Зрительная гимнастика по лексическим темам
Игрушки.
«Буратино»
Буратино потянулся, Вправо- влево повернулся, Вниз- вверх посмотрел И на место тихо сел | Встают на носочки, поднимают руки и смотрят на кончики пальцев Не поворачивая головы, смотрят вверх- вниз, вправо- влево. |
«Мяч»
Мой веселый, звонкий мяч, Ты куда помчался вскачь? Красный, синий, голубой, Не угнаться за тобой. | Посмотреть влево- вправо, вниз - вверх Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз Зажмурить глаза, потом помигать 10 раз, Повторить 2 раза. |
«Два мяча»
Послушайте сказку про два мяча. Они большие шалунишки, любят бегать, прыгать так быстро, что намих не догнать, поэтому мыбудем их «догонять» глазками. Жили-были у Иринки два мяча в одной корзинке: Красный — важный и пузатый, крошка-мячик — плутоватый, Развеселый игрунок — всем мешал, как только мог! Мяч большой и крошка-мяч, как-то раз пустились вскачь Вправо-влево мяч большой прыгал очень хорошо! Раз и два, туда-сюда, не догонишь никогда! Крошка-мяч прыгучий очень скачет, скачет, как захочет, Вверх-вниз, вверх-вниз, зацепился и повис. А как выбраться - не знает мяч большой не унывает. Скачет бойко — скок да скок, Снизу вверх, наискосок, сверху вниз, наискосок. Крошке-мячику помог. Крошка-мяч чуть-чуть подумал, Вдруг опять пустился вскачь! Прыгнул вдаль, опять на место, Раз и два туда-сюда прыгал-прыгал... Побежал Он искать большущий мяч покатились друг за другом Кувырком они по кругу. Кувырком, кувырком, голова идет кругом! Бултыхнулись в корытце, искупались в водице. Вода в глазки им попала, они глазки враз закрыли, Раз — открыли, два — закрыли, Раз — открыли, два — закрыли, И водица убежала из корытца их достали Очень долго вытирали сухо-сухо, чисто-чисто Полотенчиком душистым. Вот и снова у Иринки два мяча лежат в корзинке. Закрывайте, дети, глазки, завершилась наша сказка. | И.п.: спина прямая, голова прямая, неподвижно. Движения глазами вправо-влево Движения глазами вверх – вниз Перемещение взгляда по диагонали Перемещение взгляда вдаль- в близь. Круговые движения глазами по часовой стрелке и против нее. Моргание глазами без напряжения мышц. Поглаживание век от переносицы к вискам. Потереть ладони друг о друга, накрыть ими глаза. Держать ладони в течение 30 с. |
Детский сад.
|
«Ах, как долго мы писали».
Ах, как долго мы писали, Глазки у ребят устали. Посмотрите все в окно, Ах, как солнце высоко. Мы глаза сейчас закроем, В классе радугу построим, Вверх по радуге пойдем, Вправо, влево повернем, А потом скатимся вниз, Жмурься сильно, но держись. | (Поморгать глазами.) (Посмотреть влево-вправо.) (Посмотреть вверх.) (Закрыть глаза ладошками.) (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.) (Посмотреть вниз.) (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими) |
Части тела и лица.
«Носик»
Смотрит носик вправо-влево, Смотрит носик вверх и вниз. Что увидел хитрый носик? Ну, куда мы разобрались? | Резко перемещают взгляд вправо и влево Резко перемещают взгляд вверх и вниз. Мягко проводят указательными пальцами по векам. |
«Солнечный зайчик»
Солнечный мой заинька, Прыгни на ладошку. Солнечный мой заинька, Маленький, как крошка. Прыг на носик, на плечо. Ой, как стало горячо! Прыг на лобик, и опять На плече давай скакать. Вот закрыли мы глаза, А солнышко играет: Щечки теплыми лучами Нежно согревает. | Дети вытягивают вперед ладошку. Ставят на ладонь указательный палец другой руки. Прослеживают взглядом движение пальца, которым медленно прикасаются сначала к носу, вновь отводят вперед, затем последовательно дотрагиваются до одного плеча, лба и другого плеча, каждый раз отводя палец перед собой. Голова все время находится в фиксированном положении. Закрывают глаза ладонями. |
Осень.
|
Вот стоит осенний лес! В нем много сказок и чудес! Слева - сосны, справа – ели. Дятел сверху, тук да тук. Глазки ты закрой – открой И скорей бегом домой! | Выполняют круговые движения глазами Выполняют движения глазами влево – вправо Выполняют движения глазами вверх – вниз |
Осень по опушке краски разводила, По листве тихонько кистью поводила. Пожелтел орешник и зарделись клены, В пурпуре осинки, только дуб зеленый. Утешает осень: не жалейте лета, Посмотрите – осень в золото одета! | Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево - вниз Посмотреть влево – вправо. Посмотреть вверх – вниз. Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз. (Повторить 2 раза). |
Жёлтый - красный Красный – жёлтый Разный красный. Жёлтый разный. Это ветер листья носит. Звонкий ветер. Это осень… | Прослеживание глазами за движением листочка Вверх – вниз, вправо – влево 6-8 раз. - движение глазами по кругу в одну и другую стороны 4-6раз. - поморгать и закрыть глаза. |
«Листья».
|
Ах, как листики летят, Всеми красками горят Лист кленовый, лист резной, Разноцветный, расписной. Шу-шу-шу, шу- шу- шу. Как я листиком шуршу. Но подул вдруг ветерок, Закружился наш листок, Полетел над головой Красный, желтый, золотой. Шу-шу-шу, шу-шу-шу. Как листиком шуршу. Под ногами у ребят Листья весело шуршат, Будем мы сейчас гулять И букеты собирать Шу-шу-шу, шу-шу-шу. Как я листиком шуршу. | Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз. Посмотреть влево – вправо. Посмотреть вверх – вниз. Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз. Посмотреть влево – вправо. Посмотреть вверх – вниз. Посмотреть вниз. Посмотреть вверх. Посмотреть влево – вправо. Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем. |
Овощи.
«Овощи».
Ослик ходит выбирает, Что сначала съесть не знает. Наверху созрела слива, А внизу растет крапива, Слева – свекла, справа – брюква, Слева – тыква, справа – клюква, Снизу – свежая трава, Сверху – сочная ботва. Выбрать ничего не смог И без сил на землю слег. | Обвести глазами круг. Посмотреть вверх. Посмотреть вниз. Посмотреть влево – вправо Влево — вправо. Посмотреть вниз. Посмотреть вверх. Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, (повторить 2 раза) |
Раз, два, три, четыре, пять. Будем овощи искать. Что растет на нашей грядке? Огурцы, горошек сладкий. Там редиска, там салат – Наша грядка просто клад! | Дети выполняют круговые движения глазами Посмотреть вверх – вниз. Посмотреть влево, вправо. Быстро поморгать. |
ЯГОДЫ.
Все больного навещают, Все больного угощают: Кто морошкой, Кто черникой, Кто сушеной земляникой. | Переводят взгляд вверх-вниз, вправо-влево. |
ГРИБЫ.
«Грибочки»
Шляпки опят, как монетки горят. (Дети смотрят вдаль.)
Рябит от шляпок в глазах у ребят. (Часто моргают глазами
Деревья.
Ветер дует нам в лицо. Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише… Деревца все выше, выше! | Часто моргают веками. Не поворачивая головы, смотрят вправо- влево. Медленно приседают, опуская глаза вниз. Встают и глаза поднимают вверх. |
«Ёлка».
Вот стоит большая елка, Вот такой высоты. У нее большие ветки. Вот такой ширины. Есть на елке даже шишки, А внизу – берлога мишки. Зиму спит там косолапый И сосет в берлоге лапу. | Выполняют движения глазами. Посмотреть снизу вверх. Посмотреть слева направо. Посмотреть вверх. Посмотреть вниз. Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза. |
«Липа».
Вот полянка, а вокруг | Развести руки в стороны. |
Липы выстроились в круг. | Скругленные руки сцепить над головой. |
Липы кронами шумят Ветры в их листве гудят. | Руки вверх, покачать ими из стороны в сторону. |
Вниз верхушки пригибают | Наклониться вперёд. |
И качают их, качают. | Наклонившись, покачать туловищем. |
После дождика и гроз | Выпрямиться, руки поднять. |
Липы льют потоки слёз. | Плавно опустить руки, перебирая пальцами. |
Каждый листик по слезинке | Руки вниз, энергично |
Должен сбросить на тропинки. | Встряхивать кистями. |
Кап и кап, кап и кап - | Хлопать в ладоши, описывая руками |
Капли, капли, капли-кап! | Круг в одну и др. стороны. |
До чего же листик слаб! | «Уронить» руки. |
Он умоется дождём, | Погладить сначала одну, потом |
Будет крепнуть с каждым днём. | др. руку, сжать кулаки. |
Домашние животные.
«Кошка».
Вот окошко распахнулось, Разводят руки в стороны.
Кошка вышла на карниз. Имитируют мягкую, грациозную походку кошки.
Посмотрела кошка вверх. Смотрят вверх.
Посмотрела кошка вниз. Смотрят вниз.
Вот налево повернулась. Смотрят влево.
Проводила взглядом мух. Взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому.
Потянулась, улыбнулась
И уселась на карниз. Дети приседают.
Глаза вправо отвела,
Посмотрела на кота. Смотрят прямо.
И закрыла их руками. Закрывают глаза руками.
«Лошадка»
Мы поскачем на лошадке Прослеживание глазами за предметом.)
Вправо – влево. (Вправо - влево.)
Вверх – вниз. (Вверх – вниз.)
«Мой щенок »
Я щенка нарисовал, милого, смешного. В целом мире не найти друга мне такого! Он протягивает лапу и глядит лукаво. Убежать бы из рисунка – солнце светит справа Слева луг цветет веселый Убегает вдаль река На другом большом рисунке Конь взлетает к облакам | (Большой круг) (Малый круг) (По траектории восьмерка). (Смотрим глазами вправо). (Посмотрим глазами налево, (Посмотрим вниз). (Поднимем глаза вверх). |
«Ослик ».
( Дети совершают движения глазами в соответствии с текстом)
Ослик ходит выбирает,
Что сначала съесть не знает.
Наверху созрела слива,
А внизу растет крапива,
Слева – свекла, справа – брюква,
Слева – тыква, справа – клюква,
Снизу - свежая трава,
Сверху – сочная ботва.
Закружилась голова,
Кружится в глазах листва,
(Выполняются круговые движения глазами.)
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю слег.
(Закрывают глаза.)
Зима. Зимние забавы.
«Снегопад».
Белых хлопьев белый пух Плавно и спокойно Над деревьями кружит И над колокольней. | Медленно опускать сверху вниз сначала правую руку, потом левую. |
Каждый дом и каждый куст Греет, одевает. | Поочерёдно вытягивает руки вправо, влево. |
Снеговая шубка и Шапка снеговая. | Вытянуть руки вперёд и коснуться ею лба. |
Белых хлопьев белый пух С неба валит валом, Укрывая белый свет Белым одеялом. | Поднимать и опускать руку от уровня груди до пояса. |
Чтобы слева, впереди, Позади и справа | Указательным пальцем коснуться левого плеча, вытянуть руки вперёд, коснуться правого плеча. |
Сладко спали до весны Дерева и травы. | Закрыть глаза ладонями. |
Это сколько ж наметёт. Снега за ночь-то! | Развести руки в стороны глаза широко открыть. |
Это как же полетят С горки саночки! | Полузакрыть глаза, мягко погладить средними пальцами веки от переносицы к вискам. |
Рады снегу детвора - Песня звонкая слышна! |
«Снежинки».
Закружились, завертелись Белые снежинки. Вверх взлетели белой стаей. Лёгкие пушинки. Чуть затихла злая вьюга. Улеглись повсюду. Заблистали, словно жемчуг, - Все дивятся чуду. Заискрились, засверкали Белые подружки. Заспешили на прогулку. Дети и старушки. | «Фонарики» Поднять руки вверх и посмотреть на них Медленно опустить руки и проследить за ними взглядом. Развести поочерёдно руки в стороны и проследить за ними Выполнить руками движение «ножницы» Шаг на месте |
Части суток.
«Волшебный сон».
Реснички опускаются... Глазки закрываются...
Мы спокойно отдыхаем... Сном волшебным засыпаем...
Дышится легко... ровно... глубоко... Наши руки отдыхают...
Отдыхают... Засыпают... Шея не напряжена. И рассла-бле-на...
Губы чуть приоткрываются... Все чудесно расслабляется...
Дышится легко... ровно... глубоко... (Пауза.)
Мы спокойно отдыхаем... Сном волшебным засыпаем...
(Громче, быстрей, энергичней.)
Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем. Их повыше поднимаем.
Потянулись! Улыбнулись! Всем открыть глаза и встать!
«Ночь».
Ночь. Темно на улице. Надо нам зажмурится.
Раз, два, три, четыре, пять. Можно глазки открывать.
Снова до пяти считаем, Снова глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять. Открываем их опять.
(Выполняют действия, о которых идет речь) (Повторить 3 - 4 раза)
«Тишина».
Мы устали все чуть - чуть. Предлагаю отдохнуть.
Отдыхайте наши уши. Тишину мы будем слушать.
И глаза мы закрываем, И они пусть отдыхают.
В тишине представить море, Свежий ветер на просторе.
За волной плывет волна, А в округе тишина.
Наши глазки так устали, Мы писали, рисовали,
Встанем дружно по порядку, Сделаем для глаз зарядку.
Ночь. Темно на улице. Надо нам зажмурится.
Раз, два, три, четыре, пять. Можно глазки открывать.
Снова до пяти считаем, Снова глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять. Открываем их опять.
А теперь всем вместе нужно. Поморгать глазами дружно.
Вправо - влево посмотрите, Вниз и вверх все поглядите.
Отдохнули? Хорошо. Повторяем все еще.
Дни недели.
«Весёлая неделька».
- Всю неделю по - порядку, Глазки делают зарядку. - В понедельник, как проснутся, Глазки солнцу улыбнутся, Вниз посмотрят на траву И обратно в высоту. | Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение). |
- Во вторник часики глаза, Водят взгляд туда – сюда, Ходят влево, ходят вправо Не устанут никогда. | Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение). |
- В среду в жмурки мы играем, Крепко глазки закрываем. Раз, два, три, четыре, пять, Будем глазки открывать. Жмуримся и открываем Так игру мы продолжаем. | Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения) |
- По четвергам мы смотрим вдаль, На это времени не жаль, Что вблизи и что вдали Глазки рассмотреть должны. | Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации) |
- В пятницу мы не зевали Глаза по кругу побежали. Остановка, и опять В другую сторону бежать. | Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз) |
- Хоть в субботу выходной, Мы не ленимся с тобой. Ищем взглядом уголки, Чтобы бегали зрачки. | Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз) |
- В воскресенье будем спать, А потом пойдём гулять, Чтобы глазки закалялись Нужно воздухом дышать. | Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение) |
- Без гимнастики, друзья, Нашим глазкам жить нельзя! |
«Дни недели».
Понедельник.
В понедельник в детский сад Прискакали зайчики. | (Прыжки на двух ногах) |
Полюбили крепко их Девочки и мальчики. | (Обхватить себя руками) |
Пригласили их плясать Дружно ножки выставлять | (По очереди выставляют вперёд ножки) |
Присядь вправо, | (Поворот вправо с приседанием, посмотреть взглядом назад) |
Присядь влево, | (Поворот вправо с приседанием, посмотреть взглядом назад) |
А затем кружись ты смело. | (Покружиться) |
И ладошки у ребят, Словно листики шуршат. | (Ладошки рук потереть друг об дружку). |
Вторник.
К нам во вторник прилетал Аист длинноногий, | (Взмахи руками вверх, вниз) |
По болоту он шагал | (Ходьба на месте, высоко поднимая колени) |
Рыб, лягушек доставал, Наклонялся, выпрямлялся, | (Наклоны вперёд, руки отвести назад) |
Вдаль смотрел на край болота | (Посмотреть вдаль, приставив реку к голове, как козырёк) |
И на нос. Ой, где он? Вот он! | (Посмотреть на выставленный вперёд палец, подвести его к носу, не отрывая взгляда от пальца) |
Аист полетел домой, | (Взмахи руками вверх, вниз) |
Машем мы ему рукой. | (Машут рукой или одновременно двумя) |
Среда.
В среду слон к нам приходил, Топать ножками учил, | (Ходьба на месте) |
И наклоны выполнять, | (Наклоны вперёд) |
И на цыпочках стоять. | (Поднимаемся на носочки) |
Мы покрутим головой Словно хоботом с тобой. | (Круговые повороты головой, взглядом смотрят: вверх, вправо, вниз, влево и обратно) |
В прятки поиграем Глазки закрываем. Раз, два, три, четыре, пять, Мы идём слона искать. Пять, четыре, три, два, один, Слон уходит в магазин. | (Плотно закрыть глаза пальцами рук, досчитать до пяти и широко открыть глазки) |
Четверг.
А в четверг к нам приходила Хитрая лисичка, | (Ходьба на месте имитирует мягкие шаги лисицы) |
Показала хвостик рыжий Такой мягкий и пушистый. | (Повороты туловища вправо и влево, взглядом стараясь посмотреть, как можно дальше назад) |
Посидели, постояли, Притаились как лиса, | (Приседания) |
Мышку в норке поискали | (Присели и пальчиками рук как бы разгребают землю) |
Вот такие чудеса! | (Встать и развести руки в стороны, приподнимая плечи). |
Пятница.
Мишка в пятницу пришёл, | (Ходьба на месте имитирует шаги медведя) |
Он в лесу медок нашёл, | (Руки как бы держат перед собой бочонок мёда, приседания с поворотом туловища вправо, влево) |
На высокой ёлке, Где колкие иголки. | (Взгляд поднять вверх, вниз. Пальцы рук раздвинуты, как иголки) |
Мы у пчёл медку попросим | (Встряхнуть кисти рук) |
На дворе настала осень, | (Потянуться) |
Скоро мишка ляжет спать, | (Медленно приседают) |
Будет лапу он сосать. | (Наклоны головы вправо, влево, руки под головой) |
Пчёлы дали мёду, Целую колоду. | (Хлопают в ладоши и прыгают на двух ногах) |
Суббота.
Мы в субботу пригласили | (Взмахи руками к себе) |
Шустрых белок на обед. | (Повороты туловища вправо, влево с приседанием) |
Щей капустных наварили, | (Обе кисти рук сжаты вместе, круговые движения, обеих рук, туловище поворачивается вслед за руками) |
Наготовили котлет. | (Ладошки лежащие одна на другой, меняются местами) |
Белки в гости прискакали, | (Прыжки на месте) |
Посмотрели на столы … | (Глаза широко открыть и крепко их зажмурить) |
В лес обратно убежали | (Бег на месте) |
За орешками они. | (Постукивание кулаками друг об друга) |
Воскресенье.
В воскресенье выходной, Мы идём гулять с тобой. | (Ходьба на месте) |
Смотрим вправо | (Поворот туловища вправо, посмотреть взглядом назад) |
Смотрим влево, | (Поворот туловища влево, посмотреть взглядом назад) |
Ничего не узнаём. | (Развести руки в стороны и удивиться) |
Вот забор, а за забором, | (Руки вытянуты перед собой, кисти рук повёрнуты вертикально, пальцы раздвинуты как иголки). |
Ходит лая грозный пёс, | (обе руки одновременно перевести справа налево, взгляд следит за руками) |
Вот корова замычала, «Му-у-у», | (Наклоны туловища вперёд) |
Заработал паровоз, «Ду-ду-ду-у», | (Имитация движущегося поезда на месте) |
А лошадка бьет копытцем, Предлагает прокатиться. | (Руки на поясе, приподнимаем и опускаем правую, а затем левую ножки) |
Мы на этой карусели Прокатиться захотели. | (Произвольные круговые движения руками). |
«Календарь».
Запоминаем календарь: | |
Зима – декабрь, январь, февраль. | Движения глазами вправо-влево. |
За ними март, апрель и май – | |
Весна пришла, пальто снимай! | Движения глазами вниз - вверх |
Июнь, июль и август – лето! | |
Бежит с портфелем осень следом: | Круговые движения глазами по часовой стрелке и против неё |
Пройдут сентябрь, октябрь, ноябрь, | |
А дальше вновь зима – декабрь! | Зажмурить глаза, потом помигать 10 раз |
Дикие животные.
«Белка».
Белка дятла поджидала, Гостя вкусно угощала. Ну-ка дятел посмотри! Вот орехи-1,2,3. Пообедал дятел с белкой И пошел играть в горелки. | Резко перемещают взгляд вправо- влево. Смотрят вверх-вниз. Моргают глазками. Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем |
«Зайка».
Каждый ребенок берет зайчика на палочке.
Зайка вправо поскакал, Каждый зайку увидал. Зайка влево поскакал Каждый взглядом увидал. Зайка — вправо, зайка влево. Ах, какой зайчонок смелый! Зайка скачет вверх и вниз. Ты на зайку оглянись. Зайчик спрятался от нас. Открывать не надо глаз. | Дети прослеживают движения зайчика взглядом, голова остается в фиксированном положении. Прячут зайку за спину, поворачивая голову, смотрят через правое плечо, затем через левое. Закрывают глаза на несколько секунд. |
«Ёжик».
Ходил ёжик по полянке, | - ходьба на месте | |
Он искал грибы опятки. | - повороты головы вправо и влево; | |
Глазки щурил, открывал | - прищуриться и открыть глаза; | |
Но грибов не увидал | -развести руки в стороны; | |
Вверх смотрел он, вниз глядел | - посмотреть вверх- вниз; | |
Сам тихонечко пыхтел | -произнести “пых”, “пых”, “пых; | |
Смотрел влево, смотрел вправо | -голова неподвижна, посмотреть влево – вправо; | |
Вдруг увидел гриб на славу! | - закрыть и широко открыть глаза; | |
Оглянулся он ещё | -руки спрятать за спину; | |
Через левое плечо | -повернуть голову влево, посмотреть назад; | |
Через правое ещё | -повернуть голову вправо, посмотреть назад; | |
Ёж затопал по тропинке И грибок унёс на спинке. | -ходьба на месте, высоко поднимая ноги. |
«Медведь»
Сел медведь на брёвнышко, Стал глядеть на солнышко. - Не гляди на свет, медведь! Глазки могут заболеть! | Сидя на стуле, поднимают голову вверх и водят глазами вправо-влево в ритме стихотворения. Прикрывают глаза ладонями. |
Птицы.
«Птички ».
Летели птички, | Прослеживание глазами за предметом по кругу |
Собой невелички. | |
Как они летели, | Движения глазами вправо – влево |
Все люди глядели. | |
Как они садились, | Движения глазами вверх – вниз |
Люди все дивились. |
«Сорока».
Длиннохвостая сорока хлопотунья белобока. По лесу летает. Вести собирает. Вправо-влево, вправо-влево, все летает то и дело. С веточки на веточку отлетает чуточку. Вверх и вниз, верх и вниз. Лишь смотреть ты не ленись. Затрещит и застрекочет, будто кто ее щекочет. Ну, сорока – егоза, мы зажмурили глаза. Поскорей улетай ты нам больше не мешай. | -проследить глазами за движением птицы «далеко - близко» 6- 8 раз; -движение глаз вправо-влево 6-8 раз; -движение глазами вверх вниз 6-8 раз -проследить глазами по кругу в одну и другую сторону; - поморгать и зажмурить глаза. |
«Сова»
В лесу темно. Все спят давно.
Только Совушка-сова, большая голова,
На суку сидит, во все стороны глядит.
Вправо, влево, вверх и вниз,
Звери, птицы, эх, держись!
Посмотрела все кругом – за добычею бегом!
«Филин».
На счет 1-4 закрыли глаза, 5-6 широко раскрыли глаза, посмотрели вдаль.
Животные жарких стран.
«Лимпопо» (по технологии В. Базарного).
А в Африке, а в Африке, на черной Лимпопо, Сидит и плачет в Африке печальный Гиппопо. Он в Африке, он в Африке. Под пальмою сидит и на море из Африки Без отдыха глядит: Не едет ли в кораблике доктор Айболит? Но вот, поглядите, какая-то птица Все ближе и ближе по воздуху мчится. На птице, глядите, сидит Айболит И шляпою машет и громко кричит «Да здравствует милая Африка!» | Сидят по-турецки, медленно, в ритме стихотворения двигают зрачками слева направо. Переводят взгляд вверх-вниз. Складывают пальцы трубочкой и смотрят в «трубу» сначала правым глазом, потом левым. |
«Слоник».
Раз, два — слоник идет вправо, Движения глаз вправо-влево.
Три, четыре — а теперь налево, Повторить 4—5 раз.
Пять, шесть — дорожка лежит прямо,
Семь, восемь — все начинаем сначала.
Идет слоник по тропинке. Движения глаз вверх-вниз,
Глядит вниз, как на картинке. вправо-влево.
Смотрит вверх, по сторонам. Повторить 5-6 раз.
Ну-ка сделай так же сам.
Сел наш слоник отдохнуть. Глаза закрыть, открыть.
Только он решил уснуть, Круговые движения глазами.
Вдруг, откуда ни возьмись, Повторить 4-5 раз.
В лесу пчелка появилась.
И, кружа, кружа, жужжит.
Как ее остановить?
Посмотрел наш слоник вдаль. Глаза открыть, закрыть. (5-6 р)
НАРОДЫМИРА
«Индеец Соколиный глаз».
— У индейца по имени Соколиный глаз отличное зрение. Он самый лучший охотник в своем племени. Хотите ли вы, ребята, чтобы у вас тоже было хорошее зрение? Нам поможет Соколиный глаз.
Глаза отдыхают. Соколиный глаз накрывает глаза ладошками, закрывает их. Он слушает шепот ветра, шум воды, крик птиц. | Держать ладони в течение 30 с. |
Соколиный глаз смотрит на небо вверх, он определяет погоду. Смотрит на землю. | Повторить 4-5 раз. |
Соколиный глаз смотрит на ближнее дерево, на далекое озеро. | Повторить 4-5 раз. |
Соколиный глаз поворачивается вправо, натягивает лук. Смотрит влево. | Повторить 4-5 раз |
Соколиный глаз не дает пыли и ветру попадать в глаза, он быстро моргает. | Моргание глазами – 3 подхода по 10 раз |
Транспорт. ПДД.
«Автобус».
Мы в автобусе сидим, во все стороны глядим.
Глядим назад, глядим вперед, а автобус не везет...
Внизу речка – глубоко, вверху птички – высоко.
Щётки по стеклу шуршат все капельки смести хотят.
Колёса закружились вперёд мы покатились.
«Машины».
По городу мчатся с утра и до ночи
Машины всех марок, красивые очень.
(Дети выполняют круговые движения глазами.)
Поедут направо, налево, кругом-
(Выполняют движения глазами влево, вправо.)
Свободны машины и ночью и днем.
(Хлопают глазами.)
«Самолет».
Пролетает самолет С ним собрался я в полет. Правое крыло отвел, посмотрел. Левое крыло отвел, поглядел. Я мотор завожу И внимательно гляжу Поднимаюсь ввысь, лечу Возвращаться не хочу. | - посмотреть вверх -отвести руки, проследить взглядом. -вращательные движения руками перед собой, следить взглядом. - встать на носочки, проследить глазами по волнистой линии; - поморгать и прикрыть глаза. |
«Светофор».
У дороги, словно в сказке, На столбе живёт трех глазка. Всё мигает и мигает, Ни на миг не засыпает. Она транспорт стережёт, Пешеходам путь даёт. | Взор переводят вверх, вниз Взор переводят вправо, влево. Моргают глазами. Широко раскрывают глаза. Глаза закрывают. |
Профессии
«Маляры».
Движения глаз вверх – вниз. Плавно, 8–10 раз.
Нет забавнее игры: наши глазки – маляры.
(Садятся прямо и настраиваются.)
Мы заборы красим
Вверх – вниз – раз,
Вверх – вниз – два (и так до 8 раз).
Наши глазки молодцы, работают в согласии.
(Легко моргают.)
«Художники».
Надо глазки упражнять, чтобы клад нам увидать.
Дети рисуют взглядом лодочку (2 раза), радугу (2 раза), круг в одну и другую сторону (3 раза); быстро моргают глазами и прикрывают их ладонями, ощущая тепло.
«Часовщик».
Часовщик прищурил глаз, (Закрыть один глаз. Закрыть другой глаз.)
Чинит часики для нас. (Открыть глаза.)
Наша армия. День победы.
«Стрельба глазами».
Отводить глаза до упора влево и вправо (по 8-10 раз) не доводя их до утомления.
Мамин праздник.
***
Пальчик к носу движется, а потом обратно,
На него посмотреть очень нам приятно!
Вытянуть вперед руку. Следить за кончиком пальца, медленно приближая его к носу, а потом так же медленно отодвигая обратно.
А теперь глаза закрой и погладь руками,
Помечтаем мы с тобой о любимой маме.
Закрыть глаза, погладить веки.
Весна.
Всё проснулось ото сна, значит, к нам пришла весна.
Потягивание
Солнце греет всё теплей, на прогулку все скорей!
Выбрасывание пальцев рук из кулачка с одновременным
разведением рук вверх, в стороны
Справа - первые цветочки появились на лужочке.
Правая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором
Слева - быстрый ручеёк с бугорка к реке потёк.
Левая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором
Мы кораблик смастерили,
Соединить ладони перед грудью
В ручеёк пустить решили.
Удаление сложенных ладоней вперёд от себя
Уплывай, кораблик мой, прямо к речке голубой!
Машем ладонями, прощаясь с корабликом
Вот как весело играть и в весенний день гулять!
Легкие подпрыгивания на месте
Дышит свежестью земля, подышу «весной» и я!
«Подснежник».
(Дети выполняют движения в соответствии со словами педагога)
В руки вы цветы возьмите, и на них вы посмотрите.
А теперь их поднимите вверх, на них вы посмотрите.
Вниз цветы вы опустите, и опять на них взгляните.
Цветок вправо, цветок влево. «Нарисуйте» круг умело.
Цветок близко, вот вдали, ты внимательно смотри.
Вот такой у нас цветок, улыбнись ему, дружок.
Быстро, быстро вы моргайте, и команды выполняйте.
«Мамины помощники».
«Метелки».
Вы метелки,
Усталость сметите.
Глазки нам
Хорошо освежите. (Моргание глазами).
Мой город. Дом. Квартира.
«Заборчик».
Поднимать глаза вверх и опускать вниз.
«Мостик».
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют А теперь мы их откроем, через речку мост построим Нарисуем букву о, получается легко. Вверх поднимем, глянем вниз, Вправо, влево повернем, Заниматься вновь начнем. | Закрывают оба глаза. Продолжают стоять с закрытыми глазами. Открывают глаза, взглядом рисуют мост. Глазами рисуют букву о. Глаза поднимают вверх, опускают вниз. Глаза смотрят вправо- влево Глазами смотрят вверх,вниз. |
Цветы.
***
Наши нежные цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Глазки открыли, вправо-влево поглядели. Ресницами помахали.
Космос.
***
Раз, два, три
Ремни пристегни. Ракета ввысь лети.
Космонавты, глубже дыши.
Посмотри в иллюминатор, вдруг!
Чудеса одни вокруг.
В воздухе, как ласточки, мы парим
Из отсека в отсек мы летим.
Садимся в кресло мы с трудом
Еще трудней удержаться в нем.
Вот приземляе