Музыкальные игры,
Обучающие детей
Танцевальному искусству
Игры, обучающие детей музыкальной выразительности посредством культуры движений
Игра «Воротики»
Цель игры: Обучить детей восприятию ритмического разнообразия / долгие, короткие звуки/ посредством движений под музыку.
Музыкальный материал: «Марш» И. Дунаевского,
«Полька» С.Рахманинова.
Движения, используемые в игре:
Энергичный шаг на полной стопе.
Легкий бег на носочках.
Методика проведения игры:
v Дети делятся на первые и вторые номера.
v Дети с одинаковыми номерами делятся на пары, образуют круг. Пары под первыми номерами чередуются с парами под вторыми номерами.
v Под звучание марша все дети парами идут по кругу энергичным шагом на полной стопе /высоко поднимая колени/, Свободно и энергично взмахивая руками.
v С окончанием звучания музыки /в паузе между музыкальными отрывками/ педагог дает команду, например: «Первые номера!» - и это значит, что дети, стоящие под этими номерами, должны быстро поднять сцепленные руки вверх, образуя «воротики».
v Под звучание польки не названные номера легким бегом пробегают в «воротики», образованные названными номерами.
v Далее игра поводится сначала, но «воротики» могут образовывать другие номера. С целью концентрации внимания детей педагог может называть одни и те же номера несколько раз подряд.
«Передай мяч»
Цель игры: обучить детей восприятию контрастных динамических оттенков в движении.
Музыкальный материал: «Вальс цветов» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».
Движения, используемые в игре: плавные движения рук влево и вправо в процессе передачи мяча с соответствующим поворотом корпуса и головы.
|
Методика организации игры
v Дети стоят, образуя круг.
v Педагог оговаривает с ними условия игры: под громкое звучание музыки мячик передавать вправо, под тихое - влево.
v Игра продолжается столико, сколько она вызывает эмоциональный отклик у детей.
Примечания:
1. Педагог перед началом игры обязательно должен напомнить детям о динамике звука, т.е. о силе звучания музыки /тихо-громко/.
2. В процессе игры очень важно, чтобы дети реагировали на смену динамики без суеты и разговоров, внимательно слушали музыку.
3. музыкальному руководителю необходимо объяснить детям, что под громкую музыку движения рук могут быть более энергичными и волевыми, а если музыка звучит тихо – более нежными и плавными.
Игра «Жмурка»
Цель игры: обучить детей восприятию смены темпа в музыке и точной реакции на нее посредством движения.
Музыкальный материал: русская народная песня «Из-под дуба». медленный и быстрый вариант.
Движения, используемые в игре: легкий бег и приседания на одно колено с прямой спиной.
Методика организации игры:
v Музыкальный руководитель выбирает среди детей «жмурку», а остальных детей настраивает на определенные движения, то есть под медленное исполнение музыки они должны сидеть на одном колене с прямой спиной, под быстрое – двигаться легким бегом по залу.
v Звучит медленная часть песни «Из-под дуба»; дети опускаются на одно колено, Жмурка ходит между ними.
v Под быструю часть музыки дети легким бегом передвигаются вокруг жмурки, задирают «спящего» жмурку.
|
v С окончанием музыки жмурка ловит детей.
v Если жмурка догоняет кого-либо, то они меняются ролями.
v Игра повторяется несколько раз.
Примечания:
1. Музыкальный руководитель перед началом игры напоминает детям о музыкальном темпе и его разнообразии.
2. Передвигаться легким бегом и «задирая» жмурку, дети должны вести себя этично, следить за своими движениями.
3. Избегать столкновений.
Игра «Верные друзья».
Цель игры: обучить детей восприятию многочастного музыкального произведения и согласовывать свои движения с музыкой каждой части.
Музыкальный материал: Попурри на тему русских народных песен: «Ах, вы сени…», «Во саду ли, в огороде…», «Ой, то не вечер».
Движения, используемые в игре: притопы одной ногой, хлопки с притопом; «пружинки», «ковырялочка»; подскоки на месте, кружение вокруг себя.
Методика организации игры
v Звучит песня «Ах, вы сени», под которую дети простым шагом идут по кругу, взявшись за руки.
v Звучит песня «Ой, то не вечер», под которую каждый ребенок ищет себе пару и, найдя, кружится с нею.
v Звучит песня «Ах, вы сени», под которую дети идут по кругу, но уже парами.
v Звучит «Частушка». Дети останавливаются, разворачиваются в парах лицом друг к другу и выполняют пляску по показу.
v Под звучание песни «Ах, вы сени» два круга двигаются противоходом, руки на поясе.
v Под звучание песни «Во саду ли» дети легким бегом разбегаются в разные стороны.
v Под музыку песни «Ах, вы сени» дети бегут и ищут себе пару, поднимают сцепленные руки.
v Побеждает та пара, которая сделает это первой.
Примечания
1. Педагог предварительно рассказывает детям, что музыка иногда бывает из двух и более частей, которые различны по динамике настроению и темпу.
2. В процессе игры музыкальный руководитель напоминает сюжет игры.
3. Когда игра усвоена, можно обойтись без реплик.