Анализ решения проблемы в многонациональных школах




В школах Камско -Устьинского района учатся дети 17 национальностей. Учителя стараются создать для них политкорректную культурную образовательную среду, способствующую становлению социально активной творческой личности, опираясь на культурные, духовные, национальные традиции народов, представители которых учатся в школе.

Учебный процесс, и развлекательные мероприятия строят исходи из задач формирования толерантности как условия выполнения культурологической миссии школы.

Приходится вносить изменения и в содержание некоторых предметов, дополнить его информацией о жизни, культуре, традициях, быте народов мира. Например, на уроках музыки поют песни славян и татарского и башкирского народов. Па занятиях по изобразительному искусству осваивают азы гжельской росписи и искусство Татарстана и Башкирии. А на физкультуре играют в различные народные спортивные игры.

Стали гораздо разнообразнее и внеучебные мероприятия.

Педагогические коллективы школы понимают, что воспитание культуры толерантности начинается с самых первых дней обучения.

Для начальной школы проблема актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедших из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некоей общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация контактов в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.

Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель — ученик». Поэтому одним из условий реализаций нашего замысла стало освоение учителем определённых демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Именно в начальной школе важно научить ребёнка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой — критически относиться к своим собственным взглядам.

Путь к толерантности — это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, прежде всего учителя, ибо он возможен только на основе изменения себя, своих стереотипов, своего сознания.

В основе педагогической деятельности учителя должно быть живое общение с детьми на основе живого слова. И это важно не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к доброжелательному взаимодействию, пониманию. Если педагог толерантен, то он открыт, доброжелателен.

Он уважает «самость» ребёнка, его индивидуальность, понимает, что поведение ученика имеет для него субъективный, аутентичный смысл. Взаимопонимание рождается в диалоге, в котором учитель постигает своеобразие и целостность личности ребёнка, проникает в глубину его переживаний, опираясь на чувство исследователя и интуицию.

В средних классах используют интерактивные методы обучения — модель открытого обсуждения, развивающую в детях умение спорить, дискутировать и решать конфликты мирным путем.

Интерактивное обучение — это погружение в процесс общения, основанного на учебно-воспитательном взаимодействии ученика с другими учащимися и педагогами, педагогами и родителями, учащимися и родителями (в зависимости от того, кто включен в работу).

Цели этой методики — развивать эмпатические способности у педагогов, детей и родителей; воспитывать терпимость к инакомыслию; развивать коммуникативные способности как основной признак личности, обладающей толерантным сознанием; воспитывать у детей среднего школьного возраста неприятие к жестокости, насилию к природе, людям, ко всему окружающему миру.

Практикуются уроки - тренинги, цель которых в том, чтобы создать условия для полноценного общения, смоделировать такие ситуации, в которых

• снимается страх перед самостоятельным высказыванием;

• проявляется готовность принять и оказать помощь в нужной

ситуации;

• развивается навык анализировать свои поступки и происходящие события, осознавать своё отношение к миру;

• формируется умение ценить свою и чужую работу;

• закрепляется чувство радости от совместного труда и творчества.

Эти занятия строят таким образом, чтобы каждый участник мог «прожить» различные ситуации, определить свои способности к лидерству, к поддержке, к творчеству, к признанию заслуг другого, к убеждению, к умению отстаивать свою позицию. Таким образом, каждый узнает себя как партнёра по общению, открывает в себе самые разнообразные стороны личности — те, которые помогают установить контакт, и те, которые мешают этому.

Занятия строят в игровой форме. К такому виду работы теперь готовы и дети, и учитель. В каждой предложенной ситуации как обязательные элементы присутствуют все стороны общения. Структура тренинга «информация — взаимодействие — восприятие» позволяет последовательно выработать у каждого участника общения умение находить своё место в групповом решении, при необходимости брать на себя лидирующую роль, адекватно оценивать ситуацию, оказывать помощь и поддержку остальным членам группы.

Игры на восприятие и взаимопонимание помогают не только узнать что-то новое о людях, окружающих нас, но и понять их позицию, открыть для себя некоторые мотивы их поведения.

Игры этого блока помогают развивать уважение и само уважение, преодолевать внутреннее беспокойство, учит умению. поддерживать друг друга, доверять и доверяться самому, преуспевать без соперничества, верить, что всё это необходимо не только в школе, но и в жизни.

Обучение посредством общения основано на умении принять чужую точку зрения в атмосфере, способствующей честности и открытости, на полном согласии я доверии учеников. В данном случае учитель и ученик становятся частью одной команды и работают над достижением общей цели.

В старших классах можно предложить такую методику воспитания толерантности:

— игра «Ассоциации» (терпение; терпимость);

— обсуждение ассоциативных понятий: сходство и различия — определение понятий «терпение, терпимость, толерантность».

Способы воспитания терпимости; развитие восприимчивости ко всему новому, необычному:

— воспитание способности видеть другого;

обсуждение поведенческих характеристик, этических умений «видеть другого»;

-причины конфликтности людей (нетерпимости);

способность «Не видеть», «не замечать».

- игра «Почта комплиментов»;

- рефлексия.

Воспитание способности «слышать другого»:

- упражнение «Психология восприятия информации»;

- упражнение «Поза и интонация»

- упражнение «Заговори, чтобы я увидел»;

- рефлексия.

Воспитание способности «принимать другого»:

упражнение «А не странен кто?».

«Что такое патогенное мышление?»;

— упражнение «Аттракция»;

— рефлексия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: