На первом месте стоит Конституция, в теории ЗП сформировались принципы деления конституционно-правовых нормы на 3 группы: они как раз и учитывают значимость земли как объекта правового регулирования.
Самостоятельно в соответствии с классификацией разбить статьи Конституции по 3 группам, если все сложится, то на месте правообладателя выбрать, в соответствии с какой статьей КРФ можно сослаться для защиты своих прав. Изменения в ЗК дают широкое поле деятельности для использования конституционных основ ЗП для защиты прав на землю граждан.
В КРФ находят отражение многие принципы ЗП, кроме Конституции законодательству, в числе основных законов, с которыми нужно ознакомиться, можно назвать на первом месте ЗК и Закон о введении в действие ЗК + ст. 34 ФЗ 171 от 2014 года[4]. Градостроительный кодекс – это нормы, касающиеся градостроительного зонирования, территориального планирования, разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию объекта, инженерных изысканий – это тевопросы, которые касаютсяиспользования ЗУ и содержат земельные нормы.
Закон «об обороте земель сельскохозяйственного назначения»[5] – этот закон регулирует земельно-имущественные отношения по обороту ЗУ из состава земель сельскохозяйственного назначения, но там есть нормы, предоставляющие право СРФ принимать акты по использованию ЗУ, особенно это касается регулирования отношений поохране земель, признание ЗУнеиспользуемым, процедура и критерии. Это компетенция СРФ, и НПА СРФ, регулирующие порядок признания земельного участка неиспользуемым, порядок изъятия ЗУ у собственника за неиспользование в соответствии с целями ведения сельскохозяйственного производства.Посмотреть в любой базе законылюбого региона, например, Закона ЛО[6]. Закон «ОБ изменении категории земель»[7], о переводе земель из одной категории земель в другую, Закон«о крестьянско-фермерском хозяйстве»[8], Закон «о личном подсобном хозяйстве»[9] (нормы, регулирующие использование ЗУ из состава земель сельскохозяйственного назначения).Специальный закон «о садоводческих, дачных объединениях граждан»[10].Здесь в основном обратить внимание на возникновение прав на земельные участки, будем говорить завтра о праве собственности на земельные участки, на индивидуальные, коллективные, общего пользования. Т.Г. не называет нормы ГК, главное – Глава 17 ГК о соотношении ГЗ и ЗЗ, о формирующихся проблемах соотношения Градостроительного и ЗЗ чуть позже. Градостроительный Кодекс и Закон «о введении градостроительного кодекса»[11], обратить внимание на порядок подготовки правил землепользования и застройки: НПА, принимаемые ОМСУ, в которых содержатся земельные нормы, но законодательство не относит это к законодательству, говорит лишь о земельных нормах.
|
Соотношение земельного и гражданского законодательства.
Т.Г. сторонник гармонизации норм ГК и ЗК, об этом направлении КС говорил в одном из своих определений в 2001 году. Ей представляется, что земельные имущественные отношения, регулируемые в ГК как общим актом, в ЗК как специальным актом, на сегодняшний день не содержат самой важной проблемы – что такое ЗУ, и как соотносится с расположенными на ЗУ зданиями, строениями, сооружениями.Т.Г. считает, что это единый недвижимый объект, он должен быть признан таковым. Что касается соотношения: по з-ву нормыГК и ЗК соотносятся как общие и специальные. При регулировании земельныхимущественных отношений нормы ГК являются общими, ЗК – специальными, при регулировании земельных отношений нормы ЗЗ регулируют земельные отношения.
|
Проблема есть с ЗУ и его статусом. Если кто-то знаком с концепцией изменения ГЗ, там говорилось о необходимости переноса из ЗК всех норм, регулирующих отношения с ЗУ в ГЗ.
Все по существу из Главы 1.1 ЗК должно быть в ГК, против этого многие ученые выступали, так как ЗУ - это объект земельных отношений, а не только земельно-имущественных отношений, порядок его использования должен регулироваться (и регулируется) нормами ЗЗ.
Земельное законодательство относят к природоресурсовому законодательству, если говорить о проблемах в этой концепции – права на ЗУ, опять-таки в Главу 17 ГК, в т.ч. и вещных, права на ЗУ могут быть разные, собственность, ПНВ и ПБП. Там есть несколько видов (могут быть обязательственные, сервитуты и т.п.), в данном случае необходимость регулирования специальным кодексом этих земельно-имущественных отношений более правильных подход на ее взгляд.
Нормы ГрК и ЗК
Что касается норм ГрК, то ГрК в ст. 2,3 – градостроительные отношения носят административный характер (не все, но все же), это отношения экологические? Это самостоятельная отрасль и вид отношений,экологическая или еще что? В этом кодексе это пространственно-территориальный базис, который преобразуется в зоны территориального планирования, в рамках которого выделяются зоны коммунальной, транспортной инфраструктуры. Зоны, на которых распространяются объекты, необходимые для публичных интересов. Преобразование осуществляется земли как пространственного территориального базиса. В этом случае отраслевая принадлежность этих отношений не определена, ей представляется, что градостроительные отношения и ГрК - это самостоятельно формирующаяся отрасль, которую надо выделить как дисциплину и нужно преподавать отдельно, так как это самостоятельный круг норм и отношений, но он связан с землей.
|
В этой связи появляется если и не конфликт, то соотношение: градостроительные отношения включают в себя градостроительное планирование, градостроительное зонирование, строительство (гражданско-правовые отношения, там договор подряда), планировка территории, а именно подготовка документации по планировке территории – проект планировки и межевания, в этих документах есть информация опреобразовании земли, какие ЗУ будут в этой зоне и какие ЗУ есть в этой зоне, если меняются, то как, зонирование (правила землепользования и застройки, делениетерритории на зоны). Поэтому в данном случае также пространственно-территориальный базис.
ГрК - это комплексный акт, это всеми признается. И разработан, и принят по принципу комплексно-целевому, программно-целевому, данный подход выделяется как самостоятельный в сфере правового регулирования, т.к. в основном принимается ФЗ по регулированию комплексаотношений, или какая-то программа. Например, Закон «о строительстве спортивных сооружений для ЧМ в Сочи».
Про формирующуюся отрасль – это ее личная позиция, так как там сначала был ФЗ «Об основах градостроительного регулирования», потом два ГрК, так что это открытый вопрос: земельные это отношения или специальные. Судья в споре сначала должен выделить отношения, а дальше применительно к отношениям он должен применить правовое регулирование. На ее взглядГрКсодержит земельные нормы. Т.к. тут используется земля как пространственно-территориальная основа, есть своя правовая форма: проект, схема, и при инженерныхизысканиях – проект инженерных изысканий.
(прим. – после вопроса) Устойчивое развитие территории – обеспечение благоприятного развития территории, сейчас ЗП содержит виды использования ЗУ, в этих видах использования как раз есть комфортность проживания, например, комплексное строительство жилья эконом класса, домов социального найма. Эти отношения, градостроительные отношения, хотя можно сказать что это нормы экологического права, но отчасти и земельного права, так как в ЗК есть нормы по устойчивому развитию территории. Законодатель специально устанавливает определенные цели развития территории, и обеспечивается это нормативами градостроительного проектирования (например, количество объектов образования в определенной зоне, например, на 1000 жителей 1 школа). Если вы решили построить комплекс, где будут различные кружки, но объект превышает нормативы градостроительного проектирования – возникает вопрос: возможно ли это? А если есть ЗУ, и вы решили вместо своего дома возвести объект, как поступить? Много подобных вопросов возникает, ведь это влияет в т.ч. на комфортность проживания.
[1]Постановление Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства
[2]Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 08.06.2015) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"
[3]Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О государственном кадастре недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)
[4] Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
[5] Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения
[6]постановление Правительства Ленинградской области от 28 апреля 2005 года n 120 "Об утверждении Порядка признания земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения неиспользуемым на территории Ленинградской области"
[7] Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 20.04.2015) "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"
[8] Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ (ред. от 23.06.2014) "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"
[9] Федеральный закон от 07.07.2003 N 112-ФЗ (ред. от 21.06.2011) "О личном подсобном хозяйстве"
[10] Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 31.01.2016) "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"
[11] Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016)