При просмотре информационных телевизионных передач




Таблица 1.1. Чувства, испытываемые зрителями

(Хлопьев, 1996 г.)

 

Положительные Процент Отрицательные Процент
эмоции опрошенных эмоции опрошенных
Уверенность 9,3 Неуверенность 57,2
Надежда 24,3 Разочарование 45,2
Спокойствие Тревога 59,6
Доверие 13,7 Обман 50,8
Гордость 7,0 Унижение 50,5
Интерес 44,7 Безразличие 28,3
Бодрость 6,2 Усталость 57,9
Защищенность 3,4 Беззащитность 58,1
Бесстрашие 9,2 Страх 48,9
В среднем 13,9 50,7

 

Наиболее часто при просмотре информационных телевизи­онных передач телезрители испытывают чувства тревоги, безза­щитности, усталости и неуверенности. Очевидно, что эти чувст­ва не могут не оказывать влияния на их поведение, в том числе и в конфликтных ситуациях.

Таким образом, искусство и средства массовой информации:

• оказывают мощное воздействие на формирование у всех лю­дей установок, влияющих на их поведение в конфликтных ситуациях;

• влияют на понимание и оценку конфликтов самими кон­фликтологами, руководителями, политиками;

• помогают формировать у людей, начиная с детства, стереоти­пы конструктивного или деструктивного поведения в про­блемных ситуациях социального взаимодействия.

 

1.3. Практика как источник конфликтологических идей

 

Одним из важных источников конфликтологических идей являются практические знания. Они представляют собой накап­ливаемые в процессе жизни опытным путем и частично переда­ваемые от поколения к поколению сведения о принципах, способах и приемах поведения в предконфликтных и конфликтных ситуаци­ях. Эмпирический индивидуальный и коллективный жизненный опыт, дающий рецепты оптимального поведения в конфликтах, безусловно должен быть объектом изучения конфликтологиче­ской науки. Скорее всего выбор конкретным человеком того или иного способа поведения в конфликте сегодня на 99% оп­ределяется его личным жизненным опытом и только на 1% — научными конфликтологическими знаниями.

Для усиления влияния конфликтологии на реальное поведе­ние людей в проблемных ситуациях социального взаимодейст­вия важно исследовать содержание накопленных в течение ты­сячелетий практических конфликтологических знаний. Такое исследование заметно расширит и углубит понимание конфлик­тов учеными. Вторая самостоятельная проблема — поиск путей коррекции обыденных конфликтологических знаний, приведе­ние их в соответствие с научными знаниями о конфликтах.

Жизненный опыт российского народа, связанный с кон­фликтами, можно изучать различными способами. Традиции и специфику разрешения в России масштабных социальных кон­фликтов можно познать, знакомясь с историей страны. Народ­ная мудрость, связанная с опытом поведения в межличностныхконфликтах, аккумулируется в пословицах, поговорках, сказках. Собранные воедино, пословицы составляют свод суждений о жизни народа, систему точных характеристик, наблюдений и обобщений, сделанных людьми. В пословицах отражены и оши­бочные толкования окружающего мира и истинные знания, ко­торые постепенно накапливались и получили образное выраже­ние. В пословицах ясно выражена оценка народом существую­щей действительности, его взгляд на жизнь и в том числе на конфликты. В.И. Даль отмечал, что пословица — это «суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенное в обо­рот под чеканом народности...».

Многовековой человеческий опыт, закрепленный в произве­дениях искусства и в народной мудрости, не оставил без внима­ния ни одну важную проблему, в том числе и проблему взаимо­действия людей, конфликты между ними. Достаточно вспомнить многочисленные поговорки и фразеологизмы: «Что за шум, а драки нет?»; «Полно браниться, не пора ль мириться?»; «Я тебе покажу кузькину мать!»; «Не рой людям яму, сам свалишься»; «Отольются кошке мышкины слезы»; «Нашла коса на камень»; «Начали гладко, а кончили гадко».

В словаре В.И. Даля помимо 200 000 слов собрано 30 тысяч пословиц, поговорок, присловий и загадок. Поэтому он являет­ся вполне репрезентативным источником житейской мудрости, закрепленной в русском языке. При подсчете количества посло­виц, идиоматических оборотов и метафор, характеризующих различные конфликтные ситуации и противоречия, в качестве ключевых слов взяты следующие — мир, согласие, брань, драка, ссора. Оказалось, что с ними связано свыше 700 соответствую­щих фразеологизмов. Среди них 21,2% имели ключевое слово «согласие»; 5,2% — «мир»; 14,3% — «ссора»; 52,7% — «драка»; 6,6% — «брань».

Анализ пословиц и поговорок, проведенный авторами совме­стно с В. Мокриюком, показывает, что в них отражены многие стороны взаимодействия людей. Частое использование ключевого слова «драка» свидетельствует о том, что на обыденном уровне для разрешения противоречия применялись в основном методы силового воздействия. Это отражено в пословицах: «Чем ругать­ся, лучше собраться и подраться»; «Разорви тому живот, кто не­правдою живет»; «Не все горлом, но и руками» (т. е. дракой); «Не говоря худого слова, да в рожу»; «Больше дерутся, так смирнее живут» и т.д. В 184 пословицах прослеживается открытый призыв к драке, противоборству, конфликту. «Горе горюй, а руками во­юй»; «Вот тебе раз, другой бабушка даст»; «Бей своих — чужие будут бояться»; «Бей жену к обеду, а к ужину опять»; «Сам бей, а другим бить не давай» и др. Несколько меньшее количество по­словиц (157) характеризует призыв к согласию, миру, осуждению драки, конфликта: «Замахнись, да не ударь»; «Подними руку да опусти, а сердце скрепи»; «Зла за зло не воздавай»; «Не бей Фому за Еремину беду»; «Ссора до добра не доводит»; «Сделав другу добро, себе жди того же».

Выявлено большое разнообразие в пословицах угроз, на­правленных на предупреждение конфликтных действий со сто­роны другого человека: «Берегись: я волос за волос поверстаю»; «Припомню я тебе доброхотство твое»; «Я ему задам чесу»; «Вавила, утирай рыло, проваливай мимо»; «Как хвачу, так запо­ешь суру с перехватом»; «Такую заушину дам, что трое суток в голове трезвон будет» и др.

Анализ русских пословиц и поговорок позволил установить, что 902 из них посвящены проблеме «насилие—согласие». Это говорит о важности проблемы в повседневной жизни. В этих пословицах и поговорках выявлено следующее распределение оценок насилия и согласия: одобрение насилия — 24,1%; осуж­дение насилия — 29,6%; призыв к насилию, ссоре, драке — 16,4%; одобрение согласия, мира — 9,1%; призыв к миру — 4,5%; нейтральное отношение к насилию, согласию — 16,3%. В целом в 40,5% пословиц и поговорок, отражающих отношение российского народа к проблеме «насилие—согласие», насилие одобряется, а в 43,2% — одобряется согласие. Следовательно,

… опыт народа примерно одинаково оценивает эффективность насилия и согласия в разрешении противоречий социального взаимодействия.

В обыденном сознании не сформировано отрицательное от­ношение к насилию. …

В 92 фразеологизмах выделяются подмеченные народной мудростью точные сравнительные характеристики взаимоотно­шений людей и животных, их роль в конфликтах: «Сжалился волк над ягненком, оставил кости да кожу»; «Два кота в одном мешке не улежат»; «Не дразни собаку, и кусать не будет»;

«Бодливой корове бог рога не дает»; «Как бы свинье рога, всех бы со свету сжила»; «Кобыла с волком мирилась, да домой не воротилась»; «Выжил, как ерш леща»; «Драчливый петух жирен не бывает».

Важной областью жизнедеятельности, в которой конфликто­логия может черпать ценные идеи, является практика ненасиль­ственного разрешения социальных проблем. Подходы к реше­нию проблемы ненасилия заложены в восточных и западных религиозных учениях. Одна из первых попыток их синтеза предпринята Л.Н. Толстым в его теории непротивления злу на­силием. Продолжателем и в какой-то мере учеником Л. Тол­стого считал себя М. Ганди. Толстовское непротивление злу на­силием он заменил ненасильственным сопротивлением. М. Ган­ди продемонстрировал, что ненасильственное сопротивление может стать мощным средством прогрессивных общественных преобразований. В современных условиях движение в поддержку ненасилия приобрело мировое значение. Конфликтологи должны изучать опыт сторонников ненасилия и взаимодействовать с ни­ми в движении к всеобщему ненасильственному миру.

Таким образом, практические конфликтологические знания со­держатся в индивидуальном житейском опыте каждого человека. Именно они, как правило, определяют, какую стратегию поведе­ния выберет человек в конкретном конфликте. Их исследование — важнейшая задача конфликтологии.

Выводы

1. Конфликтология - наука о закономерностях возникнове­ния, развития, завершения конфликтов, а также о прин­ципах, способах и приемах их конструктивного регулиро­вания. Научные конфликтологические знания должны быть не только результатом исследований конфликтов учеными. Они должны опираться на весь объем инфор­мации о конфликтах, накопленный в процессе длительной эволюции гуманитарных наук, имеющейся во всех рели­гиозных учениях, в искусстве, культуре, общественно-политической практике, обыденных знаниях, используе­мых человеком в повседневной жизни.

 

В зарубежной психологии накоплены значительные тради­ции изучения межличностных конфликтов. В истории их изучения зарубежными психологами можно выделить два этапа: начало века — 50-е годы и конец 50-х годов — на­стоящее время. На первом этапе конфликт изучался в рамках следующих подходов: психоаналитического, социотропного, этологического, теории групповой динамики, фрустрационно-агрессивного, поведенческого, социомет­рического и интеракционистского. На втором этапе разви­вались и новые направления исследования межличностных конфликтов. Это теоретико-игровой подход, теория органи­зационных систем и теория и практика переговорного про­цесса.

В истории изучения конфликта в западной социологии выделяются три этапа: вторая половина XIX в.; первая половина XX в. и вторая половина XX в. На первом этапе основное исследование конфликта шло в русле социал-дарвинизма и марксистской теории. В первой половине XX столетия наиболее активно разрабатывались функ­циональная теория конфликта Г. Зиммеля и структурный функционализм Т. Парсонса. В последние десятилетия ос­новные социологические исследования шли в рамках таких направлений, как теория позитивно-функционального кон­фликта Л. Козера, конфликтная модель общества Р. Дарендорфа и общая теория конфликта К. Боулдинга. Политологические исследования конфликта связаны с на­правлениями: теории политических групп, теории полити­ческой стабильности и этнополитические теории. Теории политических групп представлены концепциями таких уче­ных, как В. Парето и Г. Моска (теория элиты), Ж. Сорель, Ф. Оппенгеймер, А. Бентли и др. Среди теорий политической стабильности выделяются концепции Дж. Блондела, Д. Истона, С. Липсета и Д. Сандерса. Этнополитические тео­рии включают в себя концепцию внутреннего колониализма (И. Гектер), теорию неравномерного развития (Т. Нейрн) и этнополитическую концепцию Дж. Ротшильда.

 

Глава 5. Значение, предмет и задачи конфликтологии

5.1.Роль конфликтологии в развитии российского общества

 

Проблема социального конфликта всегда была в той или иной степени актуальна для любого общества. Однако в России на всех этапах развития конфликты оказывали не просто замет­ное, а, как правило, решающее влияние на ее историю. Войны, революции, борьба за власть, борьба за собственность, межлично­стные и межгрупповые конфликты в организациях, убийства, бы­товые и семейные конфликты, самоубийства как способы разреше­ния внутриличностных конфликтов — основные причины гибели лю­дей в нашей стране. Конфликт был, есть и в обозримом будущем будет решающим фактором, влияющим на безопасность России и ее граждан.

Жизнь доказывает, что конфликт не относится к тем явле­ниям, которыми можно эффективно управлять на основе жиз­ненного опыта и здравого смысла. А именно так в основном управляют социальными конфликтами сегодня руководители разных уровней. Сколько-нибудь эффективное воздействие на социальный конфликт может быть оказано в том случае, когда имеются достаточно глубокое понимание истинных причин воз­никновения конфликта, представление о закономерностях его развития и завершения. Такое понимание невозможно без по­мощи науки.

Одно из следствий реформирования российского общества — рост количества и разнообразия социальных конфликтов. Это, как нам кажется, вполне естественно. В недемократическом го­сударстве подавляющая мощь социальной группы, находящейся у власти, сила ее отдельных представителей практически исклю­чают возможность сколько-нибудь серьезных социальных кон­фликтов как в самой этой группе, так и в подчиненных ей структурах. Быстрый рост количества конфликтов свидетельст­вует о том, что мы в чем-то идем по пути демократизации, так как в обществе появилось множество социальных групп, кото­рые открыто выражают свои интересы и видят возможность от­стоять их, несмотря на то, что эти интересы зачастую входят в противоречие с интересами структур власти.

Демократия — это конфликты. Но истинная демократия заключается не столько в том, что каждый имеет возможность отстаивать свои интересы различными средствами, вплоть до конфликта, сколько в том, что возникающие конфликты завер­шаются конструктивно, гуманными, цивилизованными способами. Одна из главных причин усиливающейся социальной напря­женности в обществе состоит именно в неумении конструктив­но разрешать социальные конфликты. Конфликтующие стороны не хотят поступаться не только принципами, но и вообще чем бы то ни было. Они нацелены не на разрешение противоречий, а на взаимное противодействие, нанесение противнику макси­мального ущерба. Становясь самоцелью, борьба не может слу­жить движущей силой прогрессивного развития общества.

Для того чтобы оценивать конфликтогенность принимаемых решений, предупреждать возникновение и деструктивное развитие конфликтов, каждый человек, и особенно руководитель, должен обладать необходимыми знаниями о конфликте как явлении, по­стоянно сопровождающем человеческую жизнь и угрожающем ей. К сожалению, в нашей стране степень понимания конфликта учеными еще не позволяет получить знания, которые можно было бы эффективно использовать для объяснения и регулирования слож­ных социальных конфликтов с учетом их современной российской специфики. Нельзя не отметить и то, что органы управления ока­зались не в состоянии использовать те знания, которыми уже об­ладали представители всех наук, изучающих конфликт.

Ключевая роль конфликтов в жизни отдельного человека, семьи, коллектива, государства, общества в целом вызывает необходимость создания и быстрого развития специальной науки, занимающейся изучением, прогнозированием и регулированием конфликтов. Основы такой науки — конфликтологии — в Рос­сии уже созданы.

Таким образом, конфликтология при условии ее быстрого разви­тия может сыграть в бесконечном реформировании российского об­щества весьма прогрессивную роль: помочь руководителям всех уров­ней принимать менее конфликтогенные решения; научить каждого человека более конструктивно вести себя в различных социальных конфликтах; сохранить здоровье, благосостояние и даже жизнь мил­лионам россиян, ежегодно несущим огромный ущерб в результате де­структивных последствий внутриличностных и социальных конфлик­тов; не допустить того, чтобы Россия в XXI в. повторила судьбу СССР в прошлом столетии.

 

 

5.2. Сущность конфликта, объект и предмет конфликтологии

 

Конфликт — весьма сложное социальное и психологическое явление, успешность изучения которого во многом зависит от качества исходных методологических и теоретических предпо­сылок, используемых методов. Решение рассматриваемых ниже проблем может способствовать преодолению тех трудностей, которые уже обозначились в связи с определением сущности конфликта, объекта и предмета конфликтологии.

Прежде всего необходимо максимально четко определить содержание, которое мы вкладываем в понятие «конфликт», обозначив тем самым границы объектной и предметной областей конфликтологии. Наиболее распространены два подхода к пони­манию конфликта. При одном из них конфликт определяется как столкновение сторон, мнений, сил, т. е. весьма широко. При таком подходе конфликты возможны и в неживой природе. Понятия «конфликт» и «противоречие» фактически становятся сопоставимыми по объему. Другой подход заключается в пони­мании конфликта как столкновения противоположно направ­ленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппо­нентов или субъектов взаимодействия. Здесь предполагается, что субъектом конфликтного взаимодействия может быть либо отдельный человек, либо люди и группы людей.

Прогресс науки, особенно на этапе ее становления, зависит от того, насколько удачно определены границы объекта и пред­мета ее изучения. Важно, с одной стороны, не упустить ничего существенного, чтобы не потерять системного представления об объекте, с другой стороны — не включить в объект и предмет ничего лишнего, поскольку это приводит к расширению круга изучаемых явлений, увеличению объема исследовательской ра­боты. Кроме того, важно уже в определении объекта и предмета по возможности точно раскрыть сущность изучаемого явления. В этой связи целесообразно внести в понимание конфликта два принципиальных уточнения.

Прежде всего мы полагаем необходимым сузить широкое понимание конфликта и считать, что конфликты возникают главным образом при социальном взаимодействии. При этом если социальное взаимодействие понимать в широком смысле, то в него целесообразно включить и взаимодействие между жи­вотными. Такая позиция на сегодняшний день обоснована в достаточно большом количестве работ, посвященных различным аспектам проблемы биосоциальной эволюции. Поэтому в объект конфликтологии, по нашему мнению, необходимо включить зооконфликты — конфликты в животном мире. В неживой при­роде конфликтов нет, там есть противоречия, противодействия, столкновения и т.п. Внутриличностные конфликты также явля­ются объектом изучения конфликтологии.

Второе уточнение касается сути конфликта. Представляется, что сущность конфликта заключается не столько в возникновении противоречия, столкновении интересов, сколько в способе разрешения создавшегося противоречия, в противодействии субъектов социального взаимодействия. Всевозможные противоречия возни­кают везде и всегда, но только незначительная часть их разрешает­ся путем конфликтов. Интересы и взгляды также сталкиваются до­вольно часто. Однако сущность конфликта шире этого столкнове­ния. Она — в противодействии субъектов конфликта в целом.

Таким образом, под социальным конфликтом понимается наиболее острый способ развития и завершения значимых противо­речий, возникающих в процессе социального взаимодействия, за­ключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся их негативными эмоциями по отношению друг к, другу. Если субъекты социального конфликта противодействуют,

но не переживают при этом негативных эмоций (например, в процессе дискуссии, спортивного единоборства), или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, не противодействуют друг другу, то такие ситуации являются предконфликтными. Противодействие субъектов конфликта может разворачиваться в трех сферах: общении, поведении, дея­тельности. Противодействие заключается в общении или дейст­виях с целью выражения несогласия с оппонентом, блокировки его активности или нанесения ему материального (морального) ущерба. Под внутриличностным конфликтом понимается выра­женное негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречи­вые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения (подробнее см. разд. V).

На сегодняшний день представляется необходимым связать в систему все те практически не связанные между собой исследо­вания конфликта, которые ведутся в рамках военных наук, ис­кусствоведения, истории, математики, педагогики, политологии, правоведения, психологии, социобиологии, социологии, фило­софии и некоторых других (например, психиатрии и экономи­ки). Такая система не будет искусственным образованием. Ее создание возможно, поскольку в основе любого конфликта ле­жит противоречие, которое играет системообразующую роль как для различных видов конфликта, так и для различных уровней их изучения. Ее создание необходимо, поскольку люди, органы управления имеют дело с целостными реальными конфликтами, а не с отдельными их психологическими, правовыми, философ­скими, социологическими и другими аспектами.

Эти соображения обосновывают необходимость выделения самостоятельной науки — конфликтологии. Объектом ее комплекс­ного изучения являются конфликты в целом, а предметом — общие закономерности их возникновения, развития и завершения. Конфликтологию, по всей видимости, должны интересовать два типа конфликтов: с участием человека (внутриличностные и со­циальные) и зооконфликты. К основным видам социальных Конфликтов относятся: межличностные конфликты, конфликты «личность — группа», конфликты между малыми, средними и большими социальными группами, международные конфликты, между отдельными государствами и их коалициями.

Центральным объектом конфликтологии являются социальные конфликты, а их ядром – межличностные. Исследование межличностных конфликтов, менее сложных среди других социальных конфликтов, может вскрыть основные причины конфликтного взаимодействия. Социальные конфликты тесно связаны с внутриличностными конфликтами. Поэтому понимание мотивов социальных конфликтов будет затруднено без изучения тех процессов, которые происходят в психике и препятствуют конфликтному поведению человека.

Конфликты – неисчерпаемы объект познания, о котором нельзя узнать абсолютно все. Поэтому предметом конфликтлогии являются те закономерности, стороны, характеристики конфликтов, которые в состоянии исследовать наука на данном этапе своего развития. Объект конфликтологии – гораздо более консервативное образование по сравнению с предметом. Объект может изменяться в результате своего собственного развития, кроме того, его границы могут уточняться в связи с более глубоким проникновением науки в суть исследуемых явлений. Объект конфликтологии – социальные, внутриличностные и зооконфликты – в обозримом будущем вряд ли претерпит существенные изменения.

Ядро предмета конфликтологии формулируется в понятийной схеме описания конфликтов. В настоящее время понятийная схема описания конфликтов состоит из 11 основных категориальных групп (§ 9.3.). Понимание предмета конфликтлогии развивается вместе с развитием науки. Свой предмет в конфликте нашли медики, экономисты, географы, инженеры и др.

 

5.3. Основные цели и задачи конфликтологии

 

Для того чтобы ускорить развитие конфликтологии, необхо­димо максимально четко определять основные цели и задачи на каждом этапе развития науки. Основными целями конфликто­логии, которая одновременно носит фундаментальный и при­кладной характер, являются:

• исследование всех конфликтов, выступающих объектом науки,
интенсивное развитие конфликтологической теории;

• создание системы конфликтологического образования в стра­не, пропаганда конфликтологических знаний в обществе;

• организация в России системы практической работы кон­
фликтологов по прогнозированию, предупреждению и урегу­лированию конфликтов.

Для достижения первой цели — развития методологии, тео­рии, методов конфликтологии — необходимо решать следующие содержательные и организационные задачи:

• преодоление крайней разобщенности частных конфликтоло­гических наук, ознакомление конфликтологов со всеми от­раслями конфликтологии и формирование на этой основе
междисциплинарной самостоятельной науки;

• проведение междисциплинарных исследований конфликтов;

• выделение в ВАКе РФ научной специальности «Конфлик­тология», возможно, сначала как одной из специальностей в
рамках психологии, социологии или политологии;

• регулярное проведение научных и научно-практических конференций, посвященных методологическим, теоретическим и I
методическим проблемам конфликтологии;

• создание системной базы эмпирических данных, включаю­
щей результаты ситуационного анализа реальных конфликтов всех видов;

• организация издания научного журнала «Проблемы кон­
фликтологии», более широкое отражение фундаментальных,
проблем науки в других периодических изданиях, посвящен­
ных конфликтам;

• расширение научных контактов с мировым сообществом конфликтологов, публикация в России наиболее значитель­ных работ зарубежных авторов в этой области;

создание в системе научных институтов Российской акаде­мии наук Института конфликтологии на базе уже работаю­щего с 1992 г. Центра конфлитологических исследований. Для создания системы конфликтологического образования в стране, пропаганды конфликтологических знаний в обществе не­обходимо решить следующие задачи:

• расширение перечня учебных специальностей вузов, для кото­рых курс «Основы конфликтологии» должен стать обязательной учебной дисциплиной. Поскольку любой специалист, особенно руководитель, постоянно сталкивается с конфликтами, данный курс должны изучать выпускники всех вузов;

• введение курса «Основы конфликтологии» в средних специ­альных учебных заведениях, ПТУ, общеобразовательной
средней школе;

• введение учебной специализации «Конфликтолог» в рамках
психологии, социологии, политологии. В последующем вве­дение самостоятельной учебной специальности;

• введение учебной дисциплины «Основы конфликтологии» в
системе повышения квалификации специалистов во всех от­
раслях народного хозяйства, особенно для руководителей;

• издание учебников и другой учебной литературы по конфлик­тологии наиболее известных зарубежных авторов;

• публикация научно-популярных работ по конфликтологии,
доступных максимально широкой части населения страны;

• образование в ведущих вузах страны кафедр конфликтологии,
комплектуемых занимающимися проблемой конфликта психо­логами, социологами, политологами, философами, правоведами
и другими, т. е. на основе междисциплинарного принципа.

Организация в России системы практической работы конфлик­тологов по прогнозированию, предупреждению и урегулированию конфликтов предусматривает решение следующих основных задач:

• разработка методик и технологий оценки опасности возник­новения конфликтов в основных сферах жизни и деятельно­сти общества;

• создание отдельных групп и центров, объединяющих кон­
фликтологов, занимающихся на практике прогнозированием,
предупреждением и урегулированием реальных конфликтов;

• создание Ассоциации российских конфликтологов, основной
задачей которой будет разработка прикладных, теоретических
и методологических проблем конфликтологии;

• разработка универсальных междисциплинарных методов анализа реальных конфликтов и создание на этой основе базы данных, позволяющих оценивать актуальные конфликты, сравнивать их с аналогичными завершившимися.

 

5.4. Россия в конфликтах ХХ века

 

 

Глава 14. Конфликт как тип трудных ситуаций

 

Если исходить из психологической сущности конфликта, то он может быть рассмотрен как один из типов трудных ситуаций, возни­кающих в процессе жизнедеятельности человека и социальной группы.

 

14.1. Трудные ситуации в жизнедеятельности человека

Ситуация может быть рассмотрена как сложная субъективно-объективная реальность, где объективные составляющие представлены в виде субъективного восприятия и личностной значимости для участников ситуации. Существует много классификаций ситуаций в отечественной и зарубежной науки (Е. Бабосов: простые, кризисные, экстремальные и катастрофи­ческие; А. Кочарян: простые, трудные и экстремальные; В. Латынов: нейтральные и конфликтные; А. Ламм: повседневные и проблемные; К. Левин: конфликты, ситуации физической опасности и ситуации неизвестности; Г. Морозова: про­стые и проблемные; А. Матюшкин: информационные, вероятностные, ситуации когнитивной сложности и поведенческие; Эммонс и Дипперс: свободно выбранные и навязанные; А. Федотов: простые, трудные и экстремальные и т.п.). При обобщении этих подходов выделяются два основных вида си­туаций: простая (повседневная), в которой для личности (группы) все обычно, она действует в нормальном режиме, и трудная (напряженная, сложная, экстремальная), в которой требования к личности и группе выходят за пределы «нормы».

Что же такое «трудная ситуация» и чем она отличается от простой? По мнению Б. Шведина, трудная ситуация — это «взаимодействие личности со сложной обстановкой в процессе деятельности». Трудная ситуация характеризуется наличи­ем сложной обстановки, активностью мотивов личности, на­рушением соответствия между требованиями деятельности и профессиональными возможностями человека. Ряд авторов указывают, что напряженные ситуации характеризует возник­новение достаточно сложной для субъекта или группы людей задачи и «трудного» психического состояния (М. Дьяченко, Л. Кандыбович, В. Пономаренко). Эти определения больше касаются трудных ситуаций деятельности, а не трудных ситуа­ций вообще. Однако трудные ситуации деятельности — лишь один из видов трудных ситуаций. Анализ научных источников и исследования, проведенные авторами, позволяют определить трудную ситуацию жизнедеятельности как характеризующуюся разбалансированностью системы «задача — личные возможно­сти и (или) мотивы—условия среды», вызывающей психиче­скую напряженность у человека. Степень рассогласования оп­ределяет уровень трудности ситуации. Общие признаки трудной ситуации:

• наличие трудности, осознание личностью угрозы, пре­
пятствия на пути реализации каких-либо целей, мотивов;

• состояние психической напряженности как реакция личности
на трудность, преодоление которой значимо для субъекта;

• заметное изменение привычных параметров деятельности,
поведения, общения, выход за рамки «обыкновенности».

Основными видами трудных ситуаций являются трудные ситуации деятельности, бытийные, социального взаимодейст­вия и внутриличностного плана (рис. 14.1).

Как отмечено выше, одним из основных признаков трудной ситуации служат препятствия, которые рассматриваются как угроза реализации мотивов, поставленных целей.

В зависимости от того, как воспринимается угроза, трудные ситуации могут иметь три уровня:

I) трудность как потенциальная угроза (проблемные ситуации деятельности, бытийные ситуации неизвестности, проблем­ные ситуации социального взаимодействия, внутриличност-ные затруднения);

2) трудность как непосредственная, уже готовая реализоваться угроза (критические, аварийные ситуации деятельности, бы­тийные ситуации опасности, предконфликтные ситуации взаимодействия и внутриличностные конфликты);

3) трудность как уже реализующаяся угроза (экстремальные, в том числе и боевые, ситуации, бытийные ситуации, потери, конфликтные ситуации, и внутриличностные кризисы).

Рис. 14.1. Трудные ситуации жизнедеятельности человека

 

В трудной ситуации деятельности человеку противостоит профессиональная задача. В трудной бытийной ситуации ему противостоит среда (бытовая, техногенная, природная). В трудной ситуации взаимодействия личности противостоят другой человек или группа. В трудной ситуации внутриличнотстного плана человек противодействует самому себе.

Трудные ситуации деятельности. Интенсивные исследования деятельности человека в трудных ситуациях начались совторой половины 50-х годов. Объектом исследования становится психика в «экстремальных ситуациях», «проблемных ситуаци­ях», «напряженных ситуациях», «ситуациях стресса» (В. Вилюнас, Б. Вяткин, Ф. Горбов, М. Дьяченко, В. Марищук, В. Мерлин, М. Матова, Н. Наенко, С. Съедин, Б. Шведин и др.).

Сегодня трудные ситуации деятельности достаточно изуче­ны. Они рассматриваются как ситуации со сложной обстанов­кой, для которых характерно нарушение соответствия между требованиями деятельности и профессиональными возможно­стями человека.

Проблемные ситуации деятельности отличаются новой зада­чей, которая решается в обычных обстоятельствах. Такие си­туации требуют мобилизации познавательных способностей человека и эмоциональной устойчивости.

Критические (аварийные) ситуации связаны с заметно ме­няющимися условиями, в которых протекает деятельность. Возникает опасность невыполнения задачи или угроза сохран­ности техники, оборудования, жизни человека.

Экстремальные ситуации представляют собой крайнее прояв­ление трудных ситуаций, требуют максимального напряжения психических и физических сил человека для выхода из них.

Трудные бытийные ситуации. Этот тип ситуаций характеризуется различным уровнем угрозы безопасности личности или ее материальному благопо­лучию, а не профессиональной деятельности.

Ситуации неизвестности характерны для попадания челове­ка в неизвестную обстановку (заблудился в лесу, в горах и т.д.) или стечения обстоятельств бытового плана, в которых инди­вид не знает, как ему быть (например, находящемуся с ним человеку стало плохо, а он не знает что делать).

Ситуации опасности сопровождаются возникновением непо­средственной угрозы (действительной или мнимой) здоровью или жизни человека (серьезная болезнь, ситуации хирургиче­ской операции, различные бытовые травмы, падение в воду не Умеющих плавать, пожар, наводнение, землетрясение, остановка лифта между этажами, движение в одиночку через опасную ме­стность и т. д.).

Ситуации потери отличаются от предыдущего типа тем, что Потери уже произошли и личность переживает их, не знает, как быть дальше, или же пытается не допустить увеличения этих потерь. Например, человека обворовали, пожаром или другим стихийным бедствием уничтожено личное имущество, смерть или гибель близких людей, серьезные увечья в ходе стихийных бедствий и т.п. Поведение человека в ситуациях опасности и ситуациях поте­ри в той или иной мере исследованы Ю.А. Александровским, В.И. Архангельским, Н.Н. Баженовым, В.Г. Волович, Н.В. Ивано­вым, В.Е. Поповым, М.М. Решетниковым, Э.П. Утликом и др.

Трудные ситуации социального взаимодействия. Эти ситуации вызывают особый интерес как в теоретическом, так и в прикладном плане.

Пока не сложил



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: