Совокупность средств формирования культуры межнационального отношения младших подростков




Трактовка нижеизложенных терминов приво­дится по «Этнологическому словарю» (Вып. 1. Этнос. Нация. Общество) / Научн. ред. Козлов В. И. — М.: ВИТТАН, 1996. С. 81, 95—96), представляющему собой первую в России попытку специалистов дать научное и в то же время популярное изложение того понятийно-терминологического аппарата, без которого невозможно понимание сложных процессов, определяющих жизнь в многонацио­нальной России и других странах

Народ — многозначный термин:

1) в социально-политическом и историческом смы­сле — население государства, страны, субъект истории, совокупность тех классов, наций, социальных групп данного общества, которые имеют одну историческую судьбу;

2) в языково-культурологическом смысле — то же, что и этнос;

3) в бытовом смысле — большая группа людей.

Национальное чувство — комплекс эмо­ций, в котором фиксируется субъективное отношение людей как к собственной нации, к ее потребностям и формам жизни, так и к другим народам. Национальное чувство долго­вечно и живуче. Формировавшееся в течение многих столетий на основе жизненных условий и исторического опыта народов, оно содержит не только положительные эмоциональные уста­новки — любовь и преданность своей нации, но и антипатии к другим нациям, а также национальный эгоизм и даже вражду.

Национальность — термин употребляется, во-первых, для обозначения народностей, наций и других этнических общностей и групп, населяющих страну (например, «национальности России) (к племенам термин Н. обычно не применяется); во-вторых, для обозначения принадлежности какого-либо человека или группы людей к определенной народности или нации. В западноевропейских языках термин Н. употребляется главным образом для обозначе­ния государственной принадлежности людей (подданства или гражданства). В демократичес­ком обществе человек, гражданин свободен в выборе и указании своей национальности. В России долгое время господствовала практика определения национальности по национальности родителей.

Самосознание этническое — чувство при­надлежности к определенному этносу (в случае нации — национальное самосознание), выра­жающееся в этническом самоопределении, т. е. в отнесении индивидом себя к данной этнической группе. Это важнейший признак этноса. Национальное (этническое) самосозна­ние является основой национального сознания.

Наряду с эстетикой этика общения — неотъемлемый компонент культуры общения детей младшего школьного возраста (Т. В. Антонова). В ее основе — выработанные человечеством в ходе своего исторического развития этические нормы и правила, предписывающие проявление приветливости, внимательности, доброжелатель­ности, учтивости и пр.

Необходимость воспитания этики межнацио­нального общения обусловлена полиэтничностью общества, спецификой восприятия ребенком человека иной национальности — носителя другой культуры, встречающимися со стороны взрослых проявлениями негативного отношения к представителям тех или иных народов, что отрицательно влияет на формирующуюся лич­ность. Последствия такого влияния обнаружи­ваются в процессе общения детей разных национальностей.

Содержание понятия «этика межнационального общения» детей младшего школьного возраста включает: симпатию, дружелюбие и уважение к сверстникам и взрослым различных национальностей; национальным обычаям и традициям других народов; интерес к их жизни, культуре стремление «присвоить» общечеловеческие ценности.

- Формирование межэтнической толерантности представляет собой сложный и достаточно длительный процесс, охватывающий все время обучения в школе. Определенное отношение к людям разных национальный культур у детей, растущих в поликультурной среде, возникает не только в результате наблюдения за повседневным общением их родителей в производственной деятельности, но и в результате того, что они живут в одном доме, на одной улице, вместе участвуют в подготовке и проведении общих для всех праздников.

Воспитательная работа в данном направлении должна начинаться уже в начальных классах, так как именно в младшем школьном возрасте возникают психологические предпосылки для формирования толерантности как качества личности. К ним относятся осознание своей этнической принадлежности и понимание этнических различий. Кроме того, в младшем школьном возрасте происходит не только систематизация знаний о других народах и культурах, но и закладываются отношение к ним, своеобразная их «оценка», основы поведенческой модели к своей и другим этническим группам.

При изучении проблемы формирования межэтнической толерантности мы исходили из следующих теоретических положений:

- основой толерантного отношения к людям является позитивная этническая идентичность, в структуре которой позитивный образ собственной этнической группы сосуществует с позитивным ценностным отношением к другим этническим группам; (4)

- этническая идентичность – это психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности;(5)

- в структуре этнической идентичности выделяют когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты. (1)

Проведенное нами исследование показало, что большинство учащихся младших классов имеет низкий уровень (58 %); средний уровень – 17%, высокий уровень имеет низкие показатели (14 %), интолерантности – 8 %.

Это свидетельствует о недостаточной сформированности межэтнической толерантности у младших школьников и необходимости активизации воспитательной работы в данном направлении.

Определенная роль в системе формирования межэтнической толерантности у младших школьников принадлежит внеклассной и внеучебной работе, так как она предоставляет широкие возможности для неформального общения учеников с учителями и между собой, создает условия для свободного, не ограниченного рамками программы, взаимопознания культурных особенностей разных народов через совместную практическую деятельность. При этом школьники получают возможность проявлять свою индивидуальность. Просмотр кино- и телефильмов, прослушивание музыки, посещение выставок произведений изобразительного искусства местных авторов, национальных театров дает возможность непосредственно чувственному восприятию тех или иных видов национального искусства. Творческие кружки, театральные и хореографические объединения учащихся, хорошо продуманные школьные вечера способствуют обогащению художественного и жизненного опыта, развитию творческой активности учащихся в тех или иных видах своего национального искусства и искусства других народов, проживающих рядом. Все это позволяет организовать воспитание детей в духе межэтнической толерантности и культуры мира.

Однако для успешного решения данной проблемы должны быть соблюдены определенные педагогические условия.

К ним мы относим следующие:

- обогащение кругозора школьников информацией о культуре, истории, ценностях своего и других народов;

- создание благоприятного психологического климата для позитивного общения детей, принадлежащих к различным этническим группам;

- включение детей разных национальностей в совместную познавательную и практическую деятельность, специально спроектированные ситуации.

На наш взгляд, реализация определенных нами педагогических условий и направлений внеучебной воспитательной работы позволит повысить эффективность формирования межэтнической толерантности у детей младшего школьного возраста.

Ребенок «впитывает» родную культуру буквально с первых лет жизни благодаря членам семьи, и прежде всего матери. Затем он продолжает познавать ее с помощью родных и близких, дошкольного образовательного учреждения, ко­торые используют разнообразные средства. Поэтому большинство детей России примерно с четырех лет, а иногда на более раннем возрастном этапе начинают осознавать свою национальную принадлежность, ориентируясь на национальность родителей и язык семейного общения. Правда, некоторые из этих детей затрудняются самостоятельно определить свою национальность. Но если заданный вопрос содержит подсказку, т. е. в нем наряду с другими называется национальность, к которой относится ребенок, дошкольник замечает ее, реагирует на знакомое слово и отвечает правильно. Вместе с тем не все дети (даже старшие дошкольники) обладают национальным самосознанием. Часто они подменяют нацио­нальную принадлежность другими понятиями. На вопрос «В нашей стране живут татары, чуваши, украинцы, белорусы, евреи, якуты, а ты кто?» могут ответить: «Я человек», «Я россиянин», «Я наш».

Возрождение национальных культур, а отсю­да усиление национального компонента в региональных программах воспитания и обучения подростков способствуют фор­мированию у детей национального самосозна­ния.

Ребенок не родится интернационалистом. Одна из причин необходи­мости воспитания этики межнационального общения как раз и заключается в том, что в подростковом возрасте наряду с индифферент­ным, в основном доброжелательным встречается недоброжелательное отношение к представите­лям разных рас и национальностей. Педагогам предлагается охарактеризовать каждое из названных отношений, особенности их проявления детьми, подкрепив свое выступление материала­ми исследований Э. К. Сусловой, В. Д. Ботнарь, а также собственными наблюдениями, вскрыть причины отрицательных проявлений подростков, детской бестактности.

Основной путь воспитания этики межнацио­нального общения — приобщение детей к культуре разных народов.

Детям доступен следующий примерный объем знаний о культуре (ее элементах) нескольких (четырех—пяти) народов: место жительства каждого из них; труд, по возможности с учетом его специфики; быт (жилище, предметы быта, национальные кушанья); язык, народное твор­чество (сказки, пословицы и поговорки, загадки, потешки, подвижные игры и игрушки, музыка, колыбельные песни), искусство (песни, танцы, национальные костюмы, произведения художественной литературы и изобразительного искусства, в том числе живописи и декоратив­но-прикладного искусства), общечеловеческие нравственные качества.

С какими же народами и в какой последовательности целесообразно знакомить детей?

Педагог должен учитывать особенности восприятия, мышления детей дошкольного возраста, их сравнительно небольшой жизнен­ный опыт, а значит, исходить из национального состава группы, ближайшего национального окружения, действуя по принципу «от близкого к далекому». (Вероятнее всего, наиболее «близкой» окажется та национальность, которая представлена более многочисленно в группе.) В таком случае приобретаемые детьми знания будут подкрепляться «живыми» впечатлениями, что обеспечит формирование более ярких и точных, полных и достоверных, неформальных представлений о людях и их культуре. А это в свою очередь повлияет на развитие добрых чувств, обогатит содержательную сторону дет­ского общения. При наличии определенных условий, к примеру, присутствие в группе сверстников из стран дальнего зарубежья, выезд «детсадовского» ребенка с родителями в другую страну, изучение дошкольниками ино­странного языка, личные связи воспитателя с зарубежными коллегами, детей знакомят с культурой зарубежного народа.

При обсуждении последнего вопроса педагоги должны не только перечислять, но и обосновывать, раскрывать средства воспитания этики межнационального общения: общение с представите­лями разных национальностей (непосредствен­ное и опосредованное); устное народное творчество (принцип отбора народных сказок и пословиц, методика ознакомления детей с ними); художественная литература (принцип отбора художественных произведений, методика их использования); игра (все виды детских игр), народная игрушка и национальная кукла; декоративно-прикладное искусство, живопись; музыка; миниэтнические музеи в образовательных учреждениях.

Соответствующие знания о каком-либо наро­де могут быть систематизированы так, как это делается в этнографии: материальная культура (поселение, жилище, одежда, украшения, ут­варь, пища, транспортные средства, орудия труда), духовная культура (народные знания, устное творчество, танцы и пр.) и нормативная культура (правила общения между людьми внутри своего этноса и вне его).

Воспитание толерантной личности – процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребёнка, обществом, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений её членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми. Школа, как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и внеучебной деятельности. Именно в школьном сообществе у ребёнка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению. Современный школьник должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти своё место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей.

Успешность решения проблемы воспитания толерантности зависит от того, как в деятельности педагогов реализуется ряд принципов:

1. Принцип субъектности требует опоры на активность самого ребёнка, его самостоятельность и инициативу, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения и самокоррекции в отношениях с другими людьми;

2. Принцип адекватности требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс (т.е. особенностям экономики, политики, духовности общества). Воспитание толерантности должно строиться с учётом разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, религиозных, семейных, типа поселения, особенностей учебного заведения и т.д.);

3. Принцип индивидуализации предполагает определение индивидуальной траектории воспитания индивидуального сознания и поведения, выделение специальных задач, соответствующих индивидуальным особенностям и уровню сформированности толерантности у ребёнка; раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия;

4.Принцип рефлексивной позиции предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений к какой-либо значимой для них проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках;

5. Принцип создания толерантной среды требует формирования в учебном заведении гуманистических отношений, т.е. предполагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Этот принцип также означает, что в классе и социальном окружении доминируют творческие начала при организации учебной и внеучебной деятельности.

Изложенные выше принципы находят отражение в содержании, формах, методах и приёмах воспитания толерантной личности.

Содержание воспитания толерантности. Исходя из того, что толерантный человек – хорошо знающий себя и понимающий других людей, воспитание толерантности может включать следующую работу:

· Определение уровня развития качества «толерантность» у отдельных учащихся и в коллективе в целом;

· Самопознание; создание условий для самореализации и саморазвития личности;

· Ознакомление с содержанием понятия «толерантность»;

· Изучение прав и обязанностей человека;

· Правила общения, конфликты и способы их разрешения;

· Культура народов и государств мира, их взаимоотношения; взаимовлияние культур и традиций; многообразие культур своей страны, края;

· Работа с родителями: организация психолого-педагогического просвещения, работа по созданию благоприятной атмосферы в семье, организация совместной деятельности родителей и детей и др.

Формирование толерантности осуществляется в повседневной жизни через опыт и пример родных и близких, а также окружающих людей. На бытовом уровне дети постоянно впитывают, осваивают традиции и обычаи своих соседей, отношений между людьми. И дети, и взрослые накапливают опыт общения и совместной деятельности в повседневных контактах.

При организации работы по воспитанию толерантности педагогам необходимо знать и учитывать:

-Индивидуальные особенности каждого ребёнка, особенности воспитания в семье, семейной культуры;

- Национальный состав коллектива учащихся;

-Проблемы в отношениях между детьми и их причины;

-Культурные особенности окружающей среды, этнопедагогические и этнопсихологические черты культуры, под воздействием которой складываются межнациональные отношения среди учащихся и в семьях.

Методы воспитания толерантности – это способы формирования у детей готовности к пониманию других людей и терпимому отношению к их своеобразным поступкам.

В интеллектуальной сфере необходимо формировать знания о ценностях толерантности: идеалы терпимости, принципы отношений с людьми иных социальных и национальных групп. При воздействии на интеллектуальную сферу используется, прежде всего, метод убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство необходимости толерантного поведения. Воспринимая и оценивая предложенную информацию, учащиеся или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их. Убеждаясь в правоте сказанного, учащиеся формируют свою систему взглядов на отношения между людьми. Убеждение как метод в воспитательном процессе реализуется через различные формы, в частности, используются отрывки из различных литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни. Убеждению соответствует самоубеждение – метод самовоспитания, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой-либо социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов. В основе этого формирования лежат логические выводы, сделанные самим ребёнком.

В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию, стыд и др. Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребёнка, является внушение и связанные с ним приёмы аттракции.

Под внушением понимают такое психическое воздействие, словесное или образное, которое вызывает некритическое восприятие и усвоение какой-либо информации. Через внушение в сознание входят стереотипы, создаётся настроение. Метод внушения может реализоваться через использование цитат из библии, высказываний великих людей, музыкальных произведений, использование речёвок, заучивание лозунгов и т.д. Процесс внушения часто сопровождается самовнушением, когда ребёнок пытается сам себе внушать ту или иную эмоциональную оценку своему поведению, как бы задавая себе вопрос: «Что бы мне сказал в этой ситуации учитель, или родители?»

Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование, в основе которого лежит формирование у детей осознанных побуждений их жизнедеятельности. Стимулирование может осуществляться в различных вариациях. Одобрительный взгляд, одобрительная фраза, когда ребёнок изменяет своё поведение в позитивную сторону. Стимулирует толерантное поведение организация общения и совместной деятельности представителей различных национальных и социальных групп.

В волевой сфере нужно формировать нравственно-волевые устремления в реализации толерантного поведения: мужество, смелость, принципиальность в отстаивании нравственных идеалов. Доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требования и упражнения. Для воспитания толерантности более эффективно использование косвенного требования (совета, просьбы, намёка, доверия, одобрения и т.д.). Требование существенно влияет на процесс самовоспитания человека, и следствием его реализации являются упражнения – многократные выполнения требуемых действий: доведение их до автоматизма. Результат упражнений – навыки и привычки – устойчивые качества личности.

В сфере саморегуляции необходимо формировать нравственную правомерность выбора: совестливость, самооценку, самокритичность, умение соотнести своё поведение с другими, самоконтроль и др. К методам воздействия на сферу саморегуляции можно отнести метод коррекции поведения. Он направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребёнок внесёт изменения в своё поведение в отношениях с людьми. Такая коррекция может происходить на основе сопоставления поступка учащегося с общепринятыми нормами, анализа последствий поступка, уточнения целей деятельности. В качестве модификации этого метода можно рассматривать пример педагога, который должен выступать эталоном толерантного поведения. Коррекция невозможна без самокоррекции. Опираясь на идеал, пример, сложившиеся нормы, ребёнок может сам изменить своё поведение и регулировать свои поступки, что можно назвать саморегулированием.

Методы воздействия на предметно-практическую сферу направлены на развитие у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя и как существо сугубо общественное, и как неповторимую индивидуальность. Эти методы сокращённо называют методами воспитывающих ситуаций. Это те ситуации, в процессе которых ребёнок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему. Это, прежде всего, проблема выбора способа отношений с другими людьми. Таких ситуаций множество. Воспитатель умышленно создаёт лишь условия для возникновения ситуаций. Когда в ситуации возникает проблема для ребёнка и существуют условия для самостоятельного её решения, создаётся возможность социальной пробы (испытания) как метода самовоспитания. Социальные пробы охватывают все сферы жизни человека и большинство его социальных связей. В процессе включения в эти ситуации у детей формируется определённая толерантная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду.

В экзистенциальной сфере (она характеризуется умением человека управлять своими отношениями) требуется формировать сознательное отношение к своим действиям, стремление к нравственному самосовершенствованию, любовь к себе и другим, заботу о красоте тела, речи, души, понимание морали в себе. Методы воздействия на экзистенциальную сферу направлены на включение учащихся в систему новых для них отношений. Метод дилемм заключается в совместном обсуждении школьниками моральных дилемм. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение. По каждому вопросу дети приводят убедительные доводы «за» и «против». Дилеммы всегда порождают спор в коллективе, где каждый приводит свои доказательства, а это даёт возможность в будущем сделать правильный выбор в жизненных ситуациях. Соответствующим методу дилемм методом самовоспитания является рефлексия, означающая процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Рефлексия предполагает не только познание человеком самого себя в определённой ситуации, но и выяснение отношений к себе окружающих, а также выработку представлений об изменениях, которые могут произойти.

Реализация каждого метода воспитания толерантности предполагает использование совокупности приёмов, т.е. педагогически оформленных действий. Можно выделить три группы приёмов воспитания толерантности.

Первая группа приёмов связана с организацией деятельности подростков в группе:

-Приём «Эстафета». Педагог так организует деятельность, чтобы взаимодействовали учащиеся из разных групп.

-Приём «Взаимопомощь». Деятельность детей организуется таким образом, чтобы успех дела зависел от помощи друг другу.

-Приём «Акцент на лучшее». Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна, и опираться на конкретные факты.

-Приём «Обмен ролями». Учащиеся обмениваются ролями или функциями, которые получили при выполнении задания.

-Приёмы: «Ломка стереотипов», «Общаться по правилам», «Общее мнение», «Коррекция позиций», «Справедливое распределение», «Мизансцена» и др.

Вторая группа приёмов связана с организацией диалоговой рефлексии:

-Приём «Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить от его лица.

-Приём «Прогнозирование развития ситуации». Педагог предлагает высказать предположение о том, как могла бы развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведётся поиск выхода из сложившейся ситуации.

-Приём «Импровизация на свободную тему». Учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны, и которая вызывает у них определённый интерес, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего.

-Приёмы: «Обнажение противоречий», «Встречные вопросы» и др.

Третья группа связана с использованием художественной литературы, кинофильмов и т.д.:

-Приём «Добрые слова». Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям (при этом важно, чтобы эти слова были обращены к людям других национальностей, бывшим врагам и т.п.).

-Приём «Любимые книги товарища». Детям предлагается догадаться, какие книги (песни, кинофильмы) любят их товарищи по классу.

-Приём «Творчество на заданную тему». Учащиеся свободно импровизируют на обозначенную педагогом тему (моделируют, конструируют, инсценируют, комментируют и т.д.).

-Приёмы: «Сочини конец истории», «Киностудия» и др.

Педагогических приёмов – бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приёмы, каждый учитель из множества приёмов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: