конфликта. Примерами могут 1
служить эволюции афганского конфликта в 70—80-х годах
или корейского конфликта в конце 40-х — начале 50-х годов. )
• Влияние межгосударственного конфликта на возникновение
внутриполитического конфликта. Выражается в обострении j
внутренней обстановки в стране в результате ее участия в|
международном конфликте. Классический пример: первая
мировая война была одной из причин двух русских револю- '
ций в 1917 г.
• Межгосударственный конфликт может стать одной из причин
временного урегулирования внутриполитического конфликта.
Например, в годы второй мировой войны Движение сопротив-
ления во Франции объединило в своих рядах представителей
конфликтующих в мирное время политических партий.
Спецификой межгосударственного конфликта является то, что часто он реализуется в виде войны. В чем отличие войны от| межгосударственного вооруженного конфликта?
• Война не сводится только к вооруженному противоборству й
отличается источниками и причинами. Если вооруженные i
конфликты, не ставшие войнами, возникали в основном в
силу действия таких причин, как территориальные, религи-
озные, этнические, классовые спорные вопросы, то в войнах,
основу составляют глубинные экономические причины, ост-|
рые политические, идеологические противоречия между го
сударствами.
• Военные конфликты менее масштабны, чем войны. Цели,
преследуемые сторонами в военных конфликтах, достаточно
ограничены по масштабам и применяемым средствам.
• В отличие от военного конфликта война является состояни
ем всего общества, участвующего в ней.
• Война оказывает более значительное воздействие на после
дующее развитие государств, международной обстановки.
30.2. Предотвращение межгосударственных конфликтов
Предотвращение межгосударственных конфликтов имеет ряд особенностей. Они заключаются в следующем:
• поскольку непротиворечивого общества не бывает, трудно
искусственно создать условия для бесконфликтного общест
венного развития;
• основные усилия по предотвращению конфликтов должны
быть направлены на бесконфликтное решение проблем, воз
никающих в результате объективных противоречий;
• предотвращение подразумевает максимальное снижение не
гативных последствий потенциальных конфликтов;
• основные усилия по предотвращению межгосударственных
конфликтов направляются на исключение вооруженного на
силия.
Основные направления предотвращения межгосударственных конфликтов определяются исходя из принципов демократического развития мира (А. Богданов, А. Глухова, А. Кокошин, Б- Краснов, О. Рыжов).
1. Интернационализация жизни мирового сообщества в хозяйственно-экономической, политической и культурной сферах. Свидетельство тому — существующие уже десятилетия и вновь создаваемые экономические союзы, сообщества, совместные предприятия. Число транснациональных корпораций, по оценке норвежского Политолога Й. Галътунга, достигло в 2000 г. более 4000.
Вместе с тем идут дезинтеграционные процессы в Восточно-евРопейском и Среднеазиатском регионах, связанные с распадом Советского Союза. В последние годы наблюдаются и объединительные тенденции в этой части мира.
2. Строгое соблюдение всеми странами и народами принципа
мирного сосуществования. Главное в содержании этого принципа —
признание всеми субъектами международных отношений права
каждого народа на свободный выбор пути развития и недопус
тимости его навязывания любому государству и обществу, а
также признание объективно существующей многовариантности
общественного развития.
3. Снижение уровня военного противостояния — непрерывное,
последовательное и равномерное сокращение вооружений, пре
жде всего оружия массового поражения. Это одно из важнейших
направлений в предотвращении конфликтов с применением
вооруженных сил, снижении их разрушительных последствий.
Разоружение может стать основой более интенсивного социаль
но-экономического прогресса, который поднимет международ
ную безопасность на более высокий уровень, улучшит условия
жизни людей, снизив, таким образом, и опасность внутриполи
тических конфликтов. Во-первых, разоружение должно бьгп
взаимное, равномерное и равноценное для всех конкурирующш
сторон. Во-вторых, недопустимость монополии одной из сторо!
в разработке нового оружия, в том числе имеющего оборони
тельный характер. В-третьих, в современных условиях, когда
невозможен абсолютный контроль за процессами разоружения и
разработкой нового оружия, необходимо развитие доверия и со
трудничества в этих областях.
4. Усиление роли международных межправительственных организаций, таких, как ООН, СБСЕ и другие в области правового
регулирования взаимоотношений между странами. Главная задача этих организаций в контексте рассматриваемой проблемы
возглавить строительство системы международной региональной и всеобщей безопасности. Важную роль в предотвращении межгосударственных конфликтов могут сыграть объединенные вооруженные силы ООН. История показывает, что коллективные усилия государств, даже относящихся к различным социально-политическим системам, почти всегда были плодотворными. Яркий пример — антигитлеровская коалиция в годы второй мировой войны. Совместные акции государств по выполнению решения ООН позволили блокировать агрессивные действия Ирака по отношению к Кувейту. Проблема предотвращения применения военной силы во внешнеполитической практике — сегодня одна из самых актуальных. Решение ее гарантирует общецивилизационный прогресс и способствует предотвращению конфликтов во внутриполитической жизни государств.
Выводы
Особенности межгосударственных конфликтов: межгосударственные конфликты порождаются, как правило, комплексом причин; они взаимосвязаны с внутриполитическими конфликтами; часто межгосударственные конфликты реализуются в виде войны и оказывают значительное
влияние на международные отношения.
Предотвращению межгосударственных конфликтов способствует всеобъемлющая интернационализация жизни
мирового сообщества во всех сферах, строгое соблюдение
всеми странами и народами принципа мирного сосуществования, снижение уровня военного противостояния, усиление роли системы международных неправительственных
организаций (ООН, СБСЕ и др.).
Глава 31. Прогнозирование и профилактика конфликтов
Предвидение возможных вариантов развития событий создает условия для результативного управления ими. Прогнозирование возникновения конфликтов является главной предпосылкой эффективной деятельности по их предупреждению. Прогнозирование и профилактика конфликтов выступают направлениями управленческой деятельности по регулированию социальных противоречий.
31.1.Сущность прогнозирования и профилактики конфликтов
Принцип компетентности. Особенности управления конфликтами во многом определяются их спецификой как сложного социального явления. Важным принципом управления конфликтом является принцип компетентности. Вмешательство в естественное развитие конфликтной ситуации должно осуществляться компетентными людьми. Во-первых, люди, вмешивающиеся в развитие конфликтной ситуации, должны обладать общими знаниями о характере возникновения, развития и завершения конфликтов вообще. Эти знания могут быть следствием их теоретической подготовки или богатого жизненного опыта. Во-вторых, необходимо собрать максимально разностороннюю, подробную содержательную информацию о конкретной ситуации. Радикальность вмешательства в конфликты не должна превышать глубины наших знаний о них. Управлять можно только тем, что хорошо знй' ешь. В противном случае управление может привести к результатам худшим, чем те, которые были бы при естественном развитии событий.