Когнитивная теория творчества Дж. Келли.




Она рассматривает творчество как альтернативу бональному. Не используя термин «творчество», Келли между тем разрабо­тал оригинальную теорию творчества и творческой личности, впервые описав аль­тернативное гипотетическое мышление. Для Дж. Келли человек — это исследователь, ученый, который эффективно, творчески взаимодействует с миром, интерпретируя мир, перерабатывая информацию, прогнозируя события. Жизнь человека — это ис­следование, постоянное выдвижение гипотез о реальности, с помощью которых он пытается предвидеть и контролировать события. Картина мира гипотетична, и люди формулируют гипотезы, проверяют их, т. е. осуществляют те же умственные дей­ствия, что и ученые в ходе научного поиска. Жизнь — это творческий исследователь­ский процесс.

Взгляд на творчество представителей гуманистической психологии. Оптими­стический взгляд на природу человечества, характерный для гуманистической психологии, относится и к пониманию природы и роли творчества.

Предтечей гуманистического подхода к изучению творчества является А. Ад­лер. Он полагал, что каждый человек изначально обладает творческой силой, бла­годаря которой обеспечивается возможность управления собственной жизнью и создается собственный стиль.

Компенсационная теория творчества А. Адлера рас­сматривает науку, искусство и другие области культуры как способ компенсации человеком своих недостатков. Творческое Я, имеющееся у человека, влияет на каждую грань человеческого опыта и делает человека архитектором своей соб­ственной жизни и творцом своей личности.

Творчество рассматривается как образ жизни человека (а не только как реше­ние конкретных задач), а человек — как творец собственной жизни (Э. Фромм, Г. Олпорт и др.) [3]. Э. Фромм, например, определяет творчество как способность «удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуаци­ях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта».

По А. Маслоу, «творчество — универсальная функция человека, которая ведет ко всем формам самовыражения» [4]; способность к творчеству являет­ся врожденной («деревья дают листья, птицы летают, человек творит»), она зало­жена в каждом и не требует специальных талантов, поэтому творческими могут быть и домохозяйки, и бизнесмены, и профессора. Однако большинство людей теряют эту способность в процессе «окультуривания», чему в немалой степени способствует официальное образование.

 

 

С. Медник разработал ассоциативную теорию творчества.

По его мне­нию, суть творчества — в способности преодолевать стереотипы на конечном эта­пе мыслительного синтеза и в широте поля ассоциаций. Чем из более отдаленных зон смыслового пространства взяты элементы проблемы, тем более креативным является процесс решения. Творческий процесс, по Меднику, — это переформу­лирование ассоциативных элементов в новые комбинации, отвечающие постав­ленной задаче. Критерием креативности решений является величина отклонения от стереотипа. К. Роджерс пишет, что сама жизнь и восприятие мира есть творческий акт. Поэтому удивляет его пессимистическое утверждение, что современная куль­тура имеет тот недостаток, что в ней мало творчества, и расплатой за это будет «не только плохое приспособление индивида и групповая напряженность, но и пол­ное уничтожение всех народов». Причина в недостатке творчества — существующая система образования, ориентированная на усредненные стандарты. «Получив образование, мы обычно становимся конформистами со стереотипным мышлением, людьми с "законченным образованием", а не свободными, творче­скими и оригинально мыслящими людьми» [5].

К. Роджерс рассматривал творчество как универсальное явление: «Нет суще­ственной разницы в творчестве при создании картины, литературного произведе­ния, симфонии, изобретении новых орудий убийства, развитии научных теорий, поиске новых особенностей в человеческих отношениях или создании новых гра­ней собственной личности» [6].

К. Роджер сопределил внутренние и внешние условия творческой деятельно­сти. К внутренним условиям он относил: 1) экстенсиональность (открытость но­вому опыту); 2) внутренний локус оценивания; 3) способность к необыкновенным сочетаниям. Внешними условиями творчества являются: 1) психологическая без­опасность и защищенность (признание безусловной ценности индивида, создание обстановки, в которой отсутствует внешнее оценивание); 2) психологическая сво­бода самовыражения. Сопутствующими компонентами творческого акта К. Род­жерс считал эмоции (эстетические, эвристические, коммуникативные, «объединенности»).

Творчество, с точки зрения Д. Б. Богоявленской, является ситуативно нестимулированной активностью, проявляющейся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. Креативный тип личности присущ всем новаторам независимо от рода деятельности: летчикам-испытателям, художникам, музыкантам, изобретателям.

Теория развития творческой личности (Г.С. Альтшуллер).

С точки зрения автора этой теории, способность к творчеству — не талант, а природа человека. Творчество — норма человеческого бытия. Творческие способности есть у всех, но творческий «генетический клад» сам по себе не откроется, пока не возникнет по­требность у общества и не появится возможность реализации у личности.

Творчество реализуется в интеллектуальной и духовной деятельности челове­ка. Интеллект дает «новое слово», т. е. организованную по-новому информацию. Духовная деятельность есть «генерация мыслей». Поэтому необходимо на всех этапах становления личности стимулировать и организовывать интеллектуаль­ную и духовную деятельность. Узкая специализация подавляет стимулы к твор­честву. Необходимо универсальное образование, но не исключающее специально­го мастерства.

Главное — не развитие способностей, а создание мотивации на творчество и овладение технологией творческого труда. Основным способом развития твор­ческой личности является самосовершенствование. Роль внешней среды сводит­ся к убеждению личности в естественности процесса творчества и обучения ему, в снабжении личности технологиями творческой работы.

В. М. Вильчек считает, что творчество является особым видом труда, но если за право трудиться человек никогда не борется, ибо это — необходимость, про­клятие рода человеческого, то за право на творчество, за созданные идеи люди шли на костер, поскольку мотивация творчества иррациональна и неудовлетворяема, потребность в творчестве родилась вместе с человеком и вместе с ним умрет. Любые подделки и суррогаты создаются за деньги, и лишь шедевры — задаром. «Если авто­ру за них что-либо и платят, то и вовсе по глупости, ибо не понимают, что великие творения духа — научные, художественные, любые — создаются и тогда, когда за них расплачиваются не с автором, а сами авторы: порой бедностью и лишениями, порой свободой, порой жизнью... потому что творчество, будучи деятельностью, абсолют­но необходимо для существования общества, это в то же время и самоцельная, по­требительская деятельность, замена утраченного инстинкта» [7].

Отсюда: творчество происходит не по принципам «потому что» или «для того что­бы», а «несмотря ни на что». Творческий процесс спонтанно возникает и завершается.

Справедливость этого взгляда на творчество имеет право на существование, что подтверждается биографиями многих поэтов, писателей, композиторов, кото­рые, занимаясь творчеством, были на государственной службе. Например, компо­зитор А. Бородин работал в химической лаборатории Медико-хирургической академии, писатель Сент-Экзюпери был летчиком, поэт Тютчев служил в Министер­стве иностранных дел, а Грибоедов был дипломатом. Они создавали свои шедев­ры не по оплачиваемому заказу, а по велению души. Когда критики написали, что американский композитор Гершвин сочиняет произведения по заказу, он возму­тился и сказал, что он не может писать заказную музыку. Правда, один из своих шедевров («Рапсодия в стиле блюз») он все-таки признал таковым. Так что и та­кой вариант создания выдающихся творческих произведений возможен. Особен­но это касается технического и научного творчества.

О.В. Назаров полагает, что в психологическом аспекте творчество мо­жет рассматриваться как внутренне мотивированный процесс активного поиска личностью потенциальных возможностей гармоничного разрешения объективных и субъективных противоречий, обеспечиваемый непосредственным и опосред­ствованным отражением и выражением многогранности проявлений бытия с по­мощью различных средств.

Как отмечают Т.А. Барышева и Ю.А. Жигалов, рассмотренные теории и кон­цепции, «несмотря на ряд существенных открытий, обобщений и наблюдений, не являются исчерпывающими и полностью охватывающими проблему творчества. Исследователи ставят и разрабатывают проблему с позиций собственной методо­логии, на вполне определенном специфическом языке и, как правило, акцентируют внимание преимущественно на одном или нескольких ее аспектах»[8].

Пономарев рассматривает творческий акт, как включенный в контекст интеллектуальной деятельности по следующей схеме: на начальном этапе постановки проблемы активно сознание, затем, на этапе решения, активно бессознательное, а отбором и проверкой правильности решения (на третьем этапе) вновь занимается сознание Естественно, если мышление изначально логично, т. е. целесообразно, то творческий продукт может появиться лишь в качестве побочного. Но этот вариант процесса яв­ляется лишь одним из возможных.

В качестве «ментальной единицы» измерения креативности мыслительного акта, «кванта» творчества Пономарев предлагает рассматривать разность уровней, доминирующих при постановке и решении задачи (задача всегда решается на более высо­ком уровне структуры психологического механизма, по отношению к уровню, на ко­тором приобретаются средства ее решения).

В целом, в психологии существует как минимум три основных подхода к пробле­ме творческих способностей. Они могут быть сформулированы следующим образом.

1. Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивация, ценности, личностные черты (А. Танненбаум, А. Олох, Д.Б. Богоявленская, А. Маслоу и др.). К числу основных черт творческой личности эти исследователи относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопре­деленных и сложных ситуациях.

Особняком стоит концепция Д.Б. Богоявленской, которая вводит понятие «креативная активность личности», полагая, что она эта активность определенной психической структурой, присущей креативному типу личности. Творчество, сточки зрения Богоявленской, является ситуативно нестимулированной активностьюпроявляющейся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. Креативный тип личности присущ всем новаторам, независимо от рода деятельности: летчи­кам-испытателям, художникам, музыкантам, изобретателям [9].

2. Творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Грубер, Я. А. Пономарев). В более «мягком» варианте эта теория гласит, что между уровнем интеллекта и ypовнем креативности есть незначительная корреляция. Наиболее развитой концепцией является «теория интеллектуального порога» П. Торренса: если IQ ниже 115-120, интеллект и креативность образуют единый фактор, при IQ выше 120 творческая способность становится независимой величиной, т. е. нет творческих личностей с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью.

3. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. Эту точку зрения разделяли и разделяют практически все специалисты в области интеллекта (Д. Векслер, Р. Уайсберг, Г. Айзенк, Л. Термен, Р.Стернберг и др.).

В отечественной психологии наиболее целостную концепцию творчества как психического процесса предложил Я.А. Пономарев. Он разработал структурноуровневую модель центрального звена психологического механизма творчества (рис. 1). Изучая умственное развитие детей и решение задач взрослыми, Я.А. Пономарев пришел к выводу, что результаты опытов дают право схематически изобразить реальное звено психологического интеллекта в виде двух проникающих одна в др.сфер. Внешние границы этих сфер можно представить как абстрактные пределы (асимптоты) мышления. Снизу таким пределом окажется интуитивное мышление (за ним простирается сфера строго интуитивного мышления животных). Сверху — логич­еское (за ним простирается сфера строго логического мышления компьютеров).

Критерием творческого акта, по Я.А. Пономареву, является уровневый переход; потребность в новом знании складывается на высшем структурном уровне организации творческой деятельности; средства удовлетворения этой потребности складываются на низких уровнях структурных уровнях. Эти средства включаются в процесс, происходящий на высшим уровне, тем самым творческий продукт предполагает включение интуиции и не может быть получен на основе логического вывода [10].

 

 

Рис.1. Схема центрального звена психологического механизматворческого актапо Я. А. Пономареву



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: