ЯЗЫЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ




БАЛАБАНОВСКИЙ ФИЛИАЛ

 

Факультет

Педагогики и психологии

Кафедра

Психолого-педагогического

образования и дефектологии

Направление

Психология и педагогика дошкольного образования

 

 

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ

 

ЯЗЫЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ

 

 

по дисциплине

История мировой и Российской культуры

выполнила

студентка 3 курса

заочного отделения

Бабкина Анна Игоревна

Проверил

доцент Гольдин А.В.

 


 

Балабаново 2014

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………3

 

Происхождение народа…………………………………………….5

Происхождение языка.......…………………………………………8

Языческие верования………………………………………………10

Жреческое сословие………………………………………………..14

Литература………………………………………………………….16

Ремесла…………………………...…………………………………18

Внешнее убранство…………………………………………………20

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..22

 

Список использованной литературы………………………....……24

 

ВВЕДЕНИЕ

 

От всех живых существ, населяющих Землю, человек отличается тем, что он осваивает природу, преобразует её и создаёт культуру – творение его разума, души и рук. В течение столетий многие поколения людей создают язык народа, его письменность, литературу, памятники искусства и архитектуры, формируют традиции и обычаи.

Вне культуры человек не может существовать. Она – не только наследие, оставленное тысячами поколений, живших до него, но и необходимое условие развития человека, формирующее его поведение, нравственные ценности, эстетические представления. Культура каждого народа является частью мировой культуры, включая в себя всё, что было создано умом и руками людей на определённом этапе.

Культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций. Однако Русь не просто слепо копировала чужие влияния и безоглядно заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном.

Древнейший пласт доставшегося нам культурного наследия нашей Родины — дохристианская языческая культура восточных славян. Освещение её основных аспектов стало целью этой работы.

Понятие «язычество» происходит от слова «языки» и отождествляется с наиболее древними представлениями конкретного народа, племени. Языческая культура — это первый социокультурный слой, с которого начинала формироваться и строиться любая цивилизация. Ее значение в истории русской культуры определяется, тем, что она, во-первых, выступила в качестве духовной силы, объединившей многочисленные славянские племена, во-вторых, сумела сохранить и развить архетипы национальной культуры.

Славянское язычество — это одна из частей огромного комплекса первобытных воззрений, верований, которые послужили основой для всех мировых религий, в особенности арийского толка. Языческое мировоззрение лежало в основе миропонимания славян. Миропонимание и его эволюция является сложным и многогранным процессом, находящегося в зависимости от самых разных обстоятельств и связано со степенью познания мира и природных явлений, а также с тем или иным видом хозяйственной, торговой и дипломатической деятельности.

 

Происхождение народа

 

Вопрос о происхождении славян до сих пор окончательно не решен. Над ним работают ученые разных специальностей: историки, археологи, лингвисты, которые уже пришли к некоторым разработкам на эту тему.

Сказания о тех далёких временах сохранились и в нашем фольклоре. Наиболее древними из них считаются сказания о богатыре-кузнеце, который побеждает Змея, либо запрягает его в плуг и пашет на нём огромные борозды. Речь в нём, очевидно, идёт о борьбе древних славян с набегами киммерийцев (I тысячелетие до н.э.), и последующее использование захваченных пленников для строительства укреплений на юге славянской прародины (эти укрепления сохранились до наших дней).

Большим толчком к развитию славянской культуры послужило открытие на рубеже I тысячелетия до н.э. плужного земледелия. Это позволило древним славянам перейти к систематическому экспорту хлеба через Чёрное море в Грецию. Также немаловажную роль в этом процессе сыграло открытие железа, залежами которого изобиловала праславянская родина.

Совершенно ясно, что славяне уже в древнейшую эпоху не были обособлены от других племен, а существовали в тесном контакте с соседними народами, частично перенимая их обычаи. Существуют сведения, что древнеславянские купцы путешествовали на юго-восток, через Каспийское море вплоть до Багдада.

Праславянское общество, в VI-IV вв. до н. э. занимавшее восточную половину общеславянской прародины, достигло высшего уровня первобытности. С этой эпохи, называемой скифской, начинается полуторатысячелетний период, завершающийся созданием феодального государства Киевской Руси.

Начиная с древнейших времён славянские народы искали пути к объединению. Несколько раз их культурный уровень поднимался до создания единого государства, и каждый раз нашествие кочевых племён отбрасывали их на века в своём развитии.

В III веке до н.э. предки славян уже были близки к созданию собственного государства, но натиск сарматских племён заставил их расселяться дальше на северо-восток и отбросил их в развитии на несколько веков назад. Второй раз к рубежу государственности славянские племена подошли уже к IV веку н.э., но нашествие гуннов (около 375 года) снова отбросило их назад и вызвало их последующее расселение.

Внутри этого периода можно наметить один существенный рубеж, связанный не с внешними событиями, а с уровнем развития самого славянского общества. Таким рубежом являются V-VI века нашей эры, характеризуемые тремя категориями новых явлений: во-первых, славяне перестали поддаваться кочевникам, и новые наезды (авар, хазар, печенегов) встречали твердую оборону. Во-вторых, славяне осуществили военную колонизацию балканских владений Византии; в-третьих, славяне начали мирную колонизацию лесной зоны Восточной Европы. В VI веке им удалось объединиться в единое Русское государство.

Уже тогда Россия была достаточно развитой страной, уже были города, ремесло активно развивалось, купцы с русским товаром ходили в далёкие страны, и, судя по размерам тайников с греческими и византийскими монетами, находимыми на территории древней Руси, торговля шла весьма бойко.

В этом периоде возникают огромные святилища на горах под открытым небом, которые отражают потребность в многолюдных общеплеменных собраниях.

 

К числу исторических источников, содержащих сведения собственно о славянах, относятся произведения византийских историков, начиная с VI в. н. э.: Прокопия Кесарийского, Феофилакта Симокатты, готского историка Иордана. Ими упоминаются "склавины" и "анты". Как наиболее характерные черты славянских общностей византийские авторы отмечают вечевое правление, отсутствие жесткой княжеской власти, любовь к свободе и нежелание повиноваться "ромейским", (т.е. византийским) законам.

Целесообразно привести отрывок описания славян в византийском трактате ''Стратегикон'': «Племена славян многочисленны и выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу и недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки внимания, охраняют их».

В "Повести временных лет" говорится, что славяне первоначально селились на Дунае и оттуда распространились к северу. Некоторые ученые видят предков славян в описываемых Геродотом скифах-пахарях, погребающих своих умерших в курганах.

Между тем, известно, что и само по себе славянство было далеко не однородно. В V – VII вв. н.э. одна его племенная группировка заселила Псковскую и Новгородскую земли, войдя в соприкосновение с северными соседями. Другая, сформировавшаяся в междуречье Днестра и Днепра, заняла территорию от нынешней Болгарии и Румынии до Азовского моря. Эти восточные южане вошли в тесное общение с местным иранским населением, ассимилировав часть его и восприняв некоторые элементы его культуры. По словам известного отечественного специалиста В.В. Седова, "количество иранских параллелей в языке, культуре и религии славян настолько значительно, что в научной литературе поставлен вопрос о славяно-иранском симбиозе, имевшем место в истории славянства".

 

Происхождение языка

 

Несущим элементом культуры является язык. Любой язык является продуктом многовековой истории. Это относится как к его материальной, фонетической стороне, так и к его значимой стороне, смыслу языковых единиц. С этой позиции представляется далеко не случайным, что период превращения славянских народностей в нации тесно связан с борьбой различных общественных групп вокруг проблем литературных языков. [2. - С. 34-38].

Наука о языке еще в начале XIX в. установила, что славянские языки относятся к большой семье индоевропейских языков, в которую входят балтийские, германские, романские, индийские, иранские, греческий, албанский, армянский, хеттский и некоторые другие языки [1. - С. 56-57]. Названные языковые группы выделились несколько тысячелетий тому назад из общего индоевропейского языка-основы. На этом языке, как предполагают специалисты, говорило когда-то индоевропейское племя или группа племен.

Естественно, что за 5-6 тысячелетий обособленного развития в отдельных индоевропейских группах самым существенным образом изменились фонетическая и грамматическая системы, произошли большие перемены в их словарном составе. Именно поэтому представитель одной группы индоевропейских языков уже не может без подготовки понять речь представителя другой группы, например славянин германца, грека или индийца.

Можно думать, что на славянском языке, обособившемся от других индоевропейских языков, в первые века нашей эры говорили славянские племена, заселявшие обширные пространства от Эльбы до среднего течения Днепра и от Балтийского моря до Карпат. Это был язык близкородственных славянских племен с относительно небольшими диалектными различиями [4. - С. 15-16]. Это и был праславянский язык.

В VII-IX вв. н.э. на сцену выступают языки славянских народностей, которые формируются на базе праславянского языка. Это общевосточнославянский (или древнерусский), древнечешский, древнепольский, древнесербский, древнеболгарский языки. На древнерусском языке говорили предки русских, украинцев и белорусов, он объединял все области, входившие в состав будущей Киевской Руси.

Далее, в соответствии с общей закономерностью развития первобытнообщинного строя, первоначальное единое славянское племя или союз племен распадается на ряд близких по языку племен, которые в связи с возникновением классового общества и государства развиваются в отдельные славянские народы.

 

Языческие верования

 

Язычество – это религиозная форма освоения человеком мира. «Религиозные взгляды древних славян отражали мировоззрение наших предков. Они развивались, усложнялись, не отличаясь значительно от аналогичного развития религий других народов. Человек жил в мифологической картине мира» [3. - С. 22].

Язычество пронизало практически всю духовную жизнь древнерусского человека. Это нашло выражение в фольклорном творчестве, обрядах, заговорах, заклинаниях и даже в дипломатических отношениях.

В договоре князя Игоря с греками 944 г. можно прочитать следующее: «А кто из русской стороны замыслит разрушить эту любовь, то пусть те из них, которые приняли крещение, получат возмездие от Бога Вседержителя и осуждение на погибель в загробной жизни, а те из них, которые не крещены, да не имеют помощи от Перуна, да не защитятся они собственными щитами, и да погибнут они от мечей своих, от стрел и иного своего оружия, и да будут рабами во всю свою загробную жизнь».

Религия древних славян реконструируется с большим трудом. Однако два признака славянской религиозности просматриваются с достаточной определенностью: культ природы и культ предков. Для первого характерно представление о взаимосвязи природных явлений, ощущение того, что мир — это единая система, законы которой нарушать нельзя. Почитание же умерших питало чувство единства рода, семьи, духовной связи, объединяющей живых и мертвых.

Славяне верили в невидимые души умерших, которые подобно дыму от сжигаемых жертв поднимаются к небу и небесным властителям. Место захоронения горшка для еды с прахом предка становилось местом культа предков. Они чествовали умерших прародителей, считали их покровителями и приносили им жертвы.

По всей видимости, религиозные представления славян к моменту принятия христианства находились на стадии антропоморфизма, когда вся природа представляется одушевленной, а духи и божества еще не вполне отделяются от нее.

Важнейшими в доперуново время были Сварог (бог неба и небесного огня), его сыновья – Сварожич (бог земного огня) и Даждьбог (бог солнца и света, податель всех благ), а также другие солнечные боги, носившие у разных племен и другие имена – Ярило, Хорс. Имена некоторых богов связывают с почитанием солнца в разные времена года (Коляда, Купало, Ярило). Стрибог считался богом воздушных стихий.

Велес (Волос) являлся покровителем скота и богом богатства, вероятно, потому, что в те времена скот был основным богатством. По народным представлениям, спутницей Велеса была богиня Мокошь (Макошь, Мокоша, Мокша), как-то связанная с овцеводством, а также являвшаяся богиней плодородия, покровительницей женщин, домашнего очага и хозяйства.

 

Одним из основных источником реконструирования подобных представлений является фольклор: загадки, пословицы, поговорки, заговоры, сказки, лирические песни. Они отражают поэтические воззрения славян на природу.

Некоторые сведения о религии славян дают древнерусские летописи и поучения церковных писателей. Из них наиболее важны "Речь философа", содержащаяся в "Повести временных лет", а также "Слово об идолех" — оригинальное произведение безымянного древнерусского книжника, являющееся распространением переведенного с греческого слова Святителя Григория Богослова, направленного против язычников. Из этих источников мы узнаем, что князь Владимир еще до принятия христианства предпринял реформу язычества, введя культ Перуна и сопутствующий ему пантеон богов. Как говорит летопись, он стал княжить один в Киеве и «поставил кумиры на холме за теремным дворцом: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, и Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь».

Первенство в иерархии богов было отдано, конечно же, княжеско-дружинному богу войны Перуну, для повышения авторитета которого Владимир даже приказал возобновить человеческие жертвы:

ПЕРУН – глава княжеского пантеона, бог грома и молний, выдвинувшийся на первое место в условиях военных походов на Балканы в IV в. и в процессе создания государственности Киевской Руси IX-X вв. как покровитель воинов, оружия, войн.

СТРИБОГ=Род=Святовит=Сварог – небесный бог. Древнее первенствующее божество неба и Вселенной. Стрибог даже оспаривал у Перуна первенство между богами. Другие высшие боги, по свидетельству некоторых древних рукописей, считались его сыновьями, "Сварожичами":

ДАЖДЬ-БОГ=Солнце=сын Сварогов. Древнее божество Природы, солнечности, "белого света", податель благ. Небесный бог, как и Стрибог. Даждь-бог: слово, которое прежде переводили "палящий бог", а теперь переводят как "дай богатство".

МОКОШЬ – богиня земли и плодородия. Дополнением к ней служат "вилы" - русалки, обеспечивающие орошение нив росою. Часто изображалась с турьим "рогом изобилия".

СИМАРГЛ – божество семян, ростков и корней растений. Охранитель побегов и зеленей. В более широком смысле - символ "вооружённого добра". Посредник между верховным божеством неба и Землёй, его посланец. Имел прямое отношение к Мокоши, как божество растительности, связанной с почвой.

ХОРС – божество солнечного светила. Представлял собою некое неотделимое дополнение к образу Дажьбога-Солнца. С именем Хорса связаны ритуальные "хороводы" и русское наречие "хорошо" - "солнечно". Предположительно, Хорс был заимствован Владимиром из иранского пантеона, что и объясняет «наложение» его и Даждьбога.

ВЕЛЕС – скотий бог, хранитель стад и покровитель богатства, первоначально тоже был солнечным богом.

В итоге появляются как бы три разряда богов: на первом месте стоит общегосударственный княжеский бог Перун, воспринимаемый не только как бог грозы, но и как бог оружия, воинов и князей. Второй разряд составляют древние божества неба, земли и «белого света» - Стрибог, Мокошь и Дажьбог. В третий разряд попадают божества «дополнительного характера»: Хорс дополняет Даждьбога, и Семаргл - Мокошь.

Состав киевского пантеона раскрывает цели реформы – укрепление центральной власти, консолидация господствующего класса, объединение племен, утверждение новых отношений социального неравенства.

Но попытка создать единую религиозную систему, сохранив старые языческие верования, не увенчалась успехом. Пантеон Владимира не получил всенародной поддержки. Созданный искусственно, культ был узкогрупповым, сословным: он отражал корпоративные властные интересы, воинственную идеологию князя и его дружины и не охватывал всю систему славянской мифологии. Реформированное язычество сохраняло пережитки первобытного равенства, не устраняло возможности традиционного поклонения только своему, родоплеменному божеству, не способствовало формированию новых норм морали и права, соответствующих изменениям, происходившим в социально-политической сфере.

По-видимому, этот культ не проник глубоко в народное сознание, поскольку неярковыраженное противодействие христианству, которое обнаружили славяне, не шло ни в какое сравнение с длительным и ожесточенным сопротивлением ему у тех народов, которым были свойственны развитые системы язычества. С другой стороны, некоторые его элементы, связанные с любовным почитанием природы, сохранились у славян и после принятия христианства, сформировав особые народные традиции. Такие обычаи, как Масленица (анахронизм «проводов Зимы»), обычай печь жаворонков из теста, украшение храмов березкой в Троицын день (праздник Купалы) надолго укоренились в русской православной среде, хотя их дохристианские корни очевидны.

 

Всевозможные праздники и обряды славян были связаны с аграрной магией и молениями об урожае. Годичный цикл древнерусских празднеств у славян был связан с языческими молениями и слагался, во-первых, из четырех солнечных фаз и связанных с ними праздниками: святками, масленицей, праздника Купалы и праздника урожая в сентябре. И, во-вторых, молениями о дожде и о воздействии вегетативной силы на урожай.

В подавляющем большинстве языческие празднества и моления проводились общественно, являлись «событием» и проводились за пределами житейского бытового круга, существовали и межсельские — «игрища межю селы». До нашего времени дошло большое количество святилищ где, в свое время, всем селом или племенем проводились торжественные обряды, далекими отголосками которых являются хороводы и игры XIX и XX вв.

 

 

Жреческое сословие

 

Местом отправления культа у славян служили капища, требища, храмы, в которых волхвы – жрецы языческой религии – молились, совершали различные обряды, приносили животные и растительные жертвы богам: первый урожай, первый приплод скота, травы и венки из пахучих цветов, изделия человеческих рук. В особых случаях в жертву могли приносить живых людей и даже детей.

Поклонение идолам сопровождалось языческими ритуалами, которые не уступали христианским по пышности, торжественности и воздействии на психику.

В составе всего "духовного сословия" было много различных разрядов. Известны "волхвы-облакопрогонители", те, которые должны были предсказывать и своими магическими действиями создавать необходимую людям погоду. Были волхвы-целители, лечившие людей средствами народной медицины, "волхвы- хранильники", руководившие сложным делом изготовления разного рода амулетов и оберегов и, очевидно, орнаментальных символических композиций.

Творчество этой категории волхвов могут изучать как археологи по многочисленным древним украшениям, служившим одновременно оберегами, так и этнографы по пережиточным сюжетам вышивки с богиней Макошью, молитвенно обращающейся к небу, богинями весны, едущими на конях "с золотой сохой" и многочисленными символическими узорами. Интереснейший разряд волхвов составляли "волхвы-кощунники" - сказители "кощун" (мифов), хранители древних преданий и эпических сказаний. Сказителей называли также "баянами", "обаятелями", что связано с глаголом "баять" - рассказывать, петь, заклинать. Кроме волхвов существовали и женщины - колдуньи, ведьмы (от "ведать" - знать), чаровницы и "потворы".

 

 

Литература

 

В дописьменный период Древней Руси значительных успехов достигло устное народное творчество. Богатство устной языковой культуры запечатлено в народной поэтической и песенной традиции: песнях, сказках, загадках, пословицах. Значительное место в фольклорной языковой традиции занимала календарная языковая поэзия, опиравшаяся на языческий культ: заговоры, заклинания, обрядовые песни.

На протяжении многих поколений народ создавал и хранил своеобразную «устную» летопись в виде эпических сказаний о прошлом родной земли. Устная летопись предшествовала летописи письменной.

К концу языческого периода окончательно оформляется новый эпический жанр — былины, к которому должны были быть причастны «велесовы внуки», поэты-сказители, гусляры, воспевавшие всех поименно. Былины пелись часто в сопровождении гусляров. В их основе лежат реальные исторические события.

Главной темой былин Киевского цикла была тема борьбы с иноземными захватчиками, идея единства и величия Руси. Народная память прочно удержала образ князя Владимира – он стал героем русских былин, где вместе с ним действуют другие лица, также имеющие своих исторических прототипов (Добрыня Никитич, Путята и др.). Это показывает историческую роль великого князя. В народной памяти былинный эпос сохранился до наших дней.

 

Письменность у славян появилась задолго до принятия христианства, а до появления первого свода законов «Русской правды» складывалось и законодательство. В договорах упоминалось о «Законе русском», по которому жили славяне.

Сохранились упоминания о "чертах и резах" в сказании "О писменех" (рубеж IX-X вв). Автор, черноризец Храбр, отмечал, что славяне-язычники используют рисуночные знаки, при помощи которых они "читаху и гадаху" (читали и гадали). Доказательством наличия дохристианской письменности у славян является обнаруженная в 1949 г. в Гнездовских языческих курганах под Смоленском разбитая глиняная корчага, на которой сохранилась надпись "гороухща" ("горушна"). Помимо гнездовской, обнаружены фрагменты надписей и цифровых расчетов на амфорах и других сосудах X в. в Тамани (древней Тмутаракани), Саркеле и причерноморских портах. Письменность на основе различных алфавитов (греческого, кириллического, рунического) использовало разноплеменное население древнейших городов и протогородов, находившихся на важных торговых путях.

 

Ремесла

 

В VII - VIII вв. у славян повсеместно развивалось ремесло. В результате его отделения от земледелия появились города – центры ремесла и торговли, которые также превратились в опорные пункты обороны. Города в основном располагались вдоль греко-варяжского пути.

Дохристианская Русь имела древнюю традицию деревянного зодчества. В жилищном строительстве сложились два типа построек. На севере жилища были наземные, с деревянным полом, срубными стенами, двускатной крышей и большой печью, сложенной из камня. Южный тип жилища условно можно назвать полуземлянкой. Деревянные стены частично были присыпаны землей, печи были глиняные. Княжеские и боярские терема представляли собой несколько срубных помещений, соединенных крытыми переходами и покрытых высокими кровлями. Парадную роль выполнял большой и светлый зал – гридница: место приема гостей и пиршеств князя и его дружины.

Языческая обрядность включала и различные виды искусства. С помощью скульптуры, резьбы, чеканки создавались изображения, обладание которыми, думали славяне, давало власть над силами природы, предохраняло от бед и опасностей.

Все виды работ с металлом в древности были связаны со множеством обрядов, поверий и представлений, перераставших в мифы. Общеизвестна связь кузнецов с образом волка. Известным является миф о волшебном кузнеце Космедемьяне, который выковал плуг в 40 пудов и обучил людей земледелию. Кузнец, выковывающий свадебные кольца, до XIX в. расценивался как покровитель брака и семьи.

Раскопки на территориях древних городов показывают всё разнообразие быта в городской жизни. Множество найденных кладов и вскрытые могильники донесли до нас предметы домашней утвари и ювелирные украшения. Обилие женских украшений в найденных кладах, сделало доступным изучение ремёсел. На диадемах, кольцах, серьгах древние ювелиры отразили свои представления о мире, с помощью витиеватого растительного орнамента они могли рассказать о смене времён года, о жизни языческих богов, изобразить русалок, фантастических зверей.

Славяне занимались живописью, скульптурой, музыкой, развивали ремёсла. В материальной культуре древних славян (орудиях труда, предметах быта, оружии, украшениях, одежде) сохранились следы античной, скифской, сарматской культур.

В Приднепровье высокого уровня достигло производство керамики, обработки железа и кости. На Оке развивались кузнечное и ювелирное ремесла. В VIII-IX вв. самостоятельными отраслями производства становятся литейное, гончарное, ювелирное и косторезное ремесла. Появились новые технические приемы и виды производств: чеканка, зернь, а со второй половины X в. - производство шлемов и кольчуг, филигрань, эмаль, стекло, декоративная строительная керамика.

 

Внешнее убранство

 

Большое значение язычники придавали одежде. Она несла не только функциональную нагрузку, но и обрядный смысл. Одежда украшалась изображениями берегинь, символами солнца, земли и отражала многоярусность мира.

С древнейших времен человек, охраняя себя от злых сил, покрывал одежду и жилище изображениями-оберегами, сплетая охранительную символику в единый образ мироздания. Древнерусский язычник, ожидавший опасности от всего мира, защищался не отдельными элементами мира, а «прятался» за полной системой мироздания, взятой не в статике, а в ее естественной, законоустановленной динамике. Этим он как бы хотел сказать враждебному миру: «Я свой! я часть тебя!»

Множество магических обрядов и поверий было связано с постройкой дома. С удивительной строгостью соблюдалась древняя картина мира в системе его архитектурного убранства. Снаружи и внутри дома все покрывалось орнаментикой. Орнаментика внешнего вида восточнославянского жилища сохранила почти в полной неприкосновенности древнюю, идущую чуть ли не из энеолита оберегающую символику.

Когда человек покидал свой дом-крепость, то овеществленные заговоры, если так можно назвать орнамент, переносились на одежду. Все предметы, связанные с изготовлением полотна для одежды, густо оснащались заклинательными знаками. Сама одежда, особенно женская, была насыщена символикой, опять-таки воспроизводившей макрокосм. Верхняя часть одежды, головной убор, посвящалась небу. Здесь господствовало изображение солнца и птиц. Сами народные названия головных уборов были связаны с птицами: «сорока», «кокошник» (от «кокоши» — курицы). Декоративные ленты, спускающиеся от кокошника к груди — «рясны» имитировали дождь. Этнографически известные нам вышивки дают на рубахах и поневах символы засеянного поля, земли, а археология добавляет исчезнувший впоследствии символ нижнего мира: на свисающих вниз концах поясов изображались головы ящеров.

Таким образом, язычники прибегают к модели мира, и микрокосм человеческого быта (дом, одежда, украшения) воспроизводит макрокосм, мир в его неразделенном целом. Привнесение элементов динамики (движущееся по небу солнце, идущий дождь) должно было увеличить магическую силу глубоко продуманной и надолго вкоренившейся в народную жизнь орнаментики.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Древнерусская культура складывалась как культура всех восточных славян, сохраняя в то же время свои региональные черты – одни для Поднепровья, другие для Северно-Восточной Руси и т.д. На развитие русской культуры влияло также то, что Русь складывалась как равнинное государство, открытое всем как внутриплеменным, так и иноплеменным международным влияниям. В то же время Русь не просто слепо копировала чужие влияния и заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему народному опыту.

Долгие годы русская культура – устное народное творчество, искусство, архитектура, живопись, художественное ремесло – развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения. Язычество прошло сложный многовековой путь от архаических, примитивных верований древнего человека до государственной "княжеской" религии Киевской Руси к 9 веку. К этому времени язычество обогатилось сложными обрядами, чёткой иерархией божеств и имело огромное влияние на культуру и быт древних славян. Именно язычество помогало древнему человеку противостоять неизвестной и враждебной стихии, делая мир ближе и понятнее.

Древние славяне обожествляли природу, признавали наличие за предметами и явлениями внешней природы мыслящей человеческой силы, поклонялись солнцу, небу, воде, земле, ветру, деревьям, птицам, камням. Все это выражалось в их верованиях, празднествах и обрядах, создаваемых и учреждаемых на основании этого обожествлении природы.

Язычество сохранило свою первозданную прелесть и образность в сказках, легендах, былинах. Быт и культура наших далеких предков отражает одновременно и любовь к природе, ощущение красоты окружающего мира и страх перед природой, силам которой они противопоставляли заговоры, заклинания, магическую обрядность.

Устное народное творчество, берущее начало из дохристианских времен, явилось неисчерпаемым источником образов и сюжетов, веками питавшим русскую литературу и обогащавшим литературный язык.

В материальной культуре некоторые отголоски дохристианских времен сохранились до наших дней. Архаичные мотивы веками воспроизводились в народной орнаментальной вышивке, украшении жилища, народном деревянном зодчестве. Наполняясь новым, христианским содержанием, древние орнаменты могли использоваться в украшении храмов.

 

 

Cписок использованной литературы

 

1. Везина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. - М., 1990.

2. Культура России: IX-XX вв.: Учебное пособие. - М., 1996.

3. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1994. - С. 22

4. Славяне и скандинавы / Под общ. ред. Е.А. Мельниковой. - М., 1986.

 

Интернет-ресурсы:

5. https://otherreferats.allbest.ru/culture/00120708_0.html

6.https://www.coolreferat.com/Язычество_Древней_Руси_и_его_роль_в_русской_культуре_2_часть=2

7. https://xreferat.ru/47/5036-2-kul-tura-drevneiy-rusi.html

8. https://knowledge.allbest.ru/culture/2c0a65635b3ac68b5c43b88421216c36_0.html

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: