Эти занятия помогают снизить агрессивность и конфликтность в классных коллективах, уменьшить проявления межличностных, этнических, религиозных, политических и других разногласий, достигать гармонии между «Я» каждого ученика и «МЫ», под которым подразумевается школьное братство, причастность ко всем россиянам.
Практика уже давно отработала множество различных форм учебных и игровых занятий, которые предполагают создание условий для ориентации детей на ценности ненасилия, толерантности, справедливости, законности как нравственную основу поведения в социальных конфликтах и принцип их конструктивного разрешения. У этих занятий есть и другие цели: развитие критичного мышления школьников, навыков учебной самоорганизации, групповой работы, умений вести диалог и аргументировать свою точку зрения, продуктивно оппонировать и адекватно, по достоинству, оценивать иные позиции. Эти занятия дают нашим учащимся правильное представление о социальном мире — таком, каков он в действительности, т.е. о хрупком, нестабильном, требующем внимательного, деликатного, терпимого к себе отношения. Занятия предусматривают использование преимущественно интерактивных методов — ролевых игр, дискуссий, тренингов, групповых работ.
При воспитании толерантности используются такие приёмы:
• презентацию культур различных этносов, где ключевыми понятиями являются: культура, субкультура, культурные различия, культурные стереотипы, этнос, конфессия, а формами работы — сбор материала об образе жизни, формах поведения, стилях общения, ценностных ориентациях какой-либо социокультурной группы. Очень важно, чтобы уже здесь класс вышел на проблему зависимости межличностных, межгрупповых отношений от культурных различий;
• диалог «учитель-класс», когда учащиеся усваивают такие понятия, как этнос, нация, межнациональные отношения, род, племя, каста, конфессия, сословие, класс, народность, этнос, этническое самосознание, межнациональные конфликты, депортация, национализм, нацизм, ксенофобия. Возможна и работа в группах, игра «декларация совместного развития». Здесь важно обратить внимание учеников на то, что русская нация формировалась в процессе постоянного взаимодействия, взаимовлияния и взаимопроникновения различных племён и народностей, проживающих на территории России.
Для успешной адаптации учащихся не только к жизни в условиях многонациональной школы, но и за её пределами предложена программа «Воспитание культуры толерантности», которая предусматривает такие направления деятельности:
• знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей;
• понимание того, что каждый человек — уникальная личность, и уважения требуют любые различия между людьми;
• понимание принципа взаимодополняемости как основной черты различий. Ученики должны понять, что их различия дополняют друг друга, как подарок каждого из них — группе в целом;
• и как результат — приобщение к культуре мира. Дети, на практике
познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим, получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества.
Воспитание в духе терпимости направлено на противодействие чувству
страха и отчуждения по отношению к другим людям. У учащихся
формируется личностное отношение к ключевым понятиям культуры,
навыки межкультурного взаимодействия, что и стало основной целью
и ценностью культурологической миссии школы.
Все вышесказанное собирается в целостную, разработанную педагогами программу.
Цель данной программы:
Формирование базовых компетентностей: социальных, коммуникативных, ценностно-смысловых и общекультурных через воспитание в детях миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
создание условий для:
-формирования негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;
- чувства признания себя и других людей, их культуры; уважения к себе и окружающим;
- развития способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;
- формирования умения определять границы толерантности;
- обогащения эмоционального мира детей.
Прогнозируемые результаты программы:
- Толерантное поведение детей в их практической деятельности;
- Обогащение эмоционального их мира и формирование чувства понимания себя и других людей;
- Приобретение учащимися знаний о культуре разных народов, моральных норм поведения;
- Овладение коммуникативными умениями и навыками, способностью адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях;
Программа имеет следующую логику построения:
- предлагается ведение воспитательной работы по двум блокам в каждом классе: 1 блок – исследование объекта, в отношении которого формируется толерантность, 2 блок – создание воспитательной среды, формирующей толерантную личность ребёнка, и вооружения его способами толерантного взаимодействия.
Для реализации задач второго блока деятельность руководителя и коллектива детей организуется по следующим направлениям:
1) познание и принятие себя (толерантность к себе) как субъекта семейной культуры, обучение основам толерантного общения в семье; формирование социальных компетенций;
2) познание и принятие культуры малой Родины, формирование толерантности к своему народу; формирование ценностно-смысловых компетенций;
3) Познание и принятие других людей, их культуры, взглядов, вероисповедания; формирование коммуникативных и общекультурных компетенций.
Деятельность по данным направлениям может быть организована последовательно от направления к направлению. Жизненные компетентности постоянно пополняются, усовершенствуются с каждым новым направлением.
Основное содержание программы
1. Условия и средства формирования толерантности у детей:
Подходы к воспитанию толерантности:
Личностно-ориентированный:
| Деятельностный:
|
Принципы воспитания толерантности:
Группа принципов | Название принципа | Сущность принципа | Правила |
О б щ е п е д а г о г и ч е с к и й | Принцип целенаправленности | Воспитание толерантности требует четкого осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого определения цели педагогом. Однако формирование данного качества, основой которого является активная социальная позиция и психологическая готовность, возможно только при наличии мотивации и осознании ребенком того, зачем именно ему необходимо это качество (личная цель) и осознания значимости для общества (социальная цель). Единство целей педагога и ребенка является одним из факторов успешности воспитания толерантности. При этом педагог должен реализовывать персонифицированную цель (развитие конкретного ребенка). Отсюда необходимость соблюдения следующего принципа - учета индивидуальных и половозрастных особенностей. | · развитие интереса к проблеме толерантности; · развитие мотивации к самосовершенствованию и формированию у себя толерантности; · четкое определение конечного результата воспитательных воздействий; · постановка целей (дальней, конкретной и рабочей), исходя из интересов, потребностей, особенностей учащихся; · ориентация педагогом при постановке цели и задач воспитания толерантности на критерии и показатели развития данного качества |
Учет индивидуальных и половозрастных особенностей | Воспитание любого нравственного качества (толерантности в том числе) во многом зависит от индивидуальных особенностей воспитанника: уже имеющихся моральных устоев поведения, этических установок, развитости интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, уровня развития психических процессов, характерологических черт, личного опыта взаимоотношений, наличия и развития природных и духовных способностей и т. д. При формировании толератности следует учитывать также гендерные особенности и, прежде всего, различия в чертах личности и социальном поведении. К таким различиям относят: формы проявления агрессивности (мальчики физически агрессивнее девочек, которые чаще проявляют агрессию в иной форме, пытаясь испортить отношения других детей со сверстниками), степень эмоциональной чувствительности, подверженность влиянию других людей и убеждению себя другими (девочки этому более подвержены) [Роберт Кайл «Тайны психики ребенка», СПб-Москва, 2002, стр. 322]. При этом необходимо помнить и о возрастной динамике развития нравственных качеств и опираться на нее при воспитании толерантности. В младшем школьном возрасте: закладывать толерантность как одну из основ личности ребенка, демонстрировать и объяснять значение позитивного общения, сотрудничества, подчеркивать значение других детей и людей, не похожих на самого ребенка, толерантных межличностных отношений, продолжать развивать моральное мировоззрение, трансформировать толерантность в один из нравственных законов внутри личности. | · тщательное изучение особенностей личности воспитанника; · организация педагогических действий на опережение (предупреждение интолерантного поведения, чтобы оно не закрепилось в сознании); · определять методы, приемы и формы воспитания толерантности в соответствии с индивидуальными и половозрастными особенностями, сочетая их с самовоспитанием; · минимизировать проявление агрессии (физической, вербальной, внешней, внутренней), снимать напряжение в группе детей, обучать способам саморегуляции, поддерживать эмоциональную чувствительность, развивать эмпатию и обучать способам адекватного эмоционального реагирования (эмоциональная стабильность), развивать волевую сферу, актуализировать желание общаться с людьми и воспитывать миролюбие, позитивное отношение к людям, показывая границы толерантности; · включать идеи толерантности в игру, продуктивные виды деятельности, в чтение и реальной жизни | |
Принцип культуросообразности | В процессе воспитания толерантности необходимо учитывать культурную и этническую среду воспитания ребенка. Данный принцип отражается в интерграции воспитания в культуру народа, семьи, мира. Воспитание толератности непосредственно связано с формированием в ребенке умения строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, мировой культурой в целом, не теряя при этом своей индивидуальности. | · опираться на положительный опты взаимодействия ребенка с миром; · учитывать культурный уровень микросреды ребенка (класс, семья, друзья); · отдавать приоритет национальной культуре и этнопедагогике; · использовать потенциал культуры мира | |
Принципы связи воспитания толерантности с жизнью | Воспитание толерантности во многом зависит от того, насколько ребенок осознает значимость этой категории и связь ее с жизнью, видит ее результаты или последствия интолератности в мире. При этом необходимо ориентироваться не только на ситуации в обществе вообще, но и на жизненные ситуации, связанные с толерантным (интолерантным) взаимодействием в общении ребенка с близкими, друзьями, педагогами. Принцип заключается в единстве социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта, отсутствие расхождения слова с делом. | · подготовка воспитанников к реальным взаимоотношениям с окружающим миром; · демонстрация последствий толерантности и интолерантности; · поиск способов решения, сотрудничество и диалог; · возложение ответственности за свое поведение (толеарантные или интолерантные действия) | |
Принцип уважительного отношения к личности | Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая (не обязательно соглашаясь) позицию и мнение ребенка, но при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир. | · организация общения с позиции педагогического такта, доброжелательности, ориентируясь на гуманное отношение в любых обстоятельствах | |
Принцип опоры на положительное в ребенке | Воспитывая данное нравственное качество, мы должны поддерживать развитие, видеть в ребенке саморазвивающуюся личность, готовую к изменениям и самореализации. При этом основой успешности процесса воспитания толератности у детей становится актуализация положительных черт, позитивного социального опыта, развитых (пусть даже в небольшой степени) конструктивных умений взаимодействия с людьми. | · выявлять, поддерживать и развивать у воспитанников установки на толерантность; · создание ситуации успеха. | |
Ч а с т н ы е | Принцип социальной обусловленности процесса воспитания толерантности | Воспитание толерантности во многом обусловлено влиянием социальной среды. Чем менее толерантна среда окружения ребенка, тем сложнее процесс ее формирования. Поэтому необходимо изучить социальную среду и переносить в нее идеи толерантности, подбирая для этого соответствующие формы, методы и приемы работы. С данным принципом тесно связан следующий принцип воспитания толератности. | · изучение возможностей, особенностей и потенциала микросреды; · опираться на возможности и уровень социальной среды; · интеграция микросреды в воспитательный процесс по формированию толерантности. |
Принцип завуалированности педагогических воздействий и опоры на активность ребенка | Специфика нравственного воспитания состоит в том, что действия взрослых по формированию основ поведения детьми воспринимаются как морализаторство, поэтому они часто сопротивляются воздействиям. Для того чтобы избежать подобной ситуации, следует опираться на косвенные методы и приемы работы. Однако толерантность не может быть усвоена под чисто внешним влиянием, она базируется на персональной автономии и является принципом жизни самого человека. | · использование в деятельности таких методов как совет, просьба, заражение, анализ воспитывающих ситуаций, поручений и др.; · недопущение в общении нот морализаторства и назидания. | |
Принцип единства знания и поведения | Данный принцип требует построения воспитательного процесса по формированию толерантности на двух взаимосвязанных уровнях: информационном (предоставляющем знания о толерантности, ее составляющих, ее проявлениях, о многомерности человеческого бытия, формирование установки на толерантность) и на поведенческом (вооружение умениями и навыками толерантного взаимодействия), составляющих единое целое. Основным критерием сформированности толерантности должно стать умение конструктивно, толерантно взаимодействовать с людьми и группами, имеющими определенные отличия. | · соблюдение взаимосвязи уровней формирования толерантности; · перевод толерантности из области знания в область действия. | |
Принцип создания толерантной среды в воспитательном пространстве | Воспитание толерантности возможно только в условиях толерантной образовательной среды, модель которой схематично мы изобразим следующим образом: | · опора на позитивный опыт толерантного взаимодействия; · создание атмосферы ненасилия и безопасного взаимодействия в коллективе педагогов, в детском коллективе, в отношениях учителей и учащихся; · использование демократического стиля педагогического руководства; · организация диалога и сотрудничества в коллективе; · организация психолого-педагогической поддержки и психологической защищенности членов коллектива. | |
![]() | |||
Принцип диалогичности и сотрудничества | Диалогизация образовательного пространства и опора на сотрудничество как ведущий тип взаимодействия являются обязательными для соблюдения принципов воспитания толерантности. При этом диалог и сотрудничество должны быть приоритетами взаимодействия в структуре: ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-учитель-среда, ученик-учитель-культура. | · актуализация, стимулирование потребности воспитанников к самовоспитанию толерантности; · организация активных форм и методов воспитания толерантности. | |
Принцип воспитывающей рефлексии | Формируя толерантные установки и поведение, необходимо создавать условия для рефлексии воспитанника произошедших с ним изменений и анализа складывающихся отношений в коллективе, семье, обществе. | · побуждать учащихся к осмыслению и осознанию собственных действий, приемов, способов деятельности. |
2. Программа предполагает реализацию таких форм воспитания, как:
Формы
(внутренние с привлечением педагогов, психологов, работников культуры, правоохранительных органов, представителей различных религиозных структур, общин и диаспор)
· Беседы
· Дискуссии
· Игровые тренинги
· Коммуникативные тренинги
· Праздники
· Игровые и конкурсные программы
· Игры имитационные, деловые, драматизации
· Викторины, познавательные игры
На данные формы деятельности необходимо инвестирование образовательных учреждений.
(внешние)
· Фестивали
Основная цель фестивалей содружества культур в области искусства и с помощью искусства. Главная идея Организаторов собрать творческие коллективы, занимающиеся фольклорным и национальным творчеством (танцевальные, вокальные, инструментальные коллективы и прикладные ремесла) из разных стран мира и разных городов России для тесного общения, представления своей культуры и знакомства с культурой других стран мира, с целью дальнейшего взаимообогащения культур, содействие международному культурному сотрудничеству.
А также идеей фестивалей является передача народных традиций подрастающему поколению, с целью возрождения и дальнейшего развития национальных достижений, развитие новых форм коммуникации и межкультурного общения
· Праздники национальные, межнациональные
· Детские межнациональные лагеря
Целью лагеря является воспитание межнациональной толерантности, обучение противостоянию ксенофобии и антисемитизму.
Задача – сформировать сознание того факта, что Холокост – это не еврейская проблема, Депортации – не проблема депортированных народов, Голодомор – не проблема украинцев - это ужасающие примеры геноцида, пример того, к чему может привести нетерпимость. Необходимо воспитать толерантность и сохранить разнообразие мира.
Метод работы лагеря: формирование толерантности через погружение в национальные культуры, каждый день весь коллектив лагеря живет жизнью определенного национального общества.
Участники лагеря каждый день погружаются в атмосферу национальной жизни, обычаев, языка, музыки и танцев, изучают национальные ремесла, едят национальную пищу. Личное знакомство с представителями другой национальности способствует самоидентификации, персонализации ощущений, помогает преодолеть имеющиеся стереотипы в восприятии другого народа, снизить уровень безразличия, агрессивности и даже страха, наладить дружеские отношения между представителями разных этносов.
· Экскурсии по городам России, в национальные деревни, города – столицы разных республик и краев России
· Встречи с представителями различных общин и диаспор
В данных формах программы требуется финансовая поддержка всех заинтересованных сторон, и в первую очередь государства.
Социальные связи
· Общественные и политические организации и партии
· Общины и диаспоры
· Средние образовательные школы, средние специальные учебные заведения, ВУЗы
· Учреждения дополнительного образования детей
Результаты программы можно будет увидеть уже через несколько лет, когда подрастет новое, воспитанное в интернациональном духе, поколение.
· Для этого руководству страны, политическим партиям, общественным организациям, образовательным учреждениям необходимо осознать качественное изменение роли и функций человечества в биосфере Земли в результате возрастающего научного и технологического могущества человека, вытекающей из этого факта ответственности его за будущее планеты и цивилизации.
· Принять в качестве цели формирование системы национального и международного непрерывного миротворческого образования и воспитания, выражая убеждение в том, что трагический опыт предшествующих тысячелетий и мировых войн создал у человеческого сообщества основы неприятия войн и насилия как средств решения возникающих проблем, а позитивный опыт предотвращения и разрешения крупных конфликтов во второй половине ХХ века показал реальную возможность мирной жизни в XXI веке и в третьем тысячелетии
· Мы утверждаем, что образование в современном мире должно строиться на признании прав и основных свобод человека, независимо от каких-либо различий по признакам расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, по национальному или социальному происхождению, имущественному положению или иным обстоятельствам, учитывая должным образом важность традиций, культурного наследия, духовных, социальных и материальных ценностей каждого народа при осуществлении идей миротворческого воспитания.
Имеющиеся конкурентные проекты и программы:
Государственный проект «Развитие национальной школы»
Образование как фундаментальная ценность человеческого общества не могло оставаться вне изменяющихся процессов в обществе. Вхождение в мировое образовательное пространство стало насущной задачей для многих стран, в том числе и для России.
Педагоги начали прорабатывать различные проекты включения школ и систем образования в мировое образовательное пространство с сохранением национально-этнической самобытности народов, их языка, традиций и обычаев.
Проект – «Развитие национальной школы» – совместный проект ЮНЕСКО и Министерства образования Российской Федерации.
Программа «Гармония. Толерантность» в Республике Татарстан
Программа охватывает каждую ступень обучения (начальную, среднюю, старшую), имеет целью формирование толерантного сознания у учащихся. В содержание программы «Гармония» входят следующие спецпредметы: куклотерапия; сказкотерапия; игротерапия (I ступень); саморегуляция; самопознание, саморазвитие и т.д. (II ступень) и др.
В содержание программы «Толерантность» входят курсы: конфликтология; имиджелогия; права человека; история религий; граждановедение (общечеловеческий аспект); дагестанское единство и согласие; культура и традиции народов Дагестана; история Дербента; языки народов Южного Дагестана: азербайджанский, лезгинский, табасаранский (этнический аспект). Программа «Толерантность» охватывает все три ступени, но основная теоретическая нагрузка адресована II и III ступени.
Эти предметы вносят существенный вклад в претворение в жизнь концептуальной идеи программы – развитие национальной школы, сохранение национальной самобытности при обогащении нового поколения достижениями мировой культуры и цивилизации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Мы созданы все разными по характеру, темпераменту и национальности. То, что мы разные, не означает, что кто-то лучше, а кто-то хуже.
Бог создал красивый разнообразный мир. И наша задача сохранить и развить это разнообразие. Убедить наших детей в том, что любой другой человек нравственно равен тебе самому, у него нет преимуществ перед тобой, и – наоборот, у тебя нет преимуществ перед другим.
Необходимо воспринимать другого таким, каким он есть, с его традициями, обычаями, темпераментом, настроением, характером. Воспринимать боль каждого народа как свою боль, как боль всего человечества. Собственно это и есть принципы демократического будущего.
Руководству страны, политическим партиям, общественным организациям необходимо осознать качественное изменение роли и функций человечества в биосфере Земли в результате возрастающего научного и технологического могущества человека, вытекающей из этого факта ответственности его за будущее планеты и цивилизации.
Принять в качестве цели формирование системы национального и международного непрерывного миротворческого образования и воспитания, выражая убеждение в том, что трагический опыт предшествующих тысячелетий и мировых войн создал у человеческого сообщества основы неприятия войн и насилия как средств решения возникающих проблем, а позитивный опыт предотвращения и разрешения крупных конфликтов во второй половине ХХ века показал реальную возможность мирной жизни в XXI веке и в третьем тысячелетии
Мы утверждаем, что образование в современном мире должно строиться на признании прав и основных свобод человека, независимо от каких-либо различий по признакам расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, по национальному или социальному происхождению, имущественному положению или иным обстоятельствам, учитывая должным образом важность традиций, культурного наследия, духовных, социальных и материальных ценностей каждого народа при осуществлении идей миротворческого воспитания
Список использованной литературы
- Погодина А.А. «Программа по формированию толерантности у подростков в рамках классного коллектива».
- Дереклеева Н. И. “Родительские собрания” М., “Вербум”, 2001.
- Е. Н. Арсенина “Авторские сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе” М.: “Глобус”, 2001
- Н. И. Дереклеева “Справочник классного руководителя” М.: “Вако”, 2003.
- Л. Н. Яровая “Внеклассные мероприятия” М.: “Вако”, 2004
- М. П. Нечаев “Практика управления воспитанием в школе” М., 2003,
- “Классный руководитель” № 1, 2003.
- Е. В. Титова “Если знать, как действовать” М., 1993.
- Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы), – С–П.: Речь, 2001 – 127 с.
10. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга, М; 1998.
11. Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств, – С–П.: Речь, 2001 – 346 с.
- Дунин-ВасовичМ. Воспитание дошкольников в духе мира // Универсальное и национальное в дошкольном детстве: Материалы международного семинара / Под ред. Л. А. Парамоновой; Сост. Т. А. Румер, Л. И. Эльконинова.— М., 1994;
- Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61.Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.
- 4. Дмитриев Т.Д. Многокультурное образование М. Народное образование 1999 г.
- Козлова С. А.Я — человек: Программа приобщения ребенка к социальному миру.— М., 1996.
- Краткая философская энциклопедия М., Прогресс. Энциклопедия, 1994 г.
17. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Комплексная программа, – С–П.6 Речь, 2001 – 189 с.
18. Ненасилие. Программа по формированию способности к ненасильственному взаимодействию у детей дошкольного возраста, – Череповец, 1999 – 183 с.
19. Основы конструктивного общения. Практикум. Составители: Т.Г. Григорьева, Т.П. Усольцева, Новосибирск – Москва, 1997.
20. Основы конструктивного общения. Хрестоматия. Составители: Т.Г. Григорьева, Т.П. Усольцева, Новосибирск – Москва, 1997 – 197 с.
21. Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. Методические разработки занятий, М: Новая школа, 1993 – 47 с.
22. Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости, – М: Издательство Института Психотерапии, 2002 – 212 с.
23. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология в образовательном процессе (Под ред. В.А. Сластенина, М: Академия, 2000 – 212 с.
24. Сказки озера Байкал,
25. Солдатова Г.У., Шалгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире собой и другими. Тренинг толерантности для подростков, – М: Генезис, 2001 – 105 с.
- Сунд А. М.Обучение дошкольников миру и взаимопониманию между народами // Там же;
27. Титова Е.В. Если знать, как действовать.
- 3. Тишков В.А. “Очерки истории и политики этничности в России”. М. 1997 г.
29. Токмакова И. Приключения Тутитамии // Мурзилка 1995 №5; с. 4–7.
30. Тренинг развития жизненных целей. Программа психологического содействия социальной адаптации, – С–П: Речь, 2001 – 215 с.
31. Хрестоматия по этике (Для учителя этики), – Ярославль 1995 – 245 с.
32. Философский энциклопедический словарь, М., 97 с.
33. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4 частях, – М: Генезис, 2001.
- Шучияма Б. Воспитание детей в духе мира и мирового гражданства //Там же;