Пути разрешения трудовых конфликтов.




1. Важнейшим механизмом мирного разрешения трудовых конфликтов являются коллективныи договор, соглашения и контракты, содержащие права и обязанности дого­варивающихся сторон, в том числе и при возникновении кон­фликта. Сама цель коллективного договора, демократичность процедуры его принятия на общих собраниях коллективов по­зволяют заранее вскрывать причины возможных трудовых кон­фликтов, намечать меры по их разрешению.

Если трудовые коллективы берут обязательство не прибегать к забастовкам в период действия договоров и соглашений, то коллективные договоры становятся основой правового механиз­ма регулирования трудовых конфликтов. В зарубежной практике например, в Швеции, Финляндии, Германии, забастовка возможна лишь при нарушении предпринимателем коллектив-°Го договора. Забастовка, которая проводится помимо проф-с°Юза, считается незаконной (И. Грабовский).

2. Конфликтные вопросы в отношениях работодателя и ра-1
ботника могут рассматриваться комиссиями по трудовым спорам
или народными судами. Работник имеет право, минуя выборный
профсоюзный орган, обратиться в суд после рассмотрения конЯ
фликта в комиссии по трудовым спорам.

3. Разрешению трудовых конфликтов способствует работа.^
советов и конференций трудовых коллективов, регионов и отделъШ
ных отраслей
с участием представителей руководства отрасли
или правительства региона.

4. Положительно зарекомендовало себя принятие ведомств
венных и межведомственных конвенций
между представителями
государственных органов, работодателями и профсоюзами
(В. Бутаков).

Минимум забастовок в Австрии, Японии, Швейцарии и других странах объясняется, во-первых, гибкой дифференциа­цией заработной платы работников в зависимости от качества их труда, во-вторых, равным статусом всех работников при пользовании столовыми, медицинскими учреждениями, служеб­ными машинами, отменой на предприятиях льгот и привилегий. Условия оплаты труда и отдыха там тщательно регулируются коллективным договором. Все работники реально участвуют щ управлении, имеют доступ к информации о распределении при­были, решении кадровых вопросов, условиях труда.

 

29.3. Специфика межэтнических конфликтов

 

Один из важных аспектов исторического развития состоит» неуклонном расширении межэтнических контактов. Развитие коммуникаций, рост мобильности населения, совершенствование средств массовой информации — все это разрушает замкнутость этносов, расширяет сферу их взаимодействия и взаимозависимей сти. Наряду с этим наблюдается и противоположная тенденция-В настоящее время в мире насчитывается свыше 2 тыс. этносов» среди которых 96,2% населения составляют этносы численность!0 в один миллион и более человек (их в мире 267). Происходи1* увеличение больших по численности этносов и уменьшение малочисленных народов. Этнические общины стремятся сохранить себя, свой исторический опыт, культуру, самобытность.

По мнению ряда политиков, географов, социологов, сущест­вующие государственные границы будут терять свое значение, если они не соответствуют языковым и территориальным гра­ницам проживающих там этносов. Результатом этой тенденции может стать увеличение числа независимых государств со 190 (в настоящее время) до 300 с лишним (через 25—30 лет) (С. Коэн, Д. Дэмко, Д. Минджи, Ф. Эва и др.). Нередко вторая тенденция оказывается определяющей в системе межэтнических отноше­ний и часто приводит к межэтническим конфликтам.

Межэтнические конфликты представляют собой конфликты, происходящие между отдельными представителями, социальны­ми группами различных этносов, и конфронтацию двух или не­скольких этносов. В качестве типов межэтнического конфликта можно выделять межличностные, этносоциальные и межэтниче­ские конфликты в строгом смысле термина.

По мере разрешения главных идеологических конфликтов XX в. затяжные этнические конфликты непременно станут бо­лее заметными и ожесточенными в XXI в. (Р. Ставенхаген). Важно уметь разобраться в истоках межэтнических конфликтов, знать пути их урегулирования.

Причины межэтнических конфликтов. Межэтнические конфликты не возникают неожиданно, а вызревают в течение дли­тельного времени. Причины, ведущие к ним, многообразны. Их сочетание в каждом конкретном случае особое. Для возникновения конфликта необходимо наличие тРех факторов. Первый связан с уровнем националь­ного самосознания, которое может быть адекватным, занижен­ным и завышенным. Два последних уровня и способствуют по­явлению этноцентристских устремлений. Второй фак­тор — наличие в обществе «критической» массы проблем, ока­зывающих давление на все стороны национального бытия. Третий фактор — наличие политических сил, способных ^пользовать в борьбе за власть два первых фактора 'Т. Сулимова, А. Ямсков, В. Шевцов).

Объективный анализ причин межэтнических конфликтов в°зможен при условии анализа всех аспектов этого явления: эт-°~психологического, социально-экономического, политиче-К°го социокультурного.

1. Этнопсихологический фактор — общий компонент нацио­
нальных интересов в конфликтной ситуации. Угроза насильст­
венного разрушения привычного образа жизни, материальной и
духовной культуры, эрозия системы ценностей и традиционных
норм по-разному воспринимаются социальными группами и
индивидами в этносе. В целом они вызывают в этнической
общности защитные реакции, так как отказ от привычных цен­
ностей предполагает признание превосходства ценностей доми­
нирующего этноса, порождает чувство второсортности, пред­
ставления о национальном неравенстве.

2. Межэтнические конфликты на почве социокультурных раз­
личий
возникают, как правило, вследствие форсированной при­
нудительной языковой ассимиляции, разрушения культуры и
норм религиозного или цивилизационного свойства. Это делает
реальной перспективу дезинтеграции этноса как социокультур­
ной общности, вызывает защитные реакции.

3. Социально-экономический фактор действует во всех ме­
жэтнических конфликтах, но его значимость различна: он мо­
жет играть определяющую роль, быть одной из причин кон­
фликта, отражать реальное социально-экономическое неравен­
ство, мнимую дискриминацию или экономические интересы узких групп.

4. Политический фактор. Возрождение этничности в любой
стране сопровождается появлением новых политических лиде­
ров меньшинства, которые добиваются большей политической
власти в центре и автономии на местном уровне. Они расторга­
ют прежние идейно-политические союзы, подвергают сомнению
легитимность существующей системы государства, отстаивая пра­
во на самоопределение меньшинства как равноправного члена
международной политической системы, как нации среди наций.

Межэтнический конфликтэто в конечном счете борьба за контроль над распределением материальных и духовных ресурсов.

Пути разрешения межэтнических конфликтов. Такие конфликты — сложные, труднорегулируемые явления. Это связано с тем, что

• многие из них имеют глубокие исторические корни, многолетнюю историю обострения и затухания;

• они затрагивают бессознательное человека;

• они подвержены сильному влиянию религии.

Выход из межэтнического конфликта может быть различным — от компромисса до применения силы. При разблокировании межэтнических конфликтов лучше избегать как внешнего воен­ного участия в них, так и всякого другого постороннего вмеша­тельства, т. е. обеспечить свободу выбора каждой противоборст­вующей стороне. Это первое условие. Второе условие — пре­кращение боевых действий и достижение политического ком­промисса между участниками конфликта.

Система урегулирования межнациональных конфликтов мо­жет быть создана на основе сочетания институционального и инструментального подходов [125].

Институциональный подход подразумевает создание сети ор­ганизаций, особой инфраструктуры предотвращения и урегули­рования внутренних конфликтов. Она должна включать инсти­туты национального, регионального и глобального уровней.

Инструментальный подход состоит в умелом сочетании кон­кретных мер (инструментов) регулирующего воздействия на ме­жэтнический конфликт. Среди них выделяют тактические, опе­ративные и стратегические решения.

Тактические решения направлены на регули­рование конфликтов путем силового, в том числе и экономиче­ского, давления на его участников или посредством налажива­ния переговорного процесса.

Оперативные решения связаны с разовыми действиями, направленными на ограничение разрастания кон­фликтов (разоружение «боевиков», разъединение воюющих сто­рон, усиление охраны жизненно важных объектов) или на уст­ранение последствий конфликтов — обустройство беженцев, восстановление коммуникаций, наказание организаторов по­громов и т.п.

Стратегические решения ориентированы на предупреждение кризисов в межнациональных отношениях на основе заблаговременного создания правовых, политических, экономических и социально-психологических условий безболез­ненного решения проблем.

При регулировании межэтнических конфликтов на территории бывшего СССР целесообразно исходить из следующих принципов:

неизменность территориальных границ национальных обра­зований: республик, областей, районов даже при возможной их спорности;

решение всех спорных вопросов исключительно некон­фликтными методами на основе действующих в данный мо-| мент законов;

соблюдение принципа демократического федерализма, по ко~| торому каждая республика, вошедшая на добровольных началах в состав Российской Федерации, образует вместе с другими республиками единое многонациональное государство;

экономическое равноправие, выражающееся в самостоятель-' ности входящих в РФ национальных образований;

комплексное развитие национальных и территориально-административных образований;

децентрализация территориального управления, предусмат-' ривающая делегирование полномочий сверху вниз и четко»' их разграничение;

эквивалентность межрегионального обмена, состоящая том, чтобы на смену централизованному управлению цено-1 образованием пришли объективные стоимостные пропор­ции, основанные на ценах мирового рынка и внутрифедера-тивном разделении труда (С. Ягуткин, Т. Флигинских).

 

29.4. Внутриполитические конфликты

 

Особенностью политического конфликта является борьба за по­литическое влияние в обществе или на международной арене. По­литический конфликт можно определить как столкновение противоположных общественных сил, обусловленное разнонаправленными политическими целями и интересами. Политические конфликты делятся на: внешнеполитические (межгосударственные) ивнутриполитические.

Сущность внутриполитического конфликта. Содержание политической жизни государства, общества составляет особую форму реализации политических интересов людей (классов, социальных групп, партий, нациоЯ нальных и религиозных общностей и т.д.)- Политическая жизнь! общества находит выражение во властных отношениях, напра0'| ленных на защиту, закрепление и развитие достигнутых завоевз-! ний, создание предпосылок для улучшения положения опреде ленных политических сил, достижение баланса между ними.

Особенностями внутриполитического конфликта являются:

• борьба того или иного слоя общества за политический интерес;

• борьба за политическое господство, которая по формам
весьма разнообразна — от парламентской борьбы до граж­
данских войн.

Виды внутриполитических конфликтов. Можно выделить следующие виды.

1. Классовые внутриполитические конфликты, возникающие между общественными классами, обычно носят антагонистический характер, рассмат­риваются как конфликты «с нулевой суммой» и, начинаясь с социально-демографического, иногда корпоративного уровня, часто становятся общегражданскими.

2. Конфликты между политическими партиями (общественно-
политическими движениями).
С переходом мировой цивилизации
от авторитарных форм правления к преимущественно демокра­
тическим борьба по вопросам о путях развития общества в де­
мократических государствах сместилась в пользу деятельности
политических партий и общественно-политических движений.
Политическая борьба партий редко выходит за рамки конститу­
ционных норм, хотя и приобретает порой драматический харак­
тер (достаточно вспомнить события в России в 1993 г.).

3. Конфликты между различными группировками за лидерство
в государстве, партии, движении и т.п.
Эти группировки, как
правило, официально не оформлены в объединения, однако их
интересы всегда связаны с борьбой за власть.

4. Иногда в особую группу внутриполитических выделяют
Межэтнические конфликты с ярко выраженной политической
окраской.

Пути предотвращения внутриполитических конфликтов. Обществу для стабильного функционирования необходима постоянная модернизация, включающая и политическую модернизацию как основу законности и стабильности политической власти. Но модернизация — это процесс Разрешения возникающих в ходе развития противоречий и кон­фликтов. Политической практикой выработаны пути стабилиза­ции системы, ведущие к предотвращению внутриполитических ^онфликтов. Смысл этих методов сводится к ослаблению кон-Фронтации между политической властью и интересами ущем-еНной части общества, а значит, сведению до неконфликтного

уровня антиправительственной политической ориентации оппо­зиции.

1. Социальное маневрирование заключается в перераспределе­
нии части общественного продукта в интересах оппозиции.
Объем перераспределения зависит от размеров общественного
продукта; уровня социальной и политической напряженности;
гибкости, проявляемой частью общества, у которой изымается
общественный продукт; профессионализмом политического ру­
ководства и др.

Формы использования этого метода зависят от социально-экономического развития общества. Они могут варьировать от бесплатной раздачи хлеба, как было в Древнем Риме, до раз­ветвленной инфраструктуры в развитых современных странах, включающей бесплатное медицинское обслуживание и образо­вание, пенсионные пособия, социальное страхование и т.п. Этот метод — своеобразный «клапан», которым выпускают «пар» на­родного недовольства, снижая накал антиправительственных настроений.

2. Политическое маневрирование включает в себя широкий
спектр мероприятий, призванных обеспечить преобразование
разнонаправленных интересов в устойчивый политический аль­
янс, фактически способствующий функционированию сущест­
вующей политической власти. Среди форм реализации метода
выделяют следующие:

• выявление возможностей политического компромисса между
противоборствующими сторонами;

• подмена средств достижения цели (декларируются цель, от­
вечающая интересам большинства населения страны, и сред­
ства, с помощью которых она будет достигнута. При этом
выигрывается время, используемое для применения других
средств стабилизации);

• смена политического лидера (не достигнув ранее заявленных
целей, руководство страны отправляет в отставку, например»
кабинет министров или конкретного лидера, оставаясь Я
власти).

Уязвимая сторона политического маневрирования — менный характер применяемых мер.

3. Политическое манипулирование. В широком смысле
ним понимаются действия политической власти, предпринимаемые ею для обеспечения своего стабильного функциониро­вания. В узком смысле под политическим манипулированием понимается целенаправленное воздействие на общественное сознание, прежде всего через каналы массовых коммуникаций. Обычно газеты, радио, телевидение в основном находятся в ру­ках политических сил, господствующих в данном обществе. По­этому их действия ориентированы на стабилизацию сущест­вующей политической системы. Велика роль СМИ в осуществ­лении такого приема предотвращения конфликтов, как «создание образа врага». Он состоит в перекладывании ответст­венности за нерешенные проблемы на другие политические си­лы (часто оппозиционные, а иногда и мифические) и отвлече­нии внимания населения от острых политических и социальных проблем.

4. Интеграция контрэлиты. Дестабилизация общественной
системы способствует формированию в ней контрэлит, которые
играют роль интегратора общественного недовольства. Такие
контрэлиты образуются в результате неправильной кадровой по­
литики, приводящей к отвержению нестандартно мыслящих лю­
дей. Не попав в состав политической элиты, они накапливаются
на «противоположном полюсе», одновременно развертывая анти­
правительственную активность. Целесообразно не допускать об­
разование контрэлиты, а если она появилась, то интегрировать ее
в политическую элиту. Конечные ее политические интересы не
расходятся с властью, поэтому возможно включение ее предста­
вителей в состав руководства или же приобщение к власти орга­
низаций и движений, находящихся под влиянием контрэлиты.

5. Ослабление «системной оппозиции». В отличие от контрэли­
ты она ставит целью полную дестабилизацию существующей
системы и создание своей. Поэтому для политического руково­
дства важно максимально ослабить действия «системной оппо­
зиции». Для этого могут применяться следующие приемы:

* перехват инициативы в действиях, которые собиралась осу­
ществить оппозиция;

* раскрытие корыстных интересов членов оппозиции;

показ невозможности достижения целей, поставленных оп­позицией;

формирование недоверия к оппозиции со стороны социаль­ных слоев, в которых она популярна;

образование «раскольнических групп» в составе оппозиции;

• стимулирование «перебежчиков» из лагеря оппозиции, вве­
дение их во властные структуры;

• ненасильственная ликвидация оппозиции (включение ее
представителей в органы власти, привлечение к разработке
решений и т.д.);

• нейтрализация лидеров оппозиции.

Нейтрализация лидеров оппозиции может быть реализована I следующими методами:

• удовлетворение притязаний (привлечение во власть);

• ролевое смещение (предложение участвовать в решении про­
блем, устранении недостатков);

 

• психологическая изоляция: абсолютизация в оппозиционном
лидере положительных сторон, неумеренная хвала, что спо­
собствует его отрыву от оппозиции;

• формализация (формализованные действия оппозиционного лиде- I
ра лишаются их привлекательности защитника высокой цели);

• психологическое сближение (сокращение неформальной
дистанции между руководством и оппозицией);

• косвенная дискредитация (предложение возглавить в целом j
престижное, но безнадежное дело);

• психологическая девальвация: поддержка альтернативных ли-1
деров оппозиции, которые соперничают с существующими;

• групповое разобщение (изоляция лидера от его сторонников, j
оставление его «генералом без армии»).

6. Силовое давление. Формы применения силового давления колеблются от установления открытой диктатуры, направленной на насильственное искоренение негативного отношения к систе-1 ме, до применения косвенных методов давления. При этом со-блюдаются нормы права, такие, как объявление чрезвычайного! положения, репрессии, запрет оппозиционных партий и т.п.

Этот метод применим в обществах с низкой политической! активностью граждан, где доминируют консервативное мышле-| ние и установка на сохранение жесткой иерархической структу­ры. В этих условиях силовое давление, если оно не выходит за пределы разумного, принимается без особого сопротивления. В-обществах высокой политической активности такое давление] зачастую встречает отпор.

Применяет ли противоположная невластная сторона подобные методы? По мнению О. Рыжова, практически нет. Все зависит от сложившейся конкретной социально-политической и экономиче­ской ситуации. Поэтому в некоторых случаях невластная сторона может применять фактически те же методы и приемы [102].

Выводы

1. Основными механизмами возникновения межгрупповых кон­
фликтов являются межфупповая враждебность, объективный
конфликт интересов и внутригрупповой фаворитизм.

2. Распространенным типом межгруппового является тру­
довой конфликт. Его предметом могут быть условия тру­
да, система распределения ресурсов или ранее принятые
договоренности. Конструктивному разрешению трудовых
конфликтов способствуют коллективные договоры, согла­
шения и контракты, обращения в комиссию по трудовым
спорам, в народные суды, проведение советов и конфе­
ренций трудовых коллективов, регионов и отраслей.

3. Межэтнический конфликт — один из самых труднорегули-
руемых. Эти конфликты, как правило, имеют многолет­
нюю предысторию, порождаются комплексом социально-
экономических, политических, социокультурных и этноп­
сихологических проблем. Урегулирование межнацио­
нальных конфликтов идет на основе сочетания институ­
ционального и инструментального подходов.

4. Особенностью внутриполитического конфликта является
борьба того или иного слоя общества за свой политиче­
ский интерес. Среди внутриполитических выделяют клас­
совые конфликты, конфликты между политическими пар­
тиями и движениями, а также борьбу между группиров­
ками за лидерство в государстве, партии, общественно-
политическом движении. Пути предотвращения внутрипо­
литических конфликтов: социальное маневрирование, по­
литическое маневрирование, политическое манипулиро­
вание, интеграция контрэлиты, ослабление «системной
оппозиции», а также силовое давление.

В современной конфликтологии международные конфликты зани­мают особое место. Именно они, достигая высших стадий развития с массовым применением вооруженного насилия, становятся при­чиной гибели миллионов людей.

 

Глава 30. Особенности межгосударственных конфликтов

 

В международных конфликтах основными субъектами пре­имущественно являются государства. Исходя их этого выделяют: |

• межгосударственные конфликты (обе противостоящие сто­
роны представлены государствами или их коалициями);

• национально-освободительные войны (одна из сторон пред­
ставлена государством): антиколониальные, войны народов
против расизма, а также против правительств, действующих
в противоречии с принципами демократии;

• внутренние интернационализированные конфликты (государство
выступает помощником одной из сторон во внутреннем
конфликте на территории другого государства).
Специфика межгосударственных конфликтов следующая:

• их субъектами выступают государства или коалиции;

• в основе межгосударственных конфликтов лежит столкнове­
ние национально-государственных интересов конфликтую
щих сторон;

• межгосударственный конфликт является продолжением п
литики государств-участников;

• современные межгосударственные конфликты одновременно
локально и глобально влияют на международные отношения;

• межгосударственный конфликт сегодня несет опасность мас­
совой гибели людей в странах-участницах и во всем мире.

В основе классификаций могут быть: число участников, масштабы, применяемые средства, стратегические цели участ­ников, характер конфликта.

Виды межгосударственных конфликтов. Исходя из интересов, отстаиваемых в конфликте, выделяют конфликты:

• идеологий (между государствами с раз­личными общественно-политическими системами); к началу XXI в. их острота резко снизилась;

• между государствами с целью политического господства в
мире или отдельном регионе;

• в которых стороны отстаивают экономические интересы;

• территориальные, основанные на территориальных противо­речиях (захват чужих или освобождение своих территорий);

• религиозные; история знает немало примеров межгосударст­венных конфликтов на этой основе.

 

Каждый из указанных конфликтов имеет особенности. Рас­смотрим их на примере территориальных конфликтов. Им, как правило, предшествуют территориальные претензии сторон друг к другу. Это могут быть, во-первых, претензии государств по поводу территории, которая уже принадлежит одной из сторон. Такие претензии привели к войнам между Ираном и Ираком, Ираком и Кувейтом, ближневосточному конфликту и многим другим.

Во-вторых, это претензии, возникающие в период формиро­вания границ вновь образующихся государств. Конфликты на этой основе возникают сегодня в бывшей Югославии, в России, Грузии. Тенденции к таким конфликтам существуют в Канаде, Бельгии, Великобритании, Италии, Индии, Ираке, Турции и Других странах.

При установлении границы государства могут сталкиваться ин­тересы соседних этносов и их государственных образований. Во многих случаях границы проводились без учета района прожива­ния этноса, культурных и религиозных общин, в результате чего Некоторые народы оказались проживающими в различных госу­дарствах. Это способствует сохранению хронических предкон-Фликтных ситуаций в отношениях государств. Примером могут СлУЖить процессы создания независимых государств в Азии, Аф­рике, Латинской Америке после распада колониальных империй, Формирования границ государственных образований СССР: рес-ЯУбк Средней Азии, Кавказа, Молдавии и Прибалтики .

Любой межгосударственный конфликт порождается широ- I ким спектром объективных и субъективных причин. Поэтому невозможно, анализируя конкретную ситуацию, отнести ее только к тому или иному типу. Может существовать основная причина и несколько сопутствующих, усиливающих и дополняющих основную. Во всех межгосударственных конфликтах одну из веду­щих ролей играют социально-экономические интересы сторон.

Особенностью межгосударственного конфликта является его взаимосвязь с внутриполитическими конфликтами. Она может проявляться в различных вариантах.

• Переход внутриполитического конфликта в межгосударст­
венный. В этом случае внутриполитический конфликт в ']
стране провоцирует вмешательство в ее внутренние дела
других государств или вызывает напряженность между дру- I
гими странами по поводу этого конфликта. Примерами могут 1
служить эволюции афганского конфликта в 70—80-х годах
или корейского конфликта в конце 40-х — начале 50-х годов. )

• Влияние межгосударственного конфликта на возникновение
внутриполитического конфликта. Выражается в обострении j
внутренней обстановки в стране в результате ее участия в|
международном конфликте. Классический пример: первая
мировая война была одной из причин двух русских револю- '
ций в 1917 г.

• Межгосударственный конфликт может стать одной из причин
временного урегулирования внутриполитического конфликта.
Например, в годы второй мировой войны Движение сопротив-
ления во Франции объединило в своих рядах представителей
конфликтующих в мирное время политических партий.
Спецификой межгосударственного конфликта является то, что часто он реализуется в виде войны. В чем отличие войны от| межгосударственного вооруженного конфликта?

• Война не сводится только к вооруженному противоборству й
отличается источниками и причинами. Если вооруженные i
конфликты, не ставшие войнами, возникали в основном в
силу действия таких причин, как территориальные, религи-
озные, этнические, классовые спорные вопросы, то в войнах,
основу составляют глубинные экономические причины, ост-|
рые политические, идеологические противоречия между го­
сударствами.

• Военные конфликты менее масштабны, чем войны. Цели,
преследуемые сторонами в военных конфликтах, достаточно
ограничены по масштабам и применяемым средствам.

• В отличие от военного конфликта война является состояни­
ем всего общества, участвующего в ней.

• Война оказывает более значительное воздействие на после­
дующее развитие государств, международной обстановки.

 

30.2. Предотвращение межгосударственных конфликтов

 

Предотвращение межгосударственных конфликтов имеет ряд особенностей. Они заключаются в следующем:

• поскольку непротиворечивого общества не бывает, трудно
искусственно создать условия для бесконфликтного общест­
венного развития;

• основные усилия по предотвращению конфликтов должны
быть направлены на бесконфликтное решение проблем, воз­
никающих в результате объективных противоречий;

• предотвращение подразумевает максимальное снижение не­
гативных последствий потенциальных конфликтов;

• основные усилия по предотвращению межгосударственных
конфликтов направляются на исключение вооруженного на­
силия.

Основные направления предотвращения межгосударственных конфликтов определяются исходя из принципов демократиче­ского развития мира (А. Богданов, А. Глухова, А. Кокошин, Б- Краснов, О. Рыжов).

1. Интернационализация жизни мирового сообщества в хозяйст­венно-экономической, политической и культурной сферах. Свиде­тельство тому — существующие уже десятилетия и вновь создавае­мые экономические союзы, сообщества, совместные предприятия. Число транснациональных корпораций, по оценке норвежского Политолога Й. Галътунга, достигло в 2000 г. более 4000.

Вместе с тем идут дезинтеграционные процессы в Восточно-евРопейском и Среднеазиатском регионах, связанные с распа­дом Советского Союза. В последние годы наблюдаются и объе­динительные тенденции в этой части мира.

2. Строгое соблюдение всеми странами и народами принципа
мирного сосуществования.
Главное в содержании этого принципа —
признание всеми субъектами международных отношений права
каждого народа на свободный выбор пути развития и недопус­
тимости его навязывания любому государству и обществу, а
также признание объективно существующей многовариантности
общественного развития.

3. Снижение уровня военного противостояния — непрерывное,
последовательное и равномерное сокращение вооружений, пре­
жде всего оружия массового поражения. Это одно из важнейших
направлений в предотвращении конфликтов с применением
вооруженных сил, снижении их разрушительных последствий.
Разоружение может стать основой более интенсивного социаль­
но-экономического прогресса, который поднимет международ­
ную безопасность на более высокий уровень, улучшит условия
жизни людей, снизив, таким образом, и опасность внутриполи­
тических конфликтов. Во-первых, разоружение должно бьгп
взаимное, равномерное и равноценное для всех конкурирующш
сторон. Во-вторых, недопустимость монополии одной из сторо!
в разработке нового оружия, в том числе имеющего оборони
тельный характер. В-третьих, в современных условиях, когда
невозможен абсолютный контроль за процессами разоружения и
разработкой нового оружия, необходимо развитие доверия и со
трудничества в этих областях.

4. Усиление роли международных межправительственных организаций, таких, как ООН, СБСЕ и другие в области правового
регулирования взаимоотношений между странами. Главная задача этих организаций в контексте рассматриваемой проблемы
возглавить строительство системы международной региональной и всеобщей безопасности. Важную роль в предотвращении межгосударственных конфликтов могут сыграть объединенные вооруженные силы ООН. История показывает, что коллективные усилия государств, даже относящихся к различным социально-политическим системам, почти всегда были плодотворными. Яркий пример — антигитлеровская коалиция в годы второй мировой войны. Совместные акции государств по выполне­нию решения ООН позволили блокировать агрессивные дейст­вия Ирака по отношению к Кувейту. Проблема предотвращения применения военной силы во внешнеполитической практике — сегодня одна из самых акту­альных. Решение ее гарантирует общецивилизационный про­гресс и способствует предотвращению конфликтов во внутрипо­литической жизни государств.

Выводы

Особенности межгосударственных конфликтов: межгосу­дарственные конфликты порождаются, как правило, ком­плексом причин; они взаимосвязаны с внутриполитиче­скими конфликтами; часто межгосударственные конфлик­ты реализуются в виде войны и оказывают значительное
влияние на международные отношения.

Предотвращению межгосударственных конфликтов спо­собствует всеобъемлющая интернационализация жизни
мирового сообщества во всех сферах, строгое соблюдение
всеми странами и народами принципа мирного сосущест­вования, снижение уровня военного противостояния, уси­ление роли системы международных неправительственных
организаций (ООН, СБСЕ и др.).

 

Глава 31. Прогнозирование и профилактика конфликтов

 

Предвидение возможных вариантов развития событий создает условия для результативного управления ими. Прогнозирование возникновения конфликтов является главной предпосылкой эф­фективной деятельности по их предупреждению. Прогнозирова­ние и профилактика конфликтов выступают направлениями управленческой деятельности по регулированию социальных противоречий.

 

31.1.Сущность прогнозирования и профилактики конфликтов

 

Принцип компетентности. Особенности управления конфликтами во многом определяются их спецификой как сложного социального явления. Важным принципом управления конфликтом является принцип компе­тентности. Вмешательство в естественное развитие конфликт­ной ситуации должно осуществляться компетентными людьми. Во-первых, люди, вмешивающиеся в развитие конфликтной си­туации, должны обладать общими знаниями о характере воз­никновения, развития и завершения конфликтов вообще. Эти знания могут быть следствием их теоретической подготовки или богатого жизненного опыта. Во-вторых, необходимо со­брать максимально разностороннюю, подробную содержатель­ную информацию о конкретной ситуации. Радикальность вме­шательства в конфликты не должна превышать глубины наших знаний о них. Управлять можно только тем, что хорошо знй' ешь. В противном случае управление может привести к результатам худшим, чем те, которые были бы при естественном развитии событий.

Принцип сотрудничества и компромисса. Регулирование конфликтов требует соблю­дения еще одного принципа. Можно пы­таться заставить оппонентов отказаться от своих



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: